Игра четвертый лишний по правилам дорожного движения. Игра – путешествие по ПДД «Я – Знаток дорожной науки

Пожидаева Н.И., воспитатель МДОУ №63 г.Старый Оскол

Многие считают, что дорога и игра - это два несовместимых понятия. А я считаю, что наоборот, это два взаимосвязанных понятия. Если вы хотите научить ребенка безопасному поведению на дороге, то играйте с ним. Безопасность напрямую зависит от тех игр, в которые играет дошкольник. Именно игра позволяет ребенку смоделировать окружающий мир, найти свое безопасное и комфортное место в этом сложном мире городского жителя.

Предлагаю описание некоторых игр, надеюсь, что это поможет вам в обучении детей Правилам дорожного движения.

1. Четвертый лишний.

  1. Назовите лишнего участника дорожного движения: грузовик, дом, скорая помощь, снегоуборочная машина.
  2. Назовите лишнее средство транспорта: легковая машина, грузовая машина, автобус, детская коляска.
  3. Назовите средство транспорта, не относящееся к общественному транспорту: автобус, трамвай, грузовик, троллейбус.
  4. Назовите лишний цвет светофора: красный, синий, желтый, зеленый.

2. Игра в слова.

Варианты игры.

  1. Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору. Объясните выбор каждого слова: три глаза, стоит на улице, красный свет, стоит дома, перекресток, голубой свет, одна нога, желтый свет, помощник пешехода.
  2. Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к пассажиру. Объясните свой выбор: автобус, маршрут, остановка, дорога, купание, чтение, сон, билет, кондуктор, перелет на самолете, пешеход, сиденье, салон, кровать.
  3. Составьте рассказ со словами: утро, завтрак, дорога в школу, тротуар, булочная, аптека, перекресток, надземный переход, светофор, школа.

3. Группы дорожных знаков.

  1. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть картинку, высказать свои впечатления, совместно проанализировать предложенную ситуацию. После этого взрослый зачитывает текст (не называя знака) и просит детей подобрать дорожный знак, который соответствует данной картинке и тексту, обосновать свой выбор.
  2. Воспитатель предлагает детям рассмотреть дорожные знаки, вспомнить, на какие группы их можно разделить. Выбираются участники игры, которые по указанию воспитателя отбирают нужные знаки, раскладывая их в подготовленные обручи. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания. Следующим участникам игры предлагают подобрать по одной картинке к определенной группе дорожных знаков, аргументировать свой выбор.

4. Виды транспорта.

На столе лежат карточки с видами транспорта, картинкой вниз. Каждый ребенок выбирает себе карточку с изображением транспортного средства. Рассматривает свою картинку и думает, к какому виду транспорта относится то, что там изображено. По сигналу воспитателя, выходят те дети у которых картинка с изображением пассажирского вида транспорта. Называют их. Затем выходят дети у кого грузовой вид транспорта и специальный вид транспорта.

5. Поле чудес.

Игровое поле разделено по секторам. На каждом секторе расположены картинки с ситуациями на дороге, улице. Дети поочередно крутят барабан. На какой картинке остановится стрелка, ту ситуацию и объясняет ребенок. Воспитатель просит найти выход.

6. Объяснялки.

Дети делятся на две команды. Воспитатель вызывает ребенка из первой команды и говорит ему слово, которое он должен объяснить своей команде не называя его. Если команда не отвечает на вопрос, то право ответить переходит к соперникам. (Например: автобус - на нем ездят люди на работу и ли в гости, он бывает под разным номером) .

Примерные слова: дорожный знак, пешеходный переход, пассажир, пешеход, светофор, велосипед, тротуар, трамвай.

7. Узнай дорожный знак.

На столе перемешиваются большие и маленькие цветные карточки. На большие карточки нанесены цветные контуры дорожных знаков. На маленьких карточках находятся недостающие фрагменты знаков. Ребенок выбирает любую большую карточку. Затем, он должен подобрать и наложить на каждое изображение большой карточки маленькую карточку так, чтобы получился существующий дорожный знак.

Четвертый лишний

1. Назовите лишнего участника дорожного движения.

Грузовик, дом, «скорая помощь», снегоуборочная машина.

2. Назовите лишнее средство транспорта.

Легковая машина, грузовая машина, автобус, детская коляска .

3. Назовите средство транспорта, не относящееся к общественному транспорту.

Автобус, трамвай, грузовик , троллейбус.

4. Назовите лишний «глаз» светофора.

Красный, синий , желтый, зеленый.

Игра в мяч

Педагог с мячом встает в центр круга и бросает ребенку мяч, одновременно задавая вопрос. Тот отвечает и бросает мяч педагогу. Игра проводится со всеми детьми по очереди.

Педагог. По дороге кто идет?

Ребенок. Пешеход.

Педагог. Кто машину ведет?

2-й ребенок . Водитель.

Педагог. Сколько «глаз» у светофора?

3-й ребенок . Три глаза.

Педагог. Если красный «глаз» горит, то о чем он говорит?

4-й ребенок . Стой и жди.

Педагог . Если желтый «глаз» горит, то о чем он говорит?

5-й ребенок. Подожди.

Педагог. Если зеленый «глаз» горит, то о чем он говорит?

6-й ребенок. Можете идти.

Педагог. Идут наши ножки по пешеходной...

7-й ребенок . Дорожке.

Педагог. Где мы автобус ждем?

8-й ребенок . На остановке.

Педагог. Где играем в прятки?

9-й ребенок . На детской площадке.

Игра в слова

1. Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору. Объясните выбор каждого слова.

Словарь: три глаза, стоит на улице, перекресток, красный свет, голубой свет, одна, нога, желтый свет, переход через улицу, помощник пешехода, зеленый свет, стоит дома.

2. Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к пассажиру. Объясните выбор каждого слова.

Словарь: автобус, маршрут, остановка, дорога, купание, чтение, сон, билет, кондуктор, перелет на самолете, пешеход, сиденье, салон, кровать.

3. Составьте рассказ со словами: утро, завтрак, дорога в школу, тротуар, булочная, аптека, перекресток, наземный переход, светофор, школа.

Старшая группа

Словесная игра

Цель :

«Один - много»

Дополните предложения.

Словесная игра «Подберите слову пару»

Игра «4 –ый лишний»

Какой предмет лишний?

Речь с движением

«НА ШОССЕ»

Ёж с мешком и посошком

кругу.)

Тороплюсь я, как и все.

стрижа.).

Игра «Четвертый лишний»

1. Назовите лишнего участника дорожного движения: Грузовик, дом, скорая помощь, снегоуборочная машина.

2. Назовите лишнее средство транспорта: Легковая машина, грузовая машина, автобус, детская коляска. 3. Назовите средство транспорта, не относящееся к общественному транспорту: Автобус, трамвай, грузовик, троллейбус.

4. Назовите лишний «глаз» светофора: красный, синий, желтый, зеленый.

