Институт психологии, социологии и социальных отношений. История психологической мысли (Рыжов Б.Н.)

Рыжов Борис Николаевич (род. 11 мая 1951 г.) российский психолог, доктор психологических наук , профессор , заведующий кафедрой психологии развития и инноваций Московского городского педагогического университета , председатель редакционного совета журнала "Системная психология и социология"

Биография

  • Родился в 1951 г. в Москве (отец - известный российский радиобиолог, доктор медицинских наук Н.И. Рыжов);
  • 1976 г. окончил (сейчас - МАИ - национальный исследовательский университет);
  • 1981 г. окончил факультет психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова ;
  • 1982 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Оценка психической напряженности у оператора динамического объекта";
  • С 1977 г. работал в Институте медико-биологических проблем Минздрава СССР (сейчас - Государственный научный центр РФ "Институт медико-биологических проблем РАН");
  • 1995 - 2005 г. заведующий лабораторией Московского городского педагогического университета;
  • 2001 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Психическая работоспособность в экстремальных условиях профессиональной деятельности";
  • 2004 г. присуждено научное звание профессора;
  • С 2005 г. заведующий кафедрой Московского городского педагогического университета;
  • 2009 г. лауреат Премии Правительства РФ в области образования.

Научная деятельность

Б.Н. Рыжов - создатель теории и методологии системной психологии, рассматривающей все явления психической жизни человека сквозь призму общесистемных закономерностей формирования и регулирования живых систем4. В качестве методологической базы исследования процессов развития живых систем им предложена теория дискретной системологии. На её основе Б.Н. Рыжовым разработаны системные концепции мотивации, периодизации психологического развития человека, психической работоспособности (включающей выделение особых психологических типов "версатив" и "ингенитив"), психической напряженности.

Преподавательская и издательская деятельность

С 1995 г Б.Н. Рыжов читает курсы "История психологии", "Методологические основы психологии", "История и теория религии" в Московском городском педагогическом университете и ряде других московских университетов. Опубликовал более 100 научных работ, в том числе 12 монографий. В 2000 г. стал одним из основателей выпуска многотомного издания "Энциклопедия истории психологии". В 2010 г. стал одним из основателей журнала "Системная психология и социология".

Основные работы

монографии

  1. Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). М.: МГПУ, 1999, 277 с.
  2. Рыжов Б.Н., Романова Е.С. и др. Энциклопедия истории психологии в 4-х томах. М.: Школьная книга, 2001 - 2010 кн. 1 - 7.
  3. Рыжов Б.Н., Грабовский А.И. Психическая работоспособность. М. МГПУ. 2002, 264 с.
  4. Рыжов Б.Н. История психологии ч. 1-2. М.: Гильдия мастеров. 2003, 250 с.
  5. Рыжов Б.Н. История психологической мысли. М.: Воениздат. 2004, 239 с.

статьи

  1. Рыжов Б.Н. и др. Преждевременное старение организма и особенности его проявления отдаленном периоде после облучения малыми дозами. // Успехи геронтологии, 2007, т. 20, № 4, СПб, с. 48 - 55.
  2. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии. // Системная психология и социология, 2010, № 1, с. 5 - 42.
  3. Рыжов Б.Н. Серебряный век немецкой психологии. // Системная психология и социология, 2010, № 1, с. 132 - 144.
  4. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии, продолжение. // Системная психология и социология, 2010, № 2, с. 5 - 24.
  5. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии, продолжение. // Системная психология и социология, 2011, № 3, с. 5 - 17.
  6. Рыжов Б.Н. Системная периодизация развития. // Системная психология и социология, 2012, № 5, с. 5 - 24.
  7. Рыжов Б.Н. Естественнонаучные и философские предпосылки развития системной психологии. // Системная психология и социология, 2012, № 6, с. 5 - 20.
  8. Рыжов Б.Н. Системная психометрика напряженности. // Системная психология и социология, 2013, № 7, с. 5 - 25.
  9. Рыжов Б.Н., Михайлова О.В. Системная технология и методы профессиональной ориентации и поддержки инвалидов ДЦП. // Специальное образование, 2013, № 2, с. 80 - 90.
  10. Рыжов Б.Н. и др. Самореализация или нравственность: опыт исследования мотивации студентов Папского Грегорианского университета. // Культурно-историческая психология, 2013, № 2, с. 10 - 17.
  11. Рыжов Б.Н., Романова Е.С. Зигмунд Фрейд: слагаемые успеха. // Системная психология и социология, 2014, № 10, с. 23 - 35.
  12. Рыжов Б.Н. Системорегуляция и состояния управляемой системы. // Системная психология и социология, 2014, № 11, с. 5 - 11.
  13. Рыжов Б.Н. Парадоксальный гений Федора Дмитриевича Горбова. // Системная психология и социология, 2014, № 11, с. 63 - 72.

