Как узнать модель мкпп лады весты. Какая коробка передач на лада веста

Если задаваться вопросом, какая коробка передач стоит на Лада Веста, ответ будет зависеть от комплектации самого автомобиля. Новинка АвтоВАЗ оснащена двумя видами КПП: механикой и АМТ (роботом). Обе эти модификации обстоятельно изучены специалистами и владельцами, и теперь можно с уверенностью говорить о достоинствах и недостатках каждой. Мнения разделяются, а пальму первенства трудно отдать ни механической МКПП, ни роботизированной коробке передач Лада Веста.

На заметку!

Любое транспортное средство с ДВС имеет в составе трансмиссию. При работе «механики» водитель принимает индивидуальное решение о том, какое именно значение передаточного числа выставить в определенный момент времени. МКПП действует в паре со сцеплением, что позволяет разъединять движок и коробку передач и переключать ступени, не снижая оборотов мотора.

Ряд трансмиссий продукта российского концерна в идеале должен быть дополнен «автоматом», как в модельных рядах иностранных и зарекомендовавших себя производителей. В нынешнее время перед покупателями новинки от АвтоВАЗа стоит выбор: робот или механика лада веста, третьего не дано.

Конструкторы планировали внедрять ручную трансмиссию собственного производства, но им не удалось в ограниченный промежуток времени создать полноценную механику. Исходя из этого, было одобрено решение о внедрении французской трансмиссии на Лада Веста. АМТ (робот) внутри новинки – российского производства.

Так как МКПП на Lada Vesta разрабатывается специалистами альянса «Рено-Ниссан», она отличается качеством и:

  1. Не создает неприятные шумы во время переключения любой из передач.
  2. Ее работа отличается плавностью.
  3. Рычаг переключения переместили в переднюю часть коробки, вследствие чего нынешняя работа трансмиссии Лада Веста сопровождается малым расходом масла
  4. Механика от «Renault Nissan» не дает сбоев и редко выходит из строя.

Французские наработки, новейшее оборудование и передовые технологии автомобилестроения позволили иностранным конструкторам создать первоклассную продукцию. Множество других заграничных модель машин эксплуатируют эту коробку передач механика, которая имеет аббревиатуру JH. Исходя из этого, цена на такую разработку повысила себестоимость седана, но другого выхода у российского концерна не было. Иностранная механическая коробка передач Лада Веста монтируется на все существующие комплектации.

Российские конструкторы всерьез намерены выпускать российский вариант ручкой коробки. МКПП Лада Веста модернизируется и уже монтируется на новые седаны. Она берет основу от модификации 2180. Снижение шума достигается за счет переделывания основного элемента и второй передачи. Однако производители не спешат снижать цену автомобиля с собственной коробкой.

Краткие особенности робота (АМТ)


Роботизированная трансмиссия на Лада Веста имеет отечественное производство и широкое применение, но создается на основе зарубежных комплектующих и большого опыта французских и японских коллег. Преимущество АМТ таково:

  • внутрь роботизированной КПП монтированы актуаторы из Германии, сцепление – от французской компании Valeo;
  • коробка робот обеспечена системой компенсации износа деталей и выхода из строя сцепления;
  • АМТ имеет меньший вес, чем автомат (АКПП), поэтому снижает расходы бензина и масла;
  • система робота Лада Веста исключает несанкционированное переключение;
  • есть возможность использовать рычаг для переключения скоростей;
  • встроена опция сброса ступеней;
  • трогаться с места можно без предварительного прогрева;
  • робот может действовать при разряженной батарее и долго буксовать при въезде на заснеженную или песчаную местность;
  • ремонт и эксплуатация стоит небольших денег;
  • буксирование автомобилей проводится без видимых сбоев в работе.

АМТ постепенно вытеснил автомат со всего модельного ряда Лада, так как действует плавно и относительно тихо. Разработчики говорят о том, что такая трансмиссия может прослужить около десяти лет. Коробка передач механика не может похвастаться такой долговечностью вследствие того, что имеет множество комплектующих, а АМТ – проста в создании.

Интересно!

Сразу поле выхода роботизированной трансмиссии появились слухи о больших проблемах в ее работе. Поступили жалобы, что нужно ставить рычаг на «нейтрал» после каждого торможения. Говорили о том, что коробка ошибочно выставляет передачу. Данные недоразумения были отвергнуты штабом российского производителя и в широком потреблении не нашли достаточных доказательств.

Какая коробка передач лучше?


Большинство водителей так и не смогли смириться со спецификой робота. Экспертами отмечается, что отсутствие полноценной автоматической КПП не дает продажам Весты вырасти до уровня «Соляриса» или «Рио». Покупатели не доверяют АМТ отечественного образца и очень надеются на то, что в скором времени заработает АКПП, в котором полностью отсутствует ручной режим.

На заметку!

Президент российского концерта официально заявил о том, что такая трансмиссия появится и будет работать как минимум через 4 года. Такой срок обусловлен тем, что создатели не желают внедрять четырехступенчатый АКПП на Лада Веста. В их планах автомат в шестиступенчатом диапазоне. Пока неизвестно, кто и как будет заниматься разработкой.

