Ремонт транзитных инженерных сетей кто платит. Транзитный трубопровод в мкд

1. Передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.

2. По договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии является обязательным для заключения теплосетевыми организациями. Порядок заключения и исполнения такого договора устанавливается правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

4. Существенными условиями договора оказания услуг по передаче тепловой энергии являются:

1) максимальная величина мощности тепловых сетей, технологически присоединенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к источникам тепловой энергии, с распределением указанной величины мощности по каждой точке присоединения к теплопотребляющим установкам или тепловым сетям потребителей (далее - точка присоединения);

2) заявленная величина мощности, в пределах которой теплосетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу тепловой энергии (мощности), теплоносителя;

3) ответственность теплосетевой организации и теплоснабжающей организации за состояние и обслуживание объектов тепловой сети, определяемая границей балансовой принадлежности и фиксируемая в акте о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и в акте о разграничении эксплуатационной ответственности сторон (приложениях к такому договору);

4) обязательства сторон по оборудованию точек присоединения приборами учета, соответствующими установленным законодательством Российской Федерации требованиям, по обеспечению работоспособности приборов учета и соблюдению в течение всего срока действия такого договора требований к их эксплуатации, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, и изготовителем приборов учета. До исполнения данных обязательств стороны договора применяют согласованный расчетный способ определения объема переданной тепловой энергии, теплоносителя;

5) расчетный порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями каждой организации при отсутствии приборов учета на границе смежных тепловых сетей;

6) порядок обеспечения доступа сторон договора или, по взаимной договоренности, другой организации к тепловым сетям и приборам учета;

7) порядок согласования графиков ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии;

О возможности заключения отдельного договора теплоснабжения с абонентом, чьи отдельно стоящие объекты присоединены к сетям, часть которых пролегает через подвалы многоквартирных домов

Юрист Станислав Рыженков

Согласно ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается при наличии у абонента энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации.

В арбитражной практике по спорам, вытекающим из отношений по энергоснабжению, возник вопрос, возможно ли признание абонентом лица, чьи объекты, обеспечиваются энергоресурсами посредством присоединения к так называемым «транзитным сетям», проходящим через многоквартирные дома.

Нередко проектировщики стремятся избежать обширных строительно-копательных работ и прокладывают теплотрассы сквозь здания, в том числе многоквартирные дома. При этом транзитная сеть одновременно используется в целях обеспечения ресурсоснабжения самого многоквартирного дома, а также и других зданий, стоящих отдельно.

Президиум ВАС РФ (см Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2009 г. № 14801/08) рассмотрел дело по иску организации, чье здание располагалось рядом с многоквартирным домом и имело присоединение от транзитной сети, расположенной в этом доме. Иск о понуждении теплоснабжающей организации к заключению самостоятельного договора теплоснабжения.

Теплоснабжающая организация отрицала возможность заключения такого договора, полагая, что у юридического лица отсутствует технологическое присоединение энергопринимающего устройства к сетям теплоснабжающей организации. Сеть, расположенная в подвале многоквартирного дома, рассматривалась теплоснабжающей организацией как часть общего имущества собственников помещений данного дома. В связи с этим теплоснабжающая организация полагала, что энергопринимающие устройства фактически присоединены к тепловым сетям собственников помещений в многоквартирном доме, и на этом основании не признавала исковые требования о понуждении к заключению договора теплоснабжения с организацией-собственником рядом стоящего здания.

Стоит отметить, что данное дело три раза возвращалось на новое рассмотрение судами кассационной инстанции, что свидетельствует, с одной стороны, о сложности возникшего вопроса, а с другой стороны, о его особой важности для практики.

В результате при очередном новом рассмотрении дела суд пришел к выводу о том, что сети теплоснабжения, находящиеся в подвале многоквартирного жилого дома, включаются в состав общего имущества собственников помещений данного дома, в связи с чем в иске о понуждению к заключению договора теплоснабжения было отказано.

Однако Президиум ВАС РФ отменил эти судебные акты как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права (п. 1 ст. 304 АПК РФ) и вынес итоговое решение об оставлении в силе постановления суда апелляционной инстанции от 19.10.2007 по данному делу, которым требования истца были фактически удовлетворены (договор теплоснабжения был признан заключенным).

Президиум ВАС РФ, указав, что спорные тепловые сети служат для обеспечения тепловой энергией двух самостоятельных объектов недвижимости, не согласился с выводом судов о том, что данные тепловые сети относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.

