Формирование познавательных ууд средствами интеллектуальных учебных заданий на уроках русского языка в начальной школе. Формирование познавательных ууд в начальной школе Познавательные универсальные учебные действия в начальной школе

Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе.

Никифорова Юлия Петровна

Преподаватель

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Дай мне действовать самому – и я научусь!»

Китайская мудрость.

Ребенок поступил в первый класс. Он впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося определяются теперь его новой позицией- ролью ученика, школьника.

Современные дети отличаются от тех, для которых создавалась настоящая действующая система образования. Они более информированы (компьютеры), меньше читают книг.

И в настоящее время учителю начальных классов приходится решать очень сложные задачи своего педагогического опыта, чаще ищет ответ на вопрос «Как обучать ребят в новых условиях?» И школа не столько источник информации, сколько учит учиться; учитель не просто проводник знаний, а личность, которая учит творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Новый ФГОС заявляет о новых целях общего образования. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) . В широком значении термин « универсальные учебные действия » означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности , включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные.

Мне подробнее хотелось бы остановиться на четвёртой группе- формировании познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе. Для формирования познавательных УУД – подобраны задания, п равильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературе есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем .

1.Общеучебные универсальные действия:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации;

Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

Умение структурировать знания;

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия :

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

Подведение под понятия, выведение следствий;

Установление причинно-следственных связей;

Построение логической цепи рассуждений;

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В процессе формирования познавательных универсальных учебных действий, пожалуй, самое важное - научить младших школьников делать маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, может привести к личным победам в развитии ума.

Формированию познавательных УУД способствует применение различных образовательных технологий. Для меня это технологии деятельностного типа: проблемного диалога, продуктивного чтения, технология оценивания и применение групповой формы работы .

Каждый предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования познавательных УУД .

Познавательные

общеучебные

Познавательные логические

Русский язык

Моделирование

(перевод устной речи в письменную)

Формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

Литературное чтение

Смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

Математика

Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

Окружающий мир

Широкий спектр источников информации

Как же спроектировать урок?

Я считаю, что для формирования УУД технология проведения уроков каждого типа должна реализовать деятельностный метод обучения. Я проектирую свои уроки на основе этой технологии. Например, уроки «открытия» новых учебных знаний включает в себя следующие шаги:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» новых учебных знаний. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

Актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности в соответствии с принятыми нормами («надо»);

Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

Устанавливаются тематические рамки («могу»).

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к надлежащему фиксированию в пробном учебном действии.

Соответственно, данный этап предполагает:

Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

Самостоятельное выполнение пробного учебного действия;

Фиксирование учащимися затруднений в выполнении или обосновании пробного учебного действия.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины

затруднения. Для этого учащиеся должны:

Восстановить выполненные операции и зафиксировать (в речи и знаково)

место– шаг, операцию, − где возникло затруднение;

Соотнести свои действия с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать в речи причину затруднения –те конкретные универсальные знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают ход

будущих учебных действий: ставят цель(целью всегда является устранение

возникшего затруднения), строят план достижения цели, выбирают

способ и средства . Этим процессом руководит учитель (подводящий диалог,

побуждающий диалог и т.д.)

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта. Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания ификсируется преодоление возникшего ранее затруднения. В завершение, организуется рефлексия выполненной работы и намечаются следующие шаги, направленные на усвоение нового УУД.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону .

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:

учащиеся самостоятельно выполняют изучаемое УУД и осуществляют его

самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение, организуется

рефлексия хода реализации контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение знаний.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе уточняются существенные особенности новых знаний и действий, его роль и место в системе изученных учебных действий.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе фиксируется изученное действие, организуется рефлексия и

самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение,

соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Такие уроки в полной мере решают вопросы по формированию не только предметных учебных знаний, но и всех видов УУД.

Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе урока можно выделить те универсальные учебные действия, которые формируются при правильной организации деятельности учащихся, а также те методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которые способствуют формированию УУД.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования определенных УУД. Например: С первых уроков обучения грамоте используется моделирование. На этапе обучения грамоте это модели предложения, затем звуковые модели слова, которые затем преобразуются в буквенные. Эти модели мы используем на протяжении всего курса русского языка. Ну и конечно-же не обойтись без схем на уроках рефлексии. Здесь дети должны сами зафиксировать свои знания с помощью модели.

Значительная часть логических познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении курса «Литературное чтение» . Обучающие учатся сравнивать персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставлять произведения по жанру и по виду, обосновывать свои суждения: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди словами из текста» и т.п. На первичном этапе работы с текстом дети используют модели, где определяется точка зрения, позиция автора, читателя и рассказчика.

Например: 1. Работая по произведению К.Г. Паустовского «Стальное колечко» делят текст на части, находят в тексте художественный приём, используемый автором, предположи, как будут развиваться события дальше, найди в тексте описание прихода весны и отрывок, который тебе кажется особенно красивым- выучи наизусть.

2. Ученики сочиняют свои стихи, сказки, а потом читают их.

3. Нравится ребятам работа в группах, парах.

Задание для 1 группы:

Перед вами начальные строки из стихотворения И. Бунина «Родник». Опираясь на знания о видах рифм, составьте правильное четверостишие и прочитайте его.

Всегда тенистой и сырой.

Бьёт из камней родник студёный,
В глуши лесной, в глуши зелёной,
В крутом овраге под горой,

В глуши лесной, в глуши зелёной ,
Всегда тенистой и сырой.

В крутом овраге под горой ,
Бьёт из камней родник студёный .

4. Подготовить рассказ о писателе, используя энциклопедии, Интернет, составьте краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Подготовьтесь рассказать в начале следующего урока.

Запишите этот рассказ и красиво оформите.

5. Работа с репродукцией. Проследи тему «Ветра» у А. Рылова «Зелёный шум» и И. Шишкина «Сосна» и т.д.

На уроке литературного чтения происходит формирование всех видов УУД с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Предмет обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия, прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков героев литературных произведений. (смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию в системе личностных смыслов, самоопределения и самопознания на основе сравнения себя с литературными героями, основ гражданской идентичности, эстетических ценностей, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение строить план)

Математика в начальной школе выступает как основа развития познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.); Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных математических признаков объекта (например, прямоугольника, квадрата), поиску общего и различного во внешних признаках (форма, размер), а также числовых характеристиках (периметр, площадь). В процессе измерений ученики выявляют изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливают зависимости между ними в процессе измерений, осуществляют поиск решения текстовых задач, проводят анализ информации, определяют с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи). В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком: развивается умение читать математический текст, формируются речевые умения (дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий). Школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда. Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.

