Переделываем старую магнитолу на современный лад. Несжигаемый унч для автомагнитолы Как сделать усилитель нч из автомобильного магнитофона

Автолюбители, как известно, предпочитают слушать любимую музыку в своем авто достаточно громко. Однако, стандартные магнитолы не всегда могут сохранить качественное звучание при увеличении громкости. Чтобы этого избежать, к штатному устройству можно подключить усилитель магнитолы и сабвуфер.

Выбор усилителя

Поскольку в машине всего 1-2 аккумулятора по 12 В, то необходимо рассчитывать подключение звука к маломощной сети. Именно к ней подключается устройство, чтобы напряжение было увеличено до 100 В.

При выборе усилителя для магнитолы необходимо обратить внимание на следующие факторы:

  • единица мощности – необходимо, чтобы она соответствовала значениям остального автомобильного оборудования;
  • номинальная мощность — должна быть чуть меньше, чем мощность штатной акустики для наиболее качественного звучания;

  • равенство сопротивлений нагрузке на усилителе и системе;
  • l минимальный диапазон частот – должен составлять не менее 20 гц.

Если у вас довольно современный автомобиль, то он может быть оборудован кроссовером – это вспомогательное устройство, которое обеспечит работу усилителя в разных режимах. Обычно, в таких машинах можно подключить не один, а два усилителя к штатной магнитоле по желанию. Большинство владельцев автомобилей отдают свое предпочтение устройствам Пионер.

Подключение

Многие автолюбители предпочитают ухаживать за своим авто самостоятельно, поэтому задаются вопросом: «Как подключить усилитель к магнитоле своими руками?»

На само деле, это не очень сложно. Главное – это соблюдать ряд простых правил и действовать по инструкции.

В первую очередь необходимо выбрать место – оно должно быть сухим и обладать достаточной теплоотдачей. Это необходимо для того, чтобы сохранить работоспособность устройства. Обычно его ставят вглубь багажника.

Подключение усилителя к магнитоле осуществляется следующим образом:

  • Шаг 1. Прокладка сигнального кабеля. Обычно осуществляется под прошивкой, чтобы гарантировать его сохранность. Маршрут прокладки владелец авто выбирает самостоятельно как ему это будет удобно.
  • Шаг 2. Прокладка дополнительного кабеля. Осуществляется совместно с сигнальным кабелем. При этом стоит отметить, что они не должны вступать в контакт с проводами, ответственными за бортовую сеть и находящимися под напряжением.
  • Шаг 3. Прокладка кабеля питания и установка предохранителя. Осуществляется от аккумулятора. При этом предохранитель необходимо ставить к нему на максимально близком расстоянии. Проложить кабель питания можно вплотную к основной проводке машины.
  • Шаг 4. Подключение сигнального кабеля. Естественно, что есть всего 2 разъема, к которым он может быть подключен. Непосредственно на штатном устройстве это выход – то есть Line-Out, а на усилителе, соответственно вход – Line-In.

  • Шаг 5. Подключение дополнительного кабеля. Так же есть 2 разъема. На магнитоле это B+Ant, а на усилителе Remote. Выполнить это обязательно, поскольку иначе система попросту не будет работать.
  • Шаг 6. Подключение к динамикам. Если у вас мостовой Пионер, то у него есть 2 канала. Они подключаются соответственно к «плюсу» и «минусу» динамика.
  • Шаг 7. Установка конденсатора. Накопительный конденсатор – это своего рода стабилизатор, который служит вспомогательным устройством для сети автомобиля, чтобы не возникло проблем с увеличением нагрузки. Он защищает и бортовую сеть, и усилитель от перепадов напряжения.
  • Шаг 8. Настройка. Этот этап строго индивидуален для каждого устройства и зависит от самого усилителя, от магнитолы и от наличия сабвуфера.

Если усилителя любителю музыки не хватает, то есть еще одно устройство для улучшения качества звука на большой громкости – это сабвуфер.

Какие бывают сабвуферы

  • Пассивный. Подключают его к установленному дополнительно усилителю. Однако, специалисты не советуют его использовать, поскольку присутствующий в его устройстве фильтр удаляет часть частот. Чтобы этого не происходило, подключают отдельное устройство для сабвуфера.
  • Активный. В нем есть встроенный усилитель, поэтому проблема пассивного решается сама собой.

Подключение сабвуфера

  1. Шаг 1. Выбор и подключение питающего кабеля. Очень важно сделать правильный выбор, потому что он будет напрямую влиять на качество звука. Есть специальная таблица, позволяющая подобрать кабель, соответствующий вашему устройству по мощности. Специалисты рекомендуют делать сразу две проводки – к плюсу и минусу, однако, зачастую минус крепят к кузову.
  2. Шаг 2. Установка предохранителя. Этот этап поможет вам сохранить сабвуфер в рабочем состоянии, если произойдет скачок напряжения. Предохранитель необходимо ставить максимально близко к аккумулятору. При этом его минимальная мощность должна составлять 40А, иначе он попросту не будет выполнять свою функцию.
  3. Шаг 3. Подключение к магнитоле. Тут возможны два варианта – с наличием на штатной магнитоле специального выхода или без него:
  • В первом случае все просто. Выход для сабвуфера указан в инструкции и обычно помечается как Out.
  • Во втором случае подключить сабвуфер следует через выход для колонок, и при этом использовать фильтр.
  • На самом сабвуфере есть специальный разъем для выполнения этого шага, помеченный как In.
  1. Шаг 4. Установка конденсатора. Если у вас уже есть установленный конденсатор и к нему можно подключить сабвуфер, то это просто отлично – вам не нужно приобретать дополнительного устройства. Без этого шага нельзя обойтись – он необходим, чтобы разгрузить бортовую сеть. Поэтому если конденсатора нет, то его обязательно нужно приобрести. Действие на нее сабвуфера без конденсатора вы можете заметить невооруженным глазом – показатели на приборной панели будут светиться более тускло.

Выбор усилителя и сабвуфера, а также их подключение – это решение, которое должен принимать каждый автомобилист самостоятельно. Можно выбрать качественное и проверенное устройство, такое как Пионер, или же что-то менее надежное – решать только вам. Всегда стоит помнить о том, что выбор обновки и ее подключение напрямую может подействовать на работу вашего автомобиля – есть что-то сделать неправильно, то у вас попросту может перестать работать приборная панель или же может прийти в неисправность вся бортовая сеть. Поэтому, если вы не уверены, что сможете совершить правильное подключение своими руками, то лучше доверить работу профессионалам.

В настоящее время стала доступна широкая номенклатура импортных интегральных усилителей низкой частоты. Их достоинствами являются удовлетворительные электрические параметры, возможность выбора микросхем с заданной выходной мощностью и напряжением питания, стереофоническое или квадрафоническое исполнение с возможностью мостового включения.
Для изготовления конструкции на основе интегрального УНЧ требуется минимум навесных деталей. Применение заведомо исправных компонентов обеспечивает высокую повторяемость и, как правило, дополнительной настройки не требуется.
Приводимые типовые схемы включения и основные параметры интегральных УНЧ призваны облегчить ориентацию и выбор наиболее подходящей микросхемы.
Для квадрафонических УНЧ не указаны параметры в мостовом стереофоническом включении.

