Условия программы утилизации авто. Автомобили доступные по утилизации

Правительство РФ приняло решение в поддержку отечественных машин, продажи которых падают, несмотря на увеличение таможенных пошлин на импортные подержанные автомобили.

Что предлагает программа утилизации авто

Согласно программе любой владелец иностранного или российского автомобиля возрастом старше 10 лет и массой до 3,5 тонн в полной комплектации может сдать его в одну из утвержденных правительством утилизирующих фирм в обмен на сертификат, стоимостью 50 000 рублей, по которому можно приобрести новый автомобиль российского производства и утвержденного правительством России, со скидкой, равной стоимости сертификата.

Сдать машину в утиль сможет только хозяин машины , который владел автомобилем не менее одного года. Сертификат можно использовать на покупку нового автомобиля, обналичить его нельзя. Владелец должен будет оплатить утилизацию старого автомобиля и снять его с учета в ГАИ.

Список автопроизводителей и автомобилей , которые утверждены для участия в программе утилизации старых автомобилей:

АвтоВАЗ: автомобиль «Лада» модели 1117, 1118, 1119, 2104, 2105, 2107, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115, 2121, 2131, 2170, 2171, 2172, 2329

УАЗ: автомобили UAZ Hunter, UAZ Patriot, UAZ Pickup, УАЗ модели 2206, 2360, 3303, 3741, 3909, 3962

ГАЗ: Volga Siber, ГАЗ модели 2217, 2310, 2705, 2752, 3221, 3302

ИЖАВТО: ИЖ-2717, Kia Spectra, Kia Sorento

Тагаз: Hyundai Sonata, Hyundai Accent, Hyundai Santa Fe, Тагаз Road Partner, Тагаз Tager, Тагаз LC100, SsangYong Actyon

Соллерс-Дальний Восток: SsangYong Kyron, Rexton, Actyon Sports

Соллерс-Набережные Челны: Fiat Doblo Panorama, Albea

Северстальавто-КАМА: Fiat Linea

Ниссан: Nissan Teana, X-Trail

Тойота: Toyota Camry

Фольксваген: Volkswagen Tiguan

Исузу: Isuzu NLR85

Джи Эм-Автоваз: Chevrolet NIVA

Дженерал Моторз: Chevrolet Captiva, Cruze, Antara, Astra

Соллерс-Елабуга: Fiat Ducato

Форд: Ford Focus, Ford Mondeo

Автофрамос: Renault Logan, Sandero

Фольксваген: Skoda Fabia, Octavia

Программа будет проходить не по всей России, а в 19 регионах с большим содержанием автопарка (не менее 2% от всеобщего российского автопарка). Каждый участвующий регион получит квоты на обмен автомобиля. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, в программе будут принимать участие Московская и Ленинградская области, Краснодарский, Красноярский и Приморский края, республики Татарстан, Башкирия, Удмуртия, а также Свердловская, Ростовская, Челябинская, Калининградская, Ульяновская, Калужская, Нижегородская, Самарская, Новосибирская области.

Предполагается, что в ходе программы правительство раздаст субсидии на приобретение примерно 200 тысяч машин на сумму почти 10 млрд. рублей.

Правительство рассчитывает при помощи данной программы значительно увеличить продажи российских авто. Схожие программы имели место в ряде европейских стран и США и показали разного рода результаты, от 8% — увеличения во Франции, до 40% — в Германии.

Государственная программа по утилизации средств передвижения стартовала в Российской Федерации еще в 2010 году. В течение семи лет она претерпевала изменения, но не останавливалась. Правительство искало удобную и выгодную всем сторонам отношений форму реализации мероприятий. Условия программы утилизации автомобилей на 2020 год пока остаются такими же, как в предшествующем периоде.

Понятие госпрограммы утилизации

Принцип программы заключен в том, что автовладельцу предлагаются деньги за старую машину, отработавшую свой ресурс. Это лежит на поверхности. На самом деле мероприятия направлены не только на автолюбителей. Госсредства по большому счету вкладываются в развитие отечественной промышленности.

