Режим работы:
ПН - ВС: с 12:00 до 22:00
Перезвоните мне

Ремонт приборной панели Volvo S80 I поколения

Многие владельцы автомобилей Volvo часто сталкиваются с неисправностями панели приборов, такими как: неверные показания пробега, "скачущий" суточный пробег, неправильный ход часов, "артефакты", иероглифы на дисплее или "зависание" бортового компьютера; так же случается что лампы индикации не работают или включаются произвольно, например постоянно горит индикатор дальнего света.

Иероглифы на дисплее бортового компьютера Volvo

В нашу мастерскую попал автомобиль Volvo S80 2006 года выпуска, последний из I поколения. Эта модель выпускалась в таком кузове на протяжении 10 лет, автомобиль в разные годы выпуска испытывал множество "детских" болячек, но и самая последняя модель в поколении оказалась не лишена брака.

Причинами отказа приборной панели Volvo в большинстве случаев оказывается непропай электронных компонентов на плате. Сейчас принято считать, что современные автомобили специально выпускаются с искусственно заниженным ресурсом, в этом есть доля правды, хотя не стоит искать злого умысла там, где это легко объясняется человеческой глупостью. Автомобили становятся сложнее, предпроизводственный цикл сокращается, большинство запчастей производится на контракте сторонними заводами. В стремлении как можно скорее вывести новый автомобиль на рынок, при этом соответствовать постоянно ужесточающимся экологическим нормам, не забывая напичкать его всякими новинками, дающими конкурентное преимущество, автопроизводители часто выводят на рынок недостаточно проверенное решение, проблемы которого проявляются лишь спустя годы.

Я являюсь сторонником версии, что причиной преждевременного отказа современной автомобильной электроники является принятие Европейским союзом в 2003 году директивы RoHS, ограничивающей содержание вредных веществ в электронном оборудовании. Стремление производителей следовать данной директиве, привело к тому, что практически вся электроника, выпущенная в том числе и в Японии и в Китае, включая ту что поставляется на Российский рынок теперь изготавливается с использованием безсвинцовых припоев. 

Свинец, как легирующий элемент в сплаве с оловом улучшает многие характеристики таких припоев, но на сегодняшний день остаётся единственным эффективным методом борьбы с так называемой "оловянной чумой". Переход белого олово в другое хрупкое фазовое состояние - "серое олово" начинается при температуре ниже +13,2 °C, по мере снижения температуры, скорость перехода белого олова в серое увеличивается и достигает своего максимума при −33 °C, олово трескается и превращается в порошок. Многие лигирубщие добавки существенно замедляют этот процесс в оловянных сплавах, но особенно при низких температурах не выдерживают ни какой конкуренции с оловянно-свинцовыми припоями.

В среднем у современного автомобиля после 5 - 10 зимних сезонов эксплуатации автомобиля, начинаются проблемы с электроникой, вызванные разрушением припоя компонентов на платах. В Сибири, где зимы бывают суровы, эти проблемы стали проявляется на японских автомобилях после 2004 года выпуска уже 2009-ом - 2010 году. Швед Volvo S80 выпущенный для Российского рынка, проездил на Сибирских морозах 10 зим, перед тем как у него начались проблемы.

Как утверждала владелица, что ей нужно всего лишь заменить шлейф экрана. Изображение на экране бортового компьютера то появлялось, то исчезало, но стоило постучать по панели - бортовой компьютер начинал работать. Неисправность впервые появилась с наступлением холодов, до этого жалоб на приборную панель не было.

В последней ревизии панели приборов данного поколения микродвигатели стрелок припаяны непосредственно к плате, поэтому при разборке необходимо аккуратно снять стрелки приборов.

Разбор панели приборов VolvoДемонтаж стрелок стрелок тахометра Volvo

В данной панели следует обратить внимание на следующие микросхемы: процессор Motorola MC9S12DG128B, графический драйвер (знакогенератор) YAZAKI MD01 и драйвер сегментного дисплея OKI M9004-04.

Плата приборной панели Volvo S80 I

Микроконтроллер Motorola MC9S12DG128B или как его часто называют - главная микросхема, отвечает за все функции приборной панели: связь с другими блоками по шине CAN, работу бортового компьютера, работу индикации, стрелок приборов, одометра и часов. Нарушения контактов в цепи данной микросхемы обычно вызывает следующие неисправности:

  • то горит, то не горит индикатор дальнего света;
  • то горит, то не горит индикатор стояночного тормоза;
  • то горит, то не горит индикатор не пристёгнутого ремня безопасности;
  • некорректное показания топливного датчика (при полном баке, показывает половину или полностью лежат на нуле);
  • регулярно "бегут" или "отстают" часы;
  • самопроизвольное обнуление одометра на Т1 или на Т2;
  • лампочка и звуковой сигнал (ремень безопасности) работают в разнобой, то лампочка моргает (должна гореть) - бипер молчит, то бипер сигналит, лампа не горит вобше;
  • при включении зажигания бипер не всегда сигналит;

Микроконтроллер Motorola MC9S12DG128B

Драйвер сегментного дисплея OKI M9004-04 отвечает за вывод информации на маленькие дисплеи в спидометре и тахометре. Но нарушения контактов данной микросхемы может стать причиной ряби на дисплее БК.

Знакогенератор YAZAKI MD-01 отвечает за вывод сообщений на дисплее бортового компьютера, программа БК, текст сообщений находятся в микроконтроллере Motorola, а YAZAKI MD-01 отвечает только за графический вывод.

Графический драйвер (знакогенератор) YAZAKI MD01

Исходя из неисправности для начала стоит начинать пропаивать именно с той микросхемы, которая отвечает за эту функцию. Контакты микросхемы покрыты лаком, который при пайке будет гореть и повредит контакты на плате. Этот лак следует предварительно удалить ацетоном или толуолом. Паять следует аккуратно острым жалом, с безкислотным флюсом, после пайки контакты следует тщательно отмыть изопропиловым спиртом.

OKI MSM-9004 после очистки и пайки

После перепайки контакты микросхемы следует покрыть каким-нибудь специальным защитным лаком для электроники. Я использую лак 3M, но можно и любой другой. С осторожностью стоит относится к различным лакам для ногтей, так как они могут проводить электрический ток.

 Микросхема приборки Volvo после перепайки

Документация на микросхемы

Datasheet на Motorola MC9S12DG128B
Datasheet на OKI M9004-04

Мы всегда можем помочь Вам с ремонтом приборной панели Volvo в Красноярске. Обращайтесь в нашу мастерскую - мы с радостью ответим на ваши вопросы. 

Комментарии
Пока нет комментариев
Написать комментарий
25 + ? = 26