Лучшие зимние шины отечественного производства. Какие шины лучше на зиму: отзывы владельцев, производители, описание и характеристики Выбираем зимние шины r16

Для большинства мужчин выбор шин для своего верного друга, которым является автомобиль, весьма важный и серьёзный процесс. Это то же, что отправить женщину в огромный магазин и дать денег только на одно платье.

Ассортимент автомобильных шин весьма велик, и производя выбор нужной модели, необходимо обладать некими знаниями, чтобы подобрать отличные шины. С самыми востребованными моделями, представленными на большинстве автомобильных рынков, можно будет ознакомиться в данной статье.

Еще несколько ссылок по теме:

Покупая для автомобиля запчасти, большинство автолюбителей не жалеют никаких средств, приобретая самые лучшие и проверенные запчасти, и в этом числе выбор автомобильных покрышек не остаётся в стороне.

От купленных автомобильных колёс будут зависеть многие факторы, такие как:

  • поведение машины на дороге при различной погоде;
  • как автомобиль будет преодолевать различные препятствия;
  • и главное, безопасность ваша и пассажиров, находящихся с вами в автомобиле.

Все выпускаемые автомобильные покрышки делятся на категории, в зависимости от времени года, на которое они предназначены. Выделяется основные три группы: для летнего периода, зимняя резина, а также универсальные автопокрышки для всех сезонов.

В данной статье основной акцент будет сделан на шипованных шинах для зимнего периода . ( в другом рейтинге). Зимние автопокрышки выпускаются из особой резины, которая сможет в полной мере эксплуатироваться при температуре ниже отметки в +5 градусов по Цельсию. Первое, что необходимо знать о зимних покрышках является то, что они изготавливаются из мягких резиновых смесей. Данная технология не позволяет резине отвердевать на морозной погоде, чем самым колеса быстрее сбрасывают со своей поверхности снеговые налипания, гарантируя лучшее сцепление с покрытием дороги.

Но не все согласны с данным мнением. Некоторые любители быстрой езды предпочитают автомобильные шины спортивного типа, которые обладают значительной жесткостью, что впрочем не мешает им также хорошо держаться на дорогах, как и другим разновидностям колес. Тут нет четких правил. Каждый выбирает, что больше подходит под его стиль вождения.

Не так давно были протестированы различные фирмы автомобильных шипованных покрышек, и по итогам данных тестов были определены самые популярные модели. При определении лучших моделей, не последнюю роль играло мнение покупателей, а также сравнение цены и качества, выбранных покрышек. Итоги данного тестирования и будут подробно раскрыты в данной статье.

Популярные модели зимней резины с шипами

Начнем с конца

#9. Nokian Nordman 5

Девятое место рейтинга лучших зимних автопокрышек открывает модель Nokian Nordman 5 . Имеющая второе название «Медвежий коготь» , и являющейся совершенно новой разработкой в Nokian Nordman.Особенностью данной модели является совершенно новая разработка, использующая специальные выступы, предназначающиеся для опоры шипов, что позволяет намного лучше усилить сцепление с дорогой.

Очень хорошо себя ведут на ледяной поверхности. Разработчики весьма потрудились над совершенно новым рисунком для протектора, и как в дальнейшем оказалось, ни капли не прогадали. Они с легкость и без лишних усилий выезжают из сугробов, снег при езде быстро очищается с поверхности колеса.

Но, даже у такого, можно сказать, почти идеального колеса, все-таки нашёлся маленький, но недостаток. На поверхности сухого асфальта, данные колеса испытывают определенные трудности при совершении резких разворотах . Есть надежда, что в новых моделях эта погрешность будет устранена. (о бренде )

#8. Bridgestone Blizzak Spike-01

Следом, на восьмой строчке, располагается модель Bridgestone Blizzak Spike 01 . Данные автопокрышки очень комфортно чувствуют себя на льду, а также на рыхлом, или же утрамбованном, снегу. Разработка такой модели заняла немало времени, создатели данных шин славно потрудились. Попадание в рейтинг данной модели, гарантировалось благодаря разработке новейших крестообразных шипов. Благодаря чему, автомобиль отлично ведет себя на скользкой дорожной поверхности (о бренде ).

#7. Michelin X-IceNorth 3

Данная модель шин также весьма интересна. Каждый пытается как может удивить своего покупателя, и Michelin X-IceNorth 3 также не отстает по данным показателям. Новая разработанная резиновая смесь, а также установленные, так называемые « умные шипы», работают идеально. Стоит признаться задумка весьма интересная.

Только температуре воздуха значительно уменьшается, как благодаря термической активности резиновой смеси, колесо становиться жестче и с большей силой давит на поверхность шипа, усиливая тем самым сцепку с поверхностью дороги. Стоит отметить очень хорошие оценки, выставленные по результатам проверки износоустойчивости (о бренде ).

#6. Pirelli IceZero

Следующая модель, на которую стоит обратить внимание является Pirelli IceZero . Данные шины вполне заслуживают уважения к своей персоне. Большинство автолюбителей с легкостью бы разместили данные покрышки, если не в тройке, так в пятерке рейтинга, это точно.
Но автомобильные эксперты совсем другого мнения.

Конструкторы этой модели очень грамотно подошли ко всем тонкостям покрышек, и покупателям это вполне понравилось. Автомобили, обутые в такие колеса, вполне хорошо себя чувствуют, как при гололеде, так и мокром, и сухом покрытии дороги. Одним словом, итальянская фирма на славу потрудилась, чем и заслужила седьмое место данного рейтинга (о бренде ).

#5. Goodyear UltraGrip Ice Arctic

Когда группа разработчиков занималась работами над моделью UltraGripIce Arctic , они явно держали в уме суровую зиму и то, как приходится выкапывать колеса своего автомобиля из снежных заносов. Данные шины вполне справляются с поставленными перед ними задачами.

Изготовитель Goodyear, используя технологию MultiControl Ice , обеспечил данным покрышкам отличное сцепление, и полный контроль над автомобилем в момент движения по ледяной поверхности. Удобные канавки на протекторе очень своевременно удаляют воду с поверхности (о бренде ).

#4. Dunlop SP Winter ICE01

Данной марке Dunlop SP Winter ICE01 пришлось изрядно побороться, чтобы попасть на четвертую ступеньку рейтинга. Хорошее сцепление, подобающая для всех колес данной фирмы эластичность, а также наличие водоотведения, все присутствует в этих автопокрышках. Перед использованием, сперва потребуется небольшая обкатка. Хороший рисунок протекторов способствует преодолению снежных заносов. Многим такой рисунок чем-то напоминает трактор, и с этим трудно поспорить.

#3. Continental IceContact 2

Данные шипованные колеса прошли множество различных тестов и только потом поступили в продажу. Если прошлая модель обладала небольшими упущениями, такими как плохая управляемость, на сухом асфальте, то в новом варианте разработчики учли все свои просчеты, и на свет появилась модель Continental IceContact 2. Данные шины отлично себя ведут абсолютно на всех дорожных поверхностях (о бренде ).

#2. YOKOHAMA Ice Guard IG55

Немного не хватило выиграть рейтинг фирме YOKOHAMA, которую все знают по тем фактам, что они всегда пытаются прогрессировать и усовершенствовать свою продукцию. Вот и сейчас, данная фирма расположилась на второй строчке, со своей новой моделью YOKOHAMA Ice Guard IG55 .