Логика разработчиков программы такова:

  1. В РФ эксплуатация автотранспорта длится десятилетиями. В условиях современной экономики это невыгодно:
    • производители теряют прибыли;
    • граждане подвергаются опасности ввиду исчерпания надежности машин;
  2. Технологии стремительно развиваются, в стране вводятся новые стандарты, в том числе экологические. Старые машины им не отвечают;
  3. Для стимулирования рынка необходимо вмешательство властей. Но проводить его следует так, чтобы бюджетные средства оказывали влияние на всех участников рынка, включая покупателей.
Внимание: в сдаче автотранспорта в утиль за госсредства могут принять участие только граждане РФ. Кроме того, им доступны иные мероприятия, в которых участвует госбюджет.

Цели


Утилизационные мероприятия имеют несколько целей. Основная - это стимулирование рыночных отношений. Она разбита на несколько составляющих:

  • обеспечение заинтересованности автовладельцев к приобретению новых машин;
  • загрузка предприятий, занимающихся:
    • производством автомобилей;
    • их утилизацией (разборкой и переработкой вторсырья);
  • повышение экологических стандартов;
  • внедрение в промышленности новых технологий;
  • создание новых рабочих мест;
  • повышение безопасности участников дорожного движения.
Для сведения: косвенно программа влияет на банковский сектор. Ведь множество граждан использует для замены автотранспорта заемные средства.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Механизм мероприятий

Мероприятия реализуются за счет средств, выделяемых из федерального бюджета. По условиям программы на 2020 год они распределяются следующим образом:

  1. Выдаются субъектам федерации, на территории которых локализованы предприятия:
    1. осуществляющие сборку ;
    2. производящие двигатели;
  2. Регионам даны такие полномочия:
    1. распределять субвенции между предприятиями на основании показателей реализации программных параметров;
    2. определять участников утилизационных мероприятий: юридических и физических лиц;
    3. подводить итоги работы и вносить предложения по усовершенствованию методики.

Для сведения: воспользоваться выгодами утилизации могут граждане и предприятия - владельцы автотранспорта. Она распространяется на все виды машин:

  • легковые;
  • грузовые;
  • автобусы и иные.

Как стать участником программы


Фактически мероприятия сводятся к тому, что гражданам предоставляется скидка на новое авто, если на руках имеется документ о том, что старая машина передана в утиль. Следовательно, необходимо для начала получить означенный документ. Он даст право на приятный бонус в виде скидки в автосалоне.

Внимание: бонус действует на автотранспорт, собранный или произведенный на предприятиях российской локализации. На импортные машины скидка не распространяется.

Алгоритм действий таков:

  1. Подготовить машину к утилизации;
  2. Заключить договор с дилером;
  3. Снять транспортное средство (ТС) с регистрации в ГИБДД (самостоятельно или через дилера);
  4. Передать машину специалисту;
  5. Оплатить его услуги;
  6. Подождать подготовки документов;
  7. Получить на руки справку об утилизации ТС;
  8. Отправиться за новым железным конем.

Какую машину можно сдать


В рамках программы утилизировать разрешено ТС, подпадающее под такие условия:

  • срок эксплуатации - не менее 10 лет;
  • техническое состояние:
    • полная комплектация (все детали и элементы на месте);
    • на полном ходу;
  • срок владения - не менее года;
  • производитель: любой.
Подсказка: предварительную оценку авто проводят в автосалонах. Желательно посетить несколько, так как они предлагают разные условия.

Какие документы потребуются


Оформление утилизационной скидки требует документальных доказательств попадания под все условия мероприятий. Следовательно, претенденту придется озаботиться сбором бумаг. Полный перечень на 2020 год таков:

  • копия паспорта претендента (необходимо показать российское гражданство);
  • копия паспорта ТС (по нему определяется период владения машиной);
  • бумага о снятии с учета в ГИБДД (любой документ на выбор):
    • отметка в ПТС;
    • справка из отделения ГИБДД;
    • оригинал карты учета с отметкой сотрудника и печатью;
  • акт приема ТС утилизационным предприятием (можно копию с нотариальным заверением).
Важно: авто должно быть оформлено на одного человека. Машины, взятые в лизинг или имеющие нескольких владельцев, не принимаются утилизационными организациями.

Скидки по «Trade-In»


В автосалонах покупателям предлагается еще одна программа обмена, дающая неплохие скидки. Она называется «Trade-In». Суть ее отличается от утилизации. Фактически салонам дано право выкупать у клиентов старые машины, подлежащие дальнейшей эксплуатации.

