Тракторные права — категории, подкатегории, особые отметки и их значение. Права на трактор: категории и условия получения Все категории тракторов

Всем привет!

Получать тракторные права какой-либо категории может понадобиться не только для рабочей деятельности, но и в обычной жизни, например, если вы любите погонять на снегоходе или используете вездеход для охоты. Некоторые автолюбители считают, что для этого им достаточно обычного ВУ – однако подобное чревато получением крупных штрафов.

Из этой статьи вы узнаете, что такое тракторные права, где и как их получать и как определиться с нужной категорией. С вами Илья Кулик, поехали!

Права тракториста-машиниста или, как их часто называют, тракторные права– это вовсе не удостоверение на управление трактором. Назначение их намного шире. Давайте разберемся, что это за документ, где и как его получать.

Основные определения

Права тракториста-машиниста (ПТМ) – это документ, подтверждающий допуск на управление самоходной техникой.

Самоходная машина (СМ) – это безрельсовое механическое транспортное средство (ТС) с двигателем объемом более 50 см 3 или электродвигателем мощностью более 4 кВт, предназначенные для наземного движения, за исключением самоходной боевой техники (п. 2 Постановления Правительства РФ (далее ПП) № 796 от 12.07.1999 г.). Проще говоря, СМ – это ТС, приводимое в движение двигателем, с максимальной скоростью движения до 50 км/ч.

Внимание! Автомобильное водительское удостоверение и тракторные права – это разные документы и получают их в разных государственных инстанциях: ВУ – в ГИБДД, ПТМ – в Гостехнадзоре.

Законодательно-нормативная база, отвечающая за ПТМ

Приведу перечень нормативно-правовых документов, в которых вы сможете найти ответы на вопросы о том, как получить допуск к управлению самоходными машинами, о правилах выдачи удостоверения тракториста-машиниста и прочих нюансах.

Нормативные акты Круг вопросов, регулируемых данными законодательными актами
1. Постановление Правительства (ПП) № 796 от 12.07.1999 г.

Определяет понятия «самоходные машины» (СМ).

Устанавливает порядок допуска к управлению СМ.

Определяет правила выдачи тракторного удостоверения органами Гостехнадзора.

Определяет категорирование самоходных машин: какие категории и подкатегории существуют.

Устанавливает основания для допуска к управлению СМ.

Определяет отметки в тракторном удостоверении.

Устанавливает требования к экзаменатору.

Определяет порядок сдачи экзаменов для допуска к управлению СМ.
2. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ № 807 от 29.11.1999 г.

Определяет порядок сдачи экзаменов.

Устанавливает порядок допуска к управлению СМ.

Устанавливает порядок оформления ПТМ.
3. ПП № 351 от 6.05.2011 г.

Устанавливает порядок допуска граждан к управлению СМ.

Определяет правила выдачи ПТМ инспекцией Гостехнадзора.

Где получать ПТМ

За выдачу тракторного удостоверения ответственна инспекция Гостехнадзор. Это организация, которая следит за техническим состоянием СМ, а также за соблюдением норм использования для обеспечения физической и экологической безопасности.

Но перед тем как обращаться в Гостехнадзор, необходимо пройти курс подготовки. Сделать это можно в учебных центрах при Гостехнадзоре, в техникумах подходящего профиля и в некоторых автошколах, расположенных в населенных пунктах регионального значения. Проще говоря, выбирайте учебное заведение в том регионе, где вы постоянно проживаете.

Важно! Выбрав подходящее вам учебное заведение, не забудьте удостовериться, что оно имеет лицензию на право подготовки граждан к управлению СМ, иначе ваше Свидетельство о прохождении обучения может быть не зачтено в Гостехнадзоре или аннулировано позже.

Удостоверение тракториста-машиниста выдается только после сдачи теоретического и практического экзамена, который принимает инспектор Гостехнадзора. Экзамен можно сдать по месту постоянной регистрации (согласно паспортным данным). Если постоянной регистрации нет, экзамен принимается:

  • По месту нахождения организации, в которой вы проходили обучение.
  • По месту расположения воинской части – для военнослужащих.
  • Вне зависимости от места жительства – в исключительных случаях по решению главного государственного инженера-инспектора Гостехнадзора соответствующего региона. Такие условия могут предоставить беженцам, морякам, прописанным на судне, гражданам, находящимся в долгосрочной командировке.

Получение ПТМ через Единый портал госуслуг

При получении ПТМ может помочь Единый портал госуслуг.

Через него можно:

  • Подать заявление на получение удостоверения тракториста-машиниста.
  • Приложить документы для первичной проверки органами Гостехнадзора.

Запись через Госуслуги помогает сэкономить время и спланировать свой график: вы сможете выбрать удобное время для посещения инспекции.

Но не думайте, что современные технологии полностью оградят вас от необходимости личного посещения необходимой инстанции: вам все равно необходимо будет явиться в Гостехнадзор для предоставления оригиналов документов и сдачи экзаменов.

ПТМ для иностранцев

Иностранные граждане обязаны обменять удостоверение, дающее право на управление СМ, на российские ПТМ, предварительно пройдя медицинское освидетельствование и сдав теоретический экзамен в инспекции Гостехнадзора. Это положение утверждено п. 39 ПП № 796.

Для получения российских тракторных прав иностранный гражданин должен явиться в Гостехнадзор в соответствии с регистрацией по месту пребывания. Помимо основного пакета документов для получения ПТМ необходимо иметь нотариально заверенный перевод на русский язык национальных прав на управление СМ. После оформления российских тракторных прав, национальное удостоверение (и все остальные оригиналы документов) вернут владельцу.

Когда необходимо обращаться в Ростехнадзор

В открытых источниках названия инспекций Гостехнадзор и Ростехнадзор иногда употребляют как синонимичные понятия. На самом деле это разные инспекции. Получать удостоверение тракториста-машиниста и регистрировать самоходную технику необходимо именно в органах Гостехнадзора.

Но есть и виды СМ, подлежащие регистрации в Ростехнадзоре, который является службой по технологическому и экологическому контролю и прав на СМ не выдает. Например, в соответствии с п. 3 Приказа Ростехнадзора № 533, в данной инспекции необходимо регистрировать грузоподъемную технику, в том числе и относящуюся к СМ.