TDA1010

Напряжение питания - 6...24 B
Выходная мощность (Un =14,4 В,.КНИ=10%):
RL=2 Ом - 6,4 Вт
RL=4 Ом - 6,2 Вт
RL=8 Ом - 3,4 Вт
Ток покоя - 31 мА
Схема включения

TDA1011

Напряжение питания - 5,4...20 B
Максимальный потребляемый ток - 3 A
Un=16B - 6,5 Вт
Un=12В - 4,2 Вт
Un=9В - 2,3 Вт
Un=6B - 1,0 Вт
КНИ (Р=1 Вт, RL=4 Ом) - 0,2 %
Ток покоя - 14 мА
Схема включения

TDA1013

Напряжение питания - 10...40 B
Выходная мощность (КНИ=10%) - 4,2 Вт
КНИ (Р=2,5 Вт, RL=8 Ом) - 0,15 %
Схема включения

TDA1015

Напряжение питания - 3,6...18 В
Выходная мощность (RL=4 Ом, КНИ=10%):
Un=12В - 4,2 Вт
Un=9В - 2,3 Вт
Un=6B - 1,0 Вт
КНИ (Р=1 Вт, RL=4 Ом) - 0,3 %
Ток покоя - 14 мА
Схема включения

TDA1020

Напряжение питания - 6...18 В

RL=2 Ом - 12 Вт
RL=4 Ом - 7 Вт
RL=8 Ом - 3,5 Вт
Ток покоя - 30 мА
Схема включения

TDA1510

Напряжение питания - 6...18 В
Максимальный потребляемый ток - 4 А
КНИ=0,5% - 5,5 Вт
КНИ=10% - 7,0 Вт
Ток покоя - 120 мА
Схема включения

TDA1514

Напряжение питания - ±10...±30 В
Максимальный потребляемый ток - 6,4 А
Выходная мощность:
Un =±27,5 В, R=8 Ом - 40 Вт
Un =±23 В, R=4 Ом - 48 Вт
Ток покоя - 56 мА
Схема включения

TDA1515

Напряжение питания - 6...18 В
Максимальный потребляемый ток - 4 А
RL=2 Ом - 9 Вт
RL=4 Ом - 5,5 Вт
RL=2 Ом - 12 Вт
RL4 Ом - 7 Вт
Ток покоя - 75 мА
Схема включения

TDA1516

Напряжение питания - 6...18 В
Максимальный потребляемый ток - 4 А
Выходная мощность (Un =14,4 В, КНИ=0,5%):
RL=2 Ом - 7,5 Вт
RL=4 Ом - 5 Вт
Выходная мощность (Un =14,4 В, КНИ=10%):
RL=2 Ом - 11 Вт
RL=4 Ом - 6 Вт
Ток покоя - 30 мА
Схема включения

TDA1517

Напряжение питания - 6...18 В
Максимальный потребляемый ток - 2,5 А
Выходная мощность (Un=14,4B RL=4 Ом):
КНИ=0,5% - 5 Вт
КНИ=10% - 6 Вт
Ток покоя - 80 мА
Схема включения

TDA1518

Напряжение питания - 6...18 В
Максимальный потребляемый ток - 4 А
Выходная мощность (Un =14,4 В, КНИ=0,5%):
RL=2 Ом - 8,5 Вт
RL=4 Ом - 5 Вт
Выходная мощность (Un =14,4 В, КНИ=10%):
RL=2 Ом - 11 Вт
RL=4 Ом - 6 Вт
Ток покоя - 30 мА
Схема включения

TDA1519

Напряжение питания - 6...17,5 В
Максимальный потребляемый ток - 4 А
Выходная мощность (Uп=14,4 В, КНИ=0,5%):
RL=2 Ом - 6 Вт
RL=4 Ом - 5 Вт
Выходная мощность (Un =14,4 В, КНИ=10%):
RL=2 Ом - 11 Вт
RL=4 Ом - 8,5 Вт
Ток покоя - 80 мА
Схема включения

TDA1551

Напряжение питания -6...18 В
КНИ=0,5% - 5 Вт
КНИ=10% - 6 Вт
Ток покоя - 160 мА
Схема включения

TDA1521

Напряжение питания - ±7,5...±21 В
Выходная мощность (Un=±12 В, RL=8 Ом):
КНИ=0,5% - 6 Вт
КНИ=10% - 8 Вт
Ток покоя - 70 мА
Схема включения

TDA1552

Напряжение питания - 6...18 В
Максимальный потребляемый ток - 4 А
Выходная мощность (Un =14,4 В, RL=4 Ом):
КНИ=0,5% - 17 Вт
КНИ=10% - 22 Вт
Ток покоя - 160 мА
Схема включения

TDA1553

Напряжение питания - 6...18 В
Максимальный потребляемый ток - 4 А
Выходная мощность (Uп=4,4 В, RL=4 Ом):
КНИ=0,5% - 17 Вт
КНИ=10% - 22 Вт
Ток покоя - 160 мА
Схема включения

TDA1554

Напряжение питания - 6...18 В
Максимальный потребляемый ток - 4 А
КНИ=0,5% - 5 Вт
КНИ=10% - 6 Вт
Ток покоя - 160 мА
Схема включения

TDA2004



Выходная мощность (Un=14,4 В, КНИ=10%):
RL=4 Ом - 6,5 Вт
RL=3,2 Ом - 8,0 Вт
RL=2 Ом - 10 Вт
RL=1,6 Ом - 11 Вт
KHИ (Un=14,4B, Р=4,0 Вт, RL=4 Ом)- 0,2%;
Полоса пропускания (по уровню -3 дБ) - 35...15000 Гц
Ток покоя - <120 мА
Схема включения

TDA2005

Сдвоенный интегральный УНЧ, разработанный специально для применения в автомобиле и допускающий работу на низкоомную нагрузку (до 1,6 Ом).
Напряжение питания - 8...18 В
Максимальный потребляемый ток - 3,5 А
Выходная мощность (Uп =14,4 В, КНИ=10%):
RL=4 Ом - 20 Вт
RL=3,2 Ом - 22 Вт
КНИ (Uп =14,4 В, Р=15 Вт, RL=4 Ом) - 10 %
Полоса пропускания (по уровню -3 дБ) - 40...20000 Гц
Ток покоя - <160 мА
Схема включения

TDA2006

Расположение выводов совпадает с расположением выводов микросхемы TDA2030.
Напряжение питания - ±6,0...±15 В
Максимальный потребляемый ток - 3 А
Выходная мощность (Еп=±12В,КНИ=10%):
при RL=4 Ом - 12 Вт
при RL=8 Ом - 6...8 Вт КНИ (Еп=±12В):
при Р=8 Вт, RL= 4 Ом - 0,2 %
при Р=4 Вт, RL= 8 Ом - 0,1 %
Полоса пропускания (по уровню -3 дБ) - 20...100000 Гц
Ток потребления:
при Р=12 Вт, RL=4 Ом - 850 мА
при Р=8 Вт, RL=8 Ом - 500 мА
Схема включения

TDA2007

Сдвоенный интегральный УНЧ с однорядным расположением выводов, специально разработанный для применения в телевизионных и портативных радиоприемниках.
Напряжение питания - +6...+26 В
Ток покоя (Eп=+18 В) - 50...90 мА
Выходная мощность (КНИ=0,5 %):
при Еп=+18 В, RL=4 Ом - 6 Вт
при Еп=+22 В, RL=8 Ом - 8 Вт
КНИ:
при Еп=+18 В Р=3 Вт, RL=4 Ом - 0,1 %
при Еп=+22 В, Р=3 Вт, RL=8 Ом - 0,05 %
Полоса пропускания (по уровню -3 дБ) - 40...80000 Гц
Схема включения