Условия такового предложения несколько иные. Машина должна быть старше 6 лет, полностью укомплектованной и иметь определенный пробег. Оценивают ее в организации, разработавшей предложение. Естественно, цену назначают исходя из реальной амортизации транспорта.

Для сведения: «Trade-In» по факту продлевает срок эксплуатации автомобиля, что расходится с целями утилизационной программы. Однако такое предложение также стимулирует граждан на приобретение новых «колес», то есть продвигает весь автопарк страны в нужном направлении.

Как перерабатывают авто


Одна из целей программы - это создание новых мест для приложения сил специалистов. В частности, множество рук требуется для процесса переработки транспорта. Таковой проходит в несколько этапов:

  • сливаются все жидкости (их перерабатывают отдельно);
  • внутренние конструкции разбираются на детали и сортируются по материалам:
    • металлические;
    • пластмассовые;
    • иные;
  • демонтируются все электроприборы;
  • снимаются колеса, которые также разбираются на составные части;
  • остов прессуют и отправляют на переплавку.
Внимание: к переработчикам предъявляются повышенные экологические требования. Процесс разборки не должен загрязнять окружающую среду.

Роль автосалонов


На практике дилеры производителей осуществляют предоставление скидок, в том числе утилизационных. На сотрудников автосалонов ложатся тяготы работы с клиентами. С другой стороны, им необходимы прибыли. Именно поэтому дилерам предоставлен довольно широкий круг полномочий:

  1. Они могут самостоятельно заниматься оформлением утилизации по поручению клиента. Последний только должен снять авто с учета в ГИБДД;
  2. Представители производителя имеют право устанавливать размер скидок;
  3. По «Trade-In» салоны самостоятельно разрабатывают условия и предложения.
Внимание: в реализации утилизационных мероприятий принимают участие только официальные дилеры отечественных (зарегистрированных в РФ) автопроизводителей.

Таким образом, салоны работают на цели государства. Они предлагают клиентам выгодные контракты, позволяющие сэкономить на покупке нового авто. Тем самым реализуется госпрограмма, которая работает на создание безопасных условий на дорогах.

Размеры скидок

Величину конкретного утилизационного бонуса производитель устанавливает самостоятельно. Минпромторг РФ выработал рекомендации, учитываемые при распределении бюджетных средств. Ведомство опиралось на нормы, утвержденные в Постановлении Правительства РФ № 328 от 15.04.14.

Скачать для просмотра и печати:

Кроме того, размеры бонусов связаны с маркой ТС. Они сильно разнятся. Показатели максимальных размеров скидок, которые предоставлялись в 2017 году, собраны в таблице ниже:

Подсказка: дилер имеет право устанавливать различные условия для автомобилей отечественного и импортного производства. Разница может достигать 50 тыс. руб. (например, у «Мерседес-Бенц»).


В период действия утилизационной госпрограммы автолюбители успели накопить определенный опыт в использовании бонусов. Их рекомендации собраны ниже:

  1. Независимо от времени эксплуатации авто можно продать по программе «Trade-In», если оно в очень хорошем состоянии;
  2. Лучше обращаться в официальный салон производителя. Он предоставляет самые выгодные условия;
  3. Утилизацию можно оформить самостоятельно. Это позволит сэкономить средства на услугах посредника;
  4. Желающим воспользоваться выгодами «Trade-In» нужно покататься по автосалонам и поискать самое выгодное предложение.
Внимание: если машина пострадала в аварии, то лучше ее утилизировать. По «Trade-In» ее в салоне не примут или дадут низкую цену.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

В 2017 году хлопот у россиян не убавится. Помимо “лихорадящей” экономики, действующих санкций и нестабильных цен на нефть, люди постоянно сталкиваются с различными нововведениями со стороны правительства. Некоторые из них идут на благо страны, а некоторые становятся в разрез с интересами граждан. Радует одно, государственная программа “Утилизация автомобилей 2017 ” продолжит свое существование, ведь она доказала свою полезность как для жителей России, так и для страны в целом.