И тут мы в очередной раз убедимся, что рисунок протектора на поверхности колеса играет далеко не последнюю роль в сцепке колеса с поверхностью дороги. И в данной модели мы не можем оставить этот факт без особого внимания. Явно выраженная центральная зона, также оснащение небольшими канавками, все это улучшает и до того хорошую « дружбу» колеса с дорогой. Данная модель прошла все предоставленные тесты, получив отличные результаты (о бренде ).

#1. Nokian Hakkapeliitta 8

И, лидером рейтинга, расположившегося на первой строчке, по праву становится модель Nokian Hakkapeliitta 8 . Данные колеса уже давно зарекомендовали себя с хорошей стороны на рынке автозапчастей. На льду у них самое лучшее поведение среди всех претендентов на лидерство в данном рейтинге. Также, по другим показателям, они показывают хорошие оценки.

Управлять автомобилем с данными шинами является одним сплошным удовольствием. Разработчиками был незначительно переделан протектор. Шипы теперь покрывают абсолютно всю поверхность колеса, и их насчитывается ровно 190 штук. Также, стоит заметить, что они не подвержены выпадению, что является весьма важным фактом. Любуясь данной моделью, понимаешь, что инженерами предусмотрено все, что только можно.


Зима – это стресс для автомобиля и водителя, так как ухудшающиеся условия покрытия приводят к частым ДТП и потере управления. Уверенный контроль авто в холодный период года возможно исключительно при установке зимней резины. На рынке огромное разнообразие моделей, и каждая с уникальным протектором, отличающимся структурой и другими характеристиками. Не запутаться в многообразии вариантов поможет рейтинг зимних шин, составленный специалистами с богатым опытом.

Зима – это стресс для автомобиля и водителя

Какие зимние покрышки бывают

Выбрать лучшие зимние шины без рассмотрения основных разновидностей будет невозможно. Они существенно разнятся в зависимости от наличия шипов, именитости бренда, эксплуатационных характеристик и цены.

  • Шипованные модели. Используются в тяжёлых условиях, актуальны к применению в северных широтах или в областях с частыми снегопадами и обледенением дороги.
  • Нешипованные – условно предназначены для Скандинавии. Чаще устанавливаются на автомобили для путешествий в города на севере страны, где нередко проступает асфальт.
  • Нешипованные – для центрального региона Европы. Предназначаются для зим с частым таянием снега и относительно высокими температурами.

Выбор находится в компетенции покупателя, он точнее знает климат своего региона и подберёт оптимальный вариант. В отношении того, стоит ли шиповать резину или лучше её не шиповать – когда снег и гололёд являются частыми состояниям погоды, покупают резину с шипами, если преимущественно поездки проходят по трассе, в них нет необходимости.

Зимние шины: какой фирмы выбрать

  • Nokian – это известный концерн из Финляндии, который занимается разработкой шин различного предназначения. В сфере производства авторезины для зимы работает свыше 80 лет. Все модели соответствуют стандартам эксплуатации в суровых условиях.

Зимние шины Nokian с шипами

  • Goodyear Tire & Rubber Company – это компания из Америки, она производит высококачественную продукцию для зимы. Сегодня производится на 50 заводах в 22 странах.
  • Bridgestone – корпорация из Японии, славящаяся инновационными решениями и широким выбором, в ассортименте резина от велосипедов до и шасси самолётов.
  • Dunlop – производитель с богатой историей, он занимается изготовлением хороших колёс с 1888 года. Генеральный штаб расположен в Северной Ирландии. В основе изготовления используется компьютерное моделирование.
  • Michelin – это известный бренд, родом из Франции. Особенность – высокотехнологичный процесс изготовления, повышенная износостойкость и возможность экономить топливо.

Рейтинг лучших шин для зимы

Топ лучших зимних шин 2017 был составлен на основании практики использования продукции и мнения экспертов. Среди дополнительных возможностей учитывались:

  • причины выбора – из-за известности бренда, рейтинга издания или на основании позитивных отзывов;
  • тип транспортного средства – внедорожник или легковое авто;
  • вид шин – с шипами или без них;
  • климат в регионе эксплуатации – тяжёлые или умеренные условия;
  • технические и качественные параметры – идентификатор скорости, диаметр, величина выдерживаемой нагрузки;
  • эксплуатационные значения, которые проявляются на разных типах дороги – качество проходимости, обеспечение управляемости, безопасность движения, устойчивость на неровных поверхностях, качество сцепления, скорость старта, длина тормозного пути, износостойкость, уровень шума;
  • тип и объём рисунка;
  • передовые технологии при изготовлении;
  • особенности модели;
  • авторитетность производителя;
  • ценовая ниша;
  • регулярность замены.

Зимние покрышки Michelin

Лучшие зимние шипованные шины для легковых автомобилей

Популярность

Выбор в пользу Hakkapeliitta 8 от Nokian. Компания первой начала изготавливать зимние шины. В серии присутствуют модели с функцией RutFlat, её задача заключается в сохранении управляемости и способности к передвижению на скорости 80 км/час со спущенным шинами. В подобных условиях авто может преодолеть 100 км.

Плюсы:

  • широкий ассортимент размеров – от 15,5 до 29,5, от 20 до 70%, от 13 до 21”;
  • показатели нагрузки – от 387 до 975 кг;
  • индекс скорости – T-V, в числовом эквиваленте – 190–240 км/час;
  • стоимость – от 3 до 32,5 тыс. рублей;
  • протектор из криосилана (силика, каучук, сурепка и т. п.);
  • надёжность и усиление системой RutFlat;
  • ожидаемое поведение на дороге;
  • улучшенная проходимость;
  • высокое качество сцепления даже на льду с любым образом вождения;
  • минимальный тормозной след на сухом покрытии;
  • экономия топлива.

Hakkapeliitta 8 от Nokian

Минусы:

  • создаёт много шума на чистом полотне, что характерно для шипованных моделей;
  • риск заносов при изменении направления на заснеженных участках при движении на невысокой скорости;
  • низкое сцепление с влажной дорогой;
  • тяжело двигаться по разрыхлённому снегу;
  • высокая цена.

С учётом параметров и мнения владельцев следует сделать вывод, что резина приспособлена для движения по уплотнённому снегу и льду, имеет среднее качество движения по чистому асфальту. В отношении прочности шипов данные противоречивые, часть покупателей отмечают абсолютную плотность фиксации, а другие жалуются на утрату многих элементов за 1 месяц.

Рейтинг

Лучшие зимние шипованные шины для тяжёлых регионов эксплуатации – Antares Grip 60 Ice. Тест проводился в условиях Заполярья, где они доказали позитивные характеристики. Продукция распространена в Канаде, России и других странах Европы, расположенных на севере.

Зимние шины Antares Grip 60 Ice

Преимущества:

  • разнообразие размеров – от 17,5 до 26,5, от 55 до 70%, от 14 до 18”;
  • вес на шину – от 475 кг до 1,215 т;
  • скоростные качества – индекс S-T, машина развивает – 180–190 км/час;
  • цена – от 2200 до 6900 рублей;
  • протектор скандинавского типа;
  • эффективная система дренажа;
  • предсказуемое поведение и устойчивость курса, руль не бросает, автомобиль максимально избегает заносов;
  • повышенная износоустойчивость;
  • экономия расхода горючего;
  • оптимальный баланс между качеством и ценой.

Недостатки:

  • шипы подвергаются коррозии;
  • средний уровень шума.

Резина заслужила место в обзоре благодаря практичности и качеству, серьезных недостатков выявлено не было.

Отзывы

Шины зимние шипованные выбрать лучшие – это целесообразно сделать по отзывам, покупатели часто предпочитают резину Ice Cruiser 7000 от японской компании Bridgestone, модель имеет много положительных отзывов, так как в продаже с 2010 года.