Игра «Лишнее слово»

Цель: Классификация понятий.

Игра ЗКР «Хлопни в ладоши»

Цель: выделение звука «Р» в словах

Игра «Слова-неприятели», антонимы

Игры на развитие слухового внимания.

Игра «Лишнее слово»

Цель: классификация понятий.

скорый (самолет, поезд, велосипед); морской (транспорт, порт, причал, аэробус); грузовая (машина, баржа, ракета, станция);быстроходное (такси, судно, шоссе)

Игра «Хлопни в ладоши» Ц: упражнять в выделении слогов в словах.

Пе- ше- ход, све- то –фор, ма –ши- на, пе- ре- ход…

Отгадывание загадок.

Вдоль улиц и дорог

Солдатики стоят.

Мы с вами выполняем,

Что нам они велят. (Дорожные знаки)

Вот стоит на мостовой

Рослый, стройный постовой.

Кружит, вертит головой,

Всем прохожим говорит:

Регулировщик)

Полосатая лошадка,

Ее зеброю зовут.

Но не та, что в зоопарке,

По ней люди все идут. (Пешеходный переход )

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Светофор )

Игра на внимательность.

Словарь:

Словарь:

(малой подвижности)

Цель: активизировать процессы мышления, внимания, закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Учить действовать по сигналу.

Подготовка к игре:

Ход игры:

Подвижная игра «Автобус»

Подготовка к игре : Участники в каждой команде делятся на пары: первый – водитель, второй – пассажир. Пассажир находится в обруче. Атрибуты: По одному обручу для каждой команды, по одной стойке для каждой команды.

Правила игры:

Цель.

Ход игры.

Подвижная игра« К своим знакам»

Цель .

Ход игры .

Цель.

Ход игры.

Подвижная игра «Трамвай»

Подвижная игра « Найди свой цвет »

Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»

Например:

Игра «Кого назвали – тот и ловит».

(водящий)

Игра «Регулировщик»

Во время ходьбы в колонне по одному, учитель (он идет первым) Физкультминутка Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)
Людям машет: Не ходи!

Здесь машины едут прямо
(руки перед собой)
Пешеход, ты погоди!
(руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся
(руки на пояс)
Приглашает нас идти
(шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите
(хлопки руками)
Пешеходов пропустите!
(прыжки на месте)

Игра «Тише едешь…»

Водящий становится на одной стороне игрового поля, игроки в другом ее конце, водящий отворачивается и произносит: «Тише едешь – дальше будешь, раз, два, три, стоп» и оборачивается, игроки, которые в этот момент бегут к водящему, должны замереть, тот, кто не успел вовремя остановиться возвращается к стартовой черте. Победитель, первым достигший территории водящего, сам становится водящим. Весь интерес заключается в том, что фраза может быть как угодно обрезана (вносится элемент неожиданности) , но последним словом все равно должно оставаться «стоп», только после него водящий может обернуться.

Игра «Светофор»

Поле ограничено с 4 сторон

Бегущий светофор

Дети следуют врассыпную за ведущим. Время от вре­мени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачива­ется кругом. Если поднять зеленый флажок, дети продол­жают двигаться за ведущим, если желтый - прыгают на месте, если красный - все должны замереть на месте и не двигаться 15-20 секунд. Кто ошибся - выходит из игры. Побеждает самый внимательный.

Умелый пешеход

Вариант 2.

Словесная игра «Автомульти»

Ход игры: Детям предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства. 1. На чѐм ехал Емеля к царю во дворец? (На печке) 2. Любимый двухколѐсный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед) 3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живѐт на крыше? (Вареньем) 4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед) 5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету) 6. На чѐм летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолѐте) 7. Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа) 8. На чѐм поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (На поезде) 9. Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот Задом наперед, А за ним комарики... На чем летали комарики? (На воздушном шарике.) 10. На чѐм катался Кай? (На санках) 11. На чѐм летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре) 12. В чѐм плыли по морю царица с младенцем в «Сказке о царе Салтане»? (В бочке)

Игры по правилам дорожного движения.

Подготовительная группа

Словесная игра.

Цель: образование сложных слов.

Составьте новое слово из двух.

лед колет - ледокол, сам катит - самокат

сам летает - самолет

бензин возит - бензовоз

везде ходит - вездеход

на земле - наземный

под землей - подземный

железная дорога - железнодорожный

быстро ходит - быстроходный

легкие крылья - легкокрылый

бензин, колонка - бензоколонка

Словесная игра

Цель : Единственное и множественное число существительных в именительном и родительном падеже.

«Один - много»

Один светофор –светофоры –много светофоров

один автобус - автобусы - много автобусов

один трамвай - трамваи - много трамваев

одна машина - машины - много машин

одна электричка - электрички - много электричек

одно колесо - колеса - много колес

Дополните предложения.

Игра «4 –ый лишний»

Цель: развивать слуховое внимание. (Объяснить. Почему?)

Какой предмет лишний?

Такси, лошадь, автобус, троллейбус. (Лошадь, так как она животное, а не машина.)

Лодка, катер, велосипед, теплоход. (Велосипед, так как он не является водным транспортом.)

Трамвай, электропоезд, автобус, поезд. (Автобус, так как он ездит по дороге, а все остальные машины - по рельсам.)

Самолет, дирижабль, вертолет, ракета. (Дирижабль, так как для его полета не требуется топливо. Дирижабль надувается газом.)…

Словесная игра «Игра в слова»

1. Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору. Объясните выбор каждого слова.

Словарь: три глаза, стоит на улице, перекресток, голубой свет, одна нога, желтый свет, красный свет, переход через улицу, помощник пешехода, зеленый свет, стоит дома.

2 . Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к пассажиру. Объясните выбор каждого слова.

Словарь: автобус, маршрут, остановка, дорога, купание, чтение, сон, билет, кондуктор, перелет на самолете, пешеход, сиденье, салон, кровать.

3. Составьте рассказ со словами: утро, завтрак, дорога в школу (детский сад), тротуар, булочная, аптека, перекресток, наземный переход, светофор, детский сад.

Словесная игра

Подберите слову пару

Цель: изменение прилагательных по родам и числам

автомобиль (новый, старый, небольшой, удобный, служебный)

поезд (пассажирский, товарный, скорый, длинный, зеленый)

машина (легковая, грузовая, новая, пожарная, санитарная, попутная)

Игры на развитие слухового внимания.

Игра «Лишнее слово» классификация понятий.

Скорый (самолет, поезд, велосипед); морской (транспорт, порт, причал, аэробус); грузовая (машина, баржа, ракета, станция);быстроходное (такси, судно, шоссе)

Игры на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Игра «Хлопни в ладоши»

Ц: упражнять в выделении слогов в словах.

Пе- ше- ход, све- то –фор, ма –ши- на, пе- ре- ход.