TDA2008

Интегральный УНЧ, предназначенный для работы на низкоомную нагрузку, обеспечивающий большой выходной ток, очень низкое содержание гармоник и интермодуляционных искажений.
Напряжение питания - +10...+28 В
Ток покоя (Еп=+18 В) - 65...115 мА
Выходная мощность (Еп=+18В, КНИ= 10%):
при RL=4 Ом - 10...12 Вт
при RL=8 Ом - 8 Вт
КНИ (Еп= +18 В):
при Р=6 Вт, RL=4 Ом - 1 %
при Р=4 Вт, RL=8 Ом - 1 %
Максимальный ток потребления - 3 А
Схема включения

TDA2009

Сдвоенный интегральный УНЧ, предназначенный для применения в высококачественных музыкальных центрах.
Напряжение питания - +8...+28 В
Ток покоя (Еп=+18 В) - 60...120 мА
Выходная мощность (Еп=+24 В, КНИ=1 %):
при RL=4 Ом - 12,5 Вт
при RL=8 Ом - 7 Вт
Выходная мощность (Еп=+18 В, КНИ=1 %):
при RL=4 Ом - 7 Вт
при RL=8 Ом - 4 Вт
КНИ:
при Еп= +24 В, Р=7 Вт, RL=4 Ом - 0,2 %
при Еп= +24 В, Р=3,5 Вт, RL=8 Ом - 0,1 %
при Еп= +18 В, Р=5 Вт, RL=4 Ом - 0,2 %
при Еп= +18 В, Р=2,5 Вт, RL=8 Ом - 0,1 %
Максимальный ток потребления - 3,5 А
Схема включения

TDA2030

Интегральный УНЧ, обеспечивающий большой выходной ток, низкое содержание гармоник и интермодуляционных искажений.
Напряжение питания - ±6...±18 В
Ток покоя (Еп=±14 В) - 40...60 мА
Выходная мощность (Еп=±14 В, КНИ = 0,5 %):
при RL=4 Ом - 12...14 Вт
при RL=8 Ом - 8...9 Вт
КНИ (Еп=±12В):
при Р=12 Вт, RL=4 Ом - 0,5 %
при Р=8 Вт, RL=8 Ом - 0,5 %
Полоса пропускания (по уровню -3 дБ) - 10...140000 Гц
Ток потребления:
при Р=14 Вт, RL=4 Ом - 900 мА
при Р=8 Вт, RL=8 Ом - 500 мА
Схема включения

TDA2040

Интегральный УНЧ, обеспечивающий большой выходной ток, низкое содержание гармоник и интермодуляционных искажений.
Напряжение питания - ±2,5...±20 В
Ток покоя (Еп=±4,5...±14 В) - мА 30...100 мА
Выходная мощность (Еп=±16 В, КНИ = 0,5 %):
при RL=4 Ом - 20...22 Вт
при RL=8 Ом - 12 Вт
КНИ(Еп=±12В, Р=10 Вт, RL = 4 Ом) - 0,08 %
Максимальный ток потребления - 4 А
Схема включения

TDA2050

Интегральный УНЧ, обеспечивающий большую выходную мощность, низкое содержание гармоник и интермодуляционных искажений. Предназначен для работы в Hi-Fi-стереокомплексах и телевизорах высокого класса.
Напряжение питания - ±4,5...±25 В
Ток покоя (Еп=±4,5...±25 В) - 30...90 мА
Выходная мощность (Еп=±18, RL = 4 Ом, КНИ = 0,5 %) - 24...28 Вт
КНИ (Еп=±18В, P=24Bт, RL=4 Ом) - 0,03...0,5 %
Полоса пропускания (по уровню -3 дБ) - 20...80000 Гц
Максимальный ток потребления - 5 А
Схема включения

TDA2051

Интегральный УНЧ, имеющий малое число внешних элементов и обеспечивающий низкое содержание гармоник и интермодуляционных искажений. Выходной каскад работает в классе АВ, что позволяет получить большую выходную мощность.
Выходная мощность:
при Еп=±18 В, RL=4 Ом, КНИ=10% - 40 Вт
при Еп=±22 В, RL=8 Ом, КНИ=10% - 33 Вт
Схема включения

TDA2052

Интегральный УНЧ, выходной каскад которого работает в классе АВ. Допускает широкий диапазон напряжений питания и имеет большой выходной ток. Предназначен для работы в телевизионных и радиоприемниках.
Напряжение питания - ±6...±25 В
Ток покоя (En = ±22 В) - 70 мА
Выходная мощность (Еп = ±22 В, КНИ = 10%):
при RL=8 Ом - 22 Вт
при RL=4 Ом - 40 Вт
Выходная мощность (En = 22 В, КНИ = 1%):
при RL=8 Ом - 17 Вт
при RL=4 Ом - 32 Вт
КНИ (при полосе пропускания по уровню -3 дБ 100... 15000 Гц и Рвых=0,1...20 Вт):
при RL=4 Ом - <0,7 %
при RL=8 Ом - <0,5 %
Схема включения

TDA2611

Интегральный УНЧ, предназначенный для работы в бытовой аппаратуре.
Напряжение питания - 6...35 В
Ток покоя (Еп=18 В) - 25 мА
Максимальный ток потребления - 1,5 А
Выходная мощность (КНИ=10%): при Еп=18 В, RL=8 Ом - 4 Вт
при Еп=12В, RL=8 0м - 1,7 Вт
при Еп=8,3 В, RL=8 Ом - 0,65 Вт
при Еп=20 В, RL=8 Ом - 6 Вт
при Еп=25 В, RL=15 Ом - 5 Вт
КНИ (при Рвых=2 Вт) - 1 %
Полоса пропускания - >15 кГц
Схема включения

TDA2613


КНИ:
(Еп=24 В, RL=8 Ом, Рвых=6 Вт) - 0,5 %
(Еп=24 В, RL=8 Ом, Рвых=8 Вт) - 10 %
Ток покоя (Еп=24 В) - 35 мА
Схема включения

TDA2614

Интегральный УНЧ, предназначенный для работы в бытовой аппаратуре (телевизионных и радиоприемниках).
Напряжение питания - 15...42 В
Максимальный ток потребления - 2,2 А
Ток покоя (Еп=24 В) - 35 мА
КНИ:
(Еп=24 В, RL=8 Ом, Рвых=6,5 Вт) - 0.5 %
(Еп=24 В, RL=8 Ом, Рвых=8,5 Вт) - 10 %
Полоса пропускания (по уровню -3 дБ) - 30...20000 Гц
Схема включения

TDA2615

Сдвоенный УНЧ, предназначенный для работы в стереофонических радиоприемниках или телевизорах.
Напряжение питания - ±7,5...21 В
Максимальный потребляемый ток - 2,2 А
Ток покоя (Еп=7,5...21 В) - 18...70 мА
Выходная мощность (Еп=±12 В, RL=8 Ом):
КНИ=0,5% - 6 Вт
КНИ=10% - 8 Вт
Полоса пропускания (по уровню-3 дБ и Рвых=4 Вт) - 20...20000 Гц
Схема включения

TDA2822

Сдвоенный УНЧ, предназначенный для работы в носимых радио и телеприемниках.