Коробки передач Лада Веста имеют собственную специфику, ряд особенностей и недостатков. Чтобы сделать выбор, необходимо отталкиваться от собственного опыта и предпочтений. Профессионалам присуща МКПП, а тем, кто не так сведущ в автомобиле, пригодится роботизированная КПП Лада Веста. Умный и полноценный автомат можно рекомендовать каждому, но Веста им пока не располагает. Не имеющий ступеней вариатор от иностранных коллег может в будущем составить конкуренцию любой из заявленных трансмиссий, которая будет стоять в комплектациях Лада.

Коробка передач – это один из важнейших элементов устройства авто. От качества и надёжности трансмиссии зависят динамические характеристики автомобиля. КПП влияет на то, насколько быстрым будет ускорение, до какой скорости сможет разогнаться машина. Коробка передач частично воздействует на расход топлива на той или иной скорости. Не на последнем месте уровень шума – чем меньше шумит трансмиссия, тем комфортнее водителю и его пассажирам.

Основные характеристики штатных коробок

На Ладу Весту устанавливается два вида КПП: механическая, позаимствованная у Renault, и роботизированная – глубокая модернизация ВАЗовской механики. Причиной выбора первого варианта зарубежного производства стал повышенный шум механической коробки ВАЗ 2180, которая ставилась на пилотные модели Весты. Это было недопустимо для нового флагмана концерна. Затем разработчики решили снабдить МКПП электронным блоком управления, задача которого – включать скорости и выжимать сцепление. Так появилась роботизированная коробка.

Преимущества и недостатки механики

Как заявил бывший генеральный директор концерна «АвтоВАЗ» Бу Андерссон, механическая трансмиссия от Лады Гранта и Приоры – предшественников Весты – уже не может удовлетворять нужды принципиально новой модели ВАЗ. В результате было решено не использовать стандартную 5-ступенчатую КПП на Ладе Весте, а заменить ее на более современный зарубежный аналог. Так Веста обзавелась МКПП на пять скоростей от Рено Логан второго поколения. Сравнивать отечественную пятиступенчатую механику с французской коробкой евростандарта нельзя. Характеристики зарубежного аналога на порядок превосходят отечественную коробку.

Одним из важнейших преимуществ считается значительное снижение шума. Владельцы Лады Гранты и Приоры отмечали сильный гул от работающей КПП, который было слышно, даже если в машине играла музыка. Коробка от Логана работает тише, езда становится более комфортной, а значит, уровень так называемого «дорожного стресса» снижается.

Немаловажными преимуществами трансмиссии Лады Весты являются высокое качество сборки и надёжность. Расход масла меньше, менять его нужно не так часто. При одинаковом пробеге отечественная коробка передач характеризуется повышенным расходом масла, необходимостью замены сальника, а на КПП от Логана таких проблем не наблюдается.

У новой коробки есть и более точные настройки. Это значит, что расход топлива ниже, чем у российского аналога – на машине примерно того же веса и с такими же характеристиками двигателя трансмиссия показывает более высокий КПД. Переключение скоростей осуществляется плавно – никаких рывков. Плавность хода вкупе с надёжностью, качественностью, высоким КПД стали основополагающими причинами выбора КПП от Рено. Несмотря на все преимущества, есть у механики и недостатки, главный из которых – неудобство в плотном городском потоке. КПП Логана является старой разработкой, и ее уже не модернизируют.

Преимущества и недостатки АМТ

Изначально Бу Андерссон заявлял, что Lada Vesta будет комплектоваться исключительно АКПП, изготовленной на Ижевском автозаводе. Это заявление было далёким от истины. В качестве альтернативы механике была выбрана автоматическая КПП от того же Рено Логан. Чтобы удешевить автомат, было принято решение использовать французский робот-вариатор – его технические характеристики впечатляли.

Робот имеет пять скоростей, плавность хода, он удобен, так как у водителя есть возможность переключать скорости самостоятельно в ручном режиме. АМТ также может повышать или понижать передачи автоматически после достижения определенного количества оборотов – вариатор переходит на новую скорость после достижения заданного передаточного числа. Коробка совмещает лучшие качества механики и удобство автомата. Робот позволяет снизить расход топлива при движении по трассе, быстрее ускоряться, удобнее себя чувствовать в городском режиме.

КПП подобного типа – не новинка в автопроизводстве, они устанавливались и более 10 лет назад. Преимущества очевидны, но и недостатков оказалось не меньше, поэтому спросом автомобили с роботизированным вариатором не пользовались. Отечественные конструкторы решили не брать во внимание отрицательный опыт иностранных коллег, посчитав робот перспективным направлением.

Они отказались от АМТ Рено и модернизировали механическую КПП ВАЗ 2180. Оснастив ее дополнительными конструктивными элементами от немецкой компании ZF, получили свою собственную версию роботизированной коробки передач Лады Весты. Владельцы этого авто и некоторых других моделей ВАЗ получили компьютер, который самостоятельно выжимает сцепление и повышает или понижает передачи. Это оказалось удачным решением – конструктивно АМТ осталась несложной, а вес увеличился всего на 5 кг. Из особенностей новой роботизированной коробки можно выделить следующее:

  • если нужно резко ускориться, робот может переключать сразу две передачи;
  • плавное переключение в городских пробках;
  • если нажать газ «в пол», робот все равно включит сцепление плавно;
  • во время движения невозможно включить заднюю передачу;
  • срок службы без ремонта – до 10 лет;
  • не шумит в отличие от механики.

У коробки АМТ есть преимущества, которые выгодно отличают ее от механики:

  • совмещаются возможности ручного и автоматизированного управления коробкой передач;
  • можно начинать движение сразу после запуска (даже при сильном морозе до — 55°С);
  • автоматическая настройка под стиль вождения владельца автомобиля;
  • нет прямой связи рычага с коробкой передач, а значит, отсутствуют вибрация и шум;
  • более дешёвая в обслуживании и производстве, простая и надёжная по сравнению с полноценным автоматом;
  • пониженный расход топлива;
  • быстрое и плавное переключение передач.

Из недостатков отмечают устаревшую технологию, ведь за основу была взята механическая КПП, созданная ещё во времена СССР. Из мелочей – откат назад при стоянке на подъёме и то, что без ручного тормоза никак не обойтись.

Неисправности КПП Весты и методы их устранения

У каждой коробки передач, устанавливаемой на Ладу Весту, есть ряд характерных неисправностей, встречающихся чаще всего.

Проблемы роботизированной коробки

Самым слабым звеном в устройстве робота оказалось сцепление. Наиболее частые неисправности – чрезмерно быстрый износ ведомого диска, корзины сцепления, выход из строя выжимного подшипника и направляющих. О проблемах с трансмиссией можно догадаться по пробуксовке сцепления, резким рывкам или отсутствию крутящего момента в движении. Если износ деталей конструкции КПП достигнет критического состояния, электронный блок управления подаст звуковой сигнал. На панели приборов загорится сигнальная лампа, сообщающая, что КПП работает в аварийном режиме.

Второе место по частоте поломок прочно занимает так называемый актуатор. Нарушение функционирования электромеханического привода приводит к неправильному переключению передач и некорректной работе сцепления. Даже самый надёжный агрегат не может служить вечно – длительная эксплуатация неизбежно приводит к износу деталей. Чаще всего изнашиваются щетки, происходят обрывы электросети. Также в роботизированной КПП выходят из строя рычаги, зубья привода.

Подробнее обо всех имеющихся неполадках можно узнать после диагностики в специализированном тех. центре, но это будут только внешние проблемы. Не очень приятные сюрпризы может приготовить робот автовладельцу по части внутреннего устройства. Выявление скрытых неисправностей под силу только компьютерной диагностике.

С помощью специальных кодов можно определить сбои в электропитании и обнаружить некоторые механические повреждения. На сегодня программа для диагностики и коды к ней есть в свободном доступе, поэтому провести тестирование можно и самостоятельно.

Неполадки механической КПП

Неполадки МКПП почти всегда сопровождаются характерным звуком поломки. Существуют и другие признаки, по которым можно распознать, что коробка передач не в порядке.

Неисправность

Метод устранения

Шум в коробке
Выжимной подшипник изношен Замена деталей
Уровень масла слишком низкий Долить масло в коробку
Шестерни изношены Замена деталей
Не включаются или с трудом включаются передачи
Не выключается сцепление Диагностика и ремонт сцепления
Регулировка привода переключения передач выполнена неправильно Отрегулировать привод
Пластиковые детали привода управления трансмиссией сломаны Замена деталей
Самопроизвольное выключение передач
Изношен синхронизатор Замена деталей
Неисправность опор Замена деталей
Включение передач не до конца Регулировка привода
Течь масла
Износ деталей корпуса (шток, сальники, шарниры) Замена изношенных элементов
Разгерметизация корпуса, слабое крепление картера или крышки Замена прокладки или «посадка» её на герметик

Неисправностей механической КПП можно насчитать больше. Однако стоит учитывать то обстоятельство, что по своему устройству и конструктивным особенностям она проще, чем робот, а значит, дешевле в обслуживании. Некоторые автовладельцы решают распространенные проблемы посредством незначительного тюнинга коробки.

С самого начала производства седанов Lada Vesta на них устанавливались два типа коробок переключения передач – французская «механика» JH и отечественный «робот» АМТ 2182.

JH зарекомендовала себя, как надёжная, неприхотливая и тихая коробка. Собственно, шумность коробки – основная причина отказа от отечественной «механики» в линейке Лада Веста (по мнению бывшего руководителя АвтоВАЗ, Бу Андерссона). Помимо отечественной Весты, данной коробкой комплектуется множество зарубежных марок автомобилей. Сборка французской МКПП осуществляется в России (Тольятти). В 2016 году JH перестали устанавливать на Лады Веста, но об этом позже.

Коробка передач АМТ 2182 – отличное решение, связанное с доработкой механизма переключения прежней механической коробки. Функцию правой руки и левой ноги водителя теперь выполняет электроника. Именно электронный привод лучше всего справляется со своей задачей в условиях наших зим.

Замена JH на отечественную МКПП

Но, всё описанное выше – это ещё не все ответы на вопрос о том, какая коробка передач стоит на Ладе Весте. 2016 год для АвтоВАЗа обозначился тем, что были внесены изменения в комплектации автомобилей трансмиссиями. Активно пропагандируемая программа импортозамещения, а также желание снизить себестоимость производства Лады Веста привели к тому, что производитель принял решение отказаться от французской механической коробки в пользу отечественной КПП с индексом ВАЗ-21807. Данная КПП является усиленной версией коробки 2180 и даже обладает лучшими динамическими характеристиками в сравнении с JH:

  • Скорость разгона до 100 км/ч уменьшилась на 1 секунду (с 11,2 до 10,2).
  • Максимальная скорость увеличилась на 13 км/ч (со 175 до 188).

Конечно же, любые преимущества не рождаются на пустом месте. Поэтому за улучшение динамических характеристик пришлось заплатить расходом топлива, который вырос с 6,9 до 7,5 литров на 100 километров.

Коробка переключения передач JH3

«Реношная» коробка переключения передач JH3, которая устанавливалась на Лады Веста до сентября 2016 года, считается необслуживаемой КПП с рассчитанным на весь срок эксплуатации заводским маслом. С одной стороны, такому можно только порадоваться, с другой же стороны — нет ничего вечного. Поэтому, вопреки рекомендациям завода-изготовителя, мы настоятельно рекомендуем производить замену масла каждые 70-100 тыс.км.

Рекомендация производителя по марке используемого масла: Elf Tranself TRJ 75W80 или Elf Tranself NFJ 75W80. Если у вас нет возможности залить именно это масло, или по каким-либо причинам вы не уверены в данной марке, то всегда можно использовать моторные масла других марок с аналогичными характеристиками. Самое важное – это соответствие вязкости техническим характеристикам, а также соответствие требованиям стандарта качества GL-4 по API.

Наличие символов GFL13 в VIN-коде авто говорит о коробке передач JH.

Коробка переключения передач АМТ 2182

АМТ (автоматизированная механическая трансмиссия) – разработка российского производителя, достойная внимания. Управление коробкой осуществляется электромеханическим приводом, что отлично подходит под отечественные климатические условия. В отличие от гидравлических аналогов, коробка не «замерзает» зимой и не требует прогрева перед поездкой. Электроника отлично справляется со всеми командами блока управления, снимая с водителя такие задачи, как нажатие на педаль сцепление и переключение скоростей. Единственным недостатком АМТ можно считать замедленное переключение передач, что явно не подойдёт любителям «давить в пол».

На автомобиле Лада Веста коробка передач может быть механической или роботизированной. Оба варианта имеют как свои преимущества, так и недостатки, поэтому однозначно утверждать, что один выбор лучше другого нельзя.

Изначально планировалось использовать исключительно отечественные наработки в качестве трансмиссии Лады Весты, но инженерам не удалось в короткие сроки доработать уже имеющуюся механическую коробку переключения передач, поэтому было решено использовать отечественную АМТ и «механику» от альянса Renaul-Nissan.

Механическая КПП от альянса Renaul-Nissan лишена главного недостатка отечественного аналога - шума на определенных ступенях. Инженерам АВТОВАЗа не удалось решить эту проблему, так как требуется более совершенное оборудование и более точные расчеты. Впрочем, коробка передач JH уже хорошо зарекомендовала себя на многих иностранных автомобилях и что самое главное, она тихая и имеет четкие ходы переключения. Единственный недостаток такого решения - цена, на Весте коробка передач JH буде обходиться примерно на 20 процентов дороже, чем вазовское решение, по текущему курсу - это 3 000 рублей.

«Механика» будет устанавливаться совместно с любым из доступных для Весты двигателей - ВАЗ 11189 (1,6л 87 л.с.), ВАЗ 21129 (1,6л 106 л.с.) и HR16DE-H4M (1,6 л 114 л.с.).

Роботизированная коробка переключения передач Весты (АМТ)

АМТ от АВТОВАЗа получилась весьма удачной, и что самое главное - надежной. Даже если в ней что-либо сломается, то отремонтировать новинку можно также просто и дешево, как обычную механическую коробку передач.

Вес агрегата всего на 5 кг больше, чем у механической коробки, а собирать ее при этом не намного сложнее - на конвейере ставят управляющие механизмы, которые приходят из Германии. Стоимость АМТ составляет всего 20 000 рублей, в то время, как используемый на автомобилях Лада «автомат» JATCO стоит 40 000 рублей. Вопрос цены решил все еще на бумаге - у Весты просто не будет автоматической коробки передач, а вместо нее будет использовать «робот», который может работать как в ручном, так и автоматических режимах.

Недостатки «робота»:
При стоянке под горку автомобиль начинает откатывается назад, поэтому необходимо фиксировать положение педалью газа или ручным тормозом.