Как получать тракторное удостоверение

Для получения документов, дающих допуск на управление СМ, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выбрать , какой самоходной машиной вы хотите управлять.
  2. Пройти курс обучения на выбранном типе техники в аккредитованном Гостехнадзором учебном центре. По результатам обучения выдается свидетельство о пройденной программе подготовки. Свидетельство о прохождении обучения без сдачи экзамена не дает права на управление СМ мощнее 4 кВт. На основании этого документа вас допустят к прохождению экзаменов. Надпись о наличии соответствующей квалификации (или квалификаций) в ПТМ вносится также на основании Свидетельства после подтверждения знаний и навыков.
  3. Сдать экзамен в Гостехнадзоре. Как и при получении автомобильного ВУ, необходимо сдать теоретический экзамен, затем продемонстрировать навыки управления на полигоне и в реальных условиях. Сначала сдается теоретический экзамен, затем практический. В случае провала пересдавать экзамен можно 3 раза (каждая пересдача возможна не раньше, чем через неделю после прошлой попытки). Кандидаты, не сдавшие экзамен 3 раза подряд, отправляются на повторное обучение.

Внимание! Свидетельство о прохождении обучения дает допуск на управление спецтехникой с мощностью двигателя меньше 4 кВт без сдачи экзамена в Гостехнадзоре.

Кто может получить ПТМ

Удостоверение тракториста-машиниста выдается в возрасте от 16 до 22 лет в зависимости от категории ТС.

Внимание! Чтобы получить тракторное удостоверение подкатегорий А2, А3, А4 необходимо наличие действующего ВУ с категориями В, С и С1. Общий водительский стаж должен быть больше 1 года.

Когда тракторные права не нужны

Приобретая самоходную технику с объемом двигателя более 50 см 3 (или мощностью более 4 кВт), для использования в т. ч. и на дорогах общего пользования, вы обязаны зарегистрировать ее в Гостехнадзоре в течение 10 дней после покупки (п. 3 ПП № 938 от 12.08.1994 г.). Это правило действует всегда вне зависимости от режима эксплуатации техники.

А вот удостоверение тракториста-машиниста нужно не всегда: при использовании СМ на личной территории тракторное удостоверение не нужно вовсе. Но это касается именно личной территории или какой-то отдаленной дикой местности. А если на вашем тракторе будет ездить наемный тракторист по арендованному полю, то удостоверение (и регистрация в Гостехнадзоре) обязательны. Даже если трактор завезен на поле иным ТС и не выезжает за его пределы.

Внимание! Сориентироваться, нужны ли ПТМ на ваш вид техники или нет, можно по данному определению: если максимально возможная мощность двигателя самоходе превышает 50 см. куб. (или свыше 4 кВт), то нужны тракторные права. Если порог мощности самохода до 50 см. куб., то можно обойтись без прав. Это положение проистекает из определения СМ (п. 2 ПП № 796).

Поэтому определиться, нужны ли вам ПТМ, просто – в зависимости от ваших планов на покупку или аренду СМ. Получать ли тракторные права «на всякий случай» – дело каждого. С одной стороны, необходимо тратить время и деньги на получение документа, который может не пригодиться. С другой стороны, вас, к примеру, могут пригласить покататься на квадроциклах или вам просто может понадобиться что-то перевезти на дачном мотоблоке по общей дороге.

Для чего может потребоваться получение ПТМ

Тракторное удостоверение может потребоваться для разных целей:

  1. Личное использование СМ в дачном или фермерском хозяйстве.
  2. Активный досуг с использованием самоходной машины (например, снегохода, вездехода).
  3. При профессиональной деятельности, связанной с управлением СМ. Если работник управляет спецтехникой без тракторного удостоверения, его работодателю грозит штраф.

А нужны ли ПТМ простому автолюбителю? Это зависит от образа жизни. Если вы большой поклонник активного отдыха – весьма вероятно, что тракторные права вам пригодятся: например, при аренде квадроцикла или снегохода.

Получение удостоверения тракториста-машиниста может потребоваться в следующих случаях:

  • При первичном получении для обретения допуска к управлению СМ.
  • При повторном получении , в случае большого перерыва в вождении СМ. В этом случае необходимо вновь сдавать экзамен.
  • При обнаружении , что предыдущие права были выданы с нарушением процедуры (например, на основании подложных документов).

Существующие категории ПТМ

В удостоверении тракториста-машиниста предусмотрено 6 категорий и 4 подкатегории. Расшифровка дана в таблице:

Категория/подкате-гория Описание самоходной машины Пример СМ
А ТС с максимальной скоростью до 50 км/ч, не предназначенные для дорог общего пользования

Квадроцикл


А1 (подкатегория). Аналог категории А в автомобильном ВУ Внедорожный мототранспорт с максимальной скоростью не более 50 км/ч.

Снегоход


А2 (подкатегория). Аналог категории В Автовнедорожник с максимальной массой не более 3500 кг с числом сидячих мест не больше 8.

Вездеход


А3 (подкатегория). Аналог категории С Внедорожное ТС с максимальной массой более 3500 кг.

Карьерный самосвал


А4 (подкатегория). Аналог категории Д Автовнедорожник, предназначенный для перевозки пассажиров, с числом сидячих мест более 8.

Вахтовый автобус


В Гусеничные или колесные СМ с мощностью двигателя до 25.7 кВт (до 34 л. с.)
С Колесный МТ или трактор с мощностью двигателя от 25.7 до 110.3 кВт (34-150 л. с.)

Мини-трактор


D Колесные СМ мощностью более 110.3 кВт (от 150 л. с.)
Е Гусеничные СМ мощностью более 25.7 кВт (34 л. с.)
F Самоходные сельскохозяйственные машины

Зерноуборочный комбайн


Важно! Управлять техникой иной категории, нежели предусмотрено ПТМ, нельзя. Это равносильно управлению без категории и влечет за собой штраф в размере 5-15 тыс. рублей (в соответствии с п. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).

Важно! При получении тракторных прав управлять можно только техникой соответствующей категории. Нельзя (по аналогии с автомобильными правами) получить ПТМ с подкатегорией А1, а управлять машиной любой другой подкатегории даже в рамках общей категории А.

ПТМ нового образца

До изменений 2011 года удостоверение тракториста-машиниста представляли собой документ из картона или пластика (в зависимости от года получения).

На сегодняшний день существует единая унифицированная форма ПТМ, утвержденная Гостехнадзором. Документ представляет собой прямоугольную ламинированную карту, заполненную с двух сторон.

На лицевой стороне содержится следующая информация:

  1. Код документа , по которому можно проверить его подлинность.
  2. ФИО владельца прав.
  3. Дата и место рождения.
  4. Место прописки.
  5. Фото владельца.
  6. Личная подпись , выполненная черной пастой.
  7. Даты выдачи и срока действия.
  8. Подпись инспектора Гостехнадзора.
  9. Печать отделения Гостехнадзора, где были выданы ПТМ.
  10. Голографический знак инспекции, служащий защитой от подделки.