При принятии итогового решения Президиум ВАС РФ руководствовался пунктами 5 и 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), определяющими, какие объекты включаются в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом ключевым в решении Президиума ВАС РФ стало толкование данных пунктов Правил № 491, как не относящих к общему имуществу инженерные сети, которые одновременно обеспечивают как внутридомовую систему отопления многоквартирного дома, так и систему самостоятельного объекта недвижимости (например, отдельно стоящего здания).

Необходимо отметить, что позиция ВАС РФ по вопросам применения и толкования норм права, выраженная в Постановлениях Президиума, носит обязательный характер для других арбитражных судов, рассматривающих споры, в которых возникают такие вопросы.

Рассматриваемым Постановлением Президиума ВАС РФ определена позиция ВАС РФ по вопросу об отнесении транзитных сетей, проложенных внутри многоквартирных домов, к общему имуществу собственников помещений таких домов. А именно, согласно этой позиции часть тепловых сетей , посредством которых осуществляется теплоснабжение как жилого дома, так и помещения (здания), не может быть отнесена к составу общего имущества собственников помещений в жилом доме.

В рассматриваемом деле Президиум ВАС РФ признал, что транзитные сети являются сетями теплоснабжающей организации, а не собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем требования истца о понуждении теплоснабжающей организации заключить договор теплоснабжения были удовлетворены ввиду присоединения энергопринимающего устройства потребителя к сетям энергоснабжающей организации .

Кроме этого, Президиум ВАС РФ указал на то обстоятельство, что ранее между сторонами спора действовал и исполнялся договор на отпуск тепловой энергии, после заключения которого владелец сетей теплоснабжения фактически не менялся.

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Л.И. Лысановой,

при ведении протокола помощником судьи О.А. Бояршиновой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску

общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Крона» (ОГРН 1065905054016, ИНН 5905246232)

к ответчику: обществу с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536)

третье лицо: 1. Муниципальное образование г.Пермь в лице администрации г.Перми

2. Департамент имущественных отношений администрации г.Перми

о возложении обязанности по содержанию транзитных тепловых сетей

При участии в судебном заседании представителей:

от истца: Калугин А.Б., Васенин М.Н. по доверенности от 01.09.15г.

от ответчика: Суслова Л.Г. по доверенности от 06.05.15г.

от третьего лица: 1.не явился, извещен.

2. Луц Ю.А. по доверенности от 11.06.15г.

Истец ООО УК «Крона» обратился в арбитражный суд с иском об обязании ответчика ООО «Пермская сетевая компания» исполнять требования законодательства по содержанию и эксплуатации транзитных участков тепловых сетей, проходящих по подвалам жилых домов № 76, 78 ул. Мира г.Перми, в технически исправном состоянии.

Ответчик исковые требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Указал, что транзитные тепловые сети, расположенные в подвалах МКД ул. Мира, 76, 78, не принадлежат ООО «ПСК», являются бесхозяйными, поэтому обязанность по их содержанию и ремонту отсутствует. Считает надлежащими ответчиками по делу Департамент имущественных отношений администрации г. Перми как уполномоченный орган, ответственный за выявление бесхозяйной сети и назначение эксплуатирующей организации, и муниципальное образование город Пермь, как собственника участка транзитной сети, проходящей по подвалам МКД № 76, 78 ул. Мира.

Третье лицо 1 направило отзыв, считает исковые требования обоснованными, ссылаясь на Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме № 491, указало, что транзитные участки тепловых сетей, проходящие по подвальным помещениям МКД, не входят в состав общедомового имущества, поэтому обязанность по их содержанию в технически исправном состоянии несет эксплуатирующая организация, то есть ООО «ПСК». Транзитные участки сетей, проходящие через жилые дома, не могут рассматриваться как индивидуальные обособленные объекты недвижимости, а являются составной частью наружных сетей, принадлежащих ответчику. У истца не возникла обязанность по содержанию и эксплуатации транзитных участков инженерных сетей не принадлежащих ему.

Третье лицо 2 требования истца поддерживает, в отзыве на иск указало, что содержание тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений в работоспособном и технически исправном состоянии является обязанностью организации, эксплуатирующей тепловые сети. Поскольку ООО «ПСК» являясь русурсоснабжающей организацией эксплуатирует тепловые сети, проходящие транзитом по подвалам спорных жилых домов, следовательно, несет обязанность по содержанию, ремонту и эксплуатации сетей.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, арбитражный суд установил.

Истец является управляющей организацией в отношении МКД № 76, 78, 80 ул.Мира г.Перми, что подтверждается договорами управления от 12.10.09г. и 23.11.09г.

Договор теплоснабжения между управляющей компанией «Крона» и ресурсоснабжающей организацией ООО «ПСК» для целей оказания коммунальных услуг, в том числе собственникам указанных домов не заключен. Между сторонами сложились фактические договорные отношения по поставке тепловой энергии потребителям спорных объектов, что ответчиком не оспаривается.