Ток покоя (Еп=6 В) - 12 мА
Выходная мощность (КНИ=10%, RL=4 Ом):
Еп=9В - 1,7 Вт
Еп=6В - 0,65 Вт
Еп=4.5В - 0,32 Вт
Схема включения

TDA7052

УНЧ, предназначенный для работы в батарейных носимых аудио-устройствах.
Напряжение питания - 3...15В
Максимальный потребляемый ток - 1,5А
Ток покоя (Е п = 6 В) - <8мА
Выходная мощность (Еп = 6 В, R L = 8 Ом, КНИ = 10%) - 1,2 Вт

Схема включения

TDA7053

Сдвоенный УНЧ, предназначенный для работы в носимых аудио-устройствах, но также может применяться в любой другой аппаратуре.
Напряжение питания - 6...18 B
Максимальный потребляемый ток - 1,5 A
Ток покоя (Е п = 6 В, R L = 8 Ом) - <16 mA
Выходная мощность (Е п = 6 В, RL = 8 Ом, КНИ = 10%) - 1,2 Вт
КНИ (Е п = 9 В, R L = 8 Ом, Рвых = 0,1 Вт) - 0,2 %
Рабочий диапазон частот - 20...20000 Гц
Схема включения

TDA2824

Сдвоенный УНЧ, предназначенный для работы в носимых радио- и телеприемниках
Напряжение питания - 3...15 В
Максимальный потребляемый ток - 1,5 А
Ток покоя (Еп=6 В) - 12 мА
Выходная мощность (КНИ=10%, RL=4 Ом)
Еп=9 В - 1,7 Вт
Еп=6 В - 0,65 Вт
Еп=4,5 В - 0,32 Вт
КНИ (Еп=9 В, RL=8 Ом, Рвых=0,5 Вт) - 0,2 %
Схема включения

TDA7231

УНЧ с широким диапазоном напряжений питания, предназначенный для работы в носимых радиоприемниках, кассетных магнитофонах и т.д.
Напряжение питания - 1,8...16 В
Ток покоя (Еп=6 В) - 9 мА
Выходная мощность (КНИ=10%):
En=12B, RL=6 Ом - 1,8 Вт
En=9B, RL=4 Ом - 1,6 Вт
Еп=6 В, RL=8 Ом - 0,4 Вт
Еп=6 В, RL=4 Ом - 0,7 Вт
Еп=З В, RL=4 Ом - 0,11 Вт
Еп=3 В, RL=8 Ом - 0,07 Вт
КНИ (Еп=6 В, RL=8 Ом, Рвых=0.2 Вт) - 0,3 %
Схема включения

TDA7235

УНЧ с широким диапазоном напряжений питания, предназначенный для работы в носимых радио- и телеприемниках, кассетных магнитофонах и т.д.
Напряжение питания - 1,8...24 В
Максимальный потребляемый ток - 1,0 А
Ток покоя (Еп=12 В) - 10 мА
Выходная мощность (КНИ=10%):
Еп=9 В, RL=4 Ом - 1,6 Вт
Еп=12 В, RL=8 Ом - 1,8 Вт
Еп=15 В, RL=16 Ом - 1,8 Вт
Eп=20 B, RL=32 Ом - 1,6 Вт
КНИ (Еп=12В, RL=8 Ом, Рвых=0,5 Вт) - 1,0 %
Схема включения

TDA7240



Ток покоя (Еп=14,4 В) - 120 мА
RL=4 Ом - 20 Вт
RL=8 Ом - 12 Вт
КНИ:
(Еп=14,4 В, RL=8 Ом, Рвых=12Вт) - 0,05 %
Схема включения

TDA7241

Мостовой УНЧ, разработанный для применения в автомобильных магнитолах. Имеет защиту от короткого замыкания в нагрузке, а также от перегрева.
Максимальное напряжение питания - 18 В
Максимальный потребляемый ток - 4,5 А
Ток покоя (Еп=14,4 В) - 80 мА
Выходная мощность (Еп=14,4 В, КНИ=10%):
RL=2 Ом - 26 Вт
RL=4 Ом - 20 Вт
RL=8 Ом - 12 Вт
КНИ:
(Еп=14,4 В, RL=4 Ом, Рвых=12 Вт) - 0,1 %
(Еп=14,4 В, RL=8 Ом, Рвых=6 Вт) - 0.05 %
Полоса пропускания по уровню -3 дБ (RL=4 Ом, Рвых=15 Вт) - 30...25000 Гц
Схема включения

TDA1555Q

Напряжение питания - 6...18 B
Максимальный потребляемый ток - 4 А
Выходная мощность (Uп =14,4 В. RL=4 Ом):
- КНИ=0,5% - 5 Вт
- КНИ=10% - 6 Вт Ток покоя - 160 мА
Схема включения

TDA1557Q

Напряжение питания - 6...18 В
Максимальный потребляемый ток - 4 А
Выходная мощность (Uп =14,4 В, RL=4 Ом):
- КНИ=0,5% - 17 Вт
- КНИ=10% - 22 Вт
Ток покоя, мА 80
Схема включения

TDA1556Q

Напряжение питания -6...18 В
Максимальный потребляемый ток -4 А
Выходная мощность: (Uп=14.4 В, RL=4 Ом):
- КНИ=0,5%, - 17 Вт
- КНИ=10% - 22 Вт
Ток покоя - 160 мА
Схема включения

TDA1558Q

Напряжение питания - 6..18 В
Максимальный потребляемый ток - 4 А
Выходная мощность (Uп=14 В, RL=4 Ом):
- КНИ=0.6% - 5 Вт
- КНИ=10% - 6 Вт
Ток покоя - 80 мА
Схема включения

TDA1561

Напряжение питания - 6...18 В
Максимальный потребляемы ток - 4 А
Выходная мощность (Uп=14В, RL=4 Ом):
- КНИ=0.5% - 18 Вт
- КНИ=10% - 23 Вт
Ток покоя - 150 мА
Схема включения

TDA1904

Напряжение питания - 4...20 В
Максимальный потребляемы ток - 2 А
Выходная мощность (RL=4 Ом, КНИ=10%):
- Uп=14 В - 4 Вт
- Uп=12В - 3,1 Вт
- Uп=9 В - 1,8 Вт
- Uп=6 В - 0,7 Вт
КНИ (Uп=9 В, P<1,2 Вт, RL=4 Ом) - 0,3 %
Ток покоя - 8...18 мА
Схема включения

TDA1905

Напряжение питания - 4...30 В
Максимальный потребляемы ток - 2,5 А
Выходная мощность (КНИ=10%)
- Uп=24 В (RL=16 Ом) - 5,3 Вт
- Uп=18В (RL=8 Ом) - 5,5 Вт
- Uп=14 В (RL=4 Ом) - 5,5 Вт
- Uп=9 В (RL=4 Ом) - 2,5 Вт
КНИ (Uп=14 В, P<3,0 Вт, RL=4 Ом) - 0,1 %
Ток покоя - <35 мА
Схема включения

TDA1910

Напряжение питания - 8...30 В
Максимальный потребляемы ток - 3 А
Выходная мощность (КНИ=10%):
- Uп=24 В (RL=8 Ом) - 10 Вт
- Uп=24 В (RL=4 Ом) - 17,5 Вт
- Uп=18 В (RL=4 Ом) - 9,5 Вт
КНИ (Uп=24 В, P<10,0 Вт, RL=4 Ом) - 0,2 %
Ток покоя - <35 мА
Схема включения

TDA2003

Напряжение питания - 8...18 В
Максимальный потребляемы ток - 3,5 А
Выходная мощность (Uп=14В, КНИ=10%):
- RL=4,0 Ом - 6 Вт
- RL=3,2 Ом - 7,5 Вт
- RL=2,0 Ом - 10 Вт
- RL=1,6 Ом - 12 Вт
КНИ (Uп=14,4 В, P<4,5 Вт, RL=4 Ом) - 0,15 %
Ток покоя - <50 мА
Схема включения