Зимняя шина Ice Cruiser 7000

Достоинства:

  • габариты – от 16,5 до 28,5, от 40 до 70%, от 13 до 20”;
  • индекс скорости – S-T, по спидометру – 180–190 км/час;
  • стоимость – от 2100 до 15300 рублей;
  • шипы из алюминия с прочной фиксацией;
  • повышенная прочность;
  • хороший контроль над авто как на высокой, так и на низкой скорости;
  • отлично показывает себя на разнообразном покрытии – лёд, снег, асфальт;
  • устойчивость к боковым ударам и предотвращение риска заноса;
  • уменьшенное расстояние торможения;
  • мизерный износ.

Минусы:

  • генерирует шум;
  • часто буксует, иногда заносит на снегу;
  • непредсказуемое поведение при движении в колее;
  • через 5 лет несколько снижаются характеристики.

Отзывы неоднозначны, но преимущественно позитивны. Зима с таким шинами перестаёт быть помехой для автомобилиста.

Bridgestone Ice Cruiser 7000

Лучшие зимние шипованные шины для внедорожников

Обзор зимних шин с шипами помог выделить топ-3 в тех же категориях:

Популярность

Hakkapeliitta 7 SUV от Nokian пользуется спросом благодаря ряду инноваций для улучшения эксплуатации.

Плюсы:

  • величина – от 20,5 до 29,5, от 40 до 75%, от 15 до 22”;
  • показатели нагрузки – от 775 кг до 1,36 т;
  • скоростной индекс – T-H или 190–210 км/час;
  • стоимость – от 5000 до 30800 рублей;
  • технология Air Claw;
  • шипы якорного типа;
  • улучшенная проходимость и качество движения на всех покрытиях;
  • устойчива к пробуксовке;
  • мягкий и прогнозируемый ход;
  • прочная фиксация шипов.

Hakkapeliitta 7 SUV от Nokian

Недостатки:

  • на льду иногда авто уходит в боковой юз, удлиняется путь торможения;
  • отечественные покрышки сложно сочетаются с дисками;
  • придётся раскошелиться.

Отзывы подобные, преимущественно позитивные.

Рейтинг

Hakkapeliitta LT того же производителя отличаются высоким качеством сцепления. Многочисленные новшества устраняют ощущения плохой погоды.

Преимущества:

  • величина – от 19,5 до 29,5, от 30 до 85%, от 15 до 22”;
  • показатели нагрузки – от 800 кг до 1,45 т;
  • скорость – Q-V или 160–240 км/час;
  • комплектация системой RutFlat;
  • защита от разрушения и износа;
  • лёгкость балансировки;
  • система Air Claw;
  • индикаторы износа;
  • разумная цена.

Зимняя шина Nokian Hakkapeliitta LT

Недостатки:

  • при обледенении поведение автомобиля посредственное;
  • шумливость.

На основании мнения корреспондентов, резина подходит для движения зимой по трассам и по городу.

Отзывы

Американские покрышки Ultra Grip Ice Arctic, несмотря на наличие шипов, отличаются мягкостью и наименьшим тормозным путём.

Характеристики:

  • наличие размеров – от 15,7 до 26,3 см, от 40 до 70%, от 13 до 19”;
  • показатели нагрузки – от 387 кг до 1,18 т;
  • скорость – Т или до 190 км/час;
  • цена – от 4000 до 20000 рублей;
  • шипы с тремя гранями;
  • система MultiControl Ice;
  • новая разработка плечевых блоков;
  • оптимальная проходимость, качественная управляемость;
  • хорошее сцепление с мокрым асфальтом;
  • помогает быстро выбираться из разрыхлённого снега;
  • легко выходит из колеи;
  • цена и качества в идеальном балансе.

Goodyear UltraGrip Ice Arctic SUV

Минусы:

  • высокая скорость на льду опасна;
  • в экстремальных условиях быстро теряются шипы.

Абсолютное большинство покупателей остаются довольными приобретением и указывают на хорошие характеристики при эксплуатации. Негативные упоминания связаны со спецификой вождения и несоблюдением условий обкатки.

Лучшие нешипованные шины в условиях северной зимы для легковых автомобилей

  • с учётом популярности. Blizzak Revo GZ – это шины от Bridgestone, завоевавшие позицию лучших благодаря высоким результатам тестов и оценкам экспертов. В них устроена система Uni-t, а резина обладает мелкопористой поверхностью. Протектор имеет асимметричный тип рисунка, придающий качественное сцепление и управляемость на асфальте, ESP активируется, но редко. На льду сцепление среднее. Аквапланирование не наблюдалось. Шумность практически отсутствует. Путь торможения несколько ниже средней дистанции. В противовес – есть риск появления износа по центру шины и периодической потери сцепления;
  • на основании рейтинга. Пятое поколение резины Winter Sport от Dunlop для легковых авто скоростного типа. Современная модель по многим параметрам улучшена в сравнении с вариантом 4D. Максимальная скорость с шинами – 190–240 км/ч. Цена колеблется в пределах 3–19 тыс. рублей. В смесь включён силикон для улучшения сцепления, повышения долговечности и придания курсовой устойчивости. Автомобиль сохраняется управляемость при любом состоянии асфальта. Протектор содержит глубокие прорези для устранения аквапланирования, облегчения веса и экономии горючего. Минусы неощутимые;
  • согласно отзывам. Graspic DS3 производителя Dunlop из Великобритании придаёт безупречную устойчивость, безопасность и комфорт. Служат шины особенно долго, даже при тяжёлых условиях езды. При установке резины разрешено развивать скорость до 160–190 км/ч. Стоимость вполне оправдана качеством – от 1,8 до 18 тыс. рублей. В состав включено тонкое стекловолокно, увеличивающее долговечность и управляемость. Машина будет проходить практически везде, а по асфальту останется неслышимой. Шины мягкие, это приводит к небольшому раскачиванию и плохой переносимости сильных ударов.

Bridgestone Blizzak Revo GZ

Лучшие нешипованные шины в условиях северной зимы для внедорожников

Лучшие нешипованные зимние шины обязательно сочетают в себе надёжность, долговечность и проходимость. Все перечисленные характеристики относятся к лидерам рейтинга:

  • по популярности. I*pike RW11 от изготовителя Hankook. Шины родом из Южной Кореи, они предназначены для применения в северных регионах. Ценовая категория серии – 3100–14400 рублей. По желанию модель поставляется с ошиповкой. Движение машины практически неслышно, а сцепление высококачественное, без заносов. Особая форма ламелей помогает быстро вытеснять воду и снег. На боковину наносится ребро для защиты. Иногда появляются проблемы в колее, и есть риск покупки китайских аналогов;
  • по рейтингу. Лидирующее место в рейтингах авторитетных изданий занимает Ultra Grip Ice WRT от Goodyear. После установки резины автомобиль показывает улучшенную проходимость на многих типах дорог. Шины позволяют развивать 180 км/ч. Стоимость колеблется в пределах 5600–12300 рублей. Встроена особая технология WinterReactive. Покрышки дополнены ободами по бокам для защиты от повреждения. Машина сохраняет устойчивость даже при вхождении в резкие повороты. Быстрый старт и короткий тормозной путь обеспечивается отличным сцеплением со льдом или асфальтом. Недостаток один – при езде в колее ведёт в сторону;
  • по отзывам. Занимает почётное место Grandtrek SJ6 от Dunlop – это отличная резина для джипов, которая пользуется спросом из-за каучуковых небольших шипов и особой системе Digityre второго поколения. Широкий ассортимент позволяет подобрать модель для любого кармана – от 3,3 до 29 тыс. рублей. В основе изготовления лежит моделирование компьютерной программой и полноценные испытания. Сцепление достигается 10-уровневым профилем, это улучшается проходимость и управляемость, а также сокращает дистанцию торможения. Устойчивость к износу и минимальная шумность повысили позиции шины в рейтинге. Недостатки: слабое сцепление со льдом, на колее кидает по сторонам, в пределах 0 °C управление теряет предсказуемость.