Награды и звания

  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 г.)
  • Почетная грамота Департамента образования Правительства Москвы (2005 г.)
  • Премия Правительства РФ в области образования (2009)
  • Нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2009 г.)

Напишите отзыв о статье "Рыжов, Борис Николаевич"

Примечания

Ссылки

К:Википедия:Изолированные статьи (тип: не указан)

Отрывок, характеризующий Рыжов, Борис Николаевич

Маленькая княгиня ворчала на горничную за то, что постель была нехороша. Нельзя было ей лечь ни на бок, ни на грудь. Всё было тяжело и неловко. Живот ее мешал ей. Он мешал ей больше, чем когда нибудь, именно нынче, потому что присутствие Анатоля перенесло ее живее в другое время, когда этого не было и ей было всё легко и весело. Она сидела в кофточке и чепце на кресле. Катя, сонная и с спутанной косой, в третий раз перебивала и переворачивала тяжелую перину, что то приговаривая.
– Я тебе говорила, что всё буграми и ямами, – твердила маленькая княгиня, – я бы сама рада была заснуть, стало быть, я не виновата, – и голос ее задрожал, как у собирающегося плакать ребенка.
Старый князь тоже не спал. Тихон сквозь сон слышал, как он сердито шагал и фыркал носом. Старому князю казалось, что он был оскорблен за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, а к другому, к дочери, которую он любит больше себя. Он сказал себе, что он передумает всё это дело и найдет то, что справедливо и должно сделать, но вместо того он только больше раздражал себя.
«Первый встречный показался – и отец и всё забыто, и бежит кверху, причесывается и хвостом виляет, и сама на себя не похожа! Рада бросить отца! И знала, что я замечу. Фр… фр… фр… И разве я не вижу, что этот дурень смотрит только на Бурьенку (надо ее прогнать)! И как гордости настолько нет, чтобы понять это! Хоть не для себя, коли нет гордости, так для меня, по крайней мере. Надо ей показать, что этот болван об ней и не думает, а только смотрит на Bourienne. Нет у ней гордости, но я покажу ей это»…
Сказав дочери, что она заблуждается, что Анатоль намерен ухаживать за Bourienne, старый князь знал, что он раздражит самолюбие княжны Марьи, и его дело (желание не разлучаться с дочерью) будет выиграно, и потому успокоился на этом. Он кликнул Тихона и стал раздеваться.
«И чорт их принес! – думал он в то время, как Тихон накрывал ночной рубашкой его сухое, старческое тело, обросшее на груди седыми волосами. – Я их не звал. Приехали расстраивать мою жизнь. И немного ее осталось».
– К чорту! – проговорил он в то время, как голова его еще была покрыта рубашкой.
Тихон знал привычку князя иногда вслух выражать свои мысли, а потому с неизменным лицом встретил вопросительно сердитый взгляд лица, появившегося из под рубашки.
– Легли? – спросил князь.
Тихон, как и все хорошие лакеи, знал чутьем направление мыслей барина. Он угадал, что спрашивали о князе Василье с сыном.
– Изволили лечь и огонь потушили, ваше сиятельство.
– Не за чем, не за чем… – быстро проговорил князь и, всунув ноги в туфли и руки в халат, пошел к дивану, на котором он спал.
Несмотря на то, что между Анатолем и m lle Bourienne ничего не было сказано, они совершенно поняли друг друга в отношении первой части романа, до появления pauvre mere, поняли, что им нужно много сказать друг другу тайно, и потому с утра они искали случая увидаться наедине. В то время как княжна прошла в обычный час к отцу, m lle Bourienne сошлась с Анатолем в зимнем саду.
Княжна Марья подходила в этот день с особенным трепетом к двери кабинета. Ей казалось, что не только все знают, что нынче совершится решение ее судьбы, но что и знают то, что она об этом думает. Она читала это выражение в лице Тихона и в лице камердинера князя Василья, который с горячей водой встретился в коридоре и низко поклонился ей.
Старый князь в это утро был чрезвычайно ласков и старателен в своем обращении с дочерью. Это выражение старательности хорошо знала княжна Марья. Это было то выражение, которое бывало на его лице в те минуты, когда сухие руки его сжимались в кулак от досады за то, что княжна Марья не понимала арифметической задачи, и он, вставая, отходил от нее и тихим голосом повторял несколько раз одни и те же слова.
Он тотчас же приступил к делу и начал разговор, говоря «вы».
– Мне сделали пропозицию насчет вас, – сказал он, неестественно улыбаясь. – Вы, я думаю, догадались, – продолжал он, – что князь Василий приехал сюда и привез с собой своего воспитанника (почему то князь Николай Андреич называл Анатоля воспитанником) не для моих прекрасных глаз. Мне вчера сделали пропозицию насчет вас. А так как вы знаете мои правила, я отнесся к вам.
– Как мне вас понимать, mon pere? – проговорила княжна, бледнея и краснея.
– Как понимать! – сердито крикнул отец. – Князь Василий находит тебя по своему вкусу для невестки и делает тебе пропозицию за своего воспитанника. Вот как понимать. Как понимать?!… А я у тебя спрашиваю.
– Я не знаю, как вы, mon pere, – шопотом проговорила княжна.
– Я? я? что ж я то? меня то оставьте в стороне. Не я пойду замуж. Что вы? вот это желательно знать.
Княжна видела, что отец недоброжелательно смотрел на это дело, но ей в ту же минуту пришла мысль, что теперь или никогда решится судьба ее жизни. Она опустила глаза, чтобы не видеть взгляда, под влиянием которого она чувствовала, что не могла думать, а могла по привычке только повиноваться, и сказала:
– Я желаю только одного – исполнить вашу волю, – сказала она, – но ежели бы мое желание нужно было выразить…
Она не успела договорить. Князь перебил ее.
– И прекрасно, – закричал он. – Он тебя возьмет с приданным, да кстати захватит m lle Bourienne. Та будет женой, а ты…
Князь остановился. Он заметил впечатление, произведенное этими словами на дочь. Она опустила голову и собиралась плакать.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Борис Николаевич Рыжов (11 мая 1951) — российский психолог, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития и инноваций Московского городского педагогического университета, председатель редакционного совета журнала «Системная психология и социология».