TDA7056

УНЧ, предназначенный для работы в носимых радио- и телеприемниках.
Напряжение питания - 4,5...16 В Максимальный потребляемый ток - 1,5 А
Ток покоя(Е п = 12 В, R =16 Ом) - <16 мА
Выходная мощность(Е П = 12 В, R L = 16 Ом, КНИ = 10%) - 3,4 Вт
КНИ(Е П = 12 B, R L = 16 Ом, Рвых = 0,5 Вт) - 1 %
Рабочий диапазон частот - 20...20000 Гц
Схема включения

TDA7245

УНЧ, предназначенный для работы в носимых аудиоустройствах, но также может применяться в любой другой аппаратуре.
Напряжение питания - 12...30 В
Максимальный потребляемый ток - 3,0 А
Ток покоя (Е п = 28 В) - <35 мА
Выходная мощность (КНИ = 1%):
-Е п = 14 В, R L = 4 Ом - 4 Вт
-Е П = 18 В, R L = 8 Ом - 4 Вт
Выходная мощность (КНИ = 10%):
-Е П = 14 В, R L = 4 Ом - 5 Вт
-Е П = 18 В, R L = 8 Ом - 5 Вт
КНИ,%
-Е П = 14 В, R L = 4 Ом, Pвых <3,0 - 0,5 Вт
-Е П = 18 В, R L = 8 Ом, Pвых <3,5 - 0,5 Вт
-Е П = 22 В, RL=16 Ом, Pвых <3,0 - 0.4 Вт
Полоса пропускания по уровню
-ЗдБ(Е =14 В, РL = 4 Ом, Pвых = 1 Вт) - 50...40000 Гц

TEA0675

Двухканальный Dolby В шумоподавитель, предназначенный для применения в автомобильной технике. Содержит в своем составе предварительные усилители, эквалайзер с электронным управлением, устройство детектирования электронных пауз для режима сканирования Automatic Music Search (AMS). Конструктивно выполняется в корпусах SDIP24 и SO24.
Напряжение питания, 7,6,..12 В
Потребляемый ток, 26...31 мА
Отношение (сигнал+шум)/сигнал, 78...84 дБ
Коэффициент нелинейных искажений:
на частоте 1 кГц, 0,08...0,15%
на частоте 10 кГц, 0,15...0,3%
Выходное сопротивление, 10 кОм
Коэффициент усиления по напряжению, 29...31 дБ

TEA0678

Двухканальный интегральный шумоподавитель Dolby В, разработанный для применения в автомобильной аудиоаппаратуре. Включает в себя каскады предварительного усиления, эквалайзер с электронным управлением, электронный коммутатор источников сигнала, систему Automatic Music Search (AMS).
Выпускается в корпусах SDIP32 и SO32.
Ток потребления, 28 мА
Коэффициент усиления предусилителя (на частоте 1 кГц), 31 дБ
Коэффициент гармоник
< 0,15 %
на частоте 1 кГц при Uвых=6 дБ, < 0,3 %
Напряжение шумов, приведенное ко входу, в диапазоне частот 20...20000 Гц при Rист=0, 1,4 мкВ

TEA0679

Двухканальный интегральный усилитель с системой шумопонижения Dolby В, разработанный для применения в различной автомобильной аудиоаппаратуре. Включает в себя каскады предварительного усиления, эквалайзер с электронным управлением, электронный коммутатор источников "сигнала, систему Automatic Music Search (AMS). Управление основными регулировками ИМС осуществляется по шине I2С
Выпускается в корпусе SO32.
Напряжение питания, 7,6...12 В
Ток потребления, 40 мА
Коэффициент гармоник
на частоте 1 кГц при Uвых=0 дБ, < 0,15 %
на частоте 1 кГц при Uвых=10 дБ, < 0,3 %
Переходное затухание между каналами (Uвых=10 дБ, на частоте 1 кГц), 63 дБ
Отношение сигнал+шум/шум, 84 дБ

TDA0677

Сдвоенный предварительный усилитель-эквалайзер, предназначенный для использования в автомагнитолах. Включает в себя предварительный усилитель и усилитель-корректор с электронным коммутатором постоянных времени. Также содержит электронный коммутатор входов.
ИМС изготавливается в корпусе SOT137A.
Напряжение питания, 7,6.,.12 В
Ток потребления, 23...26 мА
Отношение сигнап+шум/шум, 68...74 дБ
Коэффициент гармоник:
на частоте 1кГц при Uвых = 0 дБ, 0,04...0,1 %
на частоте 10 кГц при Uвых = 6 дБ, 0,08...0,15 %
Выходное сопротивление, 80... 100 Ом
Коэффициент усиления:
на частоте 400 Гц, 104...110 дБ
на частоте 10 кГц, 80..86 дБ

TEA6360

Двухканальный пятиполосный эквалайзер, управляемый по шине 12С, предназначен для применения в автомагнитолах, телевизорах, музыкальных центрах.
Изготавливается в корпусах SOT232 и SOT238.
Напряжение питания, 7... 13,2 В
Потребляемый ток, 24,5 мА
Входное напряжение, 2,1 В
Выходное напряжение, 1 В
Диапазон воспроизводимых частот по уровню -1дБ, 0...20000 Гц
Коэффициент нелинейных искажений в диапазоне частот 20...12500 Гц и выходном напряжении 1,1 В, 0,2...0,5 %
Коэффициент передачи, 0,5...0 дБ
Диапазон рабочих температур, -40...+80 С

TDA1074A

Предназначена для использования в стерео усилителях в качестве двухканального регулятора тембра (низких и средних частот) и звука. В состав микросхемы входят две пары электронных потенциометров с восьмью входами и четыре отдельных выходных усилителя. Регулировка каждой потенциометрической пары осуществляется индивидуально, подачей на соответствующие выводы постоянного напряжения.
ИМС изготавливается в корпусах SOT102, SOT102-1.
Максимальное напряжение питания, 23 В
Ток потребления (без нагрузки), 14...30 мА
Коэффициент передачи, 0 дБ
Коэффициент гармоник:
на частоте 1кГц при Uвых = 30 мВ, 0,002 %
на частоте 1кГц при Uвых = 5 В, 0,015...1 %
Выходное напряжение шумов в диапазоне частот 20.. .20000 Гц, 75 мкВ
Межканальная развязка в диапазоне частот 20.. .20000 Гц, 80 дБ
Максимальная рассеиваемая мощность, 800 мВт
Диапазон рабочих температур, -30...+80°С

TEA5710

Функционально законченная ИМС, выполняющая функции AM и ЧМ приемника. Содержит все необходимые каскады: от усилителя высокой частоты до AM/ ЧМ детектора и усилителя низкой частоты. Отличается высокой чувствительностью и малым потребляемым током. Применяется в портативных АМ/ЧМ приемниках, радиотаймерах, радионаушниках. ИМС изготавливается в корпусе SOT234AG (SOT137A).
Напряжение питания, 2..,12 В
Ток потребления:
в AM режиме, 5,6...9,9 мА
в ЧМ режиме, 7,3...11,2 мА
Чувствительность:
в AM режиме, 1,6 мВ/м
в ЧМ режиме при отношении сигнал/шум 26 дБ, 2,0 мкВ
Коэффициент гармоник:
в AM режиме, 0,8..2,0 %
в ЧМ режиме, 0,3...0,8 %
Выходное напряжение низкой частоты, 36...70 мВ

Больше всего автолюбитель в дороге ценит надежность, в то же время часто случаются поломки "штампованных" импортных автомагнитол. Ниже приводится схема УНЧ, которая заменяет перегоревшую импортную - достаточно подключить вход схемы к регулятору громкости ремонтируемого устройства. После этого не нужно будет разбираться в монтаже, менять вышедшие из строя детали - самая "нежная" часть автомагнитолы - усилитель мощности - станет несжигаемым! Некоторая избыточность в деталях дала схеме два преимущества перед другими аналогичными схемами:
- размах выходного напряжения почти равен напряжению в бортовой сети,
- перегрузку и даже КЗ по выходу усилитель переносит "с улыбкой", не имея сложных электронных схем защиты. На рис. 1 приведена принципиальная схема УНЧ (в скобках указаны выводы микросхемы, задействованные во втором канале), если магнитола действительно, без обмана, стереофоническая. С имеющегося в автомагнитоле регулятора громкости сигнал подводится к прямому входу микросхемы DA1 - операционного усилителя с большим коэффициентом усиления, запасом по верхним частотам, стабилизатором питания входного каскада и защитой выхода от перегрузки.