Лучшие нешипованные шины в условиях мягкой зимы для легковых автомобилей

Популярность

Winter 1 – это качественная резина от сербского изготовителя – Tigar. Главное достоинство – низкая цена и приемлемые качества эксплуатации.

Зимняя шина TIGAR Winter 1

Плюсы:

  • габариты – от 14,5 до 24,5 см, от 40 до 80%, от 13 до 19”;
  • давление – до 800 кг;
  • скоростной режим – от 160 до 240 км/час;
  • стоимость – от 1600 до 9000 рублей;
  • эффективный рисунок протектора;
  • материал не изменяет технических характеристик как при тёплой, так и слишком холодной зиме;
  • позитивно зарекомендовала себя на асфальте и грунте;
  • обладает способностью самоочищаться;
  • оптимальная устойчивость курса при снеге и дожде;
  • легко выходит из колеи;
  • практически не слышно движения;
  • комфортабельность в салоне.

К минусам относятся:

  • слабый рывок при разгоне;
  • по высокому снегу проходит тяжело;
  • движение задом вверх становится затруднительным;
  • избыточная мягкость бортов;
  • торможение на льду с водной поверхностью показывает себя плохо.

Отличное сочетание цены и качества обеспечили позитивные отзывы большинства водителей и экспертов даже с учётом ряда недостатков.

Отличные шины Tigar Winter 1

Рейтинг

Agilis Alpin – это продукция от концерна Michelin, которая явно выделяется высокой безопасностью из-за улучшенной системы тяговых усилий и высокой эффективности торможения:

  • разнообразие размеров – от 18, до 23,5 см, от 60 до 75%, от 15 до 17”;
  • давление – до 1,45 т;
  • класс скорости – R-H или 170–210 км/час;
  • цена от 4 до 20 тыс. рублей;
  • особая система DCP;
  • технология BDS;
  • прочный каркас с уникальным протекторным рисунком;
  • расширенные канавки для отвода воды;
  • оптимальная курсовая устойчивость;
  • эффективное сцепление;
  • сокращённый путь торможения на льду и асфальте;
  • мягкий материал;
  • тихое движение.

Единственный минус – слишком мягкая резина, следовательно, имеют место все характерные риски.

Зимняя шина Michelin Agilis Alpin

По результатам испытаний зимней резины мы выбрали для вас 5 шипованных покрышек и 2 липучки, произведенные в России.

Лучшие шипованные шины российского производства 2016

Чемпион чемпионов, самый частый победитель тестов шин. Приятно, что легковые покрышки производят во Всеволожске. Нокиан - лучшие на льду, снегу и заснеженных дорогах.

О эксперты Авторевю пишут: «на льду шины с фигурными шипами наступают на пятки лидерам теста». Покрышки Пирелли в России производят на заводах в Кирове и Воронеже. Сильные стороны Пирелли: проходимость, сцепные свойства на снегу и льду.

«Для любых зимних дорог, понравятся в дальних поездках», говорят испытатели «За рулём» о шинах , произведённые в Давыдово Московской области. Из плюсов: мало шумят, мягкие, отлично ведут себя на укатанном снегу.

Середнячки в тестах шин, зато самые доступные из это рейтинга, а «варят» их в холдинге «Кордиант», в состав которого входят заводы в Омске и Ярославле. Довольно тихие, хорошие сцепные свойства на снегу, хорошая разгонная динамика.

Лучшие нешипованные шины российского производства 2016

Чтобы удовлетворить растущий спрос на рынке, в России происходят и фрикционные покрышки.

Сбалансированные, в том числе, и по цене, шины.

По результатам тестов фрикционных покрышек 205/55 R16 2017-го года

В середнячках зимних тестов, особенно хороши на льду, с отличной курсовой устойчивостью на асфальте.

Сделанные в России, хорошо тормозят на снегу, ещё один плюс - курсовая устойчивость.

Самый доступный по цене - Cordiant Snow Cross. Полностью отечественная (и разработка, и изготовление) шина, модернизированная в прошлом году. Чуточку дороже еще одна модель прошлого сезона - .

Еще четыре шины, которые по сегодня­шним меркам можно назвать недорогими, - Nitto Therma Spike (второй бренд японской компании Toyo), южнокорейская Kumho WinterCraft Ice, пользующаяся спросом Formula Ice (разработка Pirelli, а производство российское) и популярная на рынке «японка» малайзийской «сборки» Toyo Observe G3‑Ice.

Из представителей второго эшелона - новые модели с немецкой и финской родо­словной, но произведенные в России: Gislaved Nord Frost 200 с протектором, скопированным с ContiIceContact первой генерации, и Nordman 7 c «лицом» шины Hakkapeliitta 7.

И наконец, лидеры наших прошлых : Goodyear UltraGrip Ice Arctic и Continental IceContact 2. А также горячая новинка от компании Nokian - модель Nokian Hakkapeliitta 9.

Покрышки на севере

Мы уже проводили испытания за пределами России и считаем этот весьма положительным. На сей раз решили отправиться на зимний полигон компании Pirelli. Расположен он в северной части Швеции, в провинции Норрботтен, недалеко от городка Эльвсбюн. Ледовые трассы проложены на замерзшем озере Лилькорстреск (Малое Крестовое болото), а снежные - по его ­берегам.

В начале февраля туда были доставлены заранее обкатанные шины, а в конце месяца мы провели все снежные и ледовые тесты. Температура во время испытаний колебалась от -1 до -15 ºС, однако поначалу шведский север заставил сильно понервничать. В первый день нашей работы на берега Ботнического залива пришел теплый атмо­сферный фронт - и температура воздуха поднялась до плюс семи градусов! Снег и лед таяли на глазах. Местные говорили, что за всю жизнь не помнят такого тепла в феврале. Лишь на третий день, вечером, подморозило, подтаявший озерный лед вновь окреп и через сутки уже держал автомобиль. Приступаем к тестам на льду!

Седлаем новенький хэтчбек Kia Rio и уточняем собственный «инструментарий». На этот раз во всех упражнениях эксперты дают оценку не в целых баллах, а с шагом в полбалла - для большей корректности результатов.

По тонкому льду

Сначала - оценка продольных сцепных свойств. С помощью прибора VBOX фиксируем время разгона с места до 30 км/ч и сразу же после этого тормозим, определяя величину с 30 до 5 км/ч. Длина «дорожки» позволяет сделать четыре замера в одну сторону. Затем еще четыре обратно - и высчитываем среднее значение. Базовую шину прокатываем через каждые три тестовые; по окончании замеров все результаты пересчитываем с учетом того, как менялись результаты «печки».

Лучший разгон, 6,5 секунды, Rio показал на шинах Continental, второй результат - на Nokian: 6,8 секунды. Никто и не сомневался, что шины, имеющие по 185–186 шипов, окажутся впереди. Однако им на пятки наступают Cordiant, Goodyear и Nordman, у которых по 110 шипов, - эта троица показывает результат 6,9 секунды. Самый затяжной разгон - у Kumho: 9,7 секунды.