На оборотной стороне удостоверения тракториста-машиниста зафиксировано:

  • Категория СМ , к вождению которой допущен владелец.
  • Особые отметки : 1) Разрешительные , например, касаемо квалификации (на основании свидетельства о прохождении соответствующего обучения); 2) Ограничительные , например, о медицинских ограничениях (допуск к управлению только в очках или линзах); 3) Информационные отметки. Некоторые отметки делаются по желанию владельца документа. Например, группа крови – информация для медиков на случай аварии. Иногда указывают водительский стаж – это делается с целью получения скидки при оформлении страхового полиса. Пример показан на фото ниже.
  • Код документа владельца.

Тракторное удостоверение выдается со сроком действия 10 лет.

Разряды водительских категорий в ПТМ

Разряд в ПТМ присваивается экзаменатором при прохождении квалификационных испытаний на основании Единого Тарифно-Квалификационного справочника работ и профессий (ЕТКС). Например, «тракторист 4 разряда»:

В таблице дано описание имеющихся в ЕТКС разрядов.

Разряд Описание
2

Дает допуск на:

Управление СМ в присутствии более опытного специалиста и под его контролем.

Ремонт самозахватывающих и погрузочно-разгрузочных механизмов.
3

Дает право:

Управлять аккумуляторными погрузчиками и иной грузозахватной техникой.

Заниматься погрузкой и складированием груза штабелями.

Производить ремонт и ТО механизмов СМ.
4

Правоустанавливает:

Управление погрузочными машинами с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (л. с.).

Управление любой техникой, осуществляющей перенос грузов и их складирование штабелем.
5

Допускает к:

Управлению погрузочной техникой с мощностью двигателя более 100 л. с.

Управлению погрузочными машинами мощностью менее 100 л. с., в случае их эксплуатации в качестве бульдозера, экскаватора, скрепера.
6 Позволяет управлять СМ мощностью более 200 л. с., при их использовании в качестве экскаватора или бульдозера.

Для примера и упрощения поиска информации о присвоении разряда той или иной специальности, в таблице приведено несколько профессий, связанных с управлением СМ и обозначен применимый к ним разряд (в соответствии с ЕТКС). Также указан параграф ЕТКС, где вы сможете найти подробную информацию, о том, к какой технике допускается специалист определенного разряда, дана общая характеристика работ, а также требования к должности.

Профессия Разряд Краткая характеристика работ Параграф в ЕТКС
Тракторист 2 Управление трактором мощностью до 25,7 кВт (до 35 л. с.), его заправка топливом, смазывание. А также выявление неисправностей в работе трактора и проведение ремонтных работ. 311
Тракторист 3 Те же работы, но мощность двигателя трактора достигает 44,1 кВт (35-60 л. с.) 311
Тракторист 4 Тракторы мощностью от 44,1 до 73,5 кВт (60-100 л. с.) 311
Тракторист 5 Мощность трактора более 73,5 кВт (100 л. с.) 311
Водитель вездехода 5 Управление гусеничными, колесными, плавающими вездеходами с мощностью двигателя до 147 кВт (до 200 л. с.). Транспортировка грузов и людей, сопровождение других ТС при преодолении труднопроходимых участков дорог и др. 173а
Водитель вездехода 6 Мощность двигателя вездехода более 147 кВт (более 200 л. с.) 173а
Машинист бульдозера 4 Проведение аварийно-восстановительных работ бульдозером с двигателем мощностью до 43 кВт (60 л. с.) 106
Машинист бульдозера 5 Бульдозеры с двигателем мощностью 43-73 кВт (60-100 л. с.) 107
Машинист бульдозера 6 Мощность 73-150 кВт (100-200 л. с.) 108
Машинист штабелеформирующей машины 5 Управление штабелеформирующей машиной, проверка контрольных показателей работы машины, выполнение текущего ремонта. 224
И другие

Где действительны ПТМ

Российское удостоверение тракториста действует только на территории России. Как видно в примерах документов – и в тракторных правах, и в свидетельстве о прохождении обучения – все написано только по-русски. То есть эти документы не предназначены для использования за рубежом.

Это касается не только стран дальнего зарубежья, но и стран бывшего СНГ.

Важно! Ни в одной стране мира законно работать с российским ПТМ нельзя. Для аренды квадроцикла за рубежом необходимо иметь с собой международное ВУ или российское ВУ нового образца – какой именно документ будет необходим, зависит от правил страны пребывания.

Понятия «международное удостоверение ПТМ» нет: за рубежом для управления самоходной техникой вам либо будет достаточно международного водительского удостоверения на определенные категории СМ, либо придется получать местное удостоверение в соответствии с нормами страны пребывания.

Что делать после приобретения самоходной техники (снегохода, вездехода и др.) рассказано в видео:

Подведем итоги

  1. Документ, дающий право управления самоходной техникой – это права тракториста-машиниста.
  2. Самоходной машиной является техника мощностью более 4 кВт.
  3. Получить ПТМ можно в Гостехнадзоре, предварительно сдав теоретический и практический экзамен.
  4. Тракторное удостоверение можно получить в возрасте от 16 до 22 лет в зависимости от категории.
  5. При сдаче квалификационного экзамена присваивается не только категория прав, но и разряд.
  6. Права на трактор действительны 10 лет.
  7. Тракторное удостоверение не действительно за пределами России.
  8. Иностранцам необходимо получать права тракториста-машиниста российского образца.

Заключение

Если вы планируете управлять самоходной техникой, необходимо получить специальные права: тракториста-машиниста. Перед тем, как их получать, важно правильно определить необходимую вам категорию, ведь от этого будет зависеть, сможете ли вы законно управлять выбранной вами техникой.

Пишите в комментариях, приходилось ли вам получать ПТМ и как вы определяли, какая категория вам нужна. Делитесь информацией с друзьями в социальных сетях и подписывайтесь на обновления блога. На сегодня все, с вами был Илья Кулик. Всем пока!

Устраиваясь на работу водителем спецтехники, понадобится соответствующее удостоверение. Без него невозможно будет осуществлять работу. Однако, тракторы и другая спецтехника имеют другой порядок выдачи документов на право управления ими. Разберемся в категориях и возрастах для допуска к экзаменам.

Категории для трактора: общая характеристика

Трактор — машина особенная, он бывает различной мощности. От этого зависит получение водительского удостоверения и права на управление данной спецтехникой. Оно, в свою очередь, отличается от обычных прав.