Эти свойства двухканальной микросхемы позволили простым путем избавиться от помех по питанию во входном каскаде и просто осуществить стабилизацию выхода по постоянному напряжению, не заботясь о живучести микросхемы. С выхода ИМС сигнал подан на базы двух германиевых транзисторов различной проводимости фазоинверсного каскада VT1, VT2, таким путем искажения типа "ступенька" подавлены без подбора элементов. Эмиттеры упомянутых транзисторов соединены со средней точкой резисторов R1, R2 делителя питающего напряжения для ограничения токов и защиты всех транзисторов данного канала от перегорания. С коллекторов VT1 и VT2 различные полуволны сигнала попадают на базы выходных транзисторов VT3 и VT4, закрепленных на общем радиаторе. В эмиттеры выходных транзисторов включены резисторы R6 и R7, ограничивающие токи в цепях выхода и выходных транзисторов. Эти же резисторы ограничивают сквозной ток при установке в схему неисправного - "пробитого" транзистора. Переменная составляющая выходного сигнала через конденсатор С4 подводится к головке В1. Следует заметить, что "экономить" на емкости этого конденсатора нельзя! Для работы всех каскадов в линейном режиме необходимо по имеющимся головкам В1 ограничить "басы" снижением емкости конденсатора С1 так, чтобы выросла громкость воспроизведения, но не были заметно подавлены нижние частоты. Эту операцию лучше выполнять, прослушивая звучание в салоне автомобиля. Чем больше мы ограничим нижние частоты, которые на плохих головках очень слабо воспроизводятся, тем больше вырастет максимальная неискаженная мощность звука, и снизятся интермодуляционные искажения слышимых частот "неслышимыми" - не воспроизводимыми головками. Отрицательная обратная связь по постоянному и переменному напряжению с выхода на инвертирующий вход передается с делителя R3, R4, подбором R4 выводим режим усилителя на половину питающего напряжения в точке "А".

На рис.2 приведена улучшенная схема этого делителя, в которой R4 соединен по постоянному напряжению с "корпусом", а по переменному - с динамической головкой. При такой схеме подачи обратной связи звуковые искажения на нижних частотах уменьшаются. Резистор R9 здесь нужен для сохранения режима усилителя при отключении динамических головок. Глубину отрицательной обратной связи по звуковым частотам и коэффициент усиления схемы регулируем резистором R5 так, чтобы звучание приемника, а также кассеты со слабым уровнем записи приводило при верхнем положении регулятора громкости к равномерному ограничению осциллограммы, снятой в точке "В" (в это время должны прослушиваться искажения звука). При такой настройке искажения в различных режимах работы не будут слишком большими и, а то же время, будет небольшой запас громкости. В связи с широкополосностью микросхемы и применением низкочастотных германиевых транзисторов для подавления возбуждения по высоким частотам пришлось взять сигнал ООС с эмиттеров VT1 VT2 и подвести его к инверсному входу микросхемы через конденсатор С2 (при правильной компоновке усилителя емкость этого конденсатора можно будет уменьшить, а при неправильной - значительной емкостной связи выходных цепей с "прямым" входом микросхемы - придется емкость С2 увеличить). Возникновение генерации видно на осциллограмме как "раздваивание" кривой напряжения и сопровождается оно резким снижением мощности и качества звука. Для защиты микросхемы от бросков напряжения в бортовой сети (работа системы зажигания, генератора с реле-регулятором) применены элементы R8, С5, С6.

В связи с защищенностью схемы от вредных воздействий в монтаже нет больших ограничений. Одно условие необходимо выполнить обязательно: так как усилитель не инвертирует сигнал, надо хорошо экранировать провод, идущий с регулятора громкости, конденсатор С1 и правильно выбрать общую нулевую точку (соединение корпусов магнитолы и усилителя мощности). Монтаж выполняется в металлической коробочке размерами 100х70х30 или немного большей. Выходные транзисторы крепятся па верхнюю изолированную крышку-радиатор, со схемой они соединяются плоским 5-проводным жгутом. Остальной монтаж выполнен на одной стороне платы из двухстороннего стеклотекстолита (вторая сторона-корпус прижата к стенке коробочки).

На плате вырезаются или вытравляются несколько прямоугольных участков: прямой и инверсный входы микросхемы, питание микросхемы, питание бортовой сети, выход микросхемы и припаянные к нему базы-корпуса VT1 и VT2, цепи обратных связей. Соединения между этими участками лучше выполнить деталями, так чтобы изолированные "островки" не нарушали заземленную поверхность оставшейся платы. Микросхема, у которой откушены лишние выводы, устанавливается на одном краю платы, а выходные конденсаторы - на противоположном. Можно по завершении монтажа накрыть микросхему с входными цепями заземленным прямоугольником из фольгированного стеклотекстолита (изолированной стороной к деталям). Выходные транзисторы в пластмассовом корпусе прижимаются к крышке-радиатору, как обычно. Их коллекторные выводы откусываются, а выводы эмиттеров и баз припаиваются к полоске фольгированного стеклотекстолита (изолирующие дорожки вырезаны или вытравлены). Вывод коллекторов осуществляется через винт, крепящий один из транзисторов, либо крепящий полоску стеклотекстолита. При таком способе монтажа невозможно поломать выводы транзисторов или замкнуть их. Резисторы R6 и R7 можно также монтировать на крышке, а можно и в основном блоке - зависит от габаритов коробочки и деталей.

НАЛАЖИВАНИЕ

Если выполнены подготовительные операции, упомянутые выше, останется так подобрать предохранитель в цепи питания, чтобы при КЗ выхода усилителя предохранитель перегорал не сразу, а через десятки секунд. Схема защищена от перегрузок и коротких замыканий, но лучше, если магнитофон, работающий без контроля авто водителя, в аварийном случае обесточится. В дальнейшем можно подключать к выходу усилителя какие угодно головки в любом количестве. Молчание будет свидетельствовать о неисправной головке, а снижение громкости - о неправильном соединении. Сжечь схему очень непросто, но все же в период налаживания проверьте нагрев выходных транзисторов, резисторов R6 и R7 в режимах максимальной мощности и с коротким замыканием выхода. Напомним, всю работу может испортить неверный выбор точек подсоединения нулевого провода к магнитофону и усилителю мощности, либо слишком большая длина этого провода. Так, один экземпляр я отдал настроенным автолюбителю, который начал "дерзать", увеличивая длину проводов, а потом пришел с жалобой, что "вдруг" стало плохо "играть"!