Формирование и развитие познавательных УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий:

«Найти отличия»

«Поиск лишнего»

«Лабиринты»

«Цепочки»

Составления схем-опор

Работа с разными видами таблиц

Составления и распознавание диаграмм

Работа со словарями

В качестве примера приведу несколько заданий, которые позволяют оптимизировать уроки математики, сместив акцент с репродуктивного фронтального опроса на самостоятельную исследовательскую деятельность младших школьников. 1) -Из всех выражений выпишите и найдите значения тех выражений, в которых сложение надо выполнить: а) первым, б) вторым, в) третьим действием:

4 17+3 90-52+18 70-(10+15) * 2

37+26-16 15+45:(15-12) 60:15+5 *3

24+6* 3 (30+70):25* 2 40+60:5 *2

2) -Расставьте в выражениях скобки несколькими способами и вычислите значения получившихся выражений: а) 76-27-12+6 б) 78-18:3 2

3) -Поставьте скобки в выражениях так, чтобы оно имело указанное значение 16:4:2=8 24-16:4:2=1 24-16:4:2=16

4) -Раздели числа на две группы: 15, 24, 25, 28, 30, 32, 35, 36, 40 При выполнении этого задания очень важно обратить внимание детей на то, что признак разделения заданных чисел на группы не задан и им предстоит определить его самим. Числа могут быть разделены на две группы по разным признакам, но необходимо следить за тем, чтобы все числа были распределены по группам и не случилось так, что одно и то же число попало в обе группы. Для повышения эффективности обучения и развития учащихся большое внимание заслуживают задачи, допускающие не одно возможное решение, а несколько (здесь имеются в виду не разные способы нахождения одного и того же ответа, а существование разных решений-ответов и их поиск). Задача в этом случае не сковывает ученика жесткими рамками одного решения, а открывает ему возможность для поисков и размышлений, исследований и открытий, пусть на первый раз и маленьких. Например:

Алёша пытался записать все примеры на сложение трёх однозначных чисел, чтобы в результате каждый раз получалось 20 (некоторые слагаемые могут быть одинаковыми), но он всё время ошибался. Помогите ему решить задачу.

Решение. 1) 9+9+2=20 5) 8+8+4=20

2) 9+8+3=20 6) 8+7+5=20

3) 9+7+4=20 7) 8+6+6=20

4) 9+6+5=20 8) 7+7+6=20

Как видим, задача имеет восемь решений. Чтобы не пропустить ни одного из них, необходимо записывать примеры в определённой последовательности. Приведенные задания способствуют развитию познавательных способностей детей, расширению их математического кругозора, помогают глубже и прочнее овладевать программными знаниями, что создает условия для успешного продолжения математического образования.

Усвоение общего приёма решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии. В силу сложного системного характера общего приема решения задач данное универсальное учебное действие может рассматриваться как модельное для системы познавательных действий. Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.

На уроке русского языка в большей степени формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Происходит формирование логических действий анализа, сравнения, установления связей, ориентация в структуре языка и усвоение правил, моделирование.

С первых дней обучения грамоте дети учатся пользоваться учебными пособиями: находить страницу, тему, задание. Учатся читать и понимать схемы, таблицы и другие символы, представленные в учебной литературе. В 3 – 4 классах ученики обучаются поиску необходимой информации в дополнительных изданиях: энциклопедиях, справочниках, словарях, в электронных и цифровых ресурсах.

Тема урока может формулироваться по-разному. Например, в виде вопроса . Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают много различных мнений, чем больше их, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и активнее проходит работа. Выбрать верный результат может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Как изменяются имена существительные?" построили план действий:

1. повторить знания об имени существительном;

2. определить, с какими частями речи сочетается;

3. изменить несколько имен существительных вместе с прилагательными;

4. определить закономерность изменений, сделать вывод.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и отыскать слова в "Толковом словаре". Например, тема урока " Понятие о глаголе". Далее, от значения слова определяем задачу урока. Можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Многоугольник".

Подводящий диалог

На этапе актуализации проводится беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чём дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.

Собери слово

Прием основывается на умении детей выделять в словах первый звук и синтезировать в единое слово. Прием направлен на развитие слухового внимания и на концентрацию мышления к восприятию нового.

Например, тема урока "Понятие о глаголе".

Соберите слово из первых звуков слов: "Гореть, листать, аккуратный, говор, овёс, ловкий".

Если есть возможность и необходимость можно на предложенных словах повторить изученные части речи, провести решение логических задач.

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

В учебниках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира имеется много заданий, которые начинаются со слов «сравни…». Авторы учебников предлагают сравнивать числа, выражения, тексты задач, слова, героев произведений и т.д.., а дети не все владеют навыком сравнения. Возникает вопрос «Почему?». Прием сравнения не усвоен детьми как прием. Ведь в учебниках нет алгоритмов формирования логических операций. А хорошо сформированные логические действия служат только базой для успешного овладения программным материалом.

При изучении курса «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию , представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.)

Задание: Сравни дождь и снег и ответь на вопросы.

1) В какое время года чаще всего бывают эти осадки?
Дождь-_____________________ ; снег-___________________________

2) Что общего у этих осадков?__________________________________

3) Как выглядит земля, на которую падают снег и дождь?
От дождя земля _____________________; от снега земля_____________

4) Какие осадки используются для игры?______________________

5) Откуда падают снег и дождь?___________________________________

Например, на уроке окружающего мира в первом классе по теме «Кто такие птицы?» мы можем создать следующую проблемную ситуацию:

Назовите отличительный признак птиц.

Посмотрите. Каких животных вы узнали? (Бабочка, воробей, курица.)

Что общего у этих животных? (Умеют летать.)

Относятся ли к одной группе? (Нет.)

Отличительным признаком птиц будет ихумение летать?

Вы что предполагали? Какой вопрос возникает? (Что же является отличительным признаком птиц?)

Ученики высказывают предположение, пробуют сами ответить на проблемный вопрос, а потом проверяют или уточняют ответ по учебнику. Возникает ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно ребята повторяют знания, необходимые для изучения нового материала. Учителю важно научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

Тема "Круговорот воды в природе"

Мотивационный этап.

Без чего немыслима жизнь живых организмов на нашей планете?

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

До сих пор мы рассматривали каждый объект природы отдельно, выясняя их особые свойства. Некоторые из них мы сегодня вспомним, проследим как солнце, воздух и вода порождают одно из важных явлений природы.

1. Солнце (польза- свет, тепло; вред- солнечные бури , вспышки на солнце )

2.Некоторые виды ветров.(Зефир, сара, бора, суховей) Установление связей.(работа в группах)

3.Сообщения о ветрах (энциклопедия, ресурс-интернет)- домашняя работа.

Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:

Выделять тип задач и способы их решения;

Осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;

Различать обоснованные и необоснованные суждения;

Обосновывать этапы решения учебной задачи;

Производить анализ и преобразование информации;

Проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);

Устанавливать причинно-следственные связи;

Владеть общим приемом решения задач;

Создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;

Осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.

Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС, обеспечивающие формирование познавательных универсальных действий

Формируемые УУД


Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

Познавательные:

общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы

Педагогика сотрудничества

Совместная деятельность, эвристическая беседа, коллективный вывод, сравнение

Познавательные: логические универсальные действия

Индивидуально – дифференцированный подход

Разноуровневые задания

Компетентно – ориентированное обучение

Исследовательская работа, проектная деятельность

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия

Информационно – коммуникативные технологии

Знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска

Познавательные: логические универсальные действия, общеучебные познавательные действия.

Для осуществления развивающих целей обучения учитель должен постараться активизировать познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию заинтересованности. Одним из наиболее значимых мотивов учебной деятельности является формирование познавательного интереса. Основным источником стимуляции познавательного интереса является содержание учебного материала, которое несёт учащимся неизвестную ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяющую по-новому взглянуть на уже известные явления, открыть новые грани в знаниях.

Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я вспомню,
Вовлеки меня в процесс, и я пойму,
Отойди, и я буду действовать.
(Древняя китайская пословица).

Цель мастер-класса : познакомить с методами и приемами по формированию и развитию УУД на уроках математики и проектированию заданий по математике, формирующих познавательные (логические) УУД.

Методы и формы работы с участниками: Представление теоретического материала; практическое выполнение и проектирование заданий, направленных на формирование и развитие УУД.

В национальной президентской инициативе «Наша Новая школа», утверждённой Президентом РФ Д.А. Медведевым в феврале 2010 г., говорится о том, какой должна быть школа в 21 веке. Даются характеристики новой школы. Идёт речь и об учителях – «это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет…». Принципиально меняется роль учителя в современной школе. Идёт речь о новых учителях, открытых ко всему новому, понимающих детскую психологию и особенности развития ребенка, хорошо знающих свой предмет. Эти изменения связаны с введением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, концептуальной основой которых является системно-деятельностный подход к уроку, обеспечивающий:

  • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объём знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности. Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникативная компетентность и информационная компетентность. Современная школа должна направить свои усилия не на передачу готовых знаний, а на стимулирование поиска знаний, развитие умений применять эти знания на практике. Основная цель деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе. Для реализации этой цели ставятся и решаются такие вопросы как: какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; какие методы и средства обучения выбрать; как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся.

Структура урока с позиций деятельностного подхода состоит в следующем: учитель создает проблемную ситуацию; ученик принимает проблемную ситуацию; учитель управляет поисковой деятельностью; ученик осуществляет самостоятельный поиск; обсуждение результатов. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Сейчас, когда за плечами более 35 лет педагогического стажа, на вопрос в чем суть профессии учителя, я ответила бы так: ни с чем не сравнимая радость стоять у колыбели мысли и личности ученика, возможность видеть невидимое для многих - процесс взросления, становления человека.

  • «на что похоже»;
  • «поиск лишнего»;
  • «лабиринты»»;
  • упорядочивание;
  • «цепочки»;
  • хитроумные решения;
  • составление схем-опор;
  • работа с разного рода таблицами;
  • составление и распознавание диаграмм.

Более подробно рассмотрим формирование таких логических УУД как синтез, сравнение, подведение под понятие. Для того, чтобы обучающийся овладел алгоритмом того или иного универсального учебного действия учителю очень важно составить подводящий диалог. Подводящий диалог - это прием, который направлен на освоение алгоритма, соответствующего УУД.
Таблица №1. Алгоритмы УУД.

Название УУД

Алгоритм

Подводящий диалог

1.Определение цели синтеза. Обозначение (наименование) синтезируемого целого.
2. Перечисление частей.
3. Соединение частей в единое целое.
4.Проверка образа синтезируемого целого.

1. В чем проблема? Какова цель?
2. Что должно получиться?
3. Какие части будущего целого у нас есть?
4. Каким образом мы соединяем?
5. Что у нас получилось?

Сравнение

1. Цель сравнения.
2. Объект сравнения.
3. Аспект сравнения.
4. Признаки сравнения.
5.Установление сходства и различия.
6. Вывод.

1. Что нужно сделать? (Какую проблему мы решаем?)
2. Какие объекты для этого необходимо сравнить?
3. Какие признаки объектов нам нужно сравнить для решения этой задачи?
4. Чем сходны и чем различны эти объекты по выделенным признакам?
5. К какому выводу в результате сравнения мы пришли? Мы достигли цели?

Подведение под понятие

1. Цель подведения под понятие.
2. Выделение (наименование) понятия, под которое будет подводиться объект.
3. Определение объекта, который необходимо подвести под понятие.
4. Выделение всех свойств, зафиксированных в определении понятия.
5. Установление логических связей между ними
6. Проверка наличия у объекта выделенных свойств.
7. Соотнесение результата с поставленной целью

1. Зачем тебе следует выполнять эту работу? Зачем нужно распознать (именовать) этот объект (явление)?
2. С каким понятием мы будем работать? Каково его определение?
3. Про какой объект/явление мы должны узнать, является ли он/оно частью целого или он/оно относится к целому. Как можно назвать этот объект? Каким научным термином?
4. Какие свойства должны быть у объекта, чтобы он относился к целому/являлся частью целого?
5. Должны присутствовать все эти свойства или достаточно одного из них? Какого именно?
6. Есть ли эти свойства у объекта?
7. Какой вывод мы можем сделать?

Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:

  • выделять тип задач и способы их решения;
  • осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;
  • различать обоснованные и необоснованные суждения;
  • обосновывать этапы решения учебной задачи;
  • производить анализ и преобразование информации;
  • проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • владеть общим приемом решения задач;
  • создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.

Знания учащихся к данному уроку:

  • Параллелограммом называется четырехугольник, у которого противолежащие стороны попарно параллельны.
  • Свойства параллелограмма:
  • противолежащие стороны равны и параллельны;
  • противолежащие углы равны;
  • сумма углов, прилежащих к одной из его сторон, равна 180 градусов;
  • диагонали точкой пересечения делятся пополам.
  • Признаки параллелограмма:
  • Четырехугольник является параллелограммом, если:
    а) диагонали четырехугольника точкой пересечения делятся пополам;
    б) противоположные стороны попарно равны;
    в) две противоположные стороны равны и параллельны.

На этапе актуализации знаний решается задача №1. (Логическая операция синтез).

Задача №1.