Форму данного документа утверждает Гостехнадзор, эта же организация удостоверяет право гражданина на управление трактором.

Любая спецтехника не считается дорожной, она создана для работы в поле, на строительных и иных объектах. В зависимости от конструкции машины, можно получить ту или иную категорию.

Категория Ах

Четвертая категория предполагает, что сдающий экзамен будет старше 22 лет, к остальным транспортным средствам допускаются девятнадцатилетние. Под данную категорию не попадает спецтехника мощностью свыше 4 кВт, как правило, к ней относят: снегоходы, легкую складскую технику и пр.

Категории В, С, D, E, F

На более мощную спецтехнику необходимы права высшей категории. Всего их пять. Рассмотрим каждую отдельно:

  1. К категории В относят как гусеничные, так и колесные транспортные средства. Важно, чтобы их мощность не превышала 34 л.с. Минимальная же граница равна предыдущей категории.
  2. Категория С предназначена для водителей колесной спецтехники мощностью от 34 до 150 л.с.
  3. Категория для колесной спецтехники максимальной мощности до 150 л.с. — это D.
  4. К категории Е относят гусеничные машины мощностью до 34 л.с.
  5. Самая сложная категория из всех — это F. Она предназначается для водителей самоходной сельскохозяйственной техники.

Получение прав на трактор — процедура особая. Для этого не нужно отправляться в ГАИ, поскольку они не отвечают за решение данного вопроса. Поговорим о том, как же тогда получить эти документы, и что для этого нужно.

Получение прав на спецтехнику

Весь процесс получения документов можно разделить на два основных этапа:

  • подготовительный;
  • экзаменационный.

Первый предназначен для обучения будущего работника, а второй – для проверки готовности водителя.

Помните, что трактор — это машина, которой весьма сложно управлять, а территория, где предстоит использовать данную технику, — это места повышенной опасности (стройки, заводы и другие объекты).

Водитель трактора должен не только прекрасно им управлять, но и соблюдать технику безопасности.

Возраст

Особое внимание при обучении будущего водителя трактора уделяется возрасту. Для того чтобы приступить к сдаче экзамена, необходимо достичь как минимум восемнадцатилетнего возраста.

Права на трактор представляют собой удостоверение тракториста-машиниста (ниже приведен образец). Этот документ имеет некоторую схожесть с привычными водительскими правами и предоставляет право управлять спецтехникой на всей территории Российской Федерации.

За пределами России этот документ не действителен.

Помимо возраста имеет значение и прохождение медицинского освидетельствования, по результатам которого выдается соответствующая справка.

Обучение

Обучение – это один из важнейших этапов, без которых невозможна сдача самого экзамена, который включает в себя:

  • правила вождения;
  • изучение машины, ее технические характеристики;
  • правила техники безопасности и другие особенности.

Фактически по окончании обучения соискатель должен получить профессию.

Право вести такие занятия имеют не все центры. Часто они расположены вблизи здания Технадзора вашего города. Для обучения по профессии «тракторист» нельзя выучиться самостоятельно, то есть изучение материала на дому не допускается.

Обратите внимание, что данное обучение платное, его стоимость может меняться в зависимости от региона. Как правило, она не превышает 10 тысяч рублей. По окончании курса гражданину выдается свидетельство, его нужно сохранить и предъявить перед экзаменом.

Экзамен

Как только обучение пройдено, пора переходить к экзаменационному испытанию. Это самый ответственный этап.

Его принимают в Гостехнадзоре по месту прописки гражданина. Именно этот орган уполномочен регламентировать право на управление спецтехникой. Предварительно подается пакет следующих документов:

  • заявление определенной формы;
  • свидетельство о завершении обучения;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • чек об уплате госпошлины;
  • заполненную индивидуальную карточку;
  • медицинскую справку.

Сам экзамен можно поделить на четыре этапа:

  • три теоретических экзамена на осведомленность в безопасности вождения, эксплуатации трактора и правил дорожного движения;
  • практический экзамен.

Вся теория сдается в один этап. Если она провалена, то пересдать можно будет только через неделю. К практическому экзамену соискатель не допускается, пока теория не будет пройдена.

Количество пересдач ограничено тремя, иначе необходимо будет пройти дополнительное обучение.

Практическая часть сдается в два этапа:

  • на закрытом участке;
  • на открытом полигоне в условиях реального времени.

Срок действия прав составляет 10 лет, после этого их нужно будет обменять на новые. Правом получения документа обладают лишь те, кто успешно прошел все испытания.

Несмотря на то, что на первый взгляд данный процесс кажется трудоемким и весьма долгим, если подойти к делу ответственно и с умом, то можно с легкостью овладеть такой профессией и получить соответствующие права.

Как в советские времена, так и сейчас правами на трактор служит удостоверение тракториста-машиниста, снабжённое индивидуальным номером, фотографией владельца, сведениями о его месте жительства, дате и месте рождения. Выдавать такое удостоверение уполномочена Государственная инспекция технадзора. До недавнего времени (а именно, до 28 ноября 2015 года) существовало ещё и временное разрешение, действующее вместо удостоверения. Но сейчас оно отменено. Подробности и детальный разбор всех категорий прав тракториста-машиниста – в данной публикации.

Кроме отмены временных разрешений, отменено и само понятие «самостоятельное обучение». То есть, долгое время можно было без посещения курса занятий в Готехнадзоре просто сдать экзамены по теории и вождению и получить тракторные права. Теперь – нет, обязательным условием допуска к экзамену является наличие свидетельства о прохождении курса обучения в Гостехнадзоре.

Ныне действующий образец удостоверения тракториста-машиниста был введён в 2011 году. Это заламинированная картонная или пластиковая карточка с напечатанными на ней данными владельца и его фотографией. Картон или пластик – на усмотрение получающего, пластиковый вариант стоит дороже.

Сейчас, кроме индивидуального номера, удостоверение снабжается ещё и уникальным штрих-кодом. По замыслу создателей документа нового образца, это избавит инспектора от необходимости вбивать данные механизатора в свой гаджет для получения дополнительной информации о нём (наличие неоплаченных штрафов и т.п.). Считал штрих-код, как в супермаркете, – и полная история механизатора отображается на экране. Разумеется, в прошлом права на трактор совсем не такими.

Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны на тракторах работали 14-ти и даже 12-ти летние мальчишки. Однако всё же права на эти сельхозмашины существовали уже тогда: они были введены ещё в 1933-м году Народным комиссариатом земледелия.

