Режим работы:
ПН - ВС: с 12:00 до 22:00
Перезвоните мне

Заправка автомобильных кондиционеров

Согласно нашей местной традиции, заправлять кондиционер нужно когда солнце прогреет воздух до 30 градусов Цельсия и стоять в пробке даже с открытыми окнами станет невозможно. Конечно, гораздо эффективнее проверить кондиционер перед началом летнего сезона, обслужить: заменить фильтр салонного воздуха, прочистить дренажные отверстия, произвести дезинфекцию климат-системы.

Зачем нужна заправка кондиционера?

Автомобильный кондиционер работает на основе тех же физических явлений, что и бытовой холодильник. В контуре системы кондиционирования находится специальное вещество - хладагент. Хладагентом, или как его еще называют фреоном или хладоном, могут быть различные вещества, удовлетворяющие определенным свойствам. Конкретная холодильная установка рассчитывается на использование определенного вещества в качестве холодильного агента.

В большинстве современных автомобильных кондиционерах используется газ тетрафторэтан, известный под маркой R134a. Во многих современных бытовых холодильниках применятся это же вещество. Если вы посмотрите на наклейку внутри камеры и там будет написано HFC 134a - значит в контуре Вашего холодильника тот же фреон, что и в машине.

Как известно, холодильники могут работать десятилетиями без заправки фреоном и различного вмешательства. Обычно заправка бытового холодильника требуется только по причине замены компрессора (мотора) или в следствии повреждения трубок холодильного контура. Сам газ тетрафторэтан не портится, не разлагается, не истощается при нормальных режимах работы холодильного агрегата. Эту байку выдумали нерадивые мастера климата.

Некоторые клиенты искренне уверены что фреон "тратится" в ходе работы кондиционера, но к сожалению для нас мастеров, это не так. Фреон может уходить интенсивнее при работе автокондиционера только при наличии утечки. Кондиционеры воздуха на некоторых автомобилях работают десятилетиями без заправки и вмешательства в контур.

Утечка фреона может произойти как в следствии проведения ремонтных работ: снимали двигатель, трансмиссию, радиаторы; так и в следствии повреждения прокладок, уплотнителей, сальников. Если Вы не хотите "задувать" свой кондиционер фреоном каждый месяц, а то и чаще, утечку стоит искать и устранять.

Заправка автокондиционера

Далеко не всегда причиной плохой работы кондиционера или полного его отказа является недостаток хладагента. Не редки случаи отказа датчиков давления, вентилятора, повреждения электропроводки, загрязнения конденсора или загрязненный салонный фильтр. Лучше обращаться сразу к специалистов, а не пытаться усугублять проблему лишними процедурами.

Что такое вакуумная заправка автокондиционера?

Наверное, это должно очень круто звучать, особенно когда мастер говорит: "в Вашу систему вакуум не заходит". Серьёзно, бывают такие "специалисты", которые считают что вакуум - это какой-то особый газ - в такие моменты плакать хочется за современную систему образования. Вакуум - это по-сути пустота, отсутствие какого-либо вещества, в том числе газа. Идеальный абсолютный вакуум с точки зрения современной науки не достижим в принципе.

Вакуумирование в контексте системы кондиционирования - это процесс разряжения давления в контуре с целью удаления воздуха и влаги, но при этом в нем остается компрессорное масло, силикагель в осушителе - поэтому как ни старайся этот вакуум далеко не идеальный. Но он там и не требуется, ведь основная задача вакуумирования - это удаление неконденсируемых газов из контура, а именно воздуха. Вторым, не менее важным преимуществом предварительной вакуумации, является осушение системы.

Перед заправкой контура фреоном к системе подключается специальный вакуумный насос, с помощью которого откачиваются все газы, а вода в разряженной среде начинает эффективно испарятся и при низких температурах. Поэтому полное вакуумирование системы, которая была долго разгерметизирована, производится обычно долго, пока не испарится вся влага. В автоматических заправочных станциях вакуумирование является частью программы обслуживания кондиционера.

В случае ошибки оператора или сознательного нарушении технологии заправки, в герметичный контур системы кондиционирования попадает воздух. Вместе с воздухом попадает влага, которая негативно сказывается на сроке эксплуатации системы, но это не то последствие которое можно сразу ощутить. Воздух, состоящий из азота, кислорода, углекислоты и других примесей не может конденсироваться в заданных рабочих параметрах холодильной установки. Вообще есть установки, работающие и на кислороде и на углекислоте в качестве холодильного агента, но там совсем другие рабочие давления и температурные режимы.