28.05.10г. сторонами подписан акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с разногласиями со стороны истца, который не согласился нести ответственность за состояние транзитной теплосети, проходящей по подвалу зданий по адресам: ул. Мира, 76, 78 и осуществлять обслуживание данных участков сетей. Тогда как ответчик предлагал установить границу эксплуатационной ответственности энергоснабжающей организации за состояние и обслуживание тепловых сетей от наружной стены камеры ТК-15-3, ТК-18-3, до наружной стены зданий по адресу: ул. Мира, 76, 78, 80, исключая транзитную теплосеть по подвалу зданий ул.Мира, 76, 78. Границу эксплуатационной ответственности абонента предлагал установить по наружной стене зданий по ул. Мира, 76 и 78.

Истец указал, что через технические этажи (подвалы) МКД ул. Мира, 76, 78 проходят транзитные тепловые сети, по которым ресурсоснабжающая организация ООО «ПСК» осуществляет подачу коммунальных ресурсов для теплоснабжения других объектов. Транзитная тепловая сеть находится в предаварийном состоянии, что приводит к затоплению подвальных помещений и их разрушению. Во избежание возникновения аварийных ситуаций управляющая компания вынуждена фактически осуществлять содержание транзитных трубопроводов.

Ответчик факт поставки теплоресурсов для объектов истца и иных потребителей, получающих тепловую энергию через транзитные трубопроводы, проходящие по подвалам спорных домов не оспаривает.

Истец пояснил, что в результате невыполнения ООО «ПСК» своих обязанностей по эксплуатации и надлежащего содержания транзитных участков тепловых сетей, проходящих по подвалу МКД ул. Мира, 76, 78, тепловые сети находятся в аварийном состоянии, что подтверждается актом № 2 от 16.06.15г. Из акта усматривается, что в подвале дома № 78 ул. Мира произошел прорыв транзитной теплотрассы, перед аварией в доме с 25.05.15г. отсутствовало горячее водоснабжение. Из-за прорыва сети ГВС произошло затопление помещений собственников, арендаторов.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что трубопроводы, расположенные транзитом через подвальные помещения являются неотъемлемой частью тепловой сети на участке от ЦТП (тепловой камеры) до конечных потребителей и используются ответчиком для поставки ресурсов, то есть используются в производственной деятельности.

Ссылаясь на невыполнение собственником спорных транзитных сетей – ООО «ПСК» своих обязательств в части их эксплуатации и надлежащего содержания, истец обратился в суд с настоящим иском.

Ответчик считает исковые требования необоснованными, поскольку арбитражным судом 01.12.15г. по делу № А50-23222/15 решение, которым исковые требования ООО «ПСК» удовлетворены в полном объеме, на Департамент имущественных отношений г.Перми возложена обязанность по принятию на учет бесхозяйного недвижимого имущества по участкам трубопроводов, находящихся в г.Перми, в том числе по ул.Мира, 76, 78.

Также ответчик пояснил, что транзитный трубопровод не числится на балансе (обслуживании) ООО «ПСК», сеть является бесхозяйной, поэтому не обязан нести бремя содержания сети. Согласно договору купли-продажи движимого и недвижимого имущества от 18.12.08г. спорные инженерные сети в собственность ООО «ПСК» не передавались. Обязанность ООО «ПСК» нести бремя содержания бесхозяйной тепловой сети возникает на основании распоряжения Департамента имущественных отношений администрации г.Перми. Распоряжение будет являться основанием для включения в тарифы затрат на содержание и обслуживание бесхозяйной тепловой сети на следующий период регулирования.

Оценив в порядке ст. , представленные сторонами доказательства и приведенные доводы, суд считает заявленные требования обоснованными по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. заинтересованное лицо вправе обраться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.

В соответствии с п. 1 ст. гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Статьей одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Исполнение обязанности в натуре означает понуждение ответчика выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.

При определении лица, обязанного осуществлять содержание спорного транзитного трубопровода следует принять во внимание, что тепловые сети, обеспечивающие теплоснабжение МКД относятся к социально значимым объектам.

В силу ст. по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктом 1 ст. предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.

Согласно п. 1 ст. качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

Согласно п.2, 5-7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются, в том числе оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Пунктом 8 Правил № 461 предусмотрено, что внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2009 № 14801/08 указано, что тепловые сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему отопления, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме.

Таким образом, действующим законодательством обязанность по содержанию и обслуживанию транзитных сетей (тепловых сетей, сетей горячего водоснабжения) на жильцов многоквартирных жилых домов не возложена.