В торможении Nokian выигрывает у Континенталя самую малость - 16,4 метра против шестнадцати с половиной, а третий результат, 16,7 метров, показывает Goodyear. Замыка­ющей вновь оказалась Kumho: 23,7 метра.

Яма в нуле

Управляемость оцениваем на трассе замк­нутой конфигурации. Это «дорожка» длиной около километра с виражами разного радиуса и длинным прямиком. А главное - здесь очень скользкий, отполированный ветром лед. Оценку проводим вдвоем, на каждом комплекте шин едем по три круга каждый, затем меняемся.

Черт! Неимоверно скользко! Чтобы поменяться местами, пришлось буквально переползать с одной стороны на другую, не отрывая рук от машины.

Самый высокий балл в этом упражнении заслужили покрышки Nokian: четкие реакции и хорошая информативность «по рулю» дополнены мягким, предсказуемым началом скольжений автомобиля и стабильным сцеплением независимо от степени проскальзывания.

Чуточку хуже вел себя Rio, обутый в и Nitto. В первом случае понравилcя хороший баланс продольного и поперечного сцепления, понятный момент перехода в скольжения. Оценку немного снизили из-за небольших задержек в реакциях. На Nitto машина покорила хорошей управляемостью даже в скольжениях и плотным, «понятным» рулем при больших углах поворота. Однако возникли небольшие претензии к информативности руля при малых углах - в начальной фазе поворота. Шинники именуют этот эффект hole in zero (яма в «нуле»).

Наиболее низкими баллами отметились Gislaved, Goodyear и Formula. На этих шинах водитель вынужден увеличивать углы поворота руля, возникают задержки в реакциях. К тому же Rio на шинах Gislaved долгo скользит в повороте, а потом сцепление резко восстанавливается, что провоцирует эффект хлыста - резкий занос в обратном направ­лении.

Goodyear не понравился дисбалансом продольного и поперечного сцепления: автомобиль держит дугу поворота гораздо хуже, чем разгоняется и тормозит. На Formula - низкая информативность «по рулю» в поворотах, что провоцирует его перекручивание и последующий занос.

Ледовый круг - самое неприятное для водителя упражнение. Надо нащупать максимальную скорость на грани скольжения, показать лучшее время (его регистрирует VBOX) и подтвердить его. При этом ехать приходится в одном направлении, против часовой стрелки. При хорошем сцеплении тело и голову кренит приличная боковая сила - постоянно напрягаешь все мышцы. Приходится всё время переводить взгляд с «дороги» на приборы и обратно. Кругов через пятьдесят начинает кружиться голова.

Быстрее остальных на круге оказались Continental и Nokian - 19,9 секунды на полный оборот. Всего на одну десятую (20,0 с) отстал от них Cordiant. Наиболее неспешные шины - Kumho: лучшее достижение - 22,5 секунды.

Сколько кругов пришлось сделать на каждом комплекте, чтобы достичь лучших результатов и повторить их? От десяти до пятнадцати! Единственные шины, потребовавшие большего внимания и умения, - Goodyear: обутая в них машина всё время норовила сорваться в занос, пришлось нарезать 19 кругов. А всего, с учетом неоднократных заездов на базовых шинах, нашему Rio пришлось накрутить более двухсот оборотов!

Переходим к снежным процедурам

Снег выпал аккурат на следующий день после завершения всех ледовых тестов. Трассу для оценки управляемости подготовить легче, чем плато для замеров продольного сцепления. ­Поэтому начинаем с более творческой и интересной работы.

Одним виражом трасса лежит на склоне холма, потому имеет короткие, но довольно крутые подъем и спуск. Это «фишка» местных трасс для оценки управляемости - большинство шинников использует в основном плоские трассы. Подъемы и спуски нагружают и разгружают подвеску, изменяя вертикальные силы, действующие на колёса. Особенно интересно, когда колесо разгружается в повороте: прижимная сила уменьшается, шина начинает ­проскальзывать.

Свежий снег падал на холодный лед - и сдвигался, когда машина скользила в поворотах. В итоге получилось смешанное покрытие: местами снег, местами лед - настоящая !

Здесь по управляемости больше других понравились шины Nokian: очень мягкие, но уверенные кошачьи повадки, прогнозируемое поведение автомобиля. Rio на этих шинах не требует от водителя - он просто поворачивает. Предельная скорость ограничена мягким, помогающим прописать поворот заносом, практически не требующим корректировки.

Наибольшие претензии эксперты предъявили к следующей тройке участников. напрягает неожиданно возникающим заносом с резким, непрогнозируемым срывом, долгим скольжением и таким же резким восстановлением сцепления, которое провоцирует «отстреливающий» занос в противоположную сторону. На шинах Gislaved руль становится неприятно пустым и неинформативным - крутить его приходится на избыточно большие углы, что приводит к неожиданному резкому срыву в занос и глубоким скольжениям. Покрышки Kumho не понравились из-за ощутимых задержек в реакциях, значительных углов поворота руля, затяжных скольжений и глубокого заноса на дуге, требующего от водителя моментальной корректировки.

Упражнение «переставка» из-за излишне мягкого снега выполнили лишь частично - смогли оценить только поведение машины при экстремальном маневрировании, а от определения максимальной скорости успешного выполнения маневра отказались.

Здесь, как и на трассе управляемости, наибольшее количество баллов благодаря самым четким реакциям, мягкому и прогнозируемому поведению и легкому самовосстанавливающемуся заносу на предельной скорости заработали шины Nokian. Меньше всех понравился Dunlop: на этих шинах у Rio проявляются не только ощутимые задержки в реакциях, но и нестабильный, широкий баланс поворачиваемости: от значительного сноса передней оси при первом рывке руля до заноса задних колес при попытке стабилизировать машину на полосе перестроения.

А вот и хорошо утоптанная снежная прямая - можно заняться замерами времени разгона и тормозного пути. Как и в аналогичных ледовых упражнениях, сочетаем разгон с торможением, повторяя упражнения по восемь - десять раз. Причем время разгона с 0 до 40 км/ч на снегу оценивали дважды - с включенной системой контроля тяги TCS и без нее. Торможение с 40 до 5 км/ч - только с АБС.

Итак, разгон в штатном режиме, когда TCS предотвращает пробуксовку шин. Лучшие результаты - на шинах Continental, Goodyear и Nokian. На них Rio набирает 40 км/ч ровно за шесть секунд. Худшие показатели - у Kumho. Как и на льду, они разгоняются неспешно, уступая лидерам более 11%.

Отключаем электронный «ошейник» и повторяем замеры. Получается быстрее! Лидирующие позиции удерживает Goodyear: 40 км/ч с места покоряются за 5,2 секунды. Лишь на одну десятую дольше длится разгон на шинах Continental и Nokian. Покрышки Kumho и в этом режиме показывают самый скромный результат.

Торможение выигрывает лидирующая пара - Continental и Nokian, показавшие одинаковый результат: 14,8 метра. В замыка­ющих на этот раз - родственники Nitto и Toyo.

Финальные упражнения - оценка курсовой устойчивости на заснеженной трассе и проходимости в глубоком снегу. На высокой скорости лучше других следует заданному курсу и наиболее четко перестраивается Rio, обутый в Nokian. Дополнительно отмечаем высокую информативность рулевого управления: водитель ведет машину по прямой инту­итивно, не концентрируясь.

Худшие оценки - у четырех участников. На шинах Cordiant и Gislaved во время смены полосы движения у Rio возникает неприятное подруливание задней оси, переходящее в занос. Попытка скорректировать курс на покрышках Dunlop и Kumho чревата заносом, требующим немедленных действий даже при мягких перестроениях.