Кондиционер, в контур которого попал воздух может работать и даже охлаждать воздух при достаточно теплой погоде, но он будет отключаться в жару, когда автомобиль стоит в пробке или под действием прямых солнечных лучей. В любом случае наличие воздуха в контуре снижает холодопроизводительность и увеличивает давление в контуре. В попытках снизить температуру дилетанты пытаются "добавить еще немного" газа, зачастую клиенты сами просят: "зачем мне полная заправка, добавьте чуть-чуть фреона по-дешевле".

В результате таких дозаправок кондиционера, в лучшем случае он будет просто отключатся, а на кнопке A/C мигать индикатор об ошибке. Хотя излишним давлением может и разорвать гибкие резиновые соединения, конденсатор, а может сломаться компрессор из-за перегрева или гидроудара. Чтобы избежать серьезных последствий от таких "заправок кондиционера", некоторые производители компрессоров устанавливают на них предохранительный клапан, но в случае его срыва стоимость ремонта будет выше нормальной заправки по технологии.

Почему мы всегда делаем полную заправку?

Ну, или почти всегда. Дело в том, что автопроизводителем устанавливаются четкие нормативы по количеству заправляемого хладагента. Обычно эта цифра указана в граммах или фунтах. Профессионалы выполняют полную заправку на предварительно отвакуумированную систему строго в соответствии с этими цифрами, используя для этого специальные заправочные весы с высокой точностью до грамма. Некоторые новички пытаются сэкономить на покупки специализированных цифровых весов, приобретая торговые весы или даже безмен (серьезно я и такое видел), но они не смогут обеспечить необходимой точности.

Бывает, в частности на Toyota'х, что производитель автомобиля не указывает четких весовых нормативов по заправке. Вместо этого в сервисном руководстве к автомобилю приводятся рекомендации по контролю количества хладагента, графики значения переохлаждения системы. В таких автомобилях часто присутствует сервисное наблюдательное окошко в районе ресивера или фильтра-осушителя. Такую систему гораздо проще заправить без специальных весов.

Зачастую нам не известно что за газ или смесь газов находится в контуре системы кондиционирования воздуха. Даже сам клиент, часто сам не знает что там может быть залито. Либо купил авто с неработающим кондиционером, либо где-то уже пытался заправить. Мастера обычно стараются расспросить автовладельца об истории неисправности, но зачастую клиенты мало что знают.

Поэтому необходима предварительная полная эвакуация газа из контура. В идеале конечно, требуется регенерация хладагента, изучение его состава на газоанализаторе. Но тут необходимо понимать стоимость данной процедуры, которая складывается из трудозатрат, электричества, расходных материалов (фильтров) и амортизации дорогостоящего оборудования. Если клиенту сильно хочется, конечно, можно откачать, взвесить, прогнать через газоанализатор и добавить необходимое количество из стерильного баллона, но это вряд-ли сэкономить ему деньги.

В среднем автомобильном кондиционере в районе 600г хладагента, в отдельных случаях чуть больше килограмма. Это же утверждение часто справедливо для коммерческого транспорта и спецтехники. Стоимость самого распространенного хладагента HFC 134a таким весом на сегодняшний день не так уж и велика, поэтому регенерацией такого количества газа заниматься не рентабельно.

Очень часто, после дозаправок в шиномонтажном сервисе или у обочины, в контур попадает не только воздух, но и хладагент сомнительного происхождения. Дело даже не в стране производства хладагента, сколько в соответствии его конкретному составу. Есть крупные китайские заводы, производящие качественные фреоны. Есть также и дешевые подделки, когда дешевый газ (например пропан-бутановая смесь) продается под видом более дорого хладагента.

Дело не в том что такие "специалисты" мечтают кого-то обмануть. Скорее-всего нет, просто в стремлении выгадать незначительную сумму, покупают самый дешевый контрафактный фреон, который часто предлагают дешевле отпускных цен производителя. Вряд-ли человек, который стремится сэкономить 2000 рублей с баллона будет приобретать газоанализатор за 100 000 рублей чтобы проверить чистоту данного хладагента. Некоторые из продавцов подобной продукции, могут заявить: "Состав фреона на всей планете одинаковый". Это бред. Хладагентов известно очень много, различных по характеристикам, составу и стоимости.

Из всего выше сказанного важно понимать, что:

  • если всё работает нормально - лазить в контур не зачем;
  • заправлять кондиционер нужно только в случае утечки, а утечку нужно устранять;
  • вакуумирование системы - обязательный и важный технологический этап при заправке автомобильного кондиционера;
  • фреон фреону рознь.
Комментарии
Пока нет комментариев
Написать комментарий
32 + ? = 40