Игра «Хлопни в ладоши»

Ц: выделение звука «Р» в словах

пешеход, светофор, переход, машина, дорога, зебра, автобус…

АНТОНИМЫ

Назовите слова, противоположные по значению,- «слова-неприятели».

взлетать - садиться, отплыть - приплыть, подъехать - отъехать, заходить - выходить, нагружать - разгружать, тут - там, прилет - вылет, приезд - отъезд, отправление - прибытие, движение - остановка, грузовой - легковой, личный - общественный, наземный - подземный, уезжать - приезжать.

Отгадывание загадок.

Вдоль улиц и дорог

Солдатики стоят.

Мы с вами выполняем,

Что нам они велят. (Дорожные знаки)

Вот стоит на мостовой

Рослый, стройный постовой.

Кружит, вертит головой,

Всем прохожим говорит:

Путь сейчас для вас открыт!» (Регулировщик)

Полосатая лошадка,

Ее зеброю зовут.

Но не та, что в зоопарке,

По ней люди все идут. (Пешеходный переход )

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трехглазое на одной ноге,

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу людям перейти. (Светофор )

Подвижная игра «К своим знакам».

Цель. Закреплять знание знаков дорожного движения.

Ход игры. Играющие делятся на две группы по пять-семь человек, берутся за руки, образуя круги. В середину каждого круга входит водящий с каким-нибудь дорожным знаком, объясняя его значение. Звучит музыка, дети расходятся по площадке. Водящие меняются местами и знаками. По сигналу играющие должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над головой.

Подвижная игра «Поездка в Москву»

Цель. Закреплять знание названий видов транспорта; развивать ловкость, быстроту реакции.

Ход игры. Для игры нужны обручи – одним меньше числа играю. Обручи раскладываются по кругу, один возле другого. Каждый занимает свободное место. У водящего обруча нет. Он идет вокруг играющих, держа в руке флажок, и говорит: «Я еду в Москву, приглашаю всех желающих». Все один за другим присоединяются к нему. Водящий продолжает: «В Москву мы едем автобусом (поездом, самолетом)» - и одновременно ускоряет шаг. «Автобус набирает скорость» - водящий переходит на бег. «Москва уже совсем близко», - объявляет он (Бег замедляется). «Внимание, остановка!» - раздаётся команда: все бегут к обручам. Каждый старается занять любое свободное место. Водящий тоже старается занять место. Тот, кто остается без обруча, становится водящим, получает флажок и повторяет игру. Водящий может увести играющих в сторону от обручей, повести их через зал и т. п. и подать команду «Посадка!» неожиданно в любом месте.

Игра «Автоинспектор и водители»

В игре участвуют 5-6 человек. На площадке для игры проводят мелом 4-5 параллельных линий, означающих этапы движения. Игроки (водители) ставят свои машины (стулья) за последней линией и рассаживаются на них. У водителей имеются талоны прав шофера (прямоугольники из картона) . С противоположной стороны площадки лицом к водителям садится автоинспектор с табличками дорожных знаков и ножницами в руках. Эти ножницы нужны для просечки прав у шофера-нарушителя. Автоинспектор поочередно показывает водителям дорожные знаки. Водитель, правильно объяснивший, что предписывает данный знак, продвигается до следующей черты. Водитель, не сумевший объяснить это, получает прокол (ножницами отрезается уголок прав шофера) и замечание автоинспектора, его машина остается на месте. Игрок, получивший четыре прокола, выбывает из игры. Водитель, прошедший все этапы без замечаний, становится автоинспектором, автоинспектор- водителем. Игра повторяется. Выбывшие из игры водители получают новые талоны прав шофера и включаются в игру.

Игра малой подвижности «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»

Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово «Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой. Например: улица, тротуар, обочина и т.д. На слово «Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить – светофор, пешеход и т.д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.

Игра малой подвижности «Кого назвали – тот и ловит».

Играющие располагаются по кругу. В центре – регулировщик дорожного движения (водящий) . Он называет имя одного из стоящих по кругу и бросает ему мяч. Названный ловит мяч, называет какой-либо вид транспорта и бросает мяч регулировщику. Тот, кто не поймал мяч, или не назвал слово, становится водящим. Побеждает тот, кто ни разу не был регулировщиком.

Игра малой подвижности «Паутинка»

Дети сидят в кругу. У водящего – регулировщика дорожного движения в руках клубок ниток. Он бросает клубок любому из детей, называя причину несчастных случаев на дорогах: «Саша, ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара опасна», Саша держит нитку, а клубок бросает дальше. «Сергей! Неожиданный выход из-за стоящей машины может привести к несчастному случаю», Сергей держит нитку, а клубок бросает дальше: «Оля! Игры детей на проезжей части очень опасны». Когда все дети примут участие в игре, у них в руках получилась «паутинка» и длинный рассказ о причинах несчастных случаев на дорогах.

Подвижная игра «Перекресток»

Ведущий встает в центре перекрестка – это светофор. Дети делятся на две группы – пешеходы и автомобили. Раздается свисток ведущего. Перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт. Если допускаются нарушения правил дорожного движения, ведущий свистит, называет имя нарушителя. Тот выбывает из игры. Побеждают те, у кого не будет ошибок.

Подвижная игра «Собери светофор»

Командам вручается жезл и объясняется задание: каждый участник команды должен участвовать в сборке светофора из прямоугольников. Побеждает команда, раньше и без ошибок закончившая сборку светофора. В двух коробках находятся по семь серых прямоугольников и по одному цветному: красный, желтый, зеленый. По сигналу участники команд подбегают к коробкам, вынимают из коробок прямоугольники, возвращаются на место, передавая жезл следующему, каждый следующий участник берет из коробки другой прямоугольник, продолжая сборку светофора. Прямоугольники кладут один на другой в следующей последовательности: серый, серый, красный, серый, желтый, серый, зеленый, серый, серый, серый.

Умелый пешеход

На расстоянии 60 см параллельно друг другу кладутся два шнура длиной около 5 м. Надо пройти с завязанными глазами между ними по дорожке.

Вариант 2. Из двух шнуров делают два круга: внешний и внутренний. Расстояние между ними 1 метр. Нужно с завя­занными глазами пройти по кругу между шнурами.

Словесная игра «Автомульти»

Цель: учить соотносить сказочного персонажа и его транспортного средства, правильно называть, развивать память, мышление, сообразительность.

Ход игры: Детям предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства. 1. На чѐм ехал Емеля к царю во дворец? (На печке) 2. Любимый двухколѐсный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед) 3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живѐт на крыше? (Вареньем) 4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед) 5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету) 6. На чѐм летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолѐте) 7. Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа) 8. На чѐм поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (На поезде) 9. Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот Задом наперед, А за ним комарики... На чем летали комарики? (На воздушном шарике.) 10. На чѐм катался Кай? (На санках) 11. На чѐм летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре) 12. В чѐм плыли по морю царица с младенцем в «Сказке о царе Салтане»? (В бочке).