Преимущества «робота»:

  • Защита от неправильного включения передачи;
  • Возможно два варианта переключения, полностью автоматический или ручной;
  • Возможность резкого ускорения как на механике;
  • Режим сброса одной или двух ступеней;
  • Средний расход топлива 6,5 л на каждые 100 км в городских режимах и 5,1 литр на 100 км по трассе;
  • Необходимый объем масла всего 2-3 литра, у «автомата» этот показатель от 7 до 10 литров;
  • Движение можно начинать сразу после пуска двигателя, в том числе и при сильных морозах;
  • Автоматическая настройка режима коробки под стиль езды конкретного водителя;
  • Отсутствуют вибрации рычага КПП;
  • Возможность буксировки прицепов или других автомобилей;
  • Быстрая смена передач, без подергиваний.

Особенности «АМТ»:

  • Сцепление смыкается очень плавно, даже если резко нажать на газ;
  • При необходимости можно вручную сбросить одну - две передачи для быстрого ускорения;
  • При движении вперед нельзя включить по ошибке заднюю передачу;
  • Вой на определенных передачах есть, но он в разы меньше, чем на «механике» от АВТОВАЗа;
  • Срок службы АМТ 10 лет.

Роботизированная КПП производится с 2014 года, она изначально разрабатывалась для автомобиля Лада Приора, так она технически не может оснащаться автоматическими КПП из-за их больших габаритов. Впоследствии «Робот» появился на Грантах и Калинах и полностью вытеснил с этих моделей автоматическую коробку передач.

Все последние опросы показывали, что владельцы автомобилей Лада готовы рекомендовать АМТ от АВТОВАЗа свои знакомым и близким - это говорит о том, что агрегат получился действительно удачным. Более того, компания Renault планирует использовать отечественную разработку в своих моделях.

На Лада Веста коробка передач АМТ будет устанавливаться в паре с силовыми агрегатами ВАЗ 21129 (1,6л 106 л.с.) и HR16DE-H4M (1,6 л 114 л.с.).

Экспертные мнения об АМТ:

Иностранные инженеры не смогли добиться той эффективности от роботизированных КПП, которой удалось достичь АВТОВАЗу. Наша коробка позволяет не только обеспечить лучшие технические характеристики при движении, но и использовать ее в различных нештатных ситуациях - работа в условиях разряженной батареи, длительная пробуксовка колес в условиях снежного или песчаного плена, буксировка прицепа или другого автомобиля, работа при низких температурах, вплоть до -55 градусов по Цельсию.

Выигрывает «Робот» и в плане экономии топлива. Компьютер в любых условиях движения выбирает оптимальные режимы работы двигателя, человек никогда не сможет выбирать режимы правильнее.

Мифы об АМТ:

Как только в сети появилась первая информация о новой трансмиссии АВТОВАЗа, возникло много недоброжелателей, которые запускали массу недостоверных слухов об удобстве использования нового агрегата. Так многие писали о том, что в пробках необходимо после каждого торможения переводить коробку в нейтраль. Это просто «убивало» основное преимущество «автомата» и, конечно, все жаловались на этот момент. На самом деле - это просто миф! В руководстве по эксплуатации ничего такого нет, поэтому вопрос можно дальше не обсуждать.

Также многие настаивали на том, что «робот» работает медленно, часто не угадывая с передачей. Это также не соответствует действительности. Компьютер выбирает оптимальный режим работы даже лучше некоторых автоматических коробок передач, а для того, чтобы резко ускориться, можно вручную сбросить одну или две ступени.

На все свои вопросы по АМТ можно получить ответы в специальном видео:

Рассмотрим другие варианты коробки передач Лада Веста.

Лада Веста робот или механика

Если вы до сих пор не определись с выбором типа коробки переключения передач, то ознакомьтесь с этим видео, в котором подробно рассказывается о различии «робота» от «механики».

Вариатор Лада Веста

Среди возможных трансмиссий для Лада Веста есть и вариатор. Собственный агрегат в Тольятти разрабатывать не собираются, а при надобности будут использовать наработки альянса Renaul-Nissan.

Вариатор - это автоматическая трансмиссия, которая не имеет фиксированных передач. За счет бесступенчатости, автомобиль разгоняется плавно, без каких-либо рывков.

Как работает вариатор от Nissan:

Недостатки вариаторов:

  • Дорогое обслуживание и ремонт в случае поломки;
  • Масло для вариаторов стоит дороже, хотя менять его приходиться реже, чем в АКПП;

Преимущества вариаторов:

  • Расход топлива меньше, чем с АКПП;
  • Переключение передач плавное.

На автомобилях Nissan уже используется пара вариатор — двигатель HR16DE-H4M, поэтому в случае с LADA Vesta этот вариант также наиболее оптимален.

Многие потребители не нашли общего языка с роботизированной коробкой передач от АВТОВАЗа. И, стоит отметить, что именно отсутствие полноценного «автомата» не дает продажам Лада Веста вырасти еще на несколько десятков процентов. Покупатели просто боятся покупать автомобиль с АМТ, хотя по конструкции она мало чем отличается от обычных ручных коробок переключения передач.

Но надежда есть! Президент АВТОВАЗа Николя Мор уже заявил, что полноценная автоматическая трансмиссия появится на автомобилях Веста и Иксрей. Но ждать этого придется еще года 4 минимум. Такие долгие сроки обусловлены выбором самой АКПП. На АВТОВАЗе не хотят использовать устаревшие 4-ступенчатые трансмиссии от Jatco (они устанавливаются на несколько моделей LADA), а намерены использовать современный 6-диапазонный «автомат». Кто будет производителем этого агрегата? Это не особенно важно, главное, чтобы производитель имел необходимые технологии и был готов построить завод на территории России.



АВТОВАЗу нужен именно локализованный агрегат, чтобы его стоимость минимально влияла на стоимость готового автомобиля. Сам АВТОВАЗ готов сотрудничать с любыми производителями, которые согласятся: Aisin, Getrag или тот же Jatco. При этом, АВТОВАЗ готов способствовать получению «тепличных условий» для своего поставщика.

Сейчас, устаревший агрегат от Jatco, обходится АВТОВАЗу на 25-30 тысяч дороже, чем собственный «робот». Новый, более современный, агрегат, должен быть локализован и по стоимости не превосходить старый вариант от Jatco. А может и вовсе сравнять с ним по цене, если удасться полностью локализовать производство и добиться больших объемов выпуска продукции (АКПП можно продавать и другим компаниям).

Современная гидротрансформаторная АКП вряд ли сможет совсем вытеснить АМТ с АВТОВАЗа, ведь эта трансмиссия отлично подходит для бюджетных автомобилей: Гранта и Калина. Где необходимо обеспечить низкую цену и уровень комфорта «автомата».

Сам Николя Мор недавно тестировал АМТ от АВТОВАЗа и признал, что этот агрегат не дотягивает по комфорту до современных «автоматов», но из-за своей низкой стоимости, он по-прежнему является приоритетом для моделей Vesta и Xray. А вот в будущем, однозначно, состоится переход на полноценные АКПП.

Пока пресса «гремела» по поводу отставки Бу Андерссона, пытаясь проанализировать, сделал он больше хорошего или плохого, наши техники пропадали в сервисе. Для подробного анализа было приобретено главное творение АвтоВАЗа последних лет — флагман и звезда компании Lada Vesta. Уж очень интересно было посмотреть, что скрывается внутри нашей главной угрозы иномаркам. Итак, разбираем.

Для «опытов» был куплен автомобиль, с нашей точки зрения, в самой оптимальной версии Comfort, с 1,6-литровым вазовским двигателем (с другими Vesta пока не продают) и 5-ступенчатой механической коробкой передач. Выбор в пользу последней мы сделали после , который, увы, пока сильно не дотягивает до комфорта классического «автомата», хотя и выигрывает у него по цене.

Кстати, о цене. Стоимость приобретенного автомобиля (с минимальным набором всех необходимых сегодня опций) составила 550 000 рублей с учётом скидки. Это где-то 55 000-90 000 рублей дешевле всех сопоставимых иностранных соперников с приблизительно схожим списком оснащения.

Двигатель: бренд ВАЗ, производство Россия

Под капотом Lada Vesta установлен 1,6-литровый 16-клапанный атмосферный 4-цилиндровый мотор. Мощность — 106 л. с. при 5800 об/мин, крутящий момент — 148 Н·м при 4200 об/мин. Соответствие нормам «Евро-5». Двигатель получил маркировку 21129, хотя на самом блоке отчетливо видно обозначение 21126. Удивляться не нужно, поскольку все модификации мотора (126/127/129), ведущего историю еще от Priora, имеют единый блок.

Из особенностей: оригинальная система подвески и креплений навесного оборудования; изменена система впуска и выпуска; адаптация под установку коробки передач Renault, а также еще около 20 нововведений, включая облегченную шатунно-поршневую группу тольяттинского производства компании Federal Mogul.

Что двигатель обладает очень хорошей отдачей и эластичностью, однако немного шумноват на высоких оборотах.

В подкапотное пространство Vesta мотор становится впритык. Доступ ко всему навесному оборудованию крайне ограничен. Весь двигатель буквально окутан проводами — в процессе разборки пришлось отсоединить около 40 разъемов и не без труда отковырять целый мешок фиксаторов.


Масляный фильтр («Автоагрегат», Россия) зажат между подрамником и выпускным коллектором, причем от последнего он не защищен никаким тепловым экраном, что вызывает некоторые опасения. Приводной ремень и ролик его натяжения практически упираются во внутреннюю часть кузова, собственно как и механизм ГРМ, так что их замена возможна только с полным разбором передней правой стороны автомобиля с демонтажом правого доп.лонжерона и вывешиванием мотора.


Официалы подтвердили нам и другую информацию, о которой мы подозревали, но не стали проверять сами. Из-за особенностей крепления снятие поддона (картера) двигателя возможно только со снятием коробки передач.

Коробка передач: бренд Renault, производство Россия

На Lada Vesta устанавливается французская 5-ступенчатая «механика» JH3-510. Картер трансмиссии отливается на собственной вазовской металлургии. Собственно, и вся сборка осуществляется в Тольятти.


Выбор в пользу зарубежной коробки был сделан по причине того, что в родной вазовской инженеры так и не смогли победить посторонние шумы, в частности гул шестерен. Известно, что французская коробка передач обходится АвтоВАЗу на 20 % дороже отечественной.

Напомним, что на базе отечественной коробки передач создан «робот» АМТ, в котором до сих пор актуальна проблема шумов (в частности, приглушенного воя на второй передаче). К эксплуатационным характеристикам механической трансмиссии у нас претензий нет.

Радиаторы (системы охлаждения, отопления, кондиционирования): бренд Valeo, производство Россия

Все три радиатора Vesta французского бренда Valeo (известного производителя компонентов) отличаются хорошим качеством исполнения, ничем не уступающим мировым аналогам. При демонтаже трудно было заподозрить, что радиаторы собираются в Тольятти на собственной производственной площадке Valeo.

Кстати, компетентность сотрудников горячей линии российского представительства Valeo (куда нас переключили для ответов на вопросы) оказалась под сомнением. Что собирается на площадке Valeo в Нижнем Новгороде, точно назвать не смогли, а на вопрос о производстве в Тольятти нам ответили, что нет уверенности в том, что оно вообще работает, хотя пресс-служба АвтоВАЗа твердо подтвердила обратное.

Генератор: бренд Valeo, производство Турция

Генератор той же французской марки Valeo, но уже турецкого производства сначала нас смутил - вместо привычного оранжевого трансформаторного лака обмотка покрыта неоднородной по цвету защитой. Впрочем, как говорится, «на скорость влиять» не должно. А вот то, что выводы с обмотки оказались не пропаяны, а просто обжаты, мы считаем недостатком. Недолговечно.


Кроме того, демонтаж компонента (замена) крайне затруднен в силу его расположения. Генератор зажат компрессором кондиционера снизу и его трубками — с торца и сверху, а со стороны привода ремня, так же как и ролик натяжения, — стенкой моторного отсека. В итоге при замене генератора придётся снимать компрессор кондиционера (при его наличии, конечно).



Еще три обнаруженных компонента Valeo: стартер (Польша), выжимной подшипник и блок управления микроклиматом (Чехия). Французская компания — один из главных мировых производителей и поставщиков компонентов для автозаводов, включая, конечно, земляков из Renault, от которых перекочевал и на АвтоВАЗ.

Блок предохранителей и его корпус: бренд Renault, производство Румыния

Блок предохранителей целиком достался от модели Logan, о чем говорят и логотипы Renault на корпусе, и румынский производитель Capirom. Правда, в АвтоВАЗе сообщили, что в ближайшее время в компании поменяют поставщика на локального — из Самарской области.

К самому блоку у нас вопросов не возникло, но в процессе скрупулезного изучения со стороны электриков выяснился очень любопытный момент. Внимание привлекли два предохранителя, которые не были указаны ни на схеме, ни в инструкции. Изучение электроцепи выявило, что при резком скачке напряжения (например, при «прикуривании» Vesta с заведенным мотором) указанные предохранители могут выгореть, вследствие чего прекратится зарядка аккумулятора. А что самое коварное, водитель разряжённой машины об этом не узнает — никаких электрических «путей» к приборной панели (контрольным лампам) обнаружить не удалось. Выявится ли причина при подключении штатной диагностической системы при отсутствии выскочившей ошибки — тоже вопрос.


Элементы управления также оказались импортными — рулевая рейка известного немецкого бренда ZF, но производства Малайзии. А ШРУСы предоставлены британской фирмой GKN и сделаны в Польше.

Сцепление в сборе: бренд LuK, производство Россия

Диск и корзина сцепления на Vesta от известного немецкого бренда LuK, входящего в глобальную структуру концерна Schaeffler. Фирма имеет производство в России в городе Ульяновске, откуда и поступает ее продукция на отечественные предприятия, включая не только АвтоВАЗ, но и УАЗ. К этому компоненту у нас претензий не возникло.

Тормоза: бренд TRW, производство Чехия, Польша, Италия, Франция, Турция

Для того чтобы Lada Vesta как следует останавливалась, пришлось потрудиться производителям чуть не из половины Европы. В общей сложности мы насчитали пять стран-производителей тормозной системы, включая французские подшипники SNR, запрессованные в задние тормозные барабаны (объединенные со ступицей) немецкого бренда ATE, но итальянского производства. Когда потребуется замена подшипника, извлечь его отдельно будет крайне затруднительно - скорее всего, придётся менять всё в сборе. Хотя имя премиального по меркам мира автокомпонентов бренда SNR внушает надежду на долговечность.


Итак, главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель прибыли из Польши, передние суппорты и колодки — из Чехии. Часть тормозных шлангов оказалась турецкого производства фирмы Teklas. Из особенностей — бачок тормозной системы один на двоих с приводом сцепления.

Единственный вопрос к тормозам возник при рассмотрении передних колодок, на которых остался рабочий след цилиндра — четверть прижимной поверхности выходит за пределы колодки. Влияет ли это как-то на эффективность торможения, сказать затруднительно. При езде претензий к тормозной системе у нас не возникло.


С элементами подвески при ремонте тоже придётся повозиться. По «иномарочным» лекалам шаровая (производства магнитогорского завода БелМаг) идёт в сборе с рычагом. Причем замена компонента потребует массу дополнительных действий по освобождению пространства вокруг. Кстати, по словам сервисменов, люфт шаровых опор и стук стоек стабилизатора - наиболее частое обращение первых владельцев Весты.

Амортизаторы — одни из немногих компонентов Vesta, на которых мы не увидели «аглицкой мовы». Произведены стойки на Скопинском автоагрегатном заводе в Рязанской области. Кстати, по балансу характеристик подвески мы признаём Vesta одной из лучших в классе.

Единственную надпись Made in China мы увидели на моторчике привода дворников фирмы Bosch, причем с логотипами другого автопроизводителя — китайской компании Chery

Различные пластмассовые детали

Тут уже разнобой фирм и стран-производителей такой, что выделять кого-то отдельно не имеет смысла, так что просто перечислим их.


Воздушный фильтр и его корпус оказались известного немецкого бренда Mann+Hummel, причем оригинального производства. Модуль электробензонасоса в сборе (с насосом фирмы Arsan) — российский. Шланг расширительного бачка радиатора фирмы Teklas, но уже производства не Турции, а Болгарии. Бачок омывателя с логотипами Renault, насос омывателя Continental, сделанный в Чехии.

За исключением вышеупомянутого чешского блока управления микроклиматом, пластиковые детали интерьера оказались российскими, в частности ижевскими. Причем качество крепления (отсюда и страны производства) отдельных мелких деталей можно было определять на ощупь — они либо люфтили, либо при малейшем прикосновении вываливались.

Не обошлось и без русского подхода: не «севшая» точно пластиковая рамка рычага коробки передач (итало-российской фирмы AE2) с внутренней стороны подточена (судя по всему, напильником) по краю. Боковая заглушка передней панели (со стороны передней правой двери) отскочила, как пружина, при первой же попытке ее отщелкнуть (под каким же напряжением она была установлена?).


Учитывая еще некоторые огрехи сборки салона в виде неприкрытых саморезов и зазоров, стоит сказать, что салон Lada Vesta собран в целом лучше, чем можно ожидать от большинства современных Жигулей, но чувствуется, что со временем часть его по традиции «оживет». Кстати, сборка интерьера почти полностью импортной Lada XRAY на первый взгляд нам понравилась больше.

Некоторое время назад полный состав поставщиков комплектующих опубликовало агентство «Автостат» — тут еще с десяток не упомянутых нами зарубежных брендов. Некоторые из них, кстати, не совпали с реальными, — в частности, шины на нашей Vesta были фирмы Pirelli, а не Continental.

Как сделан кузов

Признаемся: симпатичный, на наш взгляд, автомобиль Lada Vesta по «кузовне» собран очень хорошо. Замеренные зазоры везде на уровне от силы пары-тройки миллиметров. Ну а мягкость и тишина, с которыми закрываются двери, и вовсе достойны аплодисментов. И все бы было совсем замечательно, если бы мы не начали изучать автомобиль снизу.


В целом, конечно, никакого «криминала» нет. Первое, что бросилось в глаза, — неаккуратность антикоррозийной обработки из разряда «тут мажем, а тут и так сойдет». Видно, что некоторые участки были обработаны поверх защитной пленки, которую потом сорвали вместе с защитой. Причем на одном и том же месте это сделано совершенно с разным качеством (аккуратно и тяп-ляп).


Под капотом обнаружился казус — на заводе к одному из лонжеронов на скотч был прикреплен кусок бумаги, судя по всему, с примером цвета под названием «платина», в который нужно было покрасить машину изнутри. Собственно, с этим куском бумаги и покрасили, забыв его оторвать, — под ним, естественно, осталась полоса без прокраса.


Крепления задней балки, судя по всему, не родные. Одно из «ушек» для болтов осталось выпирать в колесную арку.

Еще один момент — точность внутренних сгибов и соединений отдельных частей кузова. Между некоторыми из них немалые технологические дыры, в которые, само собой, будет забиваться грязь, соль и дорожная химия. Учитывая, что на часть этих соединений не попал антикор, с большой вероятностью они станут очагами коррозии, особенно в арках колес.


Для чистоты эксперимента мы заглянули под днище первому попавшемуся конкуренту Vesta — лифтбэку Skoda Rapid (в базе от 539 000 рублей). У того снизу бронебойный щит, закутанный в обработку без единой трещинки и пятнышка, да еще и с двумя пластиковыми листами защиты поверх.


Каков итог

Выводы неоднозначны. Главный из них — по качеству и уровню сборки Lada Vesta среди продукции нашего автопрома, наверное, самый лучший автомобиль, по крайней мере, в современной истории. Однако большое количество досадных и мелких «косяков» пока не позволяет нашему седану догнать западных конкурентов, причем при сопоставимой цене.

Второй вывод заключается в том, что назвать Vesta отечественной, разложив ее на запчасти, у нас язык поворачивается с трудом. Особенно если вспомнить, что даже те брендированные компоненты, которые производятся в России, делаются на импортных станках, с применением импортного сырья.

Ну и третий вывод: о каком-либо обслуживании Vesta вне профессионального сервиса можно забыть. На даче самому можно поменять разве что тормозные колодки да подкачать колеса. Видимо, еще и поэтому продажи машины в регионах оказались хуже ожиданий. В общем, будем следить теперь за нашей подопечной и обязательно сообщать вам обо всех радостях и невзгодах.