В 1976 окончил Московский авиационный институт им. С.Орджоникидзе (сейчас — Московский авиационный институт).

В 1981 окончил факультет психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. В 1982 защитил кандидатскую диссертацию на тему «Оценка психической напряженности у оператора динамического объекта».

С 1977 работал в Институте медико-биологических проблем Минздрава СССР (сейчас — Институт медико-биологических проблем РАН). С 1995 — 2005 заведующий лабораторией Московского городского педагогического университета.

В 2001 защитил докторскую диссертацию на тему «Психическая работоспособность в экстремальных условиях профессиональной деятельности». В 2004 присуждено научное звание профессора. С 2005 заведующий кафедрой Московского городского педагогического университета.

В 2009 лауреат Премии Правительства РФ в области образования.

Опубликовал более 100 научных работ, в том числе большого числа монографий. В 2000 стал одним из основателей выпуска многотомного издания «Энциклопедия истории психологии». В 2010 стал одним из основателей журнала «Системная психология и социология».

Б.Н. Рыжов — создатель теории и методологии системной психологии, рассматривающей все явления психической жизни человека сквозь призму общесистемных закономерностей формирования и регулирования живых систем. В качестве методологической базы исследования процессов развития живых систем им предложена теория дискретной системологии. На её основе Б.Н. Рыжовым разработаны системные концепции мотивации, периодизации психологического развития человека, концепция психической работоспособности (включающей выделение особых психологических типов «версатив» и «ингенитив»), концепция психической напряженности, а так же концепция психологического возраста цивилизации.

Книги (1)

История психологической мысли

Учебное пособие посвящено историческому пути и закономерностям развития психологии, как части мировой культуры.

Впервые с системных позиций рассмотрена логика формирования и научное значение основных теорий психологии, а также наметившаяся тенденция к синтезу психологического знания с достижениями других наук.