Игры по правилам дорожного движения.

Средняя группа

Пальчиковая гимнастика

Цель тренировка движений пальцев для повышения работоспособности головного мозга.

«Транспорт»

Есть игрушки у меня: (Хлопают в ладоши и ударяют кулач-

ками друг о друга попеременно.)

Паровоз и два коня, (Загибают пальчики на обеих руках.)

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран -

Настоящий великан.

Сколько вместе? (Хлопают попеременно в ладоши и

Как узнать? ударяют кулачками друг о друга.)

Речь с движением

Цель: Координация речи с движением; развитие творческого

воображения; автоматизация шипящих звуков в речи

«НА ШОССЕ»

По шоссе спешат машины. (Дети бегут по кругу, держа!

- Ш-ш-ш! - шуршат спокойно шины. в руках воображаемый руль.)

И шипят со злом уже: (Поворачиваются и бегут по

- Не спеш-ш-ши на вираже. кругу в обратную сторону.)

Ёж с мешком и посошком

По шоссе идет пешком. (Наклоняются, чтобы спина стала круглой,

левую руку кладут за спину, в правой держат

воображаемый посо¬шок, идут медленно по

кругу.)

Над ежом кружится стриж: (Встают на цыпочки, машут

- Ты куда же, еж, спешишь? руками, как крыльями, бегун по кругу.)

- Прямо в город, по шоссе (Опять идут, изображая ежика.)

Тороплюсь я, как и все.

- Будь, дружок, настороже, (Опять бегут в противоположную

Не спеши на вираже! сторону, изображая

стрижа.).

Физкультминутка
Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)
Людям машет: Не ходи!
(движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо
(руки перед собой)
Пешеход, ты погоди!
(руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся
(руки на пояс)
Приглашает нас идти
(шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите
(хлопки руками)
Пешеходов пропустите!
(прыжки на месте)

Загадки

Полосатая лошадка,

Ее зеброю зовут.

Но не та, что в зоопарке,

По ней люди все идут. (Пешеходный переход )

С тремя глазами живет, По очереди мигает.

Как мигнет - порядок наведет. Что это такое? (Светофор.)

Подвижная игра « Найди свой цвет »

Ход игры: В разных сторонах комнаты воспитатель кладёт обручи и в них по одной кегле разного цвета (красная, жёлтая, зелёная). По сигналу воспитателя: «На прогулку!» все расходятся или разбегаются по всему залу. На второй сигнал «Найди свой цвет!» дети бегут к своим местам, стараясь найти кеглю своего цвета. Игра повторяется.

Подвижная игра «Трамваи»

Подготовка к игре :

Участники в каждой команде делятся на пары: первый – водитель, второй – пассажир. Пассажир находится в обруче. Атрибуты: по одному обручу для каждой команды; по одной стойке для каждой команды.

Правила игры:

Задача участников как можно скорее обежать вокруг стойки и передать обруч следующей паре участников. Побеждает команда, первой выполнившая задание.

1.Подвижная игра «Цветные автомобили»

Цель : упражнять детей в умении реагировать на цвет, развиваем внимание, закрепляем Правила дорожного движения.

Подготовка к игре :

Дети размещаются вдоль стены или по краю площадки. Они автомобили. Каждому дается руль разного цвета. Ведущий стоит лицом к играющим с сигналами такого же цвета как рули. Атрибуты: цветные рули; сигналы (картонные кружки), которые соответствуют цвету рулей.

Ход игры:

Ведущий поднимает сигнал определенного цвета. Дети, у которых рули такого же цвета выбегают. Когда ведущий опускает сигнал, дети останавливаются и идут в свой гараж. Дети во время игры гуляют, подражая автомобилям, соблюдая ПДД. Затем ведущий поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется. Ведущий может поднимать один, два или три сигнала одновременно, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не заметят, что сигнал опущен, зрительный сигнал можно дополнить словесным: «Автомобили (называет цвет), остановились». Ведущий может обойтись одним словесным сигналом: «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой».

Подвижная игра «Будь внимательным» (малой подвижности)

Цель: активизировать процессы мышления, внимания, закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Учить действовать по сигналу. Подготовка к игре: Дети встают в круг, регулировщик – в центр круга.

Ход игры: Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внима­тельно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» - стоим на месте; по сигналу: «Переход!» - шагаем; по сигналу: «Автомобиль!» - держим в руках руль.

Подвижная игра «Зажги светофор»

Цель. Закреплять знание сигналов светофора, навыки передачи мяча; обучать действовать в командной игре.

Ход игры. Дети стоят в колоннах. Первый играющий – капитан. Он получает три воздушных шара (или мячей) красного, желтого, зеленого цвета, по сигналу передает их по одному членам команды. Когда шар дойдет до последнего игрока, тот поднимает его вверх – зажжен первый, красный сигнал. Капитан может передавать следующий шар. Выигрывает команда, которая быстрее «зажжет» все три сигнала.

Подвижная игра «Трамвай»

Цель: Закрепить знание сигнала светофора, учить распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.

Ход игры. 3-4пары детей становятся в колонну, держа друг друга за руку. Свободными руками держаться за шнур правой рукой, другие- левой. Это трамвай. Воспитатель стоит в одном из углов комнаты, держа в руках три флажка: жёлтый, зелёный, красный. Он объясняет детям, что трамвай двигается на зелёный сигнал, на жёлтый замедляет ход, а на красный – останавливается. Воспитатель поднимает зелёный флажок – и трамвай едет: дети бегут по краям зала. Если воспитатель поднимает жёлтый или красный флажок, трамвай замедляет ход и останавливается.

Игра «Регулировщик»

Во время ходьбы в колонне по одному, воспитатель (он идет первым) меняет положения рук: в сторону, на пояс, вверх, за голову, за спину. Дети выполняют за ним все движения, кроме одного – руки на пояс. Это движение – запрещенное. Тот, кто ошибается, выходит из строя, становится в конец колонны и продолжает игру. Через некоторое время запрещенным движением объявляется другое.

Игра «Светофор»

Поле ограничено с 4 сторон (зависит от количества игроков) , наподобие пешеходной дорожки, выбегать за пределы которой нельзя. Водящий в центре игрового поля, отвернувшись, назначает цвет, те игроки у которых данный цвет имеется на одежде спокойно переходят, остальные – «нарушители» должны перебежать через «дорогу», осаленный «нарушитель» становится водящим.

Игра «Автобус»

«Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6-7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колоны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова преодолевают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (первый игрок – «водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первая прибывшая на конечную остановку.

Игры по правилам дорожного движения.

Младшая группа

Детям предлагается «Поставить машинку» в гараж такого же цвета, как машинка:

Посмотри, здесь не простые, а цветные гаражи.

Машинку нужного цвета возьми

И в нужный гараж ты ее отвези.