Увереннее других в гребут шины Goodyear - на них Rio готов покорить любой сугроб. А вот на шинах Kumho и Toyo можно ехать лишь хорошим ходом. Тронуться в снегу архисложно: малейшая пробуксовка - и колёса проскальзывают, закапываясь всё глубже и глубже.

Что с шипами?

Мы были приятно удивлены. На всех шинах после обкатки шипы выступали над протектором в разумных пределах. Максимально, на 1,41 мм, - у Кордианта, минимально, менее 0,9 мм, - у покрышек Formula, Gislaved и Nokian. Вот только у Nokian 185 шипов на каждой шине, а у Формулы и Гиславеда - лишь 110. И такого количества при столь малом выступании явно недостаточно, чтобы обеспечить хорошее сцепление на льду.

Напомним, что регламентированное выступание шипа на новых шинах - не более 1,2 мм. По опыту знаем, что после обкатки эта величина может увеличиться до 1,3–1,4 мм.

Отрадно, что производители шин перестали злоупотреблять увеличенным выступанием «гвоздиков». Ведь сильно торчащие шипы «пилят» асфальт, на котором возникают глубокие колеи. И впервые за время наших тестов ни одна шина не потеряла ни одного шипчика, подтвердив постулат, что надежность удержания шипов в резине обратно пропорциональна величине их выступания. Меньше торчишь - крепче сидишь!

На асфальте

В Тольятти, на полигоне АВТОВАЗа, нам вновь пришлось ждать погоду. Сухие дороги и безветрие - условия для получения достоверных результатов по сопротивлению качению. Асфальтовую часть тестов смогли выполнить лишь в первой половине мая. Работать пришлось ночами, чтобы уложиться в допустимую для зимних шин температуру +5…+7 ºC.

Процедура оценки экономичности та же самая, что и в случае с . Начинаем с их прогрева, делая полный круг по скоростному кольцу (10 км) со скоростью 110–120 км/ч. Попутно оцениваем, насколько автомобиль отклоняется от заданного курса под действием внешних сил (боковой ветер, уклон), а также плавно маневрируем, имитируя мягкий объезд препятствия либо смену полосы для обгона. Испытатель при этом внимательно отслеживает реакции и особенности поведения автомобиля, а также оценивает, насколько удобно и понятно (читай: безопасно) им управлять. Чем шире «ноль» и больше углы поворота баранки, на которые автомобиль не реагирует, и чем ниже информативность (темп нарастания усилия на руле с увеличением угла поворота) - тем хуже оценка.

Высшую оценку за курсовую устойчивость эксперты поставили шинам Formula Ice: четкости удержания курса и реакций обутого в них автомобиля могут позавидовать некоторые летние шины! Полная противоположность - покрышки Dunlop. Основные недостатки в поведении автомобиля на этих шинах: широкий «ноль», пустой руль, задержки в реакциях при корректировке курса.

После круга по кольцу на двухкилометровой прямой оцениваем величину выбега с максимально разрешенных «городских» и «загородных» скоростей. Замеры проводим в противоположных направлениях, повторяем от трех до пяти раз, в зависимости от полученных результатов. Одновременно водитель накапливает впечатления от шумности и плавности хода на разных скоростях. Самыми зелеными, то бишь экономичными, оказались шины Nokian.

Перед сменой шин для уточнения оценки комфортности Rio делает круг, двигаясь по служебным дорогам с трещинами и щербинами. Самыми тихими мы признали покрышки Gislaved, Toyo и Nitto, а наиболее мягкими - Continental и Nokian.

Следующее упражнение - замеры тормозного пути на сухом покрытии и на мокром. Начальные скорости торможения для зимних шин уменьшены по сравнению с летними на 20 км/ч - до 80 км/ч на сухой дороге и до 60 км/ч на мокрой. Лучше других при торможении на мокром асфальте выглядели шины Continental, на сухом - Nokian. Самые слабые результаты - у Nitto, причем независимо от состояния покрытия, а на сухом асфальте компанию Nitto составил Cordiant.

Подведение итогов

Победителем теста, набрав наибольшее количество (936) баллов, стали новые шины Nokian Hakkapeliitta 9 . Второе место с итоговой суммой 914 баллов занял Continental IceContact 2 . Обе покрышки мы относим к категории отличных и рекомендуем водителям всех уровней.

На третьей ступеньке нашего пьедестала - Goodyear UltraGrip Ice Arctic , который заработал 898 итоговых баллов, недобрав всего двух баллов до звания отличных шин. Его стихия - нечищеные зимние дороги и даже снежная целина.

На четвертой позиции с 888 баллами расположился Nordman седьмого поколения. Очень хорошие шины для русской зимы, придадут уверенности в любых условиях.

Все перечисленные шины расположились в нашей табели о рангах в соответствии с ценовым ранжированием. Либо они имеют цену, адекватную характеристикам и свойствам, что, собственно, одно и то же. А начиная с пятого места начинаются небольшие перекосы в ту или иную сторону.

Например, Cordiant Snow Cross заработал 871 балл, что позволило ему закрепиться в категории «очень хорошие шины» и занять пятую строчку итогового результата теста. Не спасуют на любой дороге, разве что потребуют соблюдения большой дистанции на сухом асфальте из-за скромных сцепных свойств, а еще - неспешного движения на заснеженной дороге. Купить их можно по 2500 рублей за штуку.

Шины , набравшие 852 балла (шестое место), открывают категорию хороших шин. Достойный продукт со средними показателями почти во всех дисциплинах. Не без слабостей, среди которых - скромное поперечное сцепление на льду, неважная курсовая устойчивость на заснеженной дороге и асфальте, низкий уровень комфорта. Но продается за те же деньги, что и Cordiant Snow Cross: цена - 2550 рублей.

На седьмой и восьмой ступеньках расположились еще более дорогие шины - Toyo Observe G3‑Ice и Nitto Therma Spike , практически братья и «по крови», и по свойствам. Они набрали по 847 баллов и обосновались в категории «хорошие шины». Понравились невысоким уровнем шума. Марка Toyo хорошо известна на нашем рынке, а Nitto появилась совсем недавно, потому чуть дешевле.

Девятое и десятое местá делят и , заработавшие по 841 баллу. Эти шины еще попадают в категорию хороших. Gislaved, более ровный по объективным показателям, «провалился» в управляемости и курсовой устойчивости на снегу. У Формулы несколько разбалансированные характеристики: она слаба в продольном сцеплении на льду, но более уверенно ведет себя на асфальте, близка к лучшим результатам в торможении посуху и обеспечивает четкое удержание курса. Но в ценах разница ощутимая: Formula рублей на триста дешевле, так что комплект из четырех штук позволит сэкономить более тысячи. Впрочем, есть один технический нюанс, объединяющий обе шины: выступание шипов недостаточное - менее миллиметра после проведения тестов. Полагаем, в процессе установки шипов произошел сбой.

Семь-восемь лет назад мы совместно с фирмой Continental исследовали и получили следующую закономерность: одна десятая их выступания эквивалентна трем процентам тормозного пути на льду. Увеличение выступания «гвоздиков» до допускаемых законом 1,2 мм на новых шинах позволит Гиславеду и Формуле улучшить продольное сцепление примерно на 10% - вот где прячутся скрытые резервы!

На одиннадцатой строчке - шины Kumho WinterCraft Ice , набравшие 803 балла. Слабовато для современных «шиповок», но закономерно, поскольку в большинстве упражнений эти шины показывают скромные результаты. С учетом не самой низкой цены вряд ли можно назвать их выгодной покупкой.