На сегодняшний день не все автовладельцы могут похвастаться идеальным состоянием своих машин, особенно если они отечественного производства. Как правило такое транспортное средство требует чрезмерных затрат на эксплуатацию, часто ломается и “кушает” литры топлива, которое в нынешнее время стоит не так уж и дешево.

Истоки программы

На фоне развивающегося экономического , депутаты Госдумы решили возобновить некогда популярную программу по утилизации старых и поддержанных автомобилей. Впервые про эту программу можно было услышать в 2010 году. В чем ее суть? Самое главное достоинство данной госпрограммы заключалось в том, то владелец машины получал неплохое денежное вознаграждение, если решался на утилизацию. К примеру, хозяин транспортного с возрастом больше 10 лет, мог рассчитывать на денежное вознаграждение в размере 50 тысяч рублей на покупку нового авто.

Отметим, что эта сумма подкупала автолюбителей, ведь она являлась неплохим стартовым капиталом для приобретения более резвой и современной “железной лошадки”. Именно поэтому держатели старых советских моделей спешили поскорее от них избавиться.

Как оказалось, 50 тысяч рублей — это еще не предел! По правилам госпрограммы, если владелец сдает поддержанный внедорожник, то он становится обладателем 90 тысяч рублей. Примечательно, положенные средства хозяин авто получал не наличными, а специальным ваучером, который можно было обналичить только во время покупки нового транспортного средства. В конечном итоге, старый внедорожник отправляется в места для утилизации, а его хозяин становится счастливым обладателем новенькой машинки.

Увы, данная программа просуществовала не так долго как хотелось. Отечественный производитель автомобилей значительно повысил расценки на свою продукцию и простые граждане не могли себе позволить подобные траты. “Утилизация автомобилей” действовала всего лишь 12 месяцев и уже в 2011 году была официально отменена.

Утилизация автомобилей сегодня

В 2014 году правительство РФ решило возобновить государственную программу “Утилизация автомобилей” до 2016 года. Но информация на этот счет обновилась — госпрограмма будет действовать еще на протяжении 2017 года. Закон о продлении и, собственно, о самой программе можно отыскать на сайте законодательных актов Российской Федерации. Только на этот раз государство планирует увеличить объемы производства отечественных автомобилей, причем для этих целей из бюджета выделено около 10 млрд. рублей. Такие внушительные суммы помогли существенно усовершенствовать технологии производства автомобилей и развивать новые интересные проекты.

Главные условия программы

В условиях данного государственного проекта, любой участник должен приобрести новый автомобиль российской марки. Для этого необходимо:

  • минимальный возраст ТС должен быть не меньше 6 лет;
  • предоставить документы на старую машину;
  • предоставить документы, подтверждающие права владения ТС на протяжении последние 6 месяцев;
  • снять автомобиль с учета в ГИБДД Российской Федерации;
  • в утилизацию сдается полностью укомплектованная машины (аккумулятор, приборная панель, рама, коробка передач, сидения и т.д.);
  • предоставить копии паспорта ТС, где будет сделана отметка о снятии с учета, а так же о том, что машина сдается в утиль.

Отметим, что участником данной программы могут быть исключительно граждане России (как юридические, так и физические лица).

Если вы решитесь на проведение подобной процедуры, подготовьте следующий перечень документов:

  • удостоверение личности (паспорт);
  • ксерокопия документа, подтверждающего то, что автомобиль был снят с учета и подлежит утилизации (выдают в ПТС);
  • платежка из банка уплате государственной пошлины за процесс утилизации;
  • договор о приобретении нового ТС, с учетом положенной скидки;
  • законная доверенность на автодилера о том, что вы передали документы на машину ему, и он имеет право ее утилизировать;
  • свидетельство о факте утилизации.

Положенная выплата за поддержанное авто:

  1. Машина АвтоВАЗа — максимальное денежное вознаграждение составит порядка 50 тысяч рублей.
  2. ГАЗ — “легковушки” и средние грузовые машины принесут бывшему владельцу от 175 до 350 тысяч рублей.
  3. — государственная субсидия составит около 90 тысяч рублей.

Владеете стареньким советским автомобилем, которому уже давно пора на покой? Тогда обратите внимание на программу “Утилизация автомобилей в 2017 году”. Сдавая свою машину на свалку, вы не станете долго горевать, ведь отечественный производитель способен предложить, действительно, стоящие экземпляры за относительно не высокую цену. Отметим, что решение о продлении данной госпрограммы возможно будет последним, поэтому постарайтесь не упустить шанс и вовремя заменить свою “старушку” на современную модель и с наслаждением передвигаться по улицам города.