Дидактическая игра «Красный, желтый, зеленый»

Цель: развитие внимания, памяти

Ход игры : воспитатель: Я буду показывать вам кружки разного цвета: зеленый кружок – все дружно хлопают в ладоши; желтый кружок – поднимают руки вверх; красный – молчат.

Подвижная игра « Воробушки и автомобиль»

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Ход игры:

Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

Подвижная игра «По длинной извилистой дорожке»

Цель : учить ходить по шнуру спокойно, не спеша, не боясь.

Ход игры: воспитатель раскладывает по полу зигзагообразный шнур длиной – 5-6 м – это дорожка, по которой нужно пройти до конца. В конце дорожки посадить какой-нибудь интересный предмет. От того, что находится в конце дорожки, будет и зависеть задание: пойти погладить мишку, покормить птичку, погреметь погремушкой. Если кто-то испытывает затруднения, помочь ему, подбодрить.

Подвижная игра «Веселые машинки»

Цель. Учить реагировать на сигнал.

Ход игры. Игроки – «машинки» находятся на площадке. Каждый игрок держит в руках обруч – «руль». По команде «Машинки, в гараж!» дети разбегаются по площадке и «рулят» обручем. По команде «Машинки», в гараж!» кладут обруч на пол, становятся в него.

Игра со светофором «Учимся шагать»

Мы ногами топ-топ

А в ладошки хлоп-хлоп

Ай да малыши, ой да крепыши!

По дорожке мы шагаем

И в ладошки ударяем

Топ-топ, ножки топ!

Хлоп-хлоп, ручки хлоп!

Ай да малыши, ай да крепыши!

Словесная игра

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы - шоферы хоть куда!

Имитируют движения рулем.

Ногу сгибают, вытягивают.

Воображаемый рычаг поворачи вают рукой к себе, от себя

Приставляют ладонь ко лбу.

Руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают.

Наклоняют руки влево, вправо

Над головой шевелят пальцами

Поднимают вверх большой па лец руки.

Подвижная игра « Поезд »

Цель: совершенствовать навыки бега в колонне и по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу, приучать находить свое место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.

Ход игры. Дети становятся по одному. Первый паровоз, остальные вагоны (не держась друг за друга). Воспитатель дает гудок и поезд начинает двигаться вперед сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец дети переходят на бег. После слов «поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение -поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке. По сигналу дети снова собираются в колонну - и поезд начинает двигаться.

Подвижная игра « Найди свой цвет »

Ход игры: В разных сторонах комнаты воспитатель кладёт обручи и в них по одной кегле разного цвета (красная, жёлтая, зелёная). По сигналу воспитателя: «На прогулку!» все расходятся или разбегаются по всему залу. На второй сигнал «Найди свой цвет!» дети бегут к своим местам, стараясь найти кеглю своего цвета. Игра повторяется.

Игра «Веселый трамвайчик»

Мы веселые трамвайчики,
Мы не прыгаем как зайчики,
Мы по рельсам ездим дружно.
Эй, садись к нам, кому нужно!
Дети делятся на две команды. Одна команда – трамвайчики. Водитель трамвая держит в руках обруч. Вторая команда – пассажиры, они занимают свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира, который занимает свое место в обруче. Конечная остановка на противоположной стороне зала.

Дидактическая игра «Красный и зеленый»

Цель: Учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу. Материалы к игре: Два кружка (зеленого и красного цвета), машинка. Ход игры: Игра проводится с одним ребенком. Воспитатель берет два кружка - красный и зеленый, - предлагает ребенку взять игрушку: машину и говорит: - Ты, Вася, шофер, сам будешь управлять машиной. Когда я покажу зеленый кружок, машина может ехать. Вот так (показывает). Когда увидишь красный кружок, машина должна остановиться.

Сюжетно-ролевые игры по ПДД для детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста

«Знаки на дорогах»

Цели игры: определить, как дети усвоили правила безопасности движения; закрепить знания о сигналах светофора; уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД, закрепить значение его жестов; воспитывать у детей внимательность, сообразительность, умение выполнять правила безопасности движения; быть вежливыми с окружающими.

Оборудование к игре: педальные автомашины - 2 шт., трактора - 2 шт., лошадки - 3 шт., велосипеды - 4 шт., детские коляски с куклами - 9 шт., прыгалки - 7 шт.

Набор инструментов для ремонта транспорта: ключи, насос. Плакаты на подставках, трафареты дорожных знаков, свисток, указка, нарукавные повязки с надписями: «Дружинник», «Патруль», «Сотрудник ГИБДД», накидка-светофор.

Ход игры

Вначале обращается внимание детей на гостей, идет объявление детям, что цель игры - повторение правил дорожного движения.

Дети здороваются с гостями. Из числа детей по желанию выбирается инспектор ГИБДД, дружинник, два автомеханика, а также исполняющий роль светофора.

Водители, поменявшись транспортом, занимают свои машины и катаются. Дети с игрушками продолжают играть.

По ходу всей игры помощники милиционера-регулировщика и патруля следят за порядком, делают замечания и даже провинившимся предлагают отогнать машину на проверку. Когда дети проедут по два круга, меняется знак на повороте в группу: знак «Разворот» на знак «Поворот направо», а также милиционер-регулировщик запрещает езду на перекрестках. Затем дети меняются транспортом. Все дети на тротуаре делятся на две команды. Ведущий говорит: «Будьте внимательны и старайтесь не нарушать правила безопасности движения и транспорта, и пешеходов». Детям, исполняющим роли светофора, автомехаников, дружинника и инспектора ГИБДД, предлагается занять свои места на площадках. Первая колонна едет кататься на площадку ГИБДД. Автомеханик проверяет и осматривает транспорт, и дети проезжают. Вторая колонна едет на прямую дорогу и катается, соблюдая правила поворота и езды на сигналы светофора. В начале выезда автомеханик проверяет транспорт, разрешает ехать. Дети с игрушками проходят по пешеходному переходу на лужайку и играют. По мере надобности, они, соблюдая правила перехода, идут играть на другую лужайку.

Через 10 минут неожиданно гаснет светофор и сигнал свистком обращает внимание водителей и пешеходов на себя. Испорчен светофор, кто может его заменить? (Ответ детей: милиционер-регулировщик.)

Входит милиционер-регулировщик, дети здороваются с ним. Он знакомится с ними и объясняет, что узнал о том, что они играют на площадке ГИБДД, и пришел проверить, как дети знают правила безопасности движения.

Водители транспорта едут по главной дороге, на повороте на прямую дорогу уступают место проезжающему транспорту и пристраиваются к ним в конце, выезжая на прямую дорогу. Регулировщик отдает сигналы, дети ведут себя соответственно.

«Водители, пешеходы, автомобили»

Игру можно разворачивать на напольном макете или на транспортной площадке детского сада.