Начертите острый угол и отрезки длиной 4 см и 3 см. Как используя наши знания о параллелограмме, построить параллелограмм?

Таблица №2. «Подводящий диалог при формировании УУД»

Действия учителя

Действия учеников

Какой угол называется острым?

Острым называется острый угол, градусная мера которого меньше 90 градусов.

Начертите острый угол и отрезки заданной длины.

Чертят углы и отрезки.

Какая проблема поставлена перед нами?

Построить параллелограмм.

Что у нас должно получиться?

У нас должен получиться параллелограмм.

Какая геометрическая фигура называется параллелограммом?

Параллелограммом называется четырехугольник, у которого противолежащие стороны параллельны и равны.

Какие части параллелограмма, который мы строим, у нас уже есть?

У нас есть угол и две стороны параллелограмма.

Что надо еще построить, чтобы получился параллелограмм?

Нам надо построить еще две стороны.

Какие свойства сторон параллелограмма для этого мы должны вспомнить?

Противоположные стороны параллелограмма равны и параллельны.

Каким же образом мы будем строить недостающие стороны?

На сторонах угла отложим данные отрезки и через их концы проведем параллельные отрезки.

И что мы получим?

Мы получим параллелограмм, потому что у построенного четырехугольника будут параллельными и равными противолежащие стороны.

Как проверить будет ли построенный нами четырехугольник параллелограммом?

Надо измерить противолежащие стороны этого четырехугольника.

Каковы результаты наших измерений?

Противолежащие стороны попарно равны.

Какой вывод?

Мы построили параллелограмм по заданному углу и двум его сторонам.

На этапе изучения нового материала (свойства прямоугольника, квадрата и ромба) учащимся предлагается выполнить практическую работу. Для этого все учащиеся разбиваются на три группы. Каждой группе выдается раздаточный материал: модели прямоугольника, квадрата и ромба; измерительная линейка, транспортир и таблица со свойствами. Перед выполнением работы учащимся сообщается название фигуры, с которой они будут работать.

Подводящий диалог.

Учитель задает вопрос: как вы думаете, есть ли у прямоугольника, квадрата и ромба свойства как у параллелограмма и свои особые свойства, отличные от свойств параллелограмма.

Учащиеся предполагают, что есть, потому что они «похожи» на параллелограмм, но все же отличаются от него.

Учитель : Как вы думаете, что нам предстоит выяснить в ходе выполнения нашей практической работы? Какая цель нашей практической работы?

Учащиеся : Мы хотим сравнить свойства прямоугольника, ромба и квадрата со свойствами параллелограмма и выяснить: какими своими особыми свойствами обладают прямоугольник, квадрат и ромб.

Учитель: Какие признаки этих фигур нам важно сравнить для решения этой задачи.

Учащиеся: Стороны, углы и диагонали.

Учитель : Проведя измерения и заполнив таблицу, мы выясним, что общего, а в чем отличия каждой фигуры?

В ходе выполнения практической работы учащиеся проводят необходимые измерения и заполняют таблицу, каждая группа свой столбик, ставят знак «+», если данное свойство характерно для четырехугольника и знак «-», если - нет.

Во время групповой работы я контролирую ход работы в группах, отвечаю на вопросы, регулирую споры, порядок работы, в случае крайней необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе. Очень важным в такой деятельности является психологический фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам учителя и естественно верили в свои силы, в возможность достижения лучших результатов. После выполнения работы проводится проверка результатов с помощью таблицы на слайде.

Таблица №3. «Результаты практической работы»

Свойства

Параллелограмм

Прямоугольник

Квадрат

Ромб

Противолежащие стороны равны.

Все стороны равны.

Противолежащие углы равны.

Все углы прямые.

Диагонали точкой пересечения делятся пополам.

Диагонали взаимно перпендикулярны.

Диагонали делят углы пополам.

Диагонали равны

Учитель: Пользуясь таблицей:

1.Сравните свойства прямоугольника со свойствами параллелограмма:

  1. назовите общие свойства прямоугольника и параллелограмма;
  2. назовите свойства прямоугольника, которыми не обладает параллелограмм.

2. Сравните свойства квадрата со свойствами параллелограмма:

  • назовите общие свойства квадрата и параллелограмма;
  • назовите свойства квадрата, которыми не обладает параллелограмм.

3. Сравните свойства ромбасо свойствами параллелограмма:

  • назовите общие свойства ромба и параллелограмма;
  • назовите свойства ромба, которыми не обладает параллелограмм.

4. К какому же выводу мы пришли?

На этапе рефлексии формируется познавательное универсальное учебное действие подведение под понятие учащимся предлагается решить задачи:

Продолжи предложения:

  • Прямоугольником называется параллелограмм, у которого______________________
  • Ромбом называется параллелограмм, у которого_________________________________
  • Квадратом называется параллелограмм, у которого_______________________________
  • Выдели особое свойство диагоналей прямоугольника, квадрата и ромба.
  • Если Вы хотите, чтобы дети усвоили материал по Вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие–пример–применение).
  • Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
  • Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задания.
  • Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

Поэтому на заключительном этапе урока учащимся, очевидно, надо предложить решить задачи практического содержания, направленные на формирование УУД: умение обобщать (подводить под понятие).

  • Мастерская изготовила партию пластин четырехугольной формы. Как проверить, будут ли пластины прямоугольной формы, располагая лишь линейкой.
  • Паркетчик, проверяя, имеет ли выпиленный четырехугольник форму квадрата, убеждается, что диагонали равны и пересекаются под прямым углом. Достаточна ли такая проверка?
  • Для того, чтобы убедиться, имеет ли четырехугольный кусок ткани форму квадрата, этот кусок дважды перегибают сначала по одной, а затем по другой диагонали. Образующиеся треугольники оба раза точно совмещаются. Можно ли утверждать, что этот кусок ткани действительно имеет форму квадрата?

Под следует понимать систему способов изучения окружающего мира, создания самостоятельного процесса исследования, поиска. Это комплекс операций по систематизации, обработке, обобщению и последующему применению полученных сведений. Рассмотрим далее, как происходит формирование познавательных УУД в современной педагогической практике.

Общие сведения

УУД - обобщенных действий обучающегося, навыков и умений, связанных с ними. Они обеспечивают способность к самостоятельному усвоению новой информации, умений, знаний, сознательному и активному получению социального опыта, самосовершенствованию. Интегративный ее характер позволяет определить рассматриваемую систему универсальных действий как ключевую компетенцию. Посредством нее обеспечивается "умение учиться". Ключевая компетенция определяется Бондаревской как личностно-осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая индивидуальный смысл система знаний, навыков, имеющая универсальное значение. Это означает, что она может применяться в разных видах деятельности в процессе решения множества жизненно важных проблем.