Считайте ваши денежки

На нашей диаграмме протестированные шины выстроены слева направо по возрастанию цены, а высота столбцов соответствует количеству набранных баллов. Мелкие столбцы в нижней части диаграммы отображают соотношение качества и цены и показывают, сколько баллов набирает шина на каждую тысячу отданных за нее рублей.

Если же во главу угла вы ставите цену и скрупулезно подсчитываете каждый рубль, обратите внимание на другую группу столбцов: чем больше баллов на каждую тысячу рублей цены заработала шина, тем выгоднее покупка! Рейтинг возглавляют шины Cordiant Snow Cross, а лидер теста Hakkapeliitta 9 оказывается на последнем месте - дорогие шины! Покрышки Kumho WinterCraft Ice - в середнячках, именно поэтому многие их и покупают.

Сопоставив все результаты нашего теста и цéны, вы сможете сделать правильный выбор. Хорошей дороги!

Результаты испытаний

11 место

9–10 место

9–10 место

7–8 место

Марка, модель

Страна изготовления

Корея

Россия

Россия

Малайзия

Индекс нагрузки и скорости

9,1–10,0

9,2–9,4

9,1–9,7

8,5–8,9

61–62

55–56

60–61

Количество шипов, шт.

1,35

0,93

0,93

1,43

Масса шины, кг

2800

3140

2850

2900

Качество/цена*

0,29

0,27

0,30

0,29

Сумма начисленных баллов

803

841

841

847

Плюсы

Удовлетворительные сцепные свойства на асфальте. Стабильная управляемость на «русской дороге»

Удовлетворительные управляемость при экстремальном маневрировании и проходимость. На­именее шумные

Лучшая курсовая устойчивость и хорошее торможение на асфальте. Понятная управляемость при экстремальном маневрировании на снегу

Удовлетворительные управляемость и курсовая устойчивость. Невысокий уровень внутреннего шума

Минусы

Худшие сцепные свойства на льду. Самый слабый разгон на снегу. Сложные управляемость при экстремальном маневрировании на снегу и курсовая устойчивость. Замечания по поводу управляемости на льду. Ограниченная проходимость. Невысокий уровень комфорта

Низкая экономичность на высокой скорости. Сложные управляемость на льду и курсовая устойчивость. Замечания к управляемости на «русской дороге»

Слабые продольные сцепные свойства и сложная управля­емость на льду. Замечания по поводу курсовой устойчивости на снегу. Шумные. Невысокий ­уровень плавности хода

Самые слабые тормозные свойства на снегу. Высокий расход топлива при скорости 90 км/ч. Посредственная проходимость. Жесткие

*Получается делением суммы баллов на розничную цену. Чем выше оценка, тем выгоднее покупка.

7–8 место

6 место

5 место

4 место

Марка, модель

Страна изготовления

Малайзия

Таиланд

Россия

Россия

Индекс нагрузки и скорости

Глубина рисунка по ширине, мм

8,9–9,1

9,1–9,4

9,8–10,1

9,2–9,4

Твердость резины по Шору, ед.

61–62

59–61

56–57

52–53

Количество шипов, шт.

Выступание шипов после тестов, мм

1,21

1,32

1,51

1,17

Масса шины, кг

Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала, руб.

2710

2550

2500

3200

Качество/цена*

0,31

0,33

0,35

0,28

Сумма начисленных баллов

847

852

871

888

Плюсы

Понятная управля­емость. Хорошая проходимость. Неплохая курсовая устойчивость на снегу. На­именее шумные

Понятная управляемость на «русской дороге». Привлекательная цена

Хорошее сцепление на льду. Уверенная проходимость в глубоком снегу

Высокие тормозные свойства на снегу. Уверенный разгон на льду. Низкий расход топлива. Надёжная управляемость. Стабильная курсовая устойчивость на снегу. Хорошая проходимость

Минусы

Самые низкие тормозные свойства на снегу и на асфальте. Низкая экономичность на высокой скорости. Замечания к курсовой устойчивости на асфальте и плавности хода

Низкое поперечное сцепление на льду. Высокий расход топлива. Сложная курсовая устойчивость на снегу, проблемная - на асфальте. Замечания к управля­емости при экстремальном маневрировании на снегу. Самые жесткие и шумные

Слабое торможение на сухом асфальте. Низкая экономичность. Сложная курсовая устойчивость. Замечания по поводу управляемости на «русской дороге». Очень шумные. Жестковаты

Памятуя о кризисе, выбирали самые популярные и наиболее доступные шипованные шины, не забыв про китайские. Семь из одиннадцати таких шин оказались дешевле 2500 рублей. Новинок в «вазовском» типоразмере немного, но у нас «с собой было» - шины Continental ContiIceContact 2 только-только выходят на рынок. Впервые в наших тестах участвует едва ли не самая доступная отечественная «шиповка» Avatyre Freeze (1770 рублей), польские шины Sava Eskimo Stud (2135 рублей), китайский Aeolus Ice Challenger (2140 рублей) и японская Yokohama iceGUARD iG55 (2590 рублей). Среди «скандинавок» выбор заметно скромнее. По данным производителей, доля «шиповок» на российском рынке колеблется от 65 до 80%, то есть «нешипам» остается совсем немного места. Мы нашли лишь семь комплектов. Самые недорогие - Cordiant Winter Drive за 2050 рублей и Nordman RS по 2225 рублей. Среднюю ценовую категорию (2500- 3000 рублей) представляют «японцы» Bridgestone Blizzak VRX и Toyo Observe GSi‑5, а также Goodyear UltraGrip Ice 2 польского производства. Не побрезговали мы даже парочкой топовых моделей Nokian и Continental, которые дороже 3000 рублей за штуку.

Испытания проводили в январе - феврале на полигоне АВТОВАЗа, близ Тольятти. Зима выдалась не очень морозной: температура скакала в пределах -25…-5 ºС. Асфальтовую часть откатали в начале мая, на подсохших дорогах. Работали по ночам, когда температура не поднималась выше +5…+7 ºС. Именно такую температуру шинники считают переходной от зимних шин к летним и наоборот. Тестовый автомобиль - Лада Калина, оснащенная АБС.

КАК ОБКАТАЕШЬ, ТАК И ПОЕДЕШЬ

Самая важная часть испытаний зимних шин - обкатка. Ведь от нее зависит, насколько хорошо будут работать шины на снегу и льду и как долго будут служить. Неправильной обкаткой «шиповки» можно легко испортить: при агрессивной езде на необкатанных шинах шипы начнут попросту вылетать. Каждый комплект шипованных шин мы обкатывали по 500 км. Без резких ускорений и торможений, чтобы каждый шипчик встал на свое место и резина крепко обхватила его основание. Для этого мы делим весь пробег на три-четыре части, делая после каждой перерыв в движении на час-два. Для обкатки нешипуемых мягких «скандинавок», в народе часто именуемых «липучками», достаточно 300 км. И стиль движения должен быть более агрессивным, с легкой пробуксовкой при разгоне. Здесь первоочередная задача обкатки другая - полностью удалить из ламелей протектора остатки смазки, которая была нанесена на пресс-форму (смазка нужна для того, чтобы исключить повреждения протектора с 3D-разрезами при удалении только что сваренной покрышки из пресс-формы). Кроме того, на этих шинах нужно снять тонкий поверхностный слой резины, который после запекания оказывается чуть тверже сердцевины. За износ острых кромок ламелей можно не беспокоиться: на современных моделях они сконструированы так, что при взаимном трении самозатачиваются. Этим и обеспечивается стабильность характеристик нешипуемых шин на всем протяжении срока службы.