Комментарии читателей

мила / 24.08.2019 Замечательные мысли и суждения. Виденье ситуации под иным углом МИРОВОЗЗРЕНИЕ, восхитительные огромные знания. Жаль, что таких людей мало.

Ольга / 5.11.2018 Я сидела на лекциях Бориса Рыжова больше десяти лет назад и до сих пор о них вспоминаю с любовью и радостью. Бывает так, что человек влияет на твою судьбу заочно, сам того не зная. Этот преподаватель двумя своими лекциями изменил мое представление об одном историческом персонаже и теперь моя жизнь в прямом смысле связана с ним. Боюсь, не справиться в одиночку, но выбора нет. Было бы здорово обсудить с Вами, Борис Николаевич, биографию человека о котором я написала двухтомник, как психолог с психологом.

Гость / 14.04.2017 +1, в большом восторге от его лекций. Человечищще!!! :)
с гордостью, его студентка))

Гость / 13.01.2012 М-дяяяя. многие из однотипажников кончили то плохо.
Каддафи затрепали, Горького отравили, Мастера в дурдом положили...в весёленькой компании Б.Н. оказался у досточтимого Гостя...или это судьба?гы

Гость / 6.12.2011 Читал на днях журнальчик http://www.systempsychology.ru/
Главный идеолог там тоже Б.Н. Надо заметить - занятьненько сработано. Рекомендую подростающему поколеньицу. Там, правда, так не поболтаешь о личном, о наболевшем как здесь...но не всё же котам масленица
Кстати, если делать психолингвистический анализ личных текстов Б.Н. в указанном журнале, то социотип определяется исключительно точно - ISTJ
Так что присоединяюсь что и Самгин и Отелло, а ещё Максим Горький, Мастер Булгаковский, Моаммер Каддафи, Василий Лановой, Дин Рид... - все в одной с Б.Н. когорте типирования.

Рита / 4.12.2011 Она его за МУКИ полюбила,

А он Ея за сострадание к ним???? :-)))

Павлик Морозов / 3.12.2011 Да...а.а.а.а.а, девушки восторжены. И, между прочим, разведка донесла - Б.Н. развёлся лет 5 назад. Это я какбЭ намекнул, милые создания...
По типированию - Он уж скорее Отелло.А как пишут об Отелле литературные критики:
"беда не в том, что, братцы, он ревнив,
беда ОтеллЫ в том, что он доверчиФФФ"
Но в отличии от ОтеллЫ Б.Н. со своей доверчиФостью пытается бороться. Иной раз даже кричит вО гневе - гнев это же аутоагрессия. Походу думает он при этом "Во, дурень я! Ну, прибить меня мало! Поверил опять! И подпись в брачном контракте поставил- крест на своей жизни! УжОС!"
Вот такое вот ГЫ!! Хотя-я-я-я-я- скокА нас, мужики, под крестом то уже не первый год мается.

Миша / 13.11.2011 А дети-внуки у него есть, девушки? Вот с этого места поподробнее

Гость / 8.11.2011 Вот же дамский любимчик - Борис Николаевич! 5+ :-))
Особо чувственные, как тут признались, так те от одного слова в обморочные состояния аж впадают на десятилетия.
Как бы опыт перенять?, если любезный профессор захочет передать, конечно...:-)))
Ух, глядишь и я при надлежащем старании помог поднять отечественную науку! :-)))

Стас / 28.10.2011 Анна, боже, какие у Вас возможности, а Вы не пользуетесь ими - ну, почему в интернете красуется студенческая видео-запись выступления Путина в МГПУ (он был то у Вас всего разок), а полного видео-курса лекций Бориса Николаевича там нет! Досадно! Скольким бы, как выясняется, людям Ваша работа доставила бы массу неизгладимых впечатлений...

Анна / 16.10.2011 Присоединяюсь! Редкий преподаватель, в первый раз в жизни услышала в конце лекции аплодисменты, слушала бы и слушала.

Гость / 13.10.2011 КЛИМ САМГИН-с, господа. КЛИМ САМГИН...:-)
От первой серии до последней
http://www.youtube.com/watch?v=wk3-X0J9fhM&feature=related

Гость / 29.06.2011 Любое самое лучшее описание этого человека блекнет, когда реально находишься рядом с ним... нет таких слов

Наталья / 21.06.2011 Восхитительный человек.
Читает лекции так, что время пролетает незаметно (всегда с удивлением смотрю на часы, когда пара заканчивается:))
"Держит" публику, очень интересно рассказывает. Голос даже завораживает. Видно, что человек очень уважает себя и окружающих.