Классификация

Разработчики ФГОС выделяют следующие виды УУД:

  1. Регулятивные.
  2. Познавательные.
  3. Коммуникативные.
  4. Личностные.

Последние придают осмысленность процессу обучения. Они направлены на принятие, осознание школьниками жизненных ценностей. Благодаря им обучающиеся могут ориентироваться в нравственных правилах и нормах. Регулятивными действиями обеспечивается организация Это достигается за счет постановки целей, прогнозирования и планирования, контроля и корректировки действий, а также оценки эффективности усвоения. Коммуникативные УУД обеспечивают сотрудничество. Оно предполагает умение слушать, понимать, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность. Коммуникация в действиях позволяет эффективно распределить роди, установить взаимный контроль действий. В результате обучающиеся получают навыки ведения дискуссии, достижения консенсуса.

Познавательные УУД

Это направление включает в себя логические, общеучебные действия, формулирование и решение проблемы. Для современного школьника крайне важно умение ориентироваться в потоке информации, которую он получает в ходе обучения. Для эффективного приобретения знаний необходимо переработать и усвоить материал, выполнить поиск недостающих сведений, осмыслить тексты. Школьник должен уметь выбирать наиболее результативные с учетом конкретных условий, контролировать и оценивать процесс и итоги своей деятельности, осуществлять рефлексию приемов и обстоятельств действий, а также формулировать, ставить проблемы.

Структура

Познавательные УУД на уроках предполагают следующие умения:

  1. Читать и слушать, отбирая нужные сведения, находить их в дополнительных источниках, в материалах учебников, тетрадей, литературе.
  2. Осознавать задачу.
  3. Выполнять аналитические, синтезирующие, сравнительные, классификационные операции, формулировать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения.
  4. Осуществлять познавательные УУД в умственной и материализованной формах.
  5. Понимать сведения, представленные с модельном, схематичном, изобразительном видах, использовать знаковые и символичные средства при решении разнообразных задач.

Технические приемы

Формирование познавательных УУД на уроках осуществляется путем подбора заданий, для которых правильные результаты решений нельзя найти в готовом виде в учебнике. Вместе с этим в иллюстрациях и текстах присутствуют подсказки, воспользовавшись которыми, обучающийся может верно решить задачу. В рамках поиска и выделения необходимой знаний используются различные педагогические техники. С их помощью формулируются и совершенствуются познавательные УУД. Математика - предмет, в котором можно использовать:


Познавательные УУД: "русский язык"

Одной из часто применяемых техник считается прием повтора с контролем. Дети составляют перечни вопросов по всей изученной теме. Одни обучающиеся задают вопросы, а другие (по вызову спрашивающего одноклассника или преподавателя) отвечают. Можно также провести конкурс на лучший перечень. К примеру, при изучении имен существительных дети ставят такие вопросы:

  • Что такое имя существительное?
  • Что оно обозначает?
  • Какие имена сущуществительные характеризуют одушевленные предметы?
  • Как изменяются существительные?
  • На какие вопросы могут отвечать неодушевленные имена существительные?
  • Как определяется род?
  • Какие правила правописания используются для имен собственных?

Контроль

Познавательные УУД на уроках математики, например, могут включать в себя:


Моделирование

Это особые познавательные УУД, включающие в себя знаковые и символические действия. Например, при изучении организма человека, обучающиеся представляют его модели, выполненные самостоятельно. Знаково-символические познавательные УУД на уроках математики могут включать в себя построение логических схем и цепочек рассуждения, подведение под заданные понятия, выведение следствий.

Игры

Игра "да и нет" способствует связыванию разрозненных фактов в одно целое. Познавательные УУД такого типа ставят детей в активную позицию. Они учатся систематизировать полученные сведения, слушать и вникать в слова одноклассников. Суть игры состоит в том, что преподаватель загадывает предмет, число или какого-либо исторического/литературного героя. Обучающимся нужно его узнать. При этом они могут задавать вопросы, которые предполагают ответы "да" или "нет". Рассказа "по цепочке". Преподаватель начинает опрос, с одного ученика. На определенном месте он прерывает его жестом, предлагая другому ребенку продолжить.

Создание алгоритмов

Познавательные УУД на уроках способствуют решению проблем поискового и творческого характера. В процессе изучения тем преподаватель может использовать следующие техники:

  • Фантастическая добавка. Рассказывая тему, преподаватель может, например, перенести литературного или реального героя во времени, исключить его из произведения. В качестве "фантастического элемента" может выступать добавление какого-либо героя с последующим анализом предполагаемых событий. Интересным будет рассмотрение какой-либо ситуации с неординарной точки зрения, к примеру, глазами древнего египтянина или инопланетянина.
  • Пересечение тем. Формирование познавательных УУД может предполагать придумывание или подбор задач, примеров, вопросов, которыми материал, поданный на текущем уроке, связывается с ранее изученным.

Удивительные факты

Особое значение имеют познавательные УУД в начальной школе. Преподаватель находит такую плоскость рассмотрения предмета, в рамках которой обычные вещи становятся удивительными. В данном случае идет речь о постановке проблемы, создании противоречивой ситуации и осознании ее обучающимися. Так, к примеру, используя познавательные УУД в начальной школе, можно эффективно преподнести материал по теме "вода". Педагог рассказывает интересную историю о том, что в одной африканской стране детям читают об удивительной стране, где люди могут ходить по воде, и это действительно так. Преподаватель предлагает ученикам посмотреть в окно, за которым идет снег. Таким образом, педагог объясняет разные состояния воды и ее свойства.

Проектирование

Приемы, которые в него входят, выступают как самые эффективные познавательные УУД младших школьников. С 3-го класса дети учатся создавать презентации на компьютере. Им также даются задания по составлению электронных фотоальбомов, записи фильмов по изучаемым темам. Проектирование можно использовать на разных уроках: математике, окружающем мире, чтении и так далее.

Результаты использования действий

В работе преподавателя важно не только применение, но и постоянное развитие познавательных УУД. При регулярном использовании тех или иных техник, и рассмотренных выше, и составленных самостоятельно, отмечается интенсивный профессиональный рост преподавателя. Такая педагогическая работа обеспечивает формирование у детей способности к самосовершенствованию и саморазвитию посредством получения нового опыта. Соответственно, налицо прогресс в учебных действиях самих обучающихся. Совершенствование умения получать знания, в свою очередь, выступает в качестве ключевой компетенции ученика в рамках реализации ФГОС.

