Надбавка за классность водителям. I

Классы водителей прописаны в Квалификационном справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады (от 1984г). Действие справочника актуально на территории Российской Федерации и сегодня, утверждено постановлением Министерства труда России 12.05.1992г.

Классность водителей по категориям в зависимости от выполняемых работ

Водитель 3 класса.

  1. Управление автомобилями категорий «В», «С», «Д».
  2. Управление подъемным механизмом самосвалов, автокранами, и другим специальным оборудованием при условии соблюдения всех правил техники безопасности.
  3. Управление автомобилями с установленными специальными звуковыми и световыми сигналами.
  4. Буксирование прицепов весом до 750 кг.
  5. Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью.
  6. Оформление путевых листов, прочих путевых документов.
  7. Проверка технического состояния автомобиля и утверждение приема перед выездом на линию
  8. Сдача автомобиля и постановка его на парковочное место при возвращении с маршрута в автомобильное хозяйство.
  9. Подача автомобилей под загрузку грузами и под разгрузку грузов.
  10. Контролирование правильности и полноты погрузки, размещения, крепления грузов в кузове автомобиля.
  11. Мелкий ремонт автотранспортного средства. Устранение возникших во время работы на маршруте мелких неисправностей ТС, не требующих разборки механизмов.

Водитель 2 класса.

  1. Буксирование прицепов весом более 750 кг.
  2. Устранение возникших во время работы на маршруте эксплуатационных неисправностей автотранспортного средства, требующих разборки механизмов.
  3. Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.

Водитель 1 класса.

  1. Управление автомобилями категорий «В», «С», «Е», «Д», «ДЕ».
  2. Требуется знание назначения, устройства и правил технического обслуживания автотранспортных средств.
  3. Применять в практике влияние эксплуатационных показателей ТС на себестоимость перевозок.
  4. Знать способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования ТС, основные технико-эксплуатационные качества автотранспортного средства и их влияние на безопасность движения ТС.

Основания для присвоения классности водителям.

Третья классность присваивается водителям с водительским удостоверением с открытыми категориями «В», и(или) «С», или только «Д».

Вторая классность присваивается водителям с водительским удостоверением с открытыми категориями «В»,»С»,»D» ИЛИ «В»,»С»,»Е» ИЛИ «D»,»E». Необходим непрерывный стаж работы водителем 3 класса более 3 лет на одном предприятии.

Первая классность присваивается водителям с водительским удостоверением, в котором открыты категории «В», «С», «Е» и «Д». Необходим непрерывный стаж работы водителем 2 класса более 2 лет на одном предприятии.

Доплата за классность водителей.

Нормативными документами РФ обязательные выплаты в качестве доплаты за классность водителей не предусмотрен. В СССР действовало постановление ЦК КПСС от 17.09.1986, согласно которому водителям 2-го класса добавлялось 10%, а водителям 1-го класса – 25% установленной на предприятии тарифной ставки за отработанное водителем время.

Доплаты водителям 1-го и 2-го класса могут осуществляться только в случае принятия локальных нормативных документов на конкретном предприятии.

Классность водителей по ОСАГО

Получить первый класс по вождению для страховых компаний легко. Оформление полиса ОСАГО будет намного дешевле, если не попадать в ДТП в течение последнего страхового года. Страховщики назначают водителям водительские классы для того, чтобы опледелять уровень мастерства автовладельца. Чем меньше аварий было оформлено через страховую компанию за конкретный промежуток времени, тем выше категория класса водителя и тем меньше он заплатит за покупку полиса ОСАГО. Страховая система включает в перечень назначения классности водителей не только безаварийное вождение, но и другие факторы, такие как возраст водителя, его стаж вождения автомобилей, даты присвоения категорий по водительскому удостоверению, и т.д.

Таблица расчета классности водителя по ОСАГО КБМ

Класс КБМ Подорожание

Скидка
Количество страховых случаев (выплат), произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО
0 1 2 3 4
Класс, который будет присвоен
M 2,45 145% 0 M M M M
0 2,3 130% 1 M M M M
1 1,55 55% 2 M M M M
2 1,4 40% 3 1 M M M
3 1 нет 4 1 M M M
4 0,95 5% 5 2 1 M M
5 0,9 10% 6 3 1 M M
6 0,85 15% 7 4 2 M M
7 0,8 20% 8 4 2 M M
8 0,75 25% 9 5 2 M M
9 0,7 30% 10 5 2 1 M
10 0,65 35% 11 6 3 1 M
11 0,6 40% 12 6 3 1 M
12 0,55 45% 13 6 3 1 M
13 0,5 50% 13 7 3 1 M

Стоимость полиса ОСАГО в зависимости от класса, КБМ

Стоимость полиса ОСАГО напрямую зависит от класса КБМ по приведенной выше таблице.