Связано это было с бурным ростом машиностроения и сельского хозяйства в нашей стране. Начали давать первую продукцию построенные «с нуля» промышленные гиганты – Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы.

Эти новые трактора значительно отличались от примитивной техники, используемой прежде. Они требовали определённого багажа знаний и навыков, умелого обращения. Началось повсеместное распространение МТС (машино-тракторных станций) – для обеспечения высокого уровня техобслуживания сельхозтехники и максимальной механизации труда в колхозах и совхозах.

Согласно постановлению Совета труда и обороны СССР №827 от 21.09.1933 г., для допуска к управлению трактором каждый уже работающий или будущий механизатор должен пройти квалификационную комиссию и получить удостоверение тракториста-машиниста «с отнесением всех трактористов по уровню их знаний к 1-й или 2-й категории» .

Для тех, кто смог получить удостоверения 1-й категории, при расчёте всех расценок коэффициент повышался на 0,1 трудодня. Одновременно с получением удостоверения тракториста-машиниста механизатор подписывал обязательство не менее двух последующих лет отработать именно в той МТС или в том колхозе (совхозе), который направил его на квалификационную комиссию.

В дальнейшем (начиная с 60-х годов) удостоверение тракториста-машиниста мог получить любой выпускник сельской школы. На селе в школах был введён предмет «машиноведение». В рамках этого курса, раз в неделю для мальчиков проводились уроки по изучению устройства колёсных тракторов типа , ; гусеничных ; и комбайнов . Для девочек во время данного урока в большинстве школ проводилось совсем другое занятие – факультативное по рукоделию.

Во внеурочное время периодически устраивались практические занятия по вождению указанных выше тракторов. Технику предоставлял местный колхоз. Либо – при многих сельских школах имелись собственные опытные хозяйства, а в них – по одному собственному колёсному и гусеничному трактору.

Незадолго до окончания последнего учебного года к учащимся 10-го класса и их наставнику по машиноведению приезжал представитель районного Гостехнадзора и принимал у ребят экзамены по теории и практике. При этом, дабы не «мотаться туда-сюда» несколько раз, он привозил с собою уже отпечатанные и готовые удостоверения тракториста-машиниста 2-го класса на каждого из учащихся (фото и анкетные данные на всех учитель собирал и отвозил в район заранее).

Экзамены и вождение принимались очень лояльно: достаточно было показать самые минимальные познания и навыки для того, чтобы стать обладателем удостоверения тракториста-машиниста – книжечки с на обложке (это в 80-е годы, ранее там изображался трактор намного «скромнее» – ). При самых вопиющих случаях полной неготовности кандидата (которых в принципе и не было) инспектор не выдавал ему книжечку, а увозил её с собой. И для получения прав нужно было ехать в райцентр и пересдавать экзамен там.

Городские жители могли при желании пройти курс обучения в ПТУ и сдать на тракторные права самостоятельно. Получить их можно было также во время пребывания в студенческих стройотрядах, или в период службы в Советской Армии.

Штампы «Разрешено» после сдачи экзаменов по машиноведению ставились в графы трёх категорий: «А» – колёсные трактора до («МТЗ-80»); «В» – гусеничные трактора («ДТ-75») и «Г» – самоходные машины с механической трансмиссией ( и т.п.) Другие категории советских тракторных прав, на которые нужно было учиться и сдавать экзамены отдельно: «Б» – Колёсные трактора классом свыше 14 кН (1,4 тс); «Д» – самоходные машины с гидростатической трансмиссией; «Е» – мелиоративные, дорожно-строительные машины, экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 кубометров.

В настоящее время список категорий тракторных прав существенно расширился. Связано это с появлением новых видов техники, а также с синхронизацией российских удостоверений тракториста-машиниста и зарубежных их аналогов.

  • А – для автомото-транспортных средств, которые не предназначаются для езды по автодорогам общего пользования, и(или) имеют конструктивную скорость не более 50-ти км/ч.

I – для мототранспортных средств-внедорожников;

II – для автотранспортных средств-внедорожников, чья максимальная масса находится в пределах 3,5 тонн, а число сидячих мест – не более 8-ми (кроме места водителя);

III – для внедорожных автотранспортных средств с максимальной массой свыше 3,5 тонн, но кроме оговоренных в IV-й подкатегории;

IV – для внедорожных автотранспортных средств, которые предназначаются для перевозки пассажиров и имеют более 8-ми сидячих мест (кроме водительского).

  • В – для колёсных и гусеничных тракторов с мотором мощностью до 25,7 кВт;
  • С – только для колёсных, с двигателями диапазона мощности от 25,7 до 110,3 кВт;
  • D – только для колёсных, с мотором свыше 110,3 кВт мощности;
  • Е – для всех гусеничных тракторов, мощность двигателя которых превышает 25,7 кВт;
  • F – для комбайнов и прочих самоходных сельхозмашин.

Хорошо, верхние границы мощности понятны, а каковы границы минимальные на сегодняшний день? С какого порога мини-сельхозтехника начинает считаться трактором или самоходной машиной, для управления которой требуются права?

По новому положению, удостоверение тракториста-машиниста нужно получать для управления любым безрельсовым транспортным средством, конструкцией которого предусмотрен независимый привод и двигатель внутреннего сгорания, объём которого превышает 50 кубических сантиметров. Либо – электрический двигатель мощностью свыше 4-х кВт. Максимальный порог скорости –50 км/ч. Если больше – то права будут нужны уже не тракторные, а автомобильные.

Таким образом, для управления не только большинством мини-тракторов, но даже соответствующей мощности мотоблоком с тележкой требуется наличия прав тракториста.

Разумеется, малая сельхозтехника трудится себе на приусадебных участках, огородах и небольших полях. И на дорогах общего пользования появляется крайне редко и ненадолго, либо вовсе не появляется. Поэтому и удостоверений тракториста-машиниста на эту технику никто не оформляет, и на учёт в Гостехнадзоре её тоже не ставит.

Вероятность попасть на штраф ничтожно мала. Но такие курьёзные случаи всё же есть: о них весьма живописно рассказывают владельцы минитракторов или мотоблоков с тележками.

К примеру: выехал вечером к соседу на мотоблоке за парой телег навоза, а тут – а деревенской дороге «залётные» ГАИшники из района или области. В результате – протокол – езда без прав, штраф от 5 до 15-ти тысяч рублей; направление на комиссию с целью понуждения пройти обучение и получить удостоверение тракториста-машиниста. Жалобы подавать бесполезно: суд однозначно принимает сторону ГИБДД.