Используемые подходы

В настоящее время методы формирования познавательных УУД рассматриваются такими деятелями, как Петерсон, Володарская, Карабанова, Бурменская, Асмолов. Концептуальная идея Петерсона, например, заключается в том, что универсальные учебные действия создаются также, как и любое иное умение. Последнее, в свою очередь, проходит несколько этапов:

  1. Представление о ситуации, первоначальный опыт и мотивация.
  2. Получение знаний и методе реализации действия.
  3. Практика в применении полученной информации, коррекция и самоконтроль.
  4. Проверка умения выполнять действия.

Тот же самый путь, как считает Петерсон, проходят ученики при формировании УУД.

Постановка проблемы

Чтобы научить школьника формулировать и ставить задачу, необходимо:

  • Создать почву для формирования опыта и умения обнаруживать проблему.
  • Разъяснить понятие.
  • Объяснить важность собственного умения формулировать и ставить проблемы.
  • Разъяснить, как выявить и составить задачу.

Ребенок должен уметь сознательно формулировать проблемы. По окончании теоретического и практического познания проводится контроль усвоенных знаний.

Специфика

Достижение поставленной цели - умения формулировать и ставить проблемы - происходит не в один урок. Решить задачу можно только посредством планомерного систематического использования проблемно-диалогического, деятельностного методов. Их применение позволит сформировать необходимое познавательное УУД у детей. В книге о методике исследовательского обучения Савенков рассматривает проблему как неопределенность, затруднение. Для ее устранения необходимо предпринимать действия, ориентированные на исследование всех элементов, связанных с возникшей ситуацией. В указанном издании присутствуют задания, позволяющие развивать умения видеть, обнаруживать проблему, выдвигать различные гипотезы, формулировать вопросы, делать обобщения, умозаключения. Для преподавателя крайне важно разработать систему продуманных заданий, упражнений, контрольных мероприятий.

Индуктивный метод

На выхода из затруднительной ситуации преподаватель формирует у обучающихся познавательные УУД. В частности, создаются общеучебные действия. Они включают в себя знаковые и символические УУД - моделирование ситуации и выхода из нее. В процессе происходит подбор наиболее результативных решений поставленных задач с учетом конкретных условий. Из этого следует, что большая часть сведений, которые подлежат изучению, например, на уроках окружающего мира, следует вводить индуктивным методом. Он предполагает наблюдение, сопоставление картин, рисунков, фотографий, выполнение предложенных заданий, решение непосредственно в процессе изучения появившихся затруднительных ситуаций. Проблемный и индуктивный подходы, которые требуют от детей размышлений и выдвижения аргументов, способствуют формированию и совершенствованию познавательных УУД.

Заключение

Формирование УУД считается сегодня одним из приоритетных направлений современного образования. Стандарты, которые действовали в прежнее время, делали акцент на предметном содержании процесса обучения. Основой образования был объем навыков, умений, знаний, который должен освоить ребенок. Современная практика показывает, что требования, выставляемые к уровню подготовки по конкретным предметам, не гарантируют успешной социализации обучающегося после завершения школы. Ключевое значение приобретают надпредметные умения самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Выступление Гусаровой С.А. на педсовете по теме:

Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими»

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться.

Поэтому главная цель моей педагогической деятельности – это формирование личности, желающей и умеющей учиться.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий .

Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Поэтому я чуть подробнее хотела бы остановиться на формировании познавательных универсальных учебных действий, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, и логические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

К познавательным УУД относятся умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

С ледует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.

Я определила для себя следующие цели - адаптировать методы и приемы базовых технологии, начать разработку системы заданий, которые помогли бы формировать у учащихся познавательные универсальные учебные действия.

Для достижения поставленной цели считаю необходимым решение следующих задач :

    научить детей мыслить логически, научно, творчески; сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся;

    вводить в свою практику формы организации образовательного процесса, которые содействовали бы формированию прочных знаний на основе самостоятельно добытых учащимися сведений;

    использовать методы, способы и приемы, направленные на обеспечение развития познавательной активности школьников, формирование элементарных навыков.

Рассмотрим образовательные технологии , направленные на формирование познавательных УУД: технология проблемно-диалогического обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, уровневая дифференциация, ИКТ.

1. Технология проблемно-диалогического обучения

Например, на уроке окружающего мира в первом классе по теме «Кто такие птицы?» мы можем создать следующую проблемную ситуацию:

Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)

Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.)

Что общего у этих животных? (Умеют летать.)

Можно их отнести к одной группе? (Нет.)

Умение летать будет отличительным признаком птиц?

Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?)

Предлагаю ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

2. Проектное обучение представляет собой развитие идей проблемного обучения.

Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.

Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.

В 1и 2 классах с успехом в нашем классе реализуются следующие проекты:

учебные : «Книжки - малышки», «Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Живая Азбука», «Самая красивая буква», «Моё любимое домашнее животное».

творческие : «В гостях у королевы Золотой осени и осенних братьев месяцев», «Первооткрыватели космоса»;

исследовательские : «Семь чудесных мест села Кошки».

3. Игровые технологии

Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть самыми различными. Наиболее часто я использую уроки, стимулирующие познавательный интерес такие как «Урок - игра», «Урок -викторина», «Урок - сказка», «Урок - путешествие», «Деловая игра», «Урок-исследование».

Мои ученики с большим интересом занимаются исследованиями. Вместе мы исследуем на уроках обучения грамоте: звуковые схемы слов, согласные и гласные звуки, по окружающему миру: «Почему в снежках грязь?», « Где живут белые медведи?»,

«Когда наступит лето?», по математике: «Сложение и вычитание с переходом через десяток».

На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты. На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы. Например, у нас есть таблица, в которой зашифрованы все изучаемые орфограммы. 1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
2. Звонкие / глухие парные согласные на конце слова и перед другими согласными
3. Разделительный Ь.

Использование информационно – коммуникативных технологий .

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Безусловно, что такая четкая, целенаправленная, организованная система в большей степени способствует достижению желаемого результата. Но для достижения более качественного конечного результата необходима чёткая диагностическая система изучения промежуточных результатов формирования метапредметных и личностных планируемых результатов. Именно в этом возникло множество вопросов при непосредственной организации образовательного процесса в школе.
Один из них: « Как правильно организовать мониторинг формирования УУД.
К сожалению, новыми стандартами не предусмотрены материалы (таблицы, бланки, оценочные листы и т. д.) для фиксирования показателей диагностики формирования и развития метапредметных и личностных результатов. Что затрудняет отслеживание показателей развития школьника на протяжении всего обучения в начальной школе.
Проектирование и реализация процесса формирования универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС нового поколения подвело к проблеме создания программы мониторинга уровня сформированности УУД как приложения к Программе развития универсальных учебных действий.