НАСКОЛЬКО ТОРЧАТЬ?

На обкатанных шинах мы замеряем твердость резины и величину выступания шипов, сравнивая результаты с теми, что получили на девственно новых шинах. После обкатки твердость резины по Шору, как правило, меняется на несколько единиц в ту или иную сторону. Шипы тоже могут чуть вылезти или заглубиться, поскольку встают на свое место. В России величина выступания шипов не регламентируется. Но в странах Евросоюза, где разрешено применение шипованных шин, она ограничена - не более 1,2 мм на новых шинах. Эту компромиссную величину определила жизнь: меньший выступ не позволит достичь эффективного сцепления на льду, больший ухудшит сцепление на асфальте и приведет к быстрой потере «гвоздиков» в процессе эксплуатации. В наших многолетних тестах среднестатистическое выступание шипов после обкатки составляет от 1,3 до 1,6 мм. Вот и сейчас почти все шины попали в этот диапазон с отклонением в одну десятую миллиметра. Исключение составили четыре модели. Во‑первых, это китайский Aeolus: у него шипы выступают лишь на 0,5- 0,8 мм. Сразу понятно, что на льду он звезд с небес хватать не будет. Во‑вторых, Cordiant: выступание шипов доходит до 2,0 мм - предельно допустимое в Европе значение (хотя на машинах этот параметр никто не проверяет). А вот Bridgestone и Sava настораживают: у них после обкатки некоторые шипы торчали на 2,3 мм! Причем над протектором возвышается не только твердосплавная вставка шипа (она, как правило, выступает над корпусом на 1,2 мм), но и почти миллиметр его цилиндрического корпуса. Понятно, что на льду эти покрышки будут иметь преимущество перед «законопослушными». В свое время мы проверяли, как влияет выступание шипов на сцепные свойства шин на льду. Каждая десятая доля миллиметра сокращает тормозной путь на 2,5–3%. Шипы с выступом 2,3 мм выиграют у тех, что торчат лишь на 1,3 мм, не менее 25–30%!

Повторю, что у нас выступание шипов никакими законами не ограничено. Но согласно Техническому регламенту Таможенного союза, объединяющего Россию, Белоруссию, Армению, Киргизию и Казахстан, у шин, изготовленных с 1 января 2016 года, для выступания шипов на новых покрышках установлено значение 1,2 ± 0,3 мм. То есть шип должен будет выступать над протектором не менее чем на 0,9 мм и не более чем на 1,5 мм. Интересно будет посмотреть на шины Bridgestone и Sava в следующем году.

Чтобы познакомиться с результатами испытаний (они сведены в таблицы), пройдите по ссылкам: таблица №1 и таблица №2 .

ЧТО ТЕСТИРУЕМ?

В последовательности тестовых упражнений мы первым делом замеряем разгон и торможение на снегу и на льду. Почему? В процессе тестирования на шипы действуют повышенные нагрузки, под действием которых шипы могут потихоньку выдвигаться наружу, и, если эти замеры проводить в последнюю очередь, шипы будут выступать больше. После замеров продольного сцепления проверяем шины на ледовом круге, испытываем на переставке. И уже после этого оцениваем управляемость, курсовую устойчивость, проходимость и комфортность. По окончании всех тестов на «белых» дорогах вновь проверяем выступание шипов. Если за время тестирования оно не изменилось, значит шипы держатся в резине надежно, а это залог того, что они будут ходить долго. Самыми стабильными оказались Continental, Nordman, Yokohama и Bridgestone: у этих шин за время всех тестов величина выступания шипов осталась неизменной. На одну «десятку» выползли шипы у Nokian, такой результат тоже считаем отличным. Вполне сносно выглядят Toyo и Aeolus: у них шипы прибавили от нуля до 0,2–0,3 мм. А вот у шин Avatyre, Cordiant, Formula и Sava прибавка угрожающая - до 0,4–0,5 мм. Есть подозрение, что при таком темпе роста шипы долго в шинах не удержатся. По величине выступания шипов абсолютный рекордсмен - Sava: некоторые «гвоздики» после тестов торчали на 2,7 мм!

Асфальтовые тесты тоже проводим с учетом интенсивности износа резины. Начинаем с оценки и замеров сопротивления качению и только в финале проводим торможение на асфальте. Догадываетесь почему? Если нет, ответим словами специалистов фирмы Continental, которые называют экстренное торможение на асфальте стрессом для зимних шин - даже при наличии АБС. И считают, что после десятка- полутора таких торможений шины приходят в негодность. А ведь мы как раз тормозим шесть - восемь раз посуху и столько же на мокрой дороге. После испытаний тщательно осматриваем шипы и протекторы «стресснутых» шин. Три модели, у которых шипы выступали более чем на 2 мм (Bridgestone, Cordiant и Sava), отличаются от остальных ямками в резине возле шипов. При торможении высокие шипы сильно наклоняются и вырывают кусочки протектора. Да и корпуса самих шипов сточены, потеряли цилиндрическую форму и выглядят теперь как конусы. Удивительно, что ни одна из этих шин не потеряла шипов. Беда пришла, откуда не ждали, - благовоспитанная Toyo рассталась с 14 шипами на четырех колесах. Примечательно, что в прошлом году, когда шипы по окончании тестов торчали чуть больше (до 2,3 мм), чем сейчас (до 1,9 мм), потерь у нее не было.

ШИПОВКИ ИЛИ ЛИПУЧКА: ПОСЛЕСЛОВИЕ

Так что предпочесть - «шиповки» или «скандинавки»? При выборе помните о главных преимуществах и недостатках тех и других. У «шипов» более стабильные сцепные свойства на любых покрытиях, но они менее комфортны. Более мягкие и тихие «липучки» требовательнее к уровню водительского мастерства на льду. К тому же я не рискну советовать «скандинавки» для автомобилей без АБС: при блокировке колес на льду их сцепление значительно падает, а это крайне опасно. Безоговорочным победителем нашего теста стали шины Nokian, которые в последние годы выступают законодателем зимней моды: в классе шипованных покрышек в лидеры вышла модель Nokian Hakkapeliitta 8, а среди «скандинавок» первенствовала Hakkapeliitta R2. Но они и самые дорогие. Так что выбор непрост - а сделать его помогут наши таблицы с рекомендациями касательно каждой шины.

Предупреждаем особо въедливых: не следует сравнивать между собой результаты «шиповок» и «скандинавок», они недаром приведены в разных таблицах. По собственному опыту знаем, что разница зависит от температуры. На сильном морозе (-20 ºС и ниже) на льду будут выигрывать мягкие «скандинавки», в «тепличных» (выше -10 ºС) лучшие результаты будут у «шиповок». Пожалуй, можно сопоставлять только поведение на асфальте. Но следует помнить, что шинники не сравнивают между собой данные, полученные в разные дни. Ведь на результат измерений влияет не только температура воздуха и асфальта, но и влажность, сила ветра, количество ультрафиолета и многое другое. Вместе с автором в испытаниях шин принимали участие Антон Ананьев, Владимир Колесов, Юрий Курочкин, Евгений Ларин, Антон Мишин, Андрей Образумов, Валерий Павлов и Дмитрий Тестов. Выражаем признательность шинным компаниям-производителям, предоставившим на тест свою продукцию, а также сотрудникам полигона АВТОВАЗа и тольяттинской компании Волгашинторг за техническую поддержку.