УМОЩНЕНИЕ ИМЕЮЩЕЙСЯ ИСПРАВНОЙ МАГНИТОЛЫ

Если вы считаете, что транзисторный УНЧ вашей магнитолы (рис.3) дает маловато мощности, но еще не вышел из строя:-), то работа значительно упрощается (уточним: имеется в виду вариант УНЧ, в котором слабенькие выходные транзисторы прижаты к корпусу-теплоотводу). В самом деле, в схеме есть усилитель с небольшим усилением напряжения (амплитуда неискаженного напряжения около 2 В), цепями ООС и недостаточно мощными выходными элементами. Чтобы получить размах выходного напряжения в пределах питающего (как в схеме рис. 1), необходимо добавить выходной каскад на мощных транзисторах, использовать имеющиеся цепи ООС, при этом подать в последние только примерно третью часть переменного выходного напряжения.

На рис.4 обозначены только вновь введенные элементы. Конденсатор С1, служивший разделительным, как имеющий явно недостаточную емкость, оставляем только в цепи ООС. В цепях коллекторов VT1, VT2 необходимо разрезать токоведущие дорожки. Для соединения "старой" схемы с новым выходным каскадом подходит плоский жгут из 5 проводов, если С1 переносится на новую плату, или из 6, если С1 остается на "старом" месте. Транзисторы VT3, VT4, включенные с общим эмиттером, обеспечивают усиление тока и напряжения и должны иметь примерно равные коэффициенты передачи тока.

Конденсатор С2 является разделительным в цепи динамической головки. Делитель напряжения R5R6 подводит через С1 переменную составляющую выходного сигнала к цепям ООС. Через R7 в эту же точку подводится постоянный потенциал точки соединения коллекторов выходных транзисторов. Можно поэкспериментировать с уменьшением емкости С1 для повышения разборчивости и субъективной громкости при ограничении низших звуковых частот (обязательно проверить, не возникнет ли асимметрия усиления).

НАЛАЖИВАНИЕ

Если выходные транзисторы греются, либо потребляемый в паузе ток завышен, может понадобиться монтаж одного из двух резисторов R8, R9. Если замыкание Э-Б одного из выходных транзисторов резко снижает ток покоя, значит требуется резистор именно в это плечо (подобрать путем увеличения номинала от минимального). В правильно налаженном усилителе средний потенциал средней точки выхода при изменениях уровня входного сигнала почти не изменяется. Второй важный признак правильной настройки - симметричность ограничения синусоиды при большом уровне сигнала и третий - неискаженность синусоиды при подключенной нагрузке при любых уровнях от 0 до максимального (при котором возникает симметричное ограничение) в случае необходимости корректируют R8, R9.

Может оказаться, что небольшие искажения все же остались (мы ведь не переделывали всю схему УНЧ), но даже в этом случае громкость и качество звучания заметно улучшатся, а монтажа все же меньше, чем в схеме рис. 1

Монтаж данной схемы в моем варианте (в магнитоле одна плата, установленная сбоку от магнитофонного блока) легко уместился внутри имеющегося корпуса магнитолы. Плата из фольгированного стеклотекстолита занимает все пространство за лентопротяжным механизмом и крепится к нижней части корпуса. Выходные транзисторы устанавливаются подальше друг от друга так, чтобы П-образная полоса алюминия и луженой жести, соединяющая их корпуса, захватывала побольше воздуха для охлаждения. Для улучшения теплоотвода лучше применить две таких конструкции, прижатые к различным сторонам металлической части транзисторов. В пространстве их необходимо разнести, а "рога" загибать так, чтобы возможно больший объем воздуха соприкасался с радиаторами. Кроме двух точек крепления (коллекторы транзисторов) для механической прочности такой радиатор необходимо припаять к плате в одном-двух местах. Так как плата крепится к корпусу, монтаж деталей выполнен без сверления отверстий -изогнутые выводы деталей припаиваются к участкам платы. В местах крепления платы должен быть нулевой потенциал.

Внимание! Необходимо проследить, чтобы винты, крепящие верхнюю съемную крышку магнитолы, не замыкали на корпус монтаж новой части УНЧ.

Николай Горейко, г.Ладыжин Винницкой обл. "Радиохобби" N 3.99

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
Рис. 1
DA1 Усилитель К548УН1А 1 В блокнот
VT1 Биполярный транзистор

МП37Б

1 В блокнот
VT2 Биполярный транзистор

МП26А

1 В блокнот
VT3 Биполярный транзистор

КТ818А

1 В блокнот
VT4 Биполярный транзистор

КТ819А

1 В блокнот
С1 Конденсатор 1 В блокнот
С2 Конденсатор 6800 пФ 1 подбор В блокнот
С3 100 мкФ 6 В 1 В блокнот
С4 Электролитический конденсатор 1000 мкФ 16 В 1 В блокнот
С5 Конденсатор 0.1 мкФ 1 В блокнот
С6 Электролитический конденсатор 470 мкФ 16 В 1 В блокнот
С7 Электролитический конденсатор 4700 мкФ 16 В 1 В блокнот
R1, R2 Резистор

56 Ом

2 2 Вт В блокнот
R3 Резистор

27 кОм

1 В блокнот
R4 Резистор

8.2 кОм

1 подбор В блокнот
R5 Резистор

68 Ом

1 В блокнот
R6, R7 Резистор

39 Ом

2 В блокнот
R8 Резистор

20 Ом

1 0.5 Вт В блокнот
В1 Динамическая головка 1 В блокнот
Рис. 2
С4 Электролитический конденсатор 1 В блокнот
R3 Резистор

27 кОм

1 В блокнот
R4 Резистор

8.2 кОм

1 подбор В блокнот
R9 Резистор

160 Ом

1 В блокнот
В1 Динамическая головка 1 В блокнот
Рис. 3
VT1 Биполярный транзистор 1 В блокнот
VT2 Биполярный транзистор 1 В блокнот
C1 Электролитический конденсатор 100 мкФ 1 В блокнот
R1 Резистор 1 В блокнот
R2 Резистор 1 В блокнот
В1 Динамическая головка 1

Печать

Сгоревший усилитель TDA 7377

Тема этой статьи навеяна довольно частым обращением в ремонт автомагнитол с неисправностью, отсутствие звука или большие искажения при воспроизведении. При этом модели все новые с USB проигрывателем, весьма популярные последнее время и микросхемой выходного каскада TDA7377 . Причина у всех в основном одна, сгорел усилитель в магнитоле.

Диагностика занимает немного времени и объясняя клиенту причину неисправности практически всегда получаешь вопрос, почему сгорел усилитель. А так как обращавшийся контингент молодой, то и причина почему сгорает усилитель одна — излишне накрученная громкость воспроизведения.

Ничего плохого в накрученной до конца громкости нет при условии, что схема составлена грамотно и учтены все нагрузки на элементы схемы. Я конечно не инженер, но в данном случае экономия производителя просто удивляет. Давайте посмотрим на схему включения TDA7377 в автомагнитолах (Erisson RU-1036 и Soundmax SM-CCR3033):

Теперь посмотрим на типовую схему включения TDA 7377 взятую из его даташита :

Сразу бросается в глаза, что производитель с экономил на двух конденсаторах и может схема была более надежной если бы имеющиеся конденсаторы были бы большей емкости с запасом по напряжению. Может ли может ли сгореть усилитель имея такие недостатки, да может.

Может так же случится, что сгорел один канал на усилителе или два при неисправности одного конденсатора. Это так же в конечном итоге приведет к перегреву и усилитель в магнитоле сгорит.

При ремонте и замене усилителя конденсаторы ставил большей емкости, а по желанию заказчика переделывал под четыре конденсатора или переключал в мостовую.