Программа составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

- «найди отличия» (можно задать их количество);

- «на что похоже?»;

Поиск лишнего;

- «лабиринты»;

Упорядочивание;

- «цепочки»;

Хитроумные решения;

Составление схем-опор;

Работа с разного вида таблицами;

Составление и распознавание диаграмм;

Работа со словарями.

Проанализировав результаты за 2 года, пришла к выводу, что применение описанных выше современных технологий и методик приводит к стабильным результатам.

Я считаю, что при такой организации учебно-воспитательного процесса у обучающихся закладывается прочная основа для успешного формирования в основной школе: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в обществе.

Дата публикации: 26.03.16

Введение

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационных технологий. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Этот уровень соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка. Впервые учебная деятельность становится ведущей. Но ученик начальной школы – это еще ребенок, который любит играть. Как построить свою работу так, чтобы детям на уроке было интересно, комфортно, но и в то же время, чтобы они учились думать, напряженно работать с учебным материалом, осваивая новые знания.

Современному обществу нужен человек, который может успешно жить и полноценно трудиться в изменяющемся мире, который способен самостоятельно сделать выбор, принять нестандартное решение.

Перед учителем возникает проблема : как выполнить заказ современного общества, реализовать цели начального образования: научить младших школьников учиться, получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей.

Цель моей работы заключается в том, чтобы раскрыть механизм развития познавательных УУД младшего школьника на уроках окружающего мира средствами ИКТ.

Актуальность работы определяется необходимостью в получении качественных знаний учащихся.

В условиях перехода на ФГОС НОО одной из ключевых задач является формирование УУД, ведущее место среди которых занимают познавательные УУД. Познавательные действия являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, обеспечивают способность к познанию окружающего мира.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников с использованием информационно – коммуникационных технологий.
Предме т исследования: познавательные УУД младших школьников.
Гипотез а исследования построена на предположении о том, что применение информационно – коммуникационных технологий на уроках окружающего мира способствует формированию познавательных УУД.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи :
1. Выделить направления использования ИКТ на уроках окружающего мира для развития познавательных УУД.
2. Разработать систему применения ИКТ на уроках окружающего мира, обеспечивающую развитие познавательных УУД.
3. Определить виды заданий на формирование познавательных УУД посредством ИКТ на разных этапах урока.

1.1. Направления работы

Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.

Применение информационно коммуникационных технологий осуществляю по следующим направлениям:

© Создание презентаций.

Используемые мною мультимедийные презентации на уроках окружающего мира позволяют сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогают детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным, отправиться в увлекательные путешествия.

В презентации включаю наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов о природе и окружающей жизни.
Создаю презентации не только в формате Power Pont, но и Smart Notebook.

© Использование ИД на уроках окружающего мира.

Сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным в моей работе помогает использование интерактивной доски.

Галерея встроенных интерактивных инструментов, функциональные возможности программы Smart Notebook дают мне простор для создания различных познавательных заданий, тестов, кроссвордов, занимательных игр, благодаря которым каждый ученик оказывается вовлеченным в познавательный процесс и является действительно активным участником урока.

Использование интерактивной доски на уроках окружающего мира значительно экономит время, увеличивает учебную нагрузку учащегося в классе за счёт увеличения потока информации, стимулирует развитие мыслительной и творческой деятельности, включает в работу всех учащихся класса, повышает мотивацию обучения.

© На уроках использую разнообразные ресурсы Интернет , провожу познавательные виртуальные путешествия, экскурсии: "Мое тело. Как оно устроено?"

Виртуальная экскурсия по московскому Кремлю, по Новгородскому кремлю, экскурсия по Большому театру виртуальное путешествие в Кижи;

- организую работу с электронными энциклопедиями;

- подбираю интерактивные задания, плакаты, карты Приложение

Примеры использования мной Интернет-ресурсов оформлены в приложении 1 , стр. .

На своих уроках использую готовые обучающие программы. «Природа и человек» «Уроки Кирилла и Мефодия» Для эффективного поиска информации мы обращаемся к электронным детским энциклопедиям.

© Разрабатываю и использую в работе собственные авторские программы .

Презентации PowerPont;

Smart Notebook;

Викторины;

Тренажеры. Приложение 2, стр.

В рамках реализации ФГОС НОО в декабре 2012 года в нашу школу поступило новое цифровое оборудование. Современная цифровая лаборатория помимо цифровой электронной доски включает в себя ноутбуки, микроскопы, цифровые датчики. Изучив возможности использования цифрового лабораторного оборудования, стала активно использовать его в своей работе.

Организую на уроках разные виды работ на ноутбуках:

P тесты;

P тренажеры;

P редактирование сообщений;

P поиск информации;

P задания творческого характера;

P проектирование, моделирование;

P частично-поисковая работа;

Включаю работу на ноутбуках на разных этапах урока – во время актуализации знаний, постановки проблемной ситуации, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, во время словарной работы, для контроля знаний, умений и навыков, в мониторинге по отслеживанию результатов обучения, при индивидуальной и групповой работах.

Развиваю на уроках окружающего мира информационную грамотность обучающихся на основе работы с разными источниками информации.

Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, развивать интерес к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности помогает работа с микроскопом.

Система работы по использованию цифрового микроскопа на уроках окружающего мира УМК «Перспективная начальная школа» оформлено в Приложении 3, стр.

Работа с микроскопом позволяет вести урок на высоком современном уровне, повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, значительно расширяет их знания.

Работа с цифровыми датчиками на уроках окружающего мира. (Доделаю этот пункт)

- «Измерение частоты пульса при различной физической нагрузке» Измеряли пульс до и после урока физкультминутки.

Замеры температуры окружающей среды в классе после каждого урока и на переменах после проветривания. Данные представили в виде столбчатой диаграммы и графика.

1.2 Виды деятельности, способствующие формированию познавательных УУД:

Использование в работе опорных схем, таблиц позволяет управлять познавательной деятельностью обучающихся, повышать информационную ёмкость урока, использовать разные формы работы, облегчает усвоение нового материала на уроке.

- Организую исследовательскую и проектную деятельность обучающихся

P Исследовательские проекты:

Ÿ «Красная книга Череповецкого района…»

Ÿ «Вспомним нашу старину»

Ÿ «Значение леса в жизни человека» - районный конкурс социальных проектов «На благо Отечества»

Ÿ «Тенелюбивые и светолюбивые растения нашего класса»

P Творческие проекты:

  • Проект «Птицы – наши друзья!»
  • «Комнатные растения нашего класса»

P Информационные:

Ÿ «Мои домашние животные» создание мини-энциклопедии

P Практикоориентированные:

Ÿ «Лекарственные растения Вологодской области».