Цели игры: закрепить правила поведения на дороге всех участников дорожного движения; учить детей моделировать различные ситуации на дороге.

Оборудование для игры: макет перекрестка, дорожные знаки к макету, маски на голову или на грудь таблички с видами транспорта, атрибуты регулировщика, инспектора ГИБДД.

Ход игры

Дети распределяют роли между собой (предлагаются роли регулировщика, водителей транспорта, роли общественного транспорта, пешеходов). Педагог может вначале выступать в роли регулировщика или инспектора ГИБДД, который будет наблюдать за правильным выполнением правил участниками игры. Игра разворачивается из таких сюжетов: произошла авария; ребенок перебежал дорогу; водитель нарушил правила движения; движение всех участников дорожного движения в соответствии с сигналами регулировщика. В течение игры участники могут меняться ролями. После игры педагог предлагает детям обсудить, кто лучше всех выполнял свою роль и почему.

«Путешествие на транспорте»

Цель: закреплять у детей навыки правильного поведения в транспорте.

Оборудование к игре: макет перекрестка, дорожные знаки к макету, маски на голову или на грудь таблички с видами транспорта, атрибуты регулировщика, инспектора ГИБДД.

Ход игры

Дети самостоятельно распределяют роли между собой, каждый решает, каким видом транспорта он будет управлять. Другие дети выбирают, пассажирами какого транспорта они хотели бы быть. Педагог в роли ведущего зажигает то желтый, то красный свет светофора и называет остановки. Кроме пассажиров в транспорте есть кондуктор, который продает пассажирам билеты. Сюжет игры можно развернуть в различном направлении, начиная с того, кто мешает водителю, заканчивая тем, что пассажир был невнимателен и проехал свою остановку. После того как дети будут иметь навык играть в данную игру, педагог может занять позицию только наблюдателя.

«Автобусный парк»

Цель игры: закрепить знания детей об автобусе, об особенностях управления автобусом, о том, каким должен быть водитель автобуса.

Оборудование к игре: набор механика, конструктор, руль, стулья детские, светофор.

Ход игры

Дети распределяют между собой роли водителей автобуса, механиков, директора автобусного парка, пассажиров. Сюжет может разворачиваться в русле того, что произошла авария или автобус сломался, необходимо вернуть автобус в автобусный парк и отремонтировать. Водители и пассажиры рассказывают механикам, что произошло в пути (творчество детей), а механики в ответ предлагают, как исправить ситуацию.

Цели: закреплять у детей представления о транспорте, об особенностях его устройства, и передвижения; учить детей находить правильные решения из сложившейся ситуации.

Оборудование к игре: большие машины, набор механика, напольный макет, дорожные знаки.

Ход игры

Дети распределяют между собой роли механиков и водителей транспорта. Водители приезжают в автомастерскую и рассказывают о поломках в своей машине. Механики предлагают водителям исправить поломки и говорят о правилах езды на машине.

«Заправочная станция»

Цели игры: знакомить дошкольников с тем, что транспорту для движения необходим бензин; учить правилам поведения на заправочной станции.

Ход игры

Распределяются роли: водители любого транспорта и работники заправочной станции. Сюжет может разворачиваться в русле того, что водители транспорта нуждаются в бензине для машины. Работники станции обслуживают водителей по запросам, отрывают им талоны, берут деньги, если нужно, дают сдачу.

«Цветные автомобили»

Дети размещаются вдоль стены, они автомобили. Каждому из играющих дается флажок какого-либо цвета. Ведущий поднимает флажок, и те «автомобили», у кого такого же цвета флажки, продолжают двигаться, а если ведущий опускает флажок, то дети-автомобили отправляются в гараж. Ведущий может одновременно поднимать все флажки, и тогда все автомобили двигаются.

«Самый быстрый»

Каждый чертит себе круг (зелеными, желтыми, красными мелками) и встает в него. Ведущий стоит в середине площадки. По его команде: «Раз, два, три - беги!» - дети разбегаются. Ведущий произносит: «Раз, два, три - в светофор беги!» и сам старается занять какой-либо круг. Не успевший занять круг становится ведущим.

«Автомобиль»

В коробке лежит разобранная модель автомобиля. По команде ведущего игроки начинают собирать модель. Выигрывает команда, первой собравшая автомобиль.

«Светофор и скорость»

Два стола. Два макета светофора. По команде ведущего первые номера бегут к светофорам и разбирают их, вторые собирают. Третьи опять разбирают и т. д. Команда, собравшая светофор первой, побеждает.

«К своим флажкам»

Играющие делятся на три группы. Каждая группа становится в круг, в центре которого находится игрок с цветным (красным, желтым, зеленым) флажком. По первому сигналу руководителя (хлопок в ладоши) все, кроме игроков с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу дети останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками переходят на другие места. По команде ведущего «К своим флажкам!» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета, стараясь первыми построиться в круг. Выигрывают те, кто первыми построились в ровный круг и стоят, взявшись за руки.

«Нарисуем дорогу»

Рисуется на земле дорога. Дети перепрыгивают через нее. Ширину дороги постепенно увеличивают. Побеждает тот, кто перепрыгнет через дорогу в самом широком месте.

«Бегущий светофор»

1-й вариант игры. Дети следуют врассыпную за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднят зеленый флажок, дети продолжают движение, если ведущий поднимает красный флажок, то дети останавливаются.

2-й вариант игры. Дети получают флажки Ъ-А цветов: одни - зеленые, другие - синие (красные), третьи - желтые - и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты (площадки). В каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флажок (зеленый, синий, желтый).

По сигналу воспитателя «Идите гулять» дети расходятся по площадке (комнате) группками или в одиночку. По сигналу «Найди свой цвет» дети бегут к флажку соответствующего цвета.

Чтобы он тебя повёз,
Не попросит он овёс.
Накорми его бензином,
На копыта дай резину.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит…

(автомобиль).

«Подумай - отгадай»

Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.

Правила: необходимо давать правильный индивидуальный ответ, а не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.

Дети сидят полукругом.

Воспитатель. Я хочу узнать, кто у нас в группе самый находчивый и сообразительный. Я буду вам задавать вопросы, кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Отвечать хором нельзя. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и узнаем победителя. Победит тот, у кого их будет больше всего.

Сколько колёс у легкового автомобиля? (Четыре.)

Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (Один.)

Кто ходит по тротуару? (Пешеход.)

Кто управляет автомобилем? (Водитель.)

Как называется место пересечения двух дорог? (Перекрёсток.)

Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта.)

По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой.)

Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП.)

Какой свет верхний на светофоре? (Красный.)

С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице?(С 14 лет.)

Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два.)

Сколько сигналов у транспортного светофора? (Три.)

На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру.)

Как пешеход может попасть в подземный переход? (По лестнице вниз.)

Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту.)

Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и милицейская машины.)

Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл.)

Какой сигнал подаёт автомобиль, поворачивая вправо? (Моргает правой маленькой лампочкой.)

Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке.)

«Мы - водители»

Задачи: помочь научиться понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков), видеть её основные качества - образность, краткость, обобщённость; формировать и развивать умение самостоятельно придумывать графические символы, видеть и решать проблемы.

Правила: нужно придумать дорожный знак наиболее сходный с общепринятым. Самый удачный знак получает фишку - зелёный кружок. Выигрывает тот, кто наберёт большее количество кружков.

Материалы:

  1. карточки с дорожными знаками по сериям: дорога идёт в медпункт (пункт техобслуживания, столовую, автозаправочную станцию и др. - 6 вариантов); встречи в пути (люди, животные, виды транспорта - 6 вариантов); сложности в пути, возможные опасности (6 вариантов); запрещающие знаки (6 вариантов);
  2. кусок мела, если разветвлённая дорога чертится, или полоски бумаги, изображающие такие дороги;
  3. маленькая машина или автобус;
  4. зелёные кружки - 30 шт.

Дети садятся вокруг сдвинутых столов, на которых раскладывается разветвлённая дорога из бумаги.

Воспитатель ставит в начало дороги машину, называет игру и вместе с детьми обсуждает обязанности водителя.

Воспитатель. Каждый водитель машины обязан знать, как она устроена, как её заводить, чинить, как ею управлять. Работа водителя очень трудная. Надо не только быстро перевезти людей и грузы. Очень важно, чтобы не случилось никаких происшествий по дороге. Неожиданности могут быть разные: то дорога разветвляется, и водителю надо решить, куда же ехать, то путь лежит мимо школы или детского сада, и маленькие дети могут выскочить на дорогу, то вдруг пассажир, который едет рядом с водителем, почувствовал себя плохо и его нужно срочно доставить в больницу или в машине что-то внезапно сломалось, или закончился бензин. Как поступить водителю? Может быть, спросить у прохожих, где находится больница, где можно починить или заправить машину? А если дорога пустынна и прохожих нет? Или прохожие не могут ответить на вопрос водителя? Как быть?

Ответы детей.

Конечно, вдоль дороги нужно поставить специальные знаки, чтобы водитель, даже если он очень быстро едет, взглянул на знак и сразу же понял, о чём он предупреждает или сообщает. Поэтому водители обязательно должны знать все знаки, встречающиеся на дорогах. Когда вы станете взрослыми, тоже сможете научиться водить машину, а вот с дорожными знаками мы познакомимся сегодня и узнаем, что означает тот или иной знак.

Машина быстро мчится по дороге и вдруг…

Далее описывается ситуация, когда во время езды срочно нужно найти телефон, столовую, медпункт, автосервис, автозаправку и др. Машина останавливается, а дети должны догадаться, как выглядит знак, около которого водитель остановил свою машину. Они предлагают свои варианты знаков (что там, по их мнению, должно быть нарисовано). Воспитатель напоминает, что машина обычно едет быстро, водитель должен взглянуть и сразу же понять знак, поэтому знак должен быть простым, на нём не должно быть ничего лишнего. Затем воспитатель показывает дорожный знак и кладёт его на месте остановки машины, а дети вместе с воспитателем оценивают все варианты знаков, награждая зелёным кружком наиболее удачный из них. Игра продолжается. Воспитатель ориентирует свой рассказ на имеющиеся у него дорожные знаки.

Сегодня мы узнали некоторые дорожные знаки, которые помогают водителям в работе. А вы, когда будете идти по улице или ехать в транспорте, обратите внимание на дорожные знаки, размещённые вдоль дороги, подсказывайте взрослым, что они означают.

А сейчас мы должны подвести итоги нашей игры и узнать победителя.

Дети считают свои зелёные кружки. Воспитатель поздравляет победителей, отмечает наиболее активных детей, подбадривает робких и застенчивых.

«Весёлый жезл»

Задачи: обобщить представление о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.

Правила: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовёт больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл.

Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и её правила.

Воспитатель. Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовёт больше правил и не повторится.

Жезл переходит поочерёдно из одной команды в другую. Дети называют правила.

Дети. Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или только на зелёный сигнал светофора. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам; если нет тротуара, можно двигаться полевой обочине навстречу движению транспорта. Нельзя играть около дороги и на проезжей части. Нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых. Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и, убедившись в безопасности, переходить.

Аналогично проводится игра «Слушай - запоминай», только дети перечисляют правила для пассажиров.

«Законы улиц и дорог»

Задачи: совершенствовать знания о правилах поведения на улицах и дорогах; развивать внимание, умение решать проблемные ситуации, читать дорожные знаки, самостоятельно ориентироваться на улице; воспитывать интерес к выполнению правил дорожного движения.

Правила: участвуя в разыгрывании дорожных ситуаций, не нарушать ПДД. Задания нужно выполнять до конца.

Материалы: игровое поле, фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки.

1. Знакомство с планом города, его постройками и обитателями. Можно дать названия городу, реке, улицам и т. д.

2. Необходимо помочь жителям города выбрать безопасный маршрут и добраться до нужного места: профессору - в магазин «Оптика», чтобы купить новые очки, в киоск - за свежей газетой, на почту - отправить телеграмму, в часовую мастерскую и т. д. Домохозяйке - за покупками в булочную, продуктовый магазин, отправить посылку, встретить внучку из школы и т. д. Человеку - до речного или железнодорожного вокзала, на футбольный матч, в гостиницу, ресторан и т. д. Школьнице - до школы, в библиотеку, цирк…

3. Можно ввести в игру дорожные знаки, светофоры, регулировщика, транспорт: «скорую помощь», пожарную машину, милицию, такси, автобус, грузовик «Продукты». Дать задание решить различные проблемные ситуации, соблюдая при этом ПДД. Например, грузовику «Продукты» загрузиться на хлебозаводе и развести свежий хлеб в детский сад, школу, ресторан, хлебный магазин.

4. Воспитатель проводит игру в виде дорожной викторины, задавая детям вопросы.

  • Где можно в городе кататься на роликах?
  • Покажите самые опасные места в городе.
  • Что изменится на дороге с приходом зимы?
  • Что такое дорожная разметка и для чего она нужна?

При этом воспитатель моделирует ситуацию - ночью сильный ураган сорвал все знаки в городе, утром на дорогах начались беспорядки - и даёт задание её исправить.

«Час пик»

Задачи: помочь усвоить основные правила дорожного движения на улицах города; уточнить знания о профессиях; развивать сообразительность; воспитывать дружеское взаимопонимание, умение ладить друг с другом.

Правила: доехать от старта до финиша, не нарушив правил дорожного движения. Всех пассажиров развезти до нужной остановки. Решить все дорожные ситуации.

Материалы: игровое поле, кубик, фишки, 32 карточки (12 синих -«работники», 12 жёлтых - «посетители», 7 розовых - «ситуации»).