В 2020 году приобрести авто по утилизации можно будет еще на более выгодных условиях. Программы по поддержке автопрома дали хорошие результаты, которые оценили и автовладельцы, и дилеры. Правительство не только оставило возможность сдать старую машину в обмен на новую, но внесла ряд приятных для автовладельцев дополнений.

Начатая в 2014 году утилизация автомобилей продолжится в 2020 году. На эти цели выделено более 200 млрд. руб. Летом ожидаются дополнительные отчисления и новые, еще лучшие условия.

Сейчас купить авто по программе утилизации можно двумя способами. Первый подразумевает получение скидки за сдаваемое в переработку транспортное средство. Второй способ это программа Трейд ин, которая позволяет обменять подержанную машину на новую с доплатой.

Покупка автомобиля по программе утилизации

Покупка автомобиля по программе утилизации стала еще проще в 2020 году. Читайте инструкцию по сдаче авто в утиль ниже.

При таком варианте необходимо получить сертификат на утилизацию в ГИБДД, он будет давать возможность получить скидку на авто в салоне. После этого следует предоставить в дилерскую сеть сертификат и купить машину. На продавцов должны распространятся условия программы.

Для того чтобы сдать автомобиль по программе утилизации в 2020 году, необходимо обратиться в выбранный владельцем дилерский центр, предоставить туда утилизируемое транспортное средство и следующие обязательные документы:

  • паспорт РФ, удостоверяющий личность владельца автомобиля;
  • паспорт ТС;
  • свидетельство со снятия с учета в ГИБДД автомобиля с пометкой «ввиду его отправки на утилизацию».

Покупка автомобиля по программе Trade-IN

Такая программа обмена старой машины на новую может подойти не каждому автовладельцу. Дилеры устанавливают определенные условия и требования. Для оформления автомобилей в 2020 году по программе Трейд-ин требуется:

  1. Паспорт владельца;
  2. Справка о снятии с учета или о регистрации транспортного средства.

Оценочная экспертиза может снизить рыночную стоимость авто до 50 % в следствии показателей:

  1. товарный вид;
  2. марка и модель;
  3. пробег;
  4. срок использования;
  5. техническое состояние.

Возраст и пробег могут значительно уменьшить выгоды, которые предлагает проект Трейд-ин. Но скидка может быть значительной, если марка и модель машины пользуется сейчас спросом.

Выбор автомобиля по утилизации и его стоимость

По условиям проекта гос. программы, скидка распространиться только на автомобили, которые собрали на территории Российской Федерации. Зарубежные марки тоже входят в эту категорию. Сейчас в России работают более 400 заводов, где собирают не только машины ВАЗ, ГАЗ и УАЗ, но и Citroen, Nissan, Volkswagen, Renault и другие. Полный список из 33 наименований можно увидеть .

Скидка по программе утилизации 2020 году будет зависеть от выбранного направления программы и от параметров предлагаемого для участия в ней подержанного транспортного средства. Учитывая модель нового автомобиля, цена может измениться значительно или практически остаться прежней.

Общие значения скидок выглядят так:

  • За легковую машину дадут до 60 тыс. руб.
  • За микроавтобус или внедорожник предлагают до 120 тыс. руб.
  • Малотоннажные грузовики и автобусы сэкономят до 175 тыс. руб.
  • Тяжелый грузовик и автобус помогут снизить цену до 350 тыс. руб.

Некоторые дилерские сети добавляют свои условия, что делает скидку на некоторые модели еще более выгодной.

  1. «LADA VESTA» может достаться новому владельцу на 60 тыс. дешевле. Поможет в этом акция от ВАЗ «Время расстаться с НЕ Вестой».
  2. «Audi A8» и «Audi Q5» могут стать выгодней на 80 и 150 тыс. руб. соответственно.
  3. Приобретение «BMW X6» подарит 60 тыс. руб.
  4. Покупка «Ford Fiesta» снизит цену до 93 тыс. рублей.