То же самое – квадроцикл, снегоход, мотосани и мотонарты. Все эти транспортные средства относятся к категории А удостоверения тракториста-машиниста.

Для наглядности, ознакомьтесь с подборкой конкретных транспортных средств, относящихся к к соответствующим категориям тракторных прав.

  • А- I : Квадроцикл «Ямаха», «Стелс»; снегоход «Тундра», мотовездеход «Куница», «Атаман».
  • А- I I : Снегоболотоходы «Марш» (на базе ВАЗовской «Нивы»); «Вектор 4х4» (на УАЗовском шасси).
  • А- I I I : Грузовые снегоболотоходы «Мамонтёнок» (с кабиной от «ГАЗ-3307»); «Тунгус» (от «КамАЗ»а).

Снегоболотоход «Мамонтёнок».

  • А- I V : Низкопольные перронные автобусы («МАЗ», «ЛиАЗ», «Neoplan» и т.п.) для перевозки пассажиров от здания аэропорта к самолёту и наоборот.
  • В: Минитрактора «Русич», и т.п.; любой мотоблок с тележкой и мотором мощностью до 25,7 кВт. Трактор . Мини-экскаватор «JCB 8026CTS». Складские электропогрузчики.
  • С: Трактора «МТЗ-80/82», «Т-40», «Агромаш-85»; экскаваторы («Петушок»), .
  • Е: Трактора и бульдозеры «ДТ-75», «МТЗ-1502», «МТЗ-2103». Снегоболотоход «ГАЗ-3409 «Бобр».
  • F : Зерно- и кормоуборочные комбайны всех видов.

Во-первых, для получения удостоверения тракториста-машиниста нужно достигнуть установленного законом возраста, а для трёх подкатегорий – ещё и иметь определённый стаж. А именно:

  • в возрасте от 16-ти лет можно получить тракторные права только подкатегории A I.
  • в возрасте от 17-ти лет можно получить тракторные права категорий A I, В, С, Е, F.
  • в возрасте от 18-ти лет можно открывать те же категории плюс ещё категорию
  • в возрасте от 19-ти лет можно открыть все названные выше категории, плюс ещё подкатегорий A II (но если уже есть стаж автомобильной категории В от 12 месяцев), и A III (но если уже есть стаж автомобильной категории С от 12 месяцев),
  • в возрасте от 22-х лет, имея стаж не менее 12 месяцев автомобильной категории D, можно открывать все категории тракторных прав, включая и последнюю подкатегорию A IV.

Практическое занятие по обучению вождению на тракторе.

Чтобы получить допуск к экзаменам на права в Гостехнадзоре, нужно пройти соответствующее обучение в той же государственной организации, получив свидетельство об окончании этих курсов. А также пройти медосмотр и получить медицинскую справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний для управления тракторами и самоходными машинами.

Экзамен, как и на автомобильные права, состоит из теоретической (ответы на вопросы) и практической (вождение) частей. Выдаются права на трактор, как и автомобильные, сроком на 10 лет. Устаревшие удостоверения тракториста-машиниста времён СССР можно без сдачи экзамена заменить на документ нового образца. Но медицинскую справку для этого получить нужно, и госпошлину заплатить тоже.

Жители деревень и сельской местности не редко сталкиваются с тем, что для работы в поле им нужно спецтехника. Сегодня существуют специальные прицепы, которые позволяют проводить все возможные виды работ при помощи одного лишь трактора. Покупка трактора в данном случае является просто прямой необходимостью. Однако не все знают, что для управления такой техникой требуются специальные права и удостоверение, которые можно получить, лишь сдав экзамен.

В правах на управление трактором, также есть отдельные категории, которые определяют спецтехнику по типу и мощности. То есть для управления разными тракторами нужны разные права. О том, какие есть категории прав на трактор, где их получить права на трактор и как, мы расскажем в нашей статье.

Выдачей прав на трактор занимается не ГИБДД, а в Гостехнадзоре. Кроме того вы должны пройти обязательный курс обучения, или в Центре обучения вождению самоходными машинами, или беря частные уроки. Если обучение будет проходить на курсах Гостехнадзора, то у вас будет преимущество, ведь будет выдан сертификат о прохождении курсов тракториста-машиниста.

Таким образом, для того чтобы получить права на трактор вам необходимо будет пройти 3 этапа:

  • Медкомиссия;
  • Обучение;
  • Экзамен.

Сперва, вы пройдёте медкомиссию, где вам выдадут медсправку по форме 083, где будет вписан пункт «Годен к управлению тракторами и самоходными машинами». Если вы годны к управлению, то стоит направиться в региональное отделение Гостехнадзора, где вас обучат.

Обучение

Обучение является основным шагом к получению прав на трактор. Без официального документа о прохождении спецкурса вас не допустят к сдаче экзамена. Не у всех организаций, которые предоставляют обучение, есть лицензия на выдачу свидетельств о прохождении курса. Перед тем как записываться на курсы и отдавать деньги, поинтересуйтесь, есть ли у учебного заведения лицензия.

В самом учебном заведении, по окончанию курса обучения, вам необходимо будет сдать экзамен, который подтвердит ваши знания. Только после этого вы сможете направиться в Спецтехнадзор.

Само обучение представляет собой ряд основных направлений, которые при управлении спецтехникой просто необходимы. Это:

Важно заметить, что права машиниста-тракториста категорий «А1» и «В», можно получить без прохождения спецкурса, на основе самостоятельного обучения. С категориями автомобильных прав знаком практически каждый, но в чём же отличие категорий прав на управление тракторами? Давайте рассмотрим их подробнее.

Категории и подкатегории

Существуют следующие категории прав на управление спецтехникой:

  • «А» — права на управление автотранспортом и мототранспортом, не предназначенным для движения по обычным дорогам, способным развивать скорость до 50км/ч;
  • «А1» — права на управление внедорожным мототранспортом (снегоходы, болотоходы);
  • «А2» — права на управление внедорожным автотранспортом, массой до 3.5 тонн, с вместимостью не больше 8 человек, включая водителя (вездеход)
  • «А3» — права на управление внедорожным автотранспортом, массой больше 3.5 тонн (вездеходы специального назначения, карьерные самосвалы);
  • «А4» — права на управление внедорожным автотранспортом, предназначенным для пассажироперевозок, вместимостью не более 8 человек (перронные, вахтовые автобусы);
  • «В» — права на управление гусеничным и колёсным автотранспортом, мощностью меньше 27,5 кВт (тракторы, миниэкскаваторы типа bobcat, коммунально-уборочные машины);
  • «С» — права на управление колёсными спецмашинами, мощностью от 27,5 кВт, до 110,3 кВт (тракторы, экскаваторы, погрузчики);
  • «D» — права на управление колёсными машинами мощностью более 110,3 кВт (пневмоколёсные краны, тракторы);
  • «Е» — права на управление гусеничными машинами мощностью более 25,7 кВт
  • «F»- права на управление самоходной сельскохозяйственной техникой (здесь все виды тяжёлой техники, предназначенной для обработки поля в ходе сельскохозяйственных работ).