Игра имеет несколько вариантов с различным уровнем сложности.

1. Проводится по типу лото. Воспитатель знакомит детей с объектами на игровом поле: аэропорт, больница, милиция, цирк, парикмахерская, почта, школа, магазин, стадион, новостройка, церковь, театр. Затем вместе выясняют какие «посетители» и «работники» там должны быть. Дети раскладывают по объектам синие и жёлтые карточки с изображением тех, кто там работает и кто посещает.

Например, «Театр» - балерина и зрители театра, «Стадион» - спортсмен и болельщик, «Парикмахерская» - парикмахер и клиент, «Больница» - врач и больной и т. д.

2. Синие и жёлтые карточки перемешиваются и раздаются всем участникам игры поровну. Игроки поочерёдно бросают кубик и двигаются по полю в нужном направлении, забрав пассажиров со стартовой остановки. Водитель должен как можно скорее развезти своих пассажиров по нужным остановкам и, закончив работу, вернуться на конечную остановку. Выигрывает тот, кто первым справится со своим заданием.

3. Жёлтые и синие карточки разложены по объектам. Водители должны собрать всех посетителей, затем работников и довезти их до конечной остановки. Выигрывает тот, кто наберёт наибольшее количество очков (т. е. пассажиров).

«Собери дорожные ситуации»

Задачи: упражнять в конструировании, умении из отдельных элементов составлять целое изображение; закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах; развивать восприятие, мышление; воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.

Правила: как можно быстрее правильно собрать из частей целую картинку, полнее рассказать по ней дорожную ситуацию.

Материалы: два (или более) набора кубиков с наклеенными картинками, отражающими дорожные ситуации. Количество рисунков соответствует количеству сторон кубика.

Воспитатель напоминает детям, какие дорожные ситуации они рассматривали.

Воспитатель. Мы с вами разрезали картинки с дорожными ситуациями на части и наклеили на кубики. А сейчас нужно сложить эти ситуации из частей в целую картинку и рассказать как можно полнее о ней - что там изображено, кто поступает правильно, а кто нет и почему?

Дети поочерёдно собирают дорожные ситуации из кубиков и рассказывают о них. Выигрывает тот, кто быстрее сложил картинку и полнее рассказал о ней.

С детьми можно изготовить аналогичные кубики для дидактической игры«Собери дорожные знаки» (автомобили и т. д.).

«Научим Незнайку ПДД»

Задачи: закрепить полученные ранее знания о правилах дорожного движения; систематизировать знания по безопасному поведению на дорогах; воспитывать дисциплинированность, уважение к ПДД. Развивать умение формулировать свои мысли, слушать друг друга.

Правила: чётко объяснять правила дорожного движения, не повторяясь и не перебивая друг друга.

Воспитатель рассказывает детям о Незнайке - мальчике, который не знает, как вести себя на улице, и постоянно попадает в различные неприятные ситуации.

Воспитатель. Скоро Незнайка идёт в школу в 1 класс и если он не выучит ПДД, будет каждый день попадать в эти нелепые истории, опаздывать на уроки или даже может попасть в больницу. Что же делать?

Дети предлагают помочь Незнайке выучить правила безопасности на дороге.

Незнайка. Я вышел из дома сегодня и решил поиграть в футбол, но во дворе никого не было, и я пошёл на улицу, кинул мяч, а он укатился на дорогу. Меня начали ругать прохожие, но я ведь ничего такого не сделал…

Вместе с детьми Незнайка разбирает дорожную ситуацию. Дети объясняют Незнайке правила безопасности.

Потом я хотел перейти улицу, но завизжали тормоза машин и водители начали на меня кричать. Почему они кричали - не знаю…

Дети объясняют, как нужно правильно переходить улицу.

А когда я сел в автобус, меня вообще наказали и посадили рядом с кондуктором. За что - я не знаю. Я ведь ничего не делал, только встал на сиденье и высунул голову в окно, чтобы посмотреть на машины.

Дети объясняют Незнайке правила поведения в общественном транспорте. Воспитатель приводит ещё несколько ситуаций, которые дети помогают решить. В конце игры Незнайка благодарит ребят за помощь и обещает не нарушать больше ПДД.

Воспитатель провожает Незнайку со словами: «Если у тебя возникнут проблемы, то заходи, ребята тебе помогут».

«Что будет, если…»

Задачи: выяснить, для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения; развивать логическое мышление.

Правила: не мешать друг другу, слушать и отвечать. При необходимости дополнять ответы.

Воспитатель читает детям стихотворение О. Бедарева «Если бы …»

Воспитатель:

Идёт по улице один
Довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет:
«На светофоре красный свет.
Для пешехода нет пути.
Сейчас никак нельзя идти!»
«Мне наплевать на красный свет!» -
Промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идёт
Не там, где надпись «Переход»,
Бросая грубо на ходу:
«Где захочу, там перейду!»
Шофёр глядит во все глаза:
Разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза -
Разиню пощади!..
А вдруг бы заявил шофёр:
«Мне наплевать на светофор!»
И как попало, ездить стал.
Ушёл бы постовой с поста.
Трамвай бы ехал, как хотел.
Ходил бы каждый, как умел.
Да… там, где улица была,
Где ты ходить привык,
Невероятные дела
Произошли бы вмиг!
Сигналы, крики то и знай:
Машина прямо на трамвай,
Трамвай наехал на машину,
Машина врезалась в витрину…
Но нет: стоит на мостовой
Регулировщик-постовой.
Висит трёхглазый светофор
И знает правила шофёр.

Воспитатель предлагает подумать и ответить, для чего нужны ПДД, почему их важно соблюдать всем частникам дорожного движения?

Ответы детей.

А теперь давайте поиграем в игру «Что будет, если…». Я вам буду сдавать вопросы, а вы - на них отвечать. Только нельзя отвечать хором, перебивать друг друга. Можно ответы дополнять. Итак, я начинаю.

Что будет, если пешеходы начнут переходить улицу, где им вздумается?

Дети. Водитель не успеет затормозить, и пешеход может попасть под колеса.

Воспитатель. Что будет, если на дороге убрать все дорожные знаки?

Дети. Водитель не будет знать, что его ожидает впереди, и может не справиться с управлением.

Воспитатель. Что будет, если водитель не знает сигналы светофора?

Дети. Водитель поедет на красный свет и собьёт пешехода.

Воспитатель. Что будет, если водитель поедет по левой стороне проезжей части?

Дети. Его автомобиль столкнётся с другим автомобилем, который двигается правильно - по правой стороне.

Воспитатель. А теперь сами придумайте ситуации «Что будет, если…» и сами дайте ответ.

Дети по одному задают вопросы, другие - находят ответ.

В конце игры воспитатель подводит итог.

Мы с вами выяснили, для чего нужны ПДД и почему так важно их соблюдать. А также, что будет, если водитель или пешеход нарушает правила дорожного движения.