Даже обидно, что у нас нет факультета истории психологии - пошла бы, не раздумывая, ради Бориса Николаевича.

Олеся / 17.12.2010 ЧЕЛОВЕЧИЩЕ!Талант личности.Удивительная способность удерживать внимание аудитории длительное время.Существует множество людей умных, эрудированных, обаятельных,сильных духом, гениальных, но, чтоб так "цепляло"! Чтобы разум отключался... И только эмоции! Потрясающий человек! Институт закончила давненько, а всё ещё будоражит воображение! Только ради этого стоило жить! Пусть он будет всегда, завидую новым студентам...

Борис Николаевич Рыжов
Дата рождения 11 мая (1951-05-11 ) (68 лет)
Место рождения , Москва
Научная сфера системная психология, история психологии
Место работы Московский городской педагогический университет
Альма-матер МГУ им. М. В. Ломоносова , МАИ
Учёная степень доктор психологических наук
Учёное звание Профессор
Награды и премии , , ,
Сайт systempsychology.ru

Биография

Родился в 1951 г. в Москве (отец - советский и российский радиобиолог , доктор медицинских наук Н.И. Рыжов, мать - врач-офтальмолог);

1981 г. окончил факультет психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова ;

1982 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Оценка психической напряженности у оператора динамического объекта";

С 1977 г. работал в [[Институте медико-биологических проблем Минздрава СССР (сейчас - );

1995 - 2005 г. заведующий лабораторией Московского городского педагогического университета ;

2001 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Психическая работоспособность в экстремальных условиях профессиональной деятельности";

2004 г. присуждено научное звание профессора;

С 2005 г. заведующий кафедрой Московского городского педагогического университета;

2009 г. лауреат Премии Правительства РФ в области образования.

Научная деятельность

Б.Н. Рыжов - создатель теории и методологии системной психологии , рассматривающей все явления психической жизни человека сквозь призму общесистемных закономерностей формирования и регулирования живых систем. В качестве методологической базы исследования процессов развития живых систем им предложена теория дискретной системологии. На её основе Б.Н. Рыжовым разработаны системные концепции мотивации, периодизации психологического развития человека, концепция психической работоспособности (включающей выделение особых психологических типов "версатив" и "ингенитив"), концепция психической напряженности, а так же концепция психологического возраста цивилизации .

Для практического решения задач системной психологии Б.Н. Рыжовым создан блок психодиагностических методик (тест системного профиля мотивации - М-тест, батарея методик диагностики и коррекции психической работоспособности - Р-тест, методика определения индекса психической напряженности и её аппаратурная реализация - приборы "Стрессометр") .

Преподавательская и издательская деятельность

С 1995 г Б.Н. Рыжов читает курсы "История психологии", "Методологические основы психологии", "История и теория религии" в Московском городском педагогическом университете и ряде других московских университетов. Опубликовал более 100 научных работ, в том числе большого числа монографий. В 2000 г. стал одним из основателей выпуска многотомного издания "Энциклопедия истории психологии" . В 2010 г. стал одним из основателей журнала "Системная психология и социология".

Основные работы

монографии

  1. Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). М.: МГПУ, 1999, 277 с.
  2. Рыжов Б.Н., Романова Е.С. и др. Энциклопедия истории психологии в 5 томах. М.: Школьная книга, 2001 - 2010 кн. 1 - 7.
  3. Рыжов Б.Н., Грабовский А.И. Психическая работоспособность. М. МГПУ. 2002, 264 с.
  4. Рыжов Б.Н. История психологии ч. 1-2. М.: Гильдия мастеров. 2003, 250 с.
  5. Рыжов Б.Н. История психологической мысли. М.: Воениздат. 2004, 239 с.
  6. Общая психология: введение в общую психологию, психология познавательных процессов, психология личности: Учебно-методическое пособие / Рыжов Б.Н., и др. - М.: Liteo, 2015. - 305 c.
  7. Михайлова О.В., Романова Е.С., Рыжов Б.Н., Абушкин Б.М. Психологическая реабилитация инвалидов ДЦП. Монография - М.: Издательство "Перо". 2015. - 162 с.
  8. Рыжов Б.Н. Системная психология. Второе издание М.: Т8 Издательские технологии, 2017. - 356 с.