Существуют возрастные ограничения для разных категорий вождения самоходной спецтехники. Так законом предусмотрен возраст:

  • С 16 лет — категория «А1»;
  • С 17 лет — категории «В», «С», «Е», «F»;
  • С 18 лет — категория «D»;
  • С 19 лет — категории «А2», «А3»;
  • С 22 лет — категория «А4».

Кроме категории, машинисту-трактористу присваивается так же разряд, который открывает разные возможности для водителя. Присваивает их инспектор Гостехнадзора, принимающий экзамен. Существуют следующие разряды:

  • Второй разряд – допуск к управлению спецтехникой под контролем опытного наставника, а также к ремонту погрузочных, самозахватывающих механизмов и приспособлений;
  • Третий разряд — допуск к управлению аккумуляторными погрузчиками и другим типам самозахватывающих машин, осуществлению погрузки, складированию грузов штабелями, допуск к ремонту и обслуживанию тракторных механизмов;
  • Четвёртый разряд – предназначен машинистам, с допуск к работе на погрузчике и другой технике, имеющей мощность до 100 лошадиных сил;
  • Пятый разряд – допуск к использованию спецтехники мощностью более 100 лошадиных сил (скрепер, экскаватор, бульдозер);
  • Шестой разряд – допуск к использованию спецтехники мощностью более 200 лошадиных сил (бульдозер, экскаватор).

Экзамен

Для получения удостоверения машиниста-тракториста требуется сдать экзамен в Гостехнадзоре, состоящий в свою очередь из нескольких частей :

  • Теоретической , где проверят ваши знания ПДД, техники безопасности. Если у вас есть водительские права, то от этой части экзамена вас освободят. Заявить об этом стоит ещё перед началом обучения, ведь курс теории в таком случае вам не нужен;
  • Практической , где проверят ваши навыки вождения. Эта часть экзамена, в свою очередь, делится на 2 этапа. Сперва вы пройдёте экзамен на спецплощадке – трактородроме, а затем на спецмаршруте – в реальных условиях использования спецтехники.
  • Оказание первой медицинской помощи . Вам необходимо будет показать своё умение применить знания об оказании доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.

Сдав экзамен, вы можете направляться в районное подразделение Спецгостехнадзора, для получения прав на трактор.

Документы для получения прав

Вам потребуется предоставить следующий пакет документов, для получения прав тракториста:

  • Заявление на получение удостоверения. Бланк вам предоставят в отделении;
  • Две фотографии 3х4;
  • Индивидуальная карточка с отметками о сдаче экзаменов;
  • Паспорт;
  • Квитанция об оплате госпошлины. Цена госпошлины зависит от того, какого образца права вы хотите получить, так есть бумажное удостоверение – 500 рублей, и пластиковое, за 2 000 рублей.

Цена вопроса

Минули те времена, когда специальное образование было бесплатным, а ремесленные училища готовили сотни специалистов в год на уже готовые рабочие места. Сегодня цена обучения на тракториста – машиниста состоит из того какую категорию вы открываете и какие курсы вам предстоит пройти. В среднем получить права на трактор будет стоить вам около 20 000 рублей.

Несколько лет назад в России введены водительские права нового образца. Это документы, имеющие современный формат. Здесь увеличено число категорий и подкатегорий.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но ни одна из них не позволяет управлять трактором и любыми другими транспортными средствами, называемыми самоходными.

Важные аспекты

Документы, допускающие к управлению самоходной техникой, называют «удостоверениями тракториста-машиниста».

Они подразумевают:

Категорий Шесть
Подкатегорий Четыре

В отличие от водительских прав, выдаваемых в Госавтоинспекции, тракторные права выдает Гостехнадзор . Там же производится техосмотр самоходной техники.

Полученные тракторные права, в отличие от обычных водительских прав, не позволяют управлять самоходной техникой за пределами нашей страны.

Что это такое

Несмотря на внешнюю схожесть с обычными водительскими правами удостоверения тракториста, все-таки, открывают совершенно другие возможности в праве управления техникой.

Ведь водитель грузовика, имеющий в удостоверении международного образца кат. «С» не может работать на экскаваторе-погрузчике, и точно также водитель, управляющий коммунально-уборочной машиной, не может водить легковушку.

Это две отдельных области управления транспортом, поднадзорные разным ведомствам, имеющие свою терминологию, программы обучения, спецтехнику и разные документы (права):

Самоходные машины (СМ) Тракторы, другая техника, используемая в дорожном строительстве и наземные безрельсовые механические средства передвижения, имеющие соответствующие параметры двигателей. Исключение составляет военная СТ, выполняющая боевые задачи по повышению государственной обороноспособности
Удостоверение тракториста Документ, подтверждающий право гражданина управлять одним из типов самоходных машин. Его выдают сроком на 10 лет
Категории (подкатегории) Разграничение права тракториста управлять определенной группой СТ

С какой целью предоставляется

В годы Великой Отечественной войны мальчишки, которым было по 12-14 лет, работали на тракторах в поле, не имея никаких прав.

Да, это было нужно для победы нашей страны. Управлять техникой тогда было не так сложно, как в настоящее время.

Сейчас самоходная техника (СТ) доведена практически до совершенства, став средством передвижения, оснащенным сложнейшим рабочим функционалом, электроникой и компьютерами.

А ее многообразие уже позволяет подразделение на категории и даже подкатегории. Чтобы управлять такой техникой, необходимо получить документы, удостоверяющие:

При допуске к обучению и сдаче квалификационных экзаменов по некоторым из категорий (подкатегорий) предусмотрены ограничения по возрасту.

Правовая база

Право управления СМ, тракторами, получение соответствующих прав тракториста-машиниста регулируются несколькими нормативными актами:

Категории водительских прав на трактор и спецтехнику

В недалеком прошлом в правах трактористов были категории А, Б, В, Г, Д, а стали такие — A, B, C, D, E, F, а также А1, А2, А3, А4.

Каждая из указываемых в удостоверении категорий (подкатегорий) допускает к управлению тракторами или спецтехникой.