Выгода от действия программы очевидна. Она имеет отличные отзывы как со стороны автовладельцев, так и продавцов. Экономия может дойти до 300 тыс. рублей и выше, а может почти никак не отразиться на цене. Но, в большей мере, все зависит от состояния и параметров подержанного авто, от модели выбранной машины и от их соответствия друг другу.

То, что представляют нам как «федеральную программу утилизации автомобилей», к утилизации имеет косвенное отношение. Внедренная в 2010 году программа постепенно видоизменилась и сегодня направлена главным образом на стимулирование продаж новых машин. Старую сдаешь (дилеру либо в пункт утилизации), новую покупаешь - стоимость старой идет в зачет.

Торг здесь неуместен

Оговорен минимальный возраст утилизируемой машины: не менее 10 лет. Скидки за утилизацию исходят от государства. Сертифицированные пункты приема (в 210 городах страны) выплачивают компенсацию «за утиль» - заявлены рамки от 50 000 до 350 000 рублей. Владельцы больших кроссоверов, не обольщайтесь: 350 тысяч рекомендованы Минпромторгом за автобусы и грузовики массой свыше 7,5 тонн.

Скидки по системе трейд-ин исходят от дилеров. Дилеры, работающие в рамках программы, вольны определять, какие модели они принимают (и по какой цене), а какие нет. Плюс некое льготное кредитование (на поверку - ни разу не льготное). Получить все скидки деньгами нельзя. Вырученных денег вы в этой схеме не увидите, они виртуальные.

Также под вывеской «утилизация» работают (возобновлены с марта) госпрограммы «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль». Тут вообще ничего сдавать не надо, просто покупай автомобиль из предложенного списка - стоимостью до миллиона рублей и собранный в России. При соблюдении всех условий получишь скидку 10%, а жители Дальневосточного региона - аж 25%.

А где утилизация-то?

Все ненужное - на слом!

На утилизацию отправляют то, что не подлежит восстановлению и перепродаже, то есть абсолютный хлам. Бесспорно, за десять лет можно укатать машину и до такого состояния, но в большинстве случаев десятилетки вполне работоспособны. Об этом говорит состояние российского автопарка, в котором 58% машин - старше десяти лет, а треть - старше 15 лет.

Из каких тогда соображений выбрана планка в 10 лет для сдаваемых машин? Чтобы народ не тащил проржавевшие кузовá без колес и сидений? Он и так не тащит: по условиям программы, сдаваемый автомобиль должен быть полностью комплектным, включая рабочие жидкости.

Складывается впечатление, что даже убитые машины утилизируют лишь в крайнем случае. Сначала пытаются перепродать - полностью или по частям. Хотя в пространном перечне плюсов госпрограммы утилизации упомянуто и «улучшение экологической ситуации». Возможно, имеется в виду, что объемы автохлама, поступающего из Японии и Европы, сократились - иностранцы теперь используют Россию как свалку ТБО в гораздо меньшей степени. Правда, это скорее результат обязательной установки блока ЭРА-ГЛОНАСС на все ввозимые автомобили.

Статистики по госпрограмме крайне мало. Но есть сведения, что за первые два года ее действия выдано около 600 тысяч утилизационных сертификатов, а под пресс реально попало 360 тысяч машин. Куда делись остальные 40%? Очевидно, достались перекупщикам. Или просто брошены в лесу. Между тем утилизационный сбор, закладываемый в цену новой машины, с прошлого года составляет почти четверть цены новой Гранты. И он заведомо больше, чем максимальная скидка за утилизацию любой Лады.

В России остро не хватает заводов по комплексной утилизации автомобилей - их около дюжины при реальной потребности в 20–30 предприятий. И почти все расположены в европейской части страны. А как утилизируют за Уралом?

В России остро не хватает заводов по комплексной утилизации автомобилей - их около дюжины при реальной потребности в 20–30 предприятий. И почти все расположены в европейской части страны. А как утилизируют за Уралом?

Альтернативная история

Если нас волнует экология, доверяться госпрограмме нельзя. Всё надо делать самим. Есть ли вообще какая-то выгода при использовании федеральной программы? Выгоднее, чем обычный трейд-ин, хотя и ненамного. Но при этом больше бумажек и суеты и сильно ограничен выбор моделей.