Значимую помощь детям оказывают родители: (подбор материалов для сообщений и презентаций, проведение совместных опытов, посещение исследовательских лабораторий)

Использование краеведческого материала (регионального компонента) на уроках окружающего мира. Включаю задания на поиск дополнительной информации относительно Вологодской области, Череповецкого района, п. Тоншалово, закладываю основы познавательного интереса к изучению своего края, как окружающего микромира, создаю условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, умения адаптироваться в окружающей жизни, воспитания чувства любви к малой родине. Сухомлинский В.А. писал: “Пусть в сердце каждого малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины”.

Одним из приёмов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, являются кроссворды. На уроки подбираю, разрабатываю кроссворды, предлагаю составить их и самим обучающимся. Приложение 4.

Практикую активные формы работы с обучающимися: игры - викторины. При ответе на вопросы которых необходимо применить полученные знания. (Игра включает в себя 4 темы. Каждая тема разбита на вопросы разной сложности. Предлагаются варианты ответов, один из которых является правильным.) Приложение 5.

В уроки, в качестве домашнего задания включаю работы, требующие поисковой деятельности, принятия самостоятельного решения.

Организую систематическую работу по подготовке к мониторингу ОКО.

Провожу работу с одаренными детьми.

Ещё Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости.Чтобы ребенок успешно освоил начальную программу образования, он должен мыслить. Поэтому свои уроки стремлюсь строить так, чтобы дети могли расширить свой кругозор, развивать любознательность и пытливость, тренировать внимание, воображение, память, мышление.

Для оптимизации познавательной деятельности, наряду с традиционными уроками провожу:

Уроки-путешествия;

Уроки-КВНы;

Соревнования;

Экологические сказки;

- заседания клуба «Мы и окружающий мир»;

Как правило, это уроки закрепления ранее изученного материала.

1.3 Виды заданий на формирование познавательных УУД.

По мнению А.Г. Асмолова, для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие универсальные познавательные учебные действия:

s общеучебные;

s логические;

s постановка и решение проблем.

I . Задания, которые позволяют обучающимся овладеватьлогическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира.

Например:

- Установи соответствие между датами и событиями. Для каждой даты

подбери историческое событие. Соедини стрелками.

- Рассмотри фотографии птиц . Какая из птиц, обитающая на территории Вологодской области, вероятнее всего, питается мелкими млекопитающими? Обоснуй свой ответ.

- Ниже приведены названия животных и растения:

Вставь названия трёх живых организмов в схему так, чтобы получилась

пищевая цепь:


II . Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Расскажи по схеме на ИД: «Какой бывает транспорт?».

Посмотри, какие знаки по охране природы нарисовали юные натуралисты в своём лесу. Придумай и нарисуй свой знак по охране природы.

Использование познавательных УУД на уроках окружающего мира позволяет осуществлять:

Познавательные УУД

Примеры заданий для формирования познавательных учебных действий.

Умение извлекать необходимую информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и т.д. в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.);

Объяснять движение Земли, относительно Солнца и его связь между сменой дня и ночи, основные правила обращения с газом, электричеством, водой, влияние человека на природу природных зон;

находить географические объекты на карте

готовить рассказы с помощью презентации о семье, домашнем хозяйстве, профессиях, составлять родословное дерево семьи;

Исследовать

Связи жизнедеятельности растений, животных и времён года);

Проводить групповые наблюдения во время экскурсий

Различать и сравнивать

Используя ноутбуки, информацию на слайдах ИД, растения и животных, природные объекты и изделия, изученные полезные ископаемые, деревья, кустарники и травы, дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, день, ночь, времена года, разные формы земной поверхности, разные формы водоёмов, твёрдые тела, жидкости и газы;

Группировать

Объекты природы по признакам:

домашние – дикие, культурные – дикорастущие,

живая – неживая природа

Анализировать

Примеры использования человеком богатств природы, влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы,

Обсуждать в группах; объяснять;

Наблюдать

Объекты и явления природы, простейшие опыты по изучению воздуха, природных ископаемых, почвы; наблюдать за погодой.

Классифицировать

Природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств)

Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости

Между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.;

Моделировать

Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите, ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, формы поверхности из песка, глины или пластилина, ситуации вызова экстренной помощи по телефону, ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов;

Работать с готовыми моделями (интерактивной картой, глобусом, пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания, моделировать объекты и явления окружающего мира);

ориентироваться;

Создавать и преобразовывать модели;

Проводить несложные наблюдения и опыты

Изучение природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирать лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывать наблюдения во время опыта, выдвигать гипотезы, делать выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, на ИД, в речевой устной и письменной форме.

При выполнении заданий обучающиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки и др.).

Таким образом, большинство сведений, подлежащих изучению на уроках по курсу «Окружающий мир», необходимо вводить через наблюдения, сопоставление иллюстраций, выполнение заданий, а также решение на уроках проблемных ситуаций. Как показал опыт работы задания, приведенные выше, которые требуют от детей размышлений и доказательств, способствуют формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий.

Опытом своей работы делюсь на заседаниях МО учителей начальных классов, школьных педагогических советах, районных семинарах, профессиональных конкурсах:

С уверенностью могу сказать, что применение ИКТ в учебном процессе начальной школы даёт возможность формировать мотивацию к обучению. У ребёнка развивается и познавательный интерес, и познавательная активность, и познавательная деятельность. А всё это в совокупности даёт хорошие результаты. Успеваемость в моём классе по окружающему миру составляет 100%. Качество обученности по предмету - 89 %. Мои ученики активные участники различных конкурсов по окружающему миру:

P Дипломант конкурса «Лисёнок» ученица 3 «Б» класса Шамова Дарья (декабрь 2014г)

P Лауреат Российского межрегионального интеллектуально-творческого конкурса «Мир нас окружающий» ученик 3 «Б» класса Городишенин Даниил; (ноябрь 2014 г)

P Дипломанты конкурса «Видеоуроки. ru» дистанционной олимпиаде по окружающему миру

Городишенин Даниил – диплом 2 степени;

Шамова Дарья – диплом 2 степени;

Степичев Дмитрий – диплом 3 степени;

В результате исследования получены следующие результаты:

1. Выделены направления использования ИКТ на уроках окружающего мира для развития познавательных УУД.
2. Разработана система применения ИКТ на уроках окружающего мира, обеспечивающую развитие познавательных УУД.
3. Определены виды заданий на формирование познавательных УУД посредством ИКТ на разных этапах урока.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
К результативности данного опыта можно отнести:
Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ на уроках окружающего мира; приложение 6, стр.
Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
Повышение концентрации внимания; приложение 7, стр
Формирование компьютерной грамотности; приложение 8, стр

Рост качества знаний, приложение 9, стр

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что цель достигнута, поставленные задачи выполнены.

Таким образом , труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, он становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.