Это сельхозтехника (СХТ) и самоходные машины (СМ), имеющие определенные показатели мощности (от 27,5 до 110 кВт и более).

Подробная расшифровка

Рассмотрим все существующие категории (подкатегории) с расшифровкой:

Катег. «A» Авто- и мототранспорт, не предназначенный для движения по обычным автомобильным дорогам или способный развивать скорость до 50 км/час
Подкатег. А1 Внедорожный мототранспорт. К этой подкатегории относятся: мотовездеходы (снегоходы, болотоходы, снегоболотоходы)
Подкатег. А2 Внедорожный автотранспорт, имеющий разрешенную максимальную массу до 3,5 тонн и число сидячих мест (с водительским) не больше 8. К этой подкатегории относятся вездеходы
Подкатег. А3 Внедорожный автотранспорт, имеющий разрешенную максимальную массу, превышающую 3,5 тонны. К данной категории относятся вездеходы специального назначения, карьерные самосвалы
Подкатег. А4 Внедорожный автотранспорт, предназначенный для пассажироперевозок, имеющий более 8 (с учетом водительского) сидячих мест. Под данную категорию подходят перронные и вахтовые автобусы
Катег. «B» Гусеничные и колесные машины, имеющие двигатель мощностью менее 27,5 кВт. В этой категории – тракторы-миниэкскаваторы, коммунально-уборочные машины
Катег. «C» Колесные СМ с двигателями, имеющими мощность от 27,5 до 110,3 кВт. К этой категории относят тракторы, экскаваторы-погрузчики
Катег. «D» Колесные машины, имеющие двигатели мощностью более 110,3 кВт – пневмоколесные краны, тракторы
Катег. «E» Гусеничная техника с двигателями мощностью свыше 27,5 кВт: бульдозеры, экскаваторы
Катег. «F» Самоходная сельхозтехника: зерноуборочная техника и пр.

Уточнение — наличие прав тракториста категории А2 не дает их обладателю права управлять СМ категории A4 и наоборот.

Как узнать, какая нужна

Для получения удостоверения тракториста следует пройти соответствующий курс обучения по конкретной категории (подкатегории).

Определяется это по типу техники, имеющейся в собственности предприятия. Следует знать, что кроме категории (подкатегории) в правах тракториста указывается еще и разряд.

Разрядность определяет инспектор Гостехнадзора, принимающий экзамены. Рассмотрим, как присваиваются разряды:

2 Для имеющих право управлять СТ под контролем опытного наставника, ремонтировать погрузочные и самозахватывающие механизмы и приспособления
3 Для обладающих правом управления аккумуляторным погрузчиком, другими самозахватными механизмами, осуществлять погрузку, складировать груз штабелем, осуществлять ремонт и обслуживание тракторных механизмов
4 Для машинистов, получивших допуск для работы на погрузчиках, имеющих мощность менее 100 л. с., и на других механизмах, которые используются для переноса и складирования грузов
5 Для трактористов, получивших право управления СТ мощностью свыше 100 л. с. или менее, если она используется как скрепер, экскаватор, бульдозер
6 Для машинистов, имеющих право управлять тракторами, имеющими мощность 200 л. с. в случаях их бульдозерного или экскаваторного использования

Для получения услуги по обучению и сдаче квалификационных экзаменов кандидат подает в территориальный орган Гостехнадзора заявление с приложением:

  • паспорта;
  • медсправки;
  • документа о пройденном обучении;
  • тракторные права (если выдавались ранее);
  • водительские права (если есть);
  • фотографии на матовой бумаге (3х4).

Прием, обучение и проведение аттестационных экзаменов, предоставляющих право управления СТ, проводят специализированные и аккредитованные учебные центры, школы, расположенные в регионах проживания обучающихся.

Тракторные права нельзя получать в другом, даже соседнем регионе. В зависимости от категории, большинство учебных курсов длится около полутора месяцев.

Обучающие программы школ, центров утверждаются Минобром и Гостехнадзором. Обучающие курсы подразумевают теоретический и практический этапы.

Теоретический этап предполагает изучение конструкции СТ, правила работы с различными грузами.

При отсутствии у обучающихся обычных водительских прав в программу вводится и изучение . Проверка теоретических знаний проходит в виде экзамена.

Практический этап обучения проводится на полигонах и подразумевает обучение вождению, маневрированию СТ и обращению с грузами в реальных условиях (на грунтовом и асфальтовом покрытии).

Нехватка практических навыков, минимальное число наработанных часов на полигоне может привести к неудовлетворительному результату на экзамене.

Аттестационные экзамены тоже проходят поэтапно. Сначала теоретический – на компьютере или в устной форме.

Успешная сдача теоретического этапа является допуском до практического экзамена.

Практический экзамен позволяет экзаменатору определить способность обучающегося управлять СТ в разных условиях – созданных стационарно (на полигоне или трактородроме) и на реальном объекте.

Экзаменатором является инспектор Гостехнадзора, имеющий право вынесения решения:

  • «Допущен к управлению СМ»;
  • «Не допущен к управлению СМ».

В случаях, когда курсант не сдает один из этапов экзамена, не менее через неделю ему предоставляется право сдачи повторно.

Видео: сдаем практику на удостоверения тракториста-машиниста категории B,C,D,E,F

Всего дается три попытки. Если неудачной окажется и третья, то ученика вновь отправляют на обучение.

Отдельно стоит отметить, что для сдачи экзаменов, допускающих к управлению СМ, имеют право лица определенного возраста:

Отметим также, что после изъятия прав тракториста их выдача возможна только после прохождения теоретического экзамена.

Если изъятие произведено на основании состояния тракториста (установлено, что он в алкогольном опьянении), то для допуска к экзаменам в Гостехнадзор необходимо представить .

Но только по истечении половины срока лишения тракторных прав, не раньше.

Пример нового образца

Гостехнадзором регламентирована единая для всех регионов РФ форма бланков удостоверений трактористов.

Основание для выдачи удостоверения тракториста-машиниста – документ, свидетельствующий об окончании спецкурса теоретического и практического обучения.

Бланк нового образца – это заполненная с двух сторон карточка. На одной стороне данные владельца, его фотография, подпись. На другой стороне сведения о технике, к управлению которой он допускается.

От обычных водительских прав международного образца права тракториста могут отличаться лишь наименованием категорий и цветом самой карточки.

Раздел «Особые отметки» заполняется дополнительными сведениями об ограничениях и разрешениях, информационными отметками:

  • о вождении в очках;
  • группе крови;
  • о стаже вождения;
  • по категориям.