Не проще ли сдать машину на разборку? Предлагающие такие услуги фирмы утверждают, что выплачивают в среднем около половины стоимости деталей, из которых состоит сдаваемый автомобиль. Приводят примеры: битый Tiguan 2012 года, не на ходу, - 400 000 рублей, пережившая аварию Mazda 3, выпущенная в 2008 году, не на ходу, - 100 000 рублей. Даже если рекламные цифры вдвое завышены, этот вариант выглядит не хуже, чем госпрограмма. Эвакуация - бесплатно, деньги в день покупки - наличными или на карточку. Не требуется собирать сертификаты и доказывать, что вы владели машиной больше года. Нет ограничений по возрасту и комплектности автомобиля.

Может быть, рухлядь лучше отправить во вторчермет? Желающих ее принять очень много, причем иногда тоже эвакуатор выделяют даром. Но тарифы, откровенно говоря, не впечатляют. За тонну автомобиля дают 8000–10 000 рублей, дерзко заявляя, что это чертовски привлекательная цена. По сути, плод инженерного искусства приравнивается к куску ржавого швеллера.

Еще один вариант - самостоятельная продажа автомобиля по частям с помощью объявлений в интернете. В теории это самый выигрышный способ, но есть сомнения, что суммарная выручка стоит затраченных усилий - переговоров, встреч, торга со множеством незнакомых людей. Для этого варианта нужен гараж: не следует оставлять на улице машину, чьи двери или капот уже проданы. Кроме того, наверняка образуется невостребованный и нереализуемый остаток, с которым придется как-то разбираться.

Наконец, можно вывезти выпотрошенный остов в лес, предварительно сняв с учета, и там бросить, как делают некоторые передовые компании-утилизаторы. Это самый плохой вариант, во всех смыслах.

Страна стихийных свалок

У госпрограммы почти нет плюсов, но она есть и никуда от нее не деться. Главный недостаток - слабое информационное обеспечение. И непрозрачность. Трудно найти источник, предоставляющий весь комплекс актуальных сведений - о порядке действий, размерах скидок, возможностях выбора машин при той или иной форме утилизации (ближе к системе трейд-ин или ближе к переплавке). Дилеры, работающие в рамках программы, вольны определять, какие модели они принимают, а какие нет. Участие многих компаний сводится к применению обычной системы трейд-ин, без скидок «за утиль». Суммарную экономию при покупке нового автомобиля часто невозможно просчитать заранее, поскольку представленный размер скидок не фиксированный, а «рекомендованный максимальный».

А куда отправляется сданное старье, многим пользователям всё равно. По законам математики при парке легкового транспорта в 43,5 миллиона машин ежегодно утилизации подлежит свыше 2,5 миллиона, то есть 6–7% от общего объема. Госпро­грамма переваривает от силы 200–300 тысяч машин в год. И, судя по направлению и темпам ее развития, никогда не наберет нужных оборотов.

По мелочи

Некоторые элементы автомобиля, пришедшие в негодность, можно утилизировать оперативно. А иногда еще и выгадать на этом копеечку.

Аккумулятор. Во всех крупных населенных пунктах есть пункты приема. Выручка - до 600 рублей за штуку. Многие магазины при покупке нового аккумулятора принимают старый и дают скидку, в Москве это около 400 рублей.

Шины и колёса. В России появились пункты приема изношенных покрышек, готовые что-то приплатить за принимаемый хлам. Выручка чисто символическая: 1–2 рубля за килограмм. Если остаток протектора не менее 5 мм, шины берут для перепродажи, дают до 1700 рублей за штуку (R15). Колёса в сборе (R15) - до 9000 рублей.

Литые диски. Цветмет востребован утилизаторами. За комплект 15‑дюймовых дисков предлагают до 6000 руб­лей. При сдаче в цветной лом алюми­ний идет по цене до 110 рублей за килограмм.

Огнетушитель. Выработанные или просроченные принимают практически как лом, при объеме до 10 литров дадут не больше 50 рублей.

Отработанное масло. На этом много не заработаешь - дают всего 7–12 руб­лей за литр. Как и в случае с шинами, возня не стоит свеч. Но если чистота родного края вам хоть немного важна, не выливайте отработку в канаву.Утилизируем автомобиль: вот наиболее выгодные варианты