На основании заключенного между МУП «Пермгоркоммунтепло» и ООО «Пермская сетевая компания» договора купли-продажи движимого и недвижимого имущества от 18.12.08г. ответчик принял в собственность имущество, перечисленное в приложении № 7 к настоящему договору (тепловая трасса начало – тепловые камеры ТК-15-3, ТК-15-3-1, ТК-15-3-2, ТК-18-3-1, конец – жилые дома по ул. Мира, 76, 78, 80, 82а (л.д. 53)

Свидетельством о госрегистрации права от 25.09.09г. подтверждается нахождение в собственности ответчика тепловой трассы, назначение: инженерная сеть протяженностью 278,30 п.м. (лит. 1), адрес объекта: г.Пермь, Индустриальный район, начало – тепловые камеры ТК-15-3, ТК-15-3-1, ТК-15-3-2, ТК-18-3-1, конец – жилые дома по ул. Мира, 76, 78, 80, 82а (л.д. 68).

Соглашением об исполнении условий конкурса по продаже имущества, относящегося к социально значимым объектам от 16.07.10г. также подтверждается факт передачи ответчику в собственность вышеуказанных инженерных сетей. Данным соглашением ответчик принял на себя обязанность по надлежащему содержанию и использовании имущества, указанного в перечне имущества, соблюдать технические требования, предъявляемые к эксплуатации имущества, проводить текущий и капитальный ремонт имущества.

Трубопроводы, проложенные транзитом через помещения жилых домов и (или) объектов соцкультбыта, являются неотъемлемой частью тепловой сети на участке от центрального теплового пункта или тепловой камеры до конечных потребителей. Транзит с участков тепловых сетей до транзита и после являются сложным составным объектом, в силу их конструктивной и производственно-технической связанности, интегральности – выполнения единой функции по поставке тепловой энергии. Данный объект предназначен для передачи энергии от источника энергии (точки разделения) до потребителя, наиболее отдаленного от источника. Спорные участки имеют друг к другу непосредственное присоединение. В случае их разделения трубопровод перестает существовать как объект, предназначенный для транспортировки энергии.

Обязанность поддерживать в исправном технологическом состоянии тепловые сети, используемые ООО «ПСК» для своей производственной деятельности, предусмотрены разделом 6 Правил технической эксплуатации энергоустановок от 02.04.2003 № 4358 (Приказ Минэнерго РФ 24.03.2003 № 115).

Ссылка ответчика на решение арбитражного суда 01.12.15г. по делу № А50-23222/15, которым на Департамент имущественных отношений г.Перми возложена обязанность по принятию на учет бесхозяйного недвижимого имущества по участкам трубопроводов, находящихся в г.Перми, в том числе по ул.Мира, 76, 78, не имеет правового значения в рассматриваемом споре, поскольку истец в силу вышеназванного законодательства не является лицом, ответственным за содержание транзитных тепловых сетей.

В соответствии со ст. Жилищного кодекса РФ и условий договоров на управление истец принял на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в указанных МКД. Согласно п. 3.1 договоров управления имущество: транзитные сети электро-, тепло-, газо-, водоснабжения не являются общим имуществом МКД.

Поскольку наличие у теплоснабжающей организации соответствующей обязанности по содержанию имущества установлено нормативно и не зависит от установления за данной организацией права собственности (иного законного права) на участки транзитных тепловых сетей, интересы ООО УК «Крона» могут быть защищены в исковом порядке посредством заявления иска об обязании исполнять требования законодательства по содержанию транзитных участков сетей, проходящих по подвалам МКД по ул. Мира, 76, 78, в технически исправном состоянии.

То есть, даже если спорный участок сети является бесхозяйным, однако используется теплоснабжающей организацией для доставки ресурсов потребителю, то обязанность по эксплуатации и несению расходов по обслуживанию и содержанию такого участка сети несет ресурсоснабжающая организация, которая при определенных условиях не лишена права на обращение в регулирующий орган с документами, подтверждающими соответствующие расходы с целью их учета и компенсации в последующем периоде регулирования (п. 4 ст. 8 ФЗ от 27.07.2010 № 190 Закона о теплоснабжении).

Согласно п.6 ст. 15 Закона о теплоснабжении в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Исходя из толкования указанных норм Закона о теплоснабжении следует, что организацией, эксплуатирующей бесхозный участок сетей (сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) является теплосетевая организация, тепловые сети которой соединены с указанными бесхозяйными сетями.

В силу изложенного, поскольку в материалы дела не представлены доказательства того, что спорный участок транзитных теплосетей является собственностью истца, обязанность нести затраты на содержание и обслуживание такого участка теплотрассы лежит на ответчике, как теплоснабжающей организации, осуществляющей теплоснабжение МКД № 76, 78 ул. Мира, чьи сети непосредственно присоединены к транзитным сетям.