статьи

  1. Рыжов Б.Н. и др. Преждевременное старение организма и особенности его проявления отдаленном периоде после облучения малыми дозами. // Успехи геронтологии, 2007, т. 20, № 4, СПб, с. 48 - 55.
  2. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии. // Системная психология и социология, 2010, № 1, с. 5 - 42.
  3. Рыжов Б.Н. Серебряный век немецкой психологии. // Системная психология и социология, 2010, № 1, с. 132 - 144.
  4. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии, продолжение. // Системная психология и социология, 2010, № 2, с. 5 - 24.
  5. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии, продолжение. // Системная психология и социология, 2011, № 3, с. 5 - 17.
  6. Рыжов Б.Н. Системная периодизация развития. // Системная психология и социология, 2012, № 5, с. 5 - 24.
  7. Рыжов Б.Н. Естественнонаучные и философские предпосылки развития системной психологии. // Системная психология и социология, 2012, № 6, с. 5 - 20.
  8. Рыжов Б.Н. Системная психометрика напряженности. // Системная психология и социология, 2013, № 7, с. 5 - 25.
  9. Рыжов Б.Н., Михайлова О.В. Системная технология и методы профессиональной ориентации и поддержки инвалидов ДЦП. // Специальное образование, 2013, № 2, с. 80 - 90.
  10. Рыжов Б.Н. и др. Самореализация или нравственность: опыт исследования мотивации студентов Папского Грегорианского университета. // Культурно-историческая психология, 2013, № 2, с. 10 - 17.
  11. Рыжов Б.Н., Романова Е.С. Зигмунд Фрейд: слагаемые успеха. // Системная психология и социология, 2014, № 10, с. 23 - 35.
  12. Рыжов Б.Н. Системорегуляция и состояния управляемой системы. // Системная психология и социология, 2014, № 11, с. 5 - 11.
  13. Рыжов Б.Н. Парадоксальный гений Федора Дмитриевича Горбова. // Системная психология и социология, 2014, № 11, с. 63 - 72.
  14. Рыжов Б.Н., Михайлова О.С. Системные особенности психической работоспособности инвалидов. // Системная психология и социология, 2014, № 12, с. 13 - 21.
  15. Рыжов Б.Н. Психологический возраст цивилизации. // Системная психология и социология, 2015, № 14, с. 60 - 71.
  16. Рыжов Б.Н., Михайлова О.В. Психическая работоспособность инвалидов с различными формами ДЦП. // Системная психология и социология, 2015, № 15, с. 73 - 80.
  17. Рыжов Б.Н. Психологический возраст цивилизации IX-XI вв. (продолжение). // Системная психология и социология, 2015, № 15, с. 93 - 103.
  18. Рыжов Б. Н., Чибискова О. В. Психическая работоспособность и мотивация человека при моделировании полета на Марс // Системная психология и социология, 2015, № 16, с. 13 - 23.
  19. Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации (конец XI–XII вв.) (продолжение). // Системная психология и социология, 2016, № 17, с. 79 - 85.
  20. Рыжов Б. Н., Смоловская Л. Б. Тест на переключение умственных действий RT-TEST. // Системная психология и социология, 2016, № 18, с. 88 - 96.
  21. Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации (XIII – начало XIV веков). // Системная психология и социология, 2016, № 19, с. 60 - 74.
  22. Рыжов Б. Н., Тарасова А. А. Современные особенности эмоционального восприятия архитектуры модерна и конструктивизма. // Системная психология и социология, 2016, № 20, с. 74 - 88.
  23. Рыжов Б. Н. Системная структура личности. // Системная психология и социология, 2017, № 23, с. 5 - 12.
  24. Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации: XIV век. // Системная психология и социология, 2017, № 24, с. 76 - 94.
  25. Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации: XV век, Северное Возрождение. // Системная психология и социология, 2018, № 25, с. 55 - 67.
  26. Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации: XV век, Раннее Возрождение. // Системная психология и социология, 2018, № 26, с. 59 - 69.

Награды и звания

  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 г.)
  • Почетная грамота Департамента образования Правительства Москвы (2005 г.)
  • Премия Правительства РФ в области образования (2009)
  • Нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2009 г.)
  • Медаль Л. С. Выготского