Усилитель из автомагнитолы самому

В силу некоторых причин многие автолюбители не торопятся избавляться от отслуживших свой срок старых автомагнитол. Их нисколько не смущает ни устаревший дизайн этого допотопного устройства, ни то, что его кассетоприёмник давно уже не использовался по назначению и настройки эквалайзера настолько примитивны, что чистота звучания регулируется лишь рукояткой громкости самой автомагнитолы.
В этом случае существует всего три причины стойкой любви владельца авто к своему «патефону»:

  • Сентиментальность;
  • Глухота;
  • Цена новой и хорошей автомагнитолы составляет значительную часть стоимости самого автомобиля.

Так как в первых двух причинах компетентны сугубо медицинские работники, то я предлагаю рассмотреть третий вариант, в котором выложена настоящая инструкция о том, как сделать своими руками усилитель звука из автомагнитолы, которую вы уже собирались выбрасывать.

Реанимация автомагнитолы - Способ первый

Итак, для того чтобы сделать из автомагнитолы усилитель нам необходимо задать себе два последних контрольных вопроса:

  • Устраивает ли меня (при наличии совести и желании спросить – моих пассажиров) выходная мощность и «полостность» магнитолы?
  • Достаточна ли чувствительность FM – тюнера?

Если в обоих случаях поставили «плюсики», то вас можно поздравить, вы только что по достоинству оценили внутреннее содержание данной музыкальной шкатулки, а именно:

  • Цифровой тюнер;
  • Блок управления звуком;
  • Стерео - Квадроусилитель.

Ну а теперь приступим к самому интересному - как сделать усилитель из автомагнитолы?
При решении данной дилеммы, благодаря современным технологиям и техническим характеристикам старого, но нужного, головного устройства мы существенно облегчим свою задачу, подключив к старой магнитоле цифровой источник звука . Ну а здесь у нас на выбор существует уже несколько вариантов.

Если ваша магнитола действительно старая, то это подразумевает отсутствие на ней таких нужных в данный момент выводов как AUX-IN и USB порт. В этом мы можем воспользоваться переходником Car Cassette Tape Adapter Transmitter for MP3.

Как можете наблюдать на фото, данный переходник выполнен технически и визуально как аналог обычной кассеты – 100,5*63,8-12,0 миллиметров. Согласен, впервые увидев данный девайс у вас, как минимум, возникло небольшое чувство удивления и усмешки, но подождите судить, вы сейчас поймете всю прелесть и гениальность данного устройства.
Принцип включения этого переходника заключается в том, что вы вставляете его как обычную кассету в «деку» автомагнитолы, его головка соприкасается с головкой проигрывателя и подключив через mini-jack источник звука (плеер, теле – смартфон, ноутбук и т. д.) мы получаем в колонках достаточно неплохой звук, по крайней мере, лучший чем на некоторых FM трансмиттерах.
В общем, все довольны – мы в том, что сэкономили приличную сумму на приобретении автомагнитолы(см.), магнитофон в том, что думает, что проигрывает настоящую кассету)))

Достоинства

Это:

  • Сама идея;
  • Цена;
  • Неплохое звучание;
  • Не претендует на розетку прикуривателя, что, согласитесь, очень важно!

Недостатки

  • Ненадежная компоновка (если не прилагать молоток с отверткой и не тянуть за кабель прослужит достаточно долго);
  • Опять торчащий кабель!!!
  • При проигрывании слышен звук работающего лентопротяжного механизма (устраняется либо прибавлением громкости, либо отключением самого механизма).

Способ второй

При неисправности или отсутствии кассетного лотка в вашей автомагнитоле (неужели такие встречаются?) альтернативным источником звука вполне может стать упомянутый выше FM-трансмиттер.

Для его полноценной работы вам потребуется вставить через USB порт флэш накопитель с музыкальными файлами или через AUX-IN подключить другой источник звучания, затем освободить для него место в прикуривателе и настроить свою автомагнитолу на одноименную с трансмиттером FM частоту.

Достоинства

  • Простота подключения и использования;
  • Обширные возможности подключения различных источников с музыкальными файлами.

Недостатки

  • Постоянно занятый штатный порт под питание прикуривателя;
  • При некачественном исполнении наличие посторонних шумов и периодических «глюков».

Способ третий

В данном способе я еще хотел бы рассказать об одном варианте как из автомагнитолы сделать усилитель для более современных устройств, таких как смартфоны, планшеты, ноутбуки и тому подобные имеющие в наличии Bluetooth адаптеры.

В этом случае нас выручит переходник WirelessBluetoothMusicReceiver, лишь бы у вашего головного устройства присутствовал порт AUX-IN. В противном же случае всегда можно воспользоваться иными переходниками, адаптерами и FM модуляторами способными имитировать дополнительные стереофонические аудиовходы усилителя мощности звуковой частоты.
Ну, если же вы относите себя к числу нормальных ребят, которые не боятся сложностей и всегда идут в обход то я могу вам предложить вариант не для ленивых в следующим способе.

Способ четвертый

Если вы читаете данный вариант о том, как из автомагнитолы сделать усилитель, то по умолчанию я принимаю, что вы как минимум способны:

  • Держаться за паяльник;
  • Смотреть в принципиальную микросхему;
  • Увидеть знакомые буковки в сопутствующей к автомагнитоле документации.

Внимание!
Как минимум нужно осознавать, что все действия происходят на ваш страх и риск, а так же что у вас должно быть представление хотя бы об основах теории электроники. Любой «тюнинг» внутренностей автомобильной магнитолы должен производиться вами в трезвом уме и в твердой памяти)))

  • Извлекаем «старушку» из штатного местоположения и отсоединяем все разъемы и провода:

Совет! Все последующие действия не для «возни на коленке», необходимо расположиться в нормальных условиях.

  • Демонтируя верхнюю крышку, мы можем наблюдать кассетный блок. Совершаем самый первый модерн – убираем помехи и шумы электромагнитного происхождения создаваемого электродвигателем лентопротяга, для чего отпаиваем плюсовой провод и изолируем его.
    Вырывать не стоит, вдруг, кому то захочется вернуть все назад?


Определяем место куда будем припаивать выхода AUX-IN:

  • Во-первых. Осматриваем провода, идущие от головки звукоснимателя, как правило, они припаяны к схеме предварительного усиления, сюда припаиваться не стоит;
  • Во-вторых. Выясняем, куда поступает с предварительного усиления усиленный сигнал, а входит он на кампаратор (микросхема отвечающая за переключение между кассетным блоком и FM тюнером);
  • В-третьих. Либо включая логику, либо с помощью Datasheet (техдокументации) микросхемы предусилителя находим выхода звуковых дорожек с него. В случае на фото это оказались пяточки под номерами FPM 1558 и FPM.

Проследив данные дорожки, которые соединяют выход предварительного усилителя с сигналом компаратора выясняем, где находится левый и правый звуковые каналы – дотронувшись отверткой до пятаков одного из каналов, в то время когда будет включена пустая аудиокассета, в динамиках прозвучит характерный треск . Припаиваем выхода аудиокабеля с AUX-IN к левому (InLeft) и правому (InRight) каналам. Третий вывод (InGND) припаивается к массе (корпусу) автомагнитолы.

К сожалению, данная инструкция не может вместить в себя все варианты припайки выхода AUX-IN к схемам всевозможных автомагнитол, но надеюсь, принцип вам всё-таки понятен. Тем более различного видео в интернете по данной тематике полным полно.
На этом предлагаю остановиться, так как эту тему можно продолжать и продолжать. Как говорится предела совершенству нет, есть лишь предел фантазии отдельно взятого индивида.