Ненадлежащее состояние транзитной тепловой сети влечет невозможность получения гражданами коммунальных ресурсов надлежащего качества, поскольку транзитный трубопровод, проходящий по подвалам домов № 76, 78 ул. Мира, не являются общедомовым имуществом, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. , понесенные истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины, относятся на ответчика.

Руководствуясь ст.ст. , - , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536) исполнять требования законодательства по содержанию транзитных участков инженерных тепловых сетей, проходящих по подвалу жилых домов № 76, 78 ул. Мира г. Перми в технически исправном состоянии.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Крона» (ОГРН 1065905054016, ИНН 5905246232) в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины 6000 (шесть тысяч) руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья Л.И. Лысанова

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Председательствующего судьи Паньковой Н.М., (единолично)

при ведении протокола судебного заседания секретарем Абдуллаевой С.А.

рассмотрев в судебном заседании дело

по иску ТСЖ «В Раменках» (ОГРН 1087746498190, ИНН 7729599963, место нахождения: 119607, ГОРОД МОСКВА, ПРОСПЕКТ МИЧУРИНСКИЙ, 25, 2, дата регистрации 10.04.2008)

к ПАО «МОЭК» (ОГРН 1047796974092, ИНН 7720518494, место нахождения: 119048, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ЕФРЕМОВА, ДОМ 10, дата регистрации 16.12.2004),

Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы (ОГРН 1037700110238, ИНН 7703276615, место нахождения: 123104, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА БРОННАЯ Б., ДОМ 14, дата регистрации: 31.01.2003)

об определении теплосетевой организации и обязании принятия в эксплуатацию

при участии:

от истца – Хохлова Э.В. председатель правления;

Ильюшенко М.Ю. доверенность от 31.01.2016;

от ответчиков –

от ПАО «МОЭК» - Скрипник А.А. доверенность от 01.02.2016;

от Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы – Попова М.В. доверенность от 15.01.2016;

УСТАНОВИЛ:

ТСЖ «В Раменках» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском, уточненным в порядке ст. , к ПАО «МОЭК» и Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы

Об обязании Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы определить теплосетевую организацию - ПАО «МОЭК» для исполнения требований законодательства по содержанию следующего имущества:

магистрального транзитного трубопровода д150 (Т1 подача тепловой энергии), протяженностью 143 метра от стены многоквартирного дома (вход) до стены многоквартирного дома (выход), расположенного в подвале многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, д.25, корп.2.

магистрального транзитного трубопровода д150(Т2 обратка тепловой энергии), протяженностью 143 метра от стены многоквартирного дома (вход) до стены многоквартирного дома (выход), расположенного в подвале многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, д.25, корп.2.

магистрального транзитного трубопровода д150 (ТЗ подача горячей воды), протяженностью 150 метра от стены многоквартирного дома (вход) до стены многоквартирного дома (выход), расположенного в подвале многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, д.25, корп.2.

патрубков д80 длиной 0,5м на подачу ГВС от транзита до шаровых кранов (задвижек) - 5 шт.

Патрубков д25 длиной 0,5м на ГВС обратку от шаровых кранов (задвижек) до транзита - 5 шт.

Трубы д50 длиной 6м подача отопления на элеваторный узел от транзита до задвижек- 5 шт.

трубы д50 длиной 6м обратка отопления с элеваторного узла до транзита от задвижек- 5 шт.

магистрального транзитного трубопровода дЮО (Т4 обратка горячей воды), протяженностью 143 метра от стены многоквартирного дома (вход) до стены многоквартирного дома (выход), расположенного в подвале многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, д.25, корп.2.

систему расширительного бака, включающую:

расширительный бак (0,8*2*1,2), расположенный на чердаке многоквартирного дома

автоматику расширительного бака, расположенную в щитовой №1 многоквартирного дома,

трубопровод д25 длиной 50 м к расширительному баку,

переливную трубу д110 длиной 3 м от расширительного бака до системы канализации дома.

Обязать ПАО «МОЭК» внести в договор теплоснабжения № 08.706252-ТЭ от 01.09.2010 г. условия об эксплуатации транзитных сетей и системы расширительного бака, расположенных в подвале и чердаке многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, д.25, корп.2. в следующем виде.

Дополнить договор теплоснабжения № 08.706252-ТЭ разделом 8.1. следующего содержания:

«8.1. Эксплуатация транзитных трубопроводов и системы расширительного бака.