Представленная таблица разделяет водителей на несколько классов по категориям. В первом столбце указан класс водителя на момент оформления страхования автомобиля. Водителю, который впервые обращается к представителю компании для оформления полиса ОСАГО, автоматически присваивается 3 класс. Через 1 год и каждый год, у водителя будет меняться классность в зависимости от страховых случаев и отсутствию аварий.

Во второй строке таблицы указана действующая скидка, далее коэффициент бонуса-малуса в процентах.

В последнем столбце указано наличие или отсутствие страховых случаев в течение последнего страхового периода.

Существует классификация, на основании которой можно оценивать уровень профессионализма работника. Классы определяют возможность вождения автомобилей разной сложности и грузоподъемности и бывают трех видов:

    третий — самый низкий. Работник должен уметь управлять легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, категорий «B» или «C», или только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «D»;

    второй — средний. Сотрудник должен уметь управлять автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «B», «C» и «E», или автобусами категории «D» или «D» и «E»;

    первый — самый высокий. Его обладатель должен уметь управлять легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «B», «C», «D» и «E».

Квалификация работнику присваивается только после прохождения соответствующей подготовки, которая проводится в обучающем центре за счет работодателя. После обучения ему выдается удостоверение, в котором есть специальная пометка. Она определяет вид транспортного средства, которым разрешено управлять. Самая низкая квалификация может быть присвоена гражданину после профессионального обучения при первом трудоустройстве. Квалификация водителя 2-го и 1-го классов присваивается квалификационной комиссией транспортного предприятия.

Размеры доплат

Работодатели вправе самостоятельно устанавливать надбавки за классность водителям грузовых, легковых автомобилей и автобусов.

На доплату могут рассчитывать сотрудники, у которых есть 2-й или 1-й разряд. Эту возможность надо предусмотреть в трудовом договоре работника с работодателем или в коллективном договоре.

Чаще всего, размер надбавки следующий:

  • за 2-й класс работник получает 10%;
  • за 1-й класс сотруднику начисляется 25%.

Если в положении об оплате труда (трудовом договоре) не предусмотрена доплата за классность, то работодатель вправе ее не выплачивать.

Доплата за ненормированный рабочий день водителям

Для автоводителей первых лиц и дальнобойщиков может быть установлен .

За работу в режиме ненормированного рабочего дня предоставляется компенсация только в виде дополнительного оплачиваемого отпуска (ст. 119 ТК РФ ). Но работодатель может платить работнику премии за работу в режиме ненормированного рабочего дня.

Доплата за разъездной характер работы водителям

Многие сотрудники интересуются, положена ли им доплата за разъездной характер работы. При разъездной работе сотруднику должна быть выплачена заработная плата, которая предусмотрена системой оплаты труда, внутренними документами организации и соглашением, заключенным с ним. Каких-либо особенностей в части выплат по тарифной ставке при разъездной работе Трудовым кодексом РФ не предусмотрено. Единственное исключение: ст. 168.1 ТК РФ обязывает работодателя компенсировать все расходы сотрудника, связанные с разъездной работой (гостиницы, топливо, питание и т.д.).

Под квалификацией подразумевается уровень подготовленности работника к его непосредственным обязанностям.

Этот уровень подтверждается соответствующей документацией , закреплённой в правовом поле страны (диплом специалиста, аттестат об обучении, различные свидетельства и другие нормативные акты). Поговорим о том, как определить классность водителя, и как она присваивается.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Что такое классность?

Водительский класс автомобилиста представляет собой квалификационные данные, которые зависят от того, какие категории в его личном водительском удостоверении открыты , а также от трудового стажа.

Третий класс

Рабочие характеристики:

Второй класс

Основные характеристики:

Первый класс

Рабочие характеристики:

Как определить?

Классность водителя в ОСАГО представляет собой итоговый коэффициент , исчисляемый на основании целого ряда характеристик. Исходя из данного параметра будет складываться настоящая цена на страховой полис для пострадавших.

Таким образом, водительский класс – это ключевой аспект оценивания водителя организациями-страховщиками. Кто же устанавливает классность водителю?

Классность по ОСАГО значит степень риска владельца транспорта для страховой компании как за клиентуру, за которую способна выплачиваться компенсация потерпевшим. Ещё это результат расчетов, на основании коих создается персональная цена автогражданки для любых владельцев автомобилей.