8.1.1.Транзитные трубопроводы, проходящие по подвалу многоквартирного дома, и система расширительного бака, расположенная на чердаке по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, д.25, корп.2 (далее Транзитные сети,) является частью системы теплоснабжения квартала, по которому ПАО «МОЭК» осуществляет поставку тепловой энергии и горячей воды Потребителям, в том числе и Абоненту.

8.1.2. Транзитные трубопроводы, указанные в п.8.1.2 настоящего договора обслуживаются ПАО МОЭК в соответствии с Правилами эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей.

8.1.3 Выставляемый на основании показаний приборов учета, установленных у Абонента, объем полученной Абонентом тепловой энергии подлежит уменьшению на объем потерь тепловой энергии, возникающий в результате эксплуатации транзитного трубопровода».

Изложить Приложение № 4 в следующей редакции (см. уточнение к иску).

Исковое требование мотивировано следующими обстоятельствами.

Товарищество собственников жилья «В Раменках» создано с целью реализации собственниками помещений многоквартирным домом своих прав по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Москва, Мичуринский проспект, д.25, корп.2 и оказания (обеспечения предоставления) собственникам помещений коммунальных услуг.

Транзитные трубопроводы, проходящие по подвалу многоквартирного дома, относятся к коммунальным сетям района и находятся на обслуживании ресурсоснабжающей организации, которая и несет расходы на содержание этих трубопроводов, эти расходы на содержание заложены в тарифах для ресурсоснабжающей организации.

Таким образом, транзитный трубопровод, проходящий по подвалу жилого дома не может быть отнесен к общедомовому имуществу и соответственно ни о каких расходах собственников МКД на содержание транзитных трубопроводов не может быть и речи.

Данная позиция нашла отражение в Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2009 г. № 14801/08, который в частности указал, что тепловые сети, служащие для обеспечения тепловой энергией двух самостоятельных объектов недвижимости, не относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.

При этом ключевым в решении Президиума ВАС РФ стало толкование данных пунктов Правил № 491, как не относящих к общему имуществу инженерные сети, которые одновременно обеспечивают как внутридомовую систему отопления многоквартирного дома, так и систему самостоятельного объекта недвижимости (например, отдельно стоящего здания).

Таким образом, рассматриваемым Постановлением Президиума ВАС РФ определена позиция ВАС РФ по вопросу об отнесении транзитных сетей, проложенных внутри многоквартирных домов, к общему имуществу собственников помещений таких домов. А именно, согласно этой позиции часть тепловых сетей, посредством которых осуществляется теплоснабжение как данного многоквартирного дома, так и иных объектов (другого многоквартирного дома или иных зданий) не может быть отнесена к составу общего имущества собственников помещений в жилом доме.

При этом, ответчик ПАО «МОЭК» не считает данные сети своей собственностью, а указывает на их принадлежность к общему имуществу собственников помещений, что невозможно в силу вышеуказанных положений ст. Раздел II. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения > Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников > Статья 36. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме" target="_blank">36 , 39 Жилищного кодекса РФ, п.2, 5-8

Правил № 491, а также правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2009 г. № 14801/08.

Более того, соответствующая позиция по транзитным сетям нашла свое отражение в соответствующих разъяснениях Минстроя России (копия письма прилагается).

Таким образом, в настоящее время сложилась ситуация, при которой отсутствует реальный собственник транзитных сетей.

При этом, Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, как орган уполномоченный Правительством Москвы (Постановление № 34-1111 от 09.02.2016) в силу чб ст. 15 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязана определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей (то есть в данном случае - ОАО «МОЭК»), не принимает предусмотренных мер по обеспечению надлежащей эксплуатации данного участка транзитных сетей, путем определения соответствующей ответственной теплоснабжающей организации, которой в свою очередь в силу вышеуказанной нормы должно являться ОАО «МОЭК».

Представитель истца в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил заявленное требование удовлетворить.

Представитель ПАО «МОЭК» с иском не согласился, указал на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований, в части требования о внесении изменений в действующий между сторонами договор, заявил об оставлении иска без рассмотрения, в связи с несоблюдением обязательного досудебного порядка урегулирования спора.

Представитель ответчика - Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы с иском не согласился, указал на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований, дал устные пояснения по доводам письменного отзыва.

Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав пояснения представителей истца и ответчиков, суд установил, следующее.

На основании пункта 2 части 1 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

В соответствии с пунктом 2 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

В пункте 60 постановления Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", указано, что спор об изменении или расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком, предусмотренных пунктом 2 статьи 452.

Следовательно, спор о внесении изменений в договор может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по досудебному урегулированию спора с ответчиком.

Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что истцом установленный законом порядок не соблюден, при этом переписка между сторонами, на которую ссылается истец как на доказательство соблюдения такого порядка, таким доказательством не является.

При таких обстоятельствах суд, в связи с непредставлением доказательств, подтверждающих соблюдение установленного досудебного порядка урегулирования спора, требование истца к ПАО «МОЭК» об обязании внести в договор теплоснабжения № 08.706252-ТЭ от 01.09.2010 г. условия об эксплуатации транзитных сетей и системы расширительного бака, расположенных в подвале и чердаке многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, д.25, корп.2, подлежит оставлению без рассмотрения.

Рассмотрев исковое требование об обязании Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы определить теплосетевую организацию - ПАО «МОЭК» для исполнения требований законодательства по содержанию поименованного в иске имущества, суд не находит оснований для его удовлетворения, при этом исходит из следующего.

Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался (ст. ).

Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы в соответствии с положением о Департаменте топливно-энергетического хозяйства города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы № 94-ПП от 29 марта 2011 г. определяет теплосетевую организацию для осуществления содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей до признания права собственности города Москвы на такие сети.

Истец, заявляя требование в отношении Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы, определяет правовой статус спорного имущества как бесхозяйное имущество. Однако, не представляет доказательств того, что данное имущество было признано таковым в порядке, установленном законом, и Департамент - орган исполнительной власти, на который возложена функция по определению эксплуатирующей организации бесхозяйных тепловых сетей уклонился от их исполнения.

Бесхозяйным спорное имущество в порядке, установленном главой 33 ГПК РФ признано не было.

Расходы по оплате государственной пошлины распределяются пропорционально размеру удовлетворенных требований и выводов суда об оставлении части иска без рассмотрения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. , , - , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

РЕШИЛ:

Исковое требование к ПАО «МОЭК» оставить без рассмотрения.

В удовлетворении иска к Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы отказать полностью.

Возвратить ТСЖ «В Раменках» из федерального бюджета 6 000 (шесть тысяч) руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Н.М. Панькова

Суд:

АС города Москвы

Истцы:

ТСЖ В РАМЕНКАХ

Ответчики:

ДЕПАРТАМЕНТ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА Г. МОСКВЫ
ПАО "МОЭК"
Управа Района Раменки

Судебная практика по:

По ТСЖ

Судебная практика по применению норм ст. 135, 136, 137, 138 ЖК РФ

О тарифе на транспортировку тепловой энергии по муниципальным тепловым сетям

Принято Главой г. Ставрополя (Ставропольский край)
  1. ГЛАВА ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
  2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ
  3. от 5 октября 2001 г. N 5773
  4. О ТАРИФЕ НА ТРАНСПОРТИРОВКУ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ
  5. ПО МУНИЦИПАЛЬНЫМ ТЕПЛОВЫМ СЕТЯМ
  6. В связи с осуществлением муниципальным унитарным предприятием "Теплосеть" транспортировки тепловой энергии от ведомственных котельных к объектам социальной инфраструктуры города и в соответствии с результатами экспертизы тарифа на тепловую энергию, проведенной администрацией города, постановляю:
  7. 1. Установить с 1 октября 2001 года единый по городу экономически обоснованный тариф на транспортировку тепловой энергии по муниципальным тепловым сетям в размере 25,8 рубля за 1 Гкал (без НДС) транспортируемого тепла.
  8. 2. Установить срок действия данного тарифа до 31 декабря 2001 года.
  9. 3. Утвердить типовой договор на транзит тепловой энергии по муниципальным тепловым сетям (приложение).
  10. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на директора департамента жилищно - коммунального хозяйства и транспорта администрации города Ставрополя А.И. Скорнякова.
  11. Глава города Ставрополя
  12. М.В.КУЗЬМИН

Типовой договор на транзит тепловой энергии по муниципальным тепловым сетям

  1. {pre}г. Ставрополь " ____ "_____________ г. _________________________________________ , именуемое в дальнейшем Заказчик, в лице ______________________________ , действующего на основании _______________ , с одной стороны, и ___________________ ________ именуемое в дальнейшем Исполнитель, в лице директора ______________________________ , действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.{/pre}
  2. 1. Предмет договора
  3. 1.1. Исполнитель, используя свои сети, обязуется выполнить по заданию Заказчика транзит теплоносителя к потребителям тепла согласно приложениям к договору (перечень потребителей, адреса, тепловая нагрузка по виду теплопотребления, количество транспортируемого тепла, температурный график качественного регулирования сетевой воды). Заказчик обязуется своевременно произвести оплату.
  4. 2. Обязательства сторон
  5. 2.1. Исполнитель обязуется:
  6. 2.1.1. Доставлять теплоноситель от границы балансового разграничения тепловых сетей Заказчика и Исполнителя к потребителям тепловой энергии или до тепловых сетей, находящихся на их балансе.
  7. 2.1.2. Оперативно отключать поврежденные участки тепловых сетей и системы теплопотребления, устранять аварийные утечки теплоносителя в своих тепловых сетях в течение нормативного времени, требуемого для их устранения.
  8. 2.1.3. Производить отключения и подключения тепловых сетей и систем теплопотребления по заявкам Заказчика.
  9. 2.1.4. Соблюдать нормативную утечку сетевой воды.
  10. 2.1.5. Сообщать оперативную информацию при выполнении оперативных переключений в тепловых сетях.
  11. 2.2. Заказчик обязуется:
  12. 2.2.1. Подавать теплоноситель в соответствии с согласованными температурным и гидравлическим режимами.
  13. 2.2.2. Своевременно до 3 числа месяца, следующего за расчетным, предоставлять Исполнителю сведения об объеме транспортированного тепла, подтвержденного двухсторонним актом, составленным ответственными представителями сторон.
  14. 2.2.3. Своевременно оплачивать транзит тепловой энергии в соответствии с условиями договора.
  15. 3. Ответственность сторон
  16. 3.1. За нарушение сроков оплаты за транзит тепловой энергии Исполнитель вправе начислить Заказчику банковский процент за пользование чужими денежными средствами в размере учетной ставки ЦБ РФ согласно ГК РФ (ст. 395).
  17. 3.2. При превышении потерь сетевой воды в сетях Исполнителя сверх нормативного значения, подтвержденных двухсторонним актом, за расчетный период сумма платежей за услуги по транзиту уменьшится на стоимость сверхнормативных потерь теплоносителя, исчисленных в однократном размере.
  18. 4. Цена договора
  19. 4.1. Цена настоящего договора определяется количеством транспортируемой тепловой энергии по сетям Исполнителя по действующему тарифу в _________ руб./Гкал (с НДС), утвержденному постановлением главы города.
  20. Цена договора может быть изменена в случае изменения тарифа на доставку тепла и объема транспортируемой теплоэнергии.
  21. 4.2. Ориентировочное годовое количество транспортируемой тепловой энергии по сетям Исполнителя __________ т/Гкал. Ориентировочная цена договора - __________ руб. с НДС.
  22. 4.3. Цена дополнительных работ, указанных в п. 2.1.3 договора по оперативным отключениям и переключениям потребителей, определяется сметной стоимостью работ.
  23. 5. Условия платежа
  24. 5.1. Оплата по данному договору производится ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным, в безналичном порядке, посредством платежных поручений. Оплата по договору может быть произведена в иной форме по соглашению сторон.
  25. 5.2. Оплата дополнительных работ производится по фактическому выполнению на основании надлежаще оформленных документов.
  26. 5.3. Расчетный период определяется с 1-го по последнее число месяца.
  27. 5.4. Окончательный расчет по договору производится Заказчиком не позднее 10 дней после прекращения действия договора.
  28. 6. Срок действия договора
  29. {pre} 6.1. Настоящий договор заключается сроком с __________________ года по ______________________ года.{/pre}
  30. 6.2. Договор считается продленным на следующий год, если ни одна из сторон за месяц до его окончания не заявит о его пересмотре или расторжении.
  31. 7. Прочие условия
  32. 7.1. Все споры и разногласия, возникающие между сторонами по настоящему договору или в связи с ним, разрешаются путем переговоров между сторонами.
  33. 7.2. В случае невозможности разрешения разногласий путем переговоров они подлежат рассмотрению в арбитражном суде в установленном законодательством порядке.
  34. 7.3. Договор, составлен в 2-х экземплярах, по одному для каждой из сторон.
  35. 7.4. В случаях, не предусмотренных договором, стороны руководствуются действующим законодательством.
  36. 7.5. Приложения к договору являются его неотъемлемой частью.
  37. {pre} Юридические адреса и платежные реквизиты ЗАКАЗЧИК: ИСПОЛНИТЕЛЬ: адрес ________________________ адрес ________________________ Тел. _________________________ Тел. _________________________ ИНН __________________________ ИНН __________________________ Р/Сч Р/Сч ______________________________ ______________________________ БИК _______ ИНН банка ________ БИК _______ ИНН банка ________ К/Сч _________________________ К/Сч _________________________ Код по ОКОНХ _____ ОКПО ______ Код по ОКОНХ _____ ОКПО ______ Подписи сторон: ЗАКАЗЧИК: ИСПОЛНИТЕЛЬ: ______________________________ ______________________________ {/pre}