Водительский класс – это не постоянный документ, вроде водительских прав, это величина, которая постоянно меняется , в зависимости от перемены текущих коэффициентов расчета, где основным является КБМ (коэффициент бонус-малус), ближе всего относящийся к водительскому классу.

В отдельных организациях водительский класс отмечают уже на стадии соглашении о страховании , несмотря на то что такого рода деликатность в этих вопросах на сегодняшний день уже считается необязательной.

Таким образом, понятно, что ВК – это переменный коэффициент, определяющийся в зависимости от количества выплат по страховке.

Основной критерий

Многие уверены, то, что главным критерием для водительского класса является уровень риска страховой компанией потерпевшим за клиента, виновного в случившейся аварии.

Это не совсем так, так как необходимость компенсационных выплат для страховой компании – это базовый и неотъемлемый принцип индивидуального добровольного страхования.

В ОСАГО всё организовано по-другому: принципы автогражданки организуются не самими страховыми компаниями, а законодательством государства, так как речь идёт не об услуге коммерческого характера, а о взаимных договорённостях между автомобилистами, компанией-страховщиком и самим государством в пользу потерпевших.

Основной получатель выгоды в ОСАГО – это не страховая компания, не страхователь, и не сама жертва аварии, а скорее государство . Страховщики в данном случае играют роль торговых подрядчиков, и контролирующие органы страны в свою очередь следят за выполнением их функций.

Автогражданка с точки зрения государства является механизмом, который заставляет граждан соблюдать нормы дорожного порядка , что ведёт к снижению аварийности. А это, в свою очередь, ведёт к факторам выгод, снижая компенсационных выплат пострадавшим и т.д.

По этой причине основным критерием при определении классности ОСАГО является уровень ответственности водителя в процессе соблюдения им дорожного порядка, в частности – уровень безаварийности при управлении транспортным средством .

Порядок присвоения

Обычно водительский класс рассчитывается на базе вычисленного КБМ . Однако в случае, если автомобилист в первый раз садится за данное транспортное средство, либо если речь идёт о “сложном” клиенте, то страховой фирмой предусматриваются и другие критерии.

Как правило, это следующие коэффициенты:

Помимо данного, в некоторых случаях важную роль имеет тип ТС , а в отдельных в том числе и пол автомобилиста.

В некоторых случаях водительский класс прописывается прямо в полисе, однако это происходит далеко не всегда. В традиционном и наиболее распространённом случае, все требуемые сведения о КБМ и классе даёт страховая компания по требованию страхователя .

Стоит учитывать, что не следует доверять страховым компаниям, когда дела касаются различных скидок или бонусов, в особенности в случаях, когда автолюбитель решает поменять фирму.

Страховщика необходимо контролировать , т.к. различные погрешности либо подлоги с неправильно подсчитанными накопленными баллами, классностью и т.д. периодически встречаются.

Есть два способа, как узнать классность водителя:

  1. Согласно числу выплат от страховщика – зная собственный водительский класс либо КБМ;
  2. Посредством базы РСА – включающей значение коэффициента бонус-малус.

Если же есть значение своего класса или КБМ за предшествующий страховой период, и также есть информация о том, сколько страховая компания за прошедший год оплачивала компенсаций потерпевшим, то в таком случае значение класса установить несложно .

Присвоение класса водителю:

Помимо условий, которые предусматриваются квалификационными критериями, при присвоении первого и второго класса, автомобилисты обязаны обладать отличными служебными характеристиками:

  • осуществлять графики транспортировок,
  • придерживаться планов,
  • не перерасходовать горючего,
  • придерживаться принципов производственной этики, трудового кодекса и дисциплины,
  • соблюдать законы промышленной эксплуатации, правила производственной защиты, техники безопасности,
  • знать повестку дня и полностью быть ознакомленным с ситуацией на производстве, во избежание проблем с дисциплиной.

На предприятии присвоение и повышение классности водителю происходит после успешного прохождения квалификационной комиссии, которая оценивает навыки и умения сотрудника .

Если работодатель задается вопросом, как присвоить или повысить водителю классность, в его задачу будет входить учреждение квалификационной комиссии в соответствии со всеми правовыми нормами.

Таблица по категориям

Таблица ВК содержит в себе пятнадцать степеней-классов . Она поделена на повышающую и на снижающую классность базовой позицией, что изначально соответствует третьему водительскому классу – его получают первоначально.

  • Четыре снижающих водительских класса: М, 0, 1, 2;
  • Десять повышающих классов – от четвёртого до тринадцатого.

Любому классу отвечает его собственный показатель КБМ – начиная с 2.45 (М – это наименьший водительский класс) и вплоть до 0.50 (наибольший тринадцатый класс). Для третьего нейтрального класс коэффициент бонус-малус = 1.

В связи с количеством компенсационных выплат из-за виновника аварий, или из-за их отсутствия, коэффициент бонус-малус и классность увеличиваются либо понижаются, что воздействует на итоговую стоимость полиса.

Любая страховая выплата, будь то Росгосстрах, Ресо или другая, снижает классность мгновенно , причём на целый ряд параметров, и это заставляет водителей ответственнее подходить к управлению их транспортным средством.

Класс на время страхового периода (года) Показатель Случаев страховых выплат
Нет Одна Две Три Больше трёх
M 2.45 0 M M M M
0 2.3 1 M M M M
1 1.55 2 M M M M
2 1.4 3 1 M M M
3 1 4 1 M M M
4 0.95 5 2 1 M M
5 0.9 6 3 1 M M
6 0.85 7 4 2 M M
7 0,8 8 4 2 M M
8 0.75 9 5 2 M M
9 0.7 10 5 2 1 M
10 0.65 11 6 3 1 M
11 0,6 12 6 3 1 M
12 0.55 13 6 3 1 M
13 0.5 13 7 3 1 M

Примеры:

  1. Есть постоянная беспрерывная пятилетняя хроника страхования. За данный промежуток времени страховая компания не оплачивала вообще ничего, так как не было никаких инцидентов и поводов для компенсаций. В таблице нужно отсчитать 5 степеней с третьего класса до седьмого (3-й водительский класс также считается): в колонке «0 стр. выплат» указывается класс – 8.
  2. Машина очень осторожно водилась в течение десяти лет, и её обладатель имеет наиболее высокий 13-й класс, предоставляющий возможность на 50% скидку. Однако в 11 году страховщик три раза выплатил компенсации потерпевшему . В четырнадцатой строчке на четвёртой позиции (столбик «3 страх. выплаты») стоит класс = 1 (КБМ=1.55). И таким образом страхование возрастет по стоимости в 1,55 раза.

Посмотрите подробное видео о том, как определить коэффициент бонус-малус:

Доплата

В соответствии с дополнением № 21 этого распоряжения автовладельцам крупных грузовозов и легкого транспорта, а также автобусов выплачивалась помесячная прибавка за классность в следующих объемах:

  1. автомобилистам второго класса - 10% ,
  2. автомобилистам 1 класса - 25% поставленной тарифной ставки за проработанный водителем данного транспортного средства период.

На предприятии издается соответствующий приказ. Образец подобного:

На сегодняшний день законодательством страны необходимость на доплату за классность автомобилистам была аннулирована, хотя и по-прежнему считается рекомендуемым аспектом. Работодатели сами могут решать насчёт размеров за классность своим водителям легковушек, а также автобусов.

Доплаты за 1-й и 2-й классы выполняются в случае, если они определены корпоративными соглашениями компаний , распоряжениями по конкретным ведомствам, местными нормативными актами.

Многие сотрудники, чьи должностные обязанности напрямую связаны с управлением автомобильным транспортом, интересуются – как и чем отличается классность водителей по категориям в 2019 году. Кроме этого, о том, как присвоить классность водителю и рассчитать её также часто стремятся узнать и работодатели. При этом следует помнить, что есть несколько критериев и целей оценки классности водителей, поэтому данное понятие может иметь серьезные отличия в зависимости от используемого контекста.

Что такое классность водителей – правовое регулирование

Классность водителей – это система, в соответствии с которой происходит разделение водителей по различным критериям, в первую очередь, затрагивающим их мастерство и уровень квалификации. В соответствии с таковыми критериями может назначаться доплата за классность водителям, а также обеспечиваться иные механизмы регулирования трудовых взаимоотношений. Однако в целом сейчас в России существует две системы классности водителей:

  • Классность как показатель трудовой квалификации. В данном случае подразумевается отнесение водителей к какой-либо из категорий классности для определения их уровня профессионализма и соответствующего назначения льгот и доплат.
  • Классность как показатель безаварийности в страховом деле. Ещё одной разновидностью классности водителей является классность по ОСАГО. Страховые компании фиксируют стаж вождения каждого их клиента, обращающегося за полисом, и в зависимости от количества страховых случаев, а также иных факторов, применяют коэффициент бонус-малус (КБМ), увеличивающий или уменьшающий стоимость страховых услуг.

Для работодателей может иметь значение как классность водителей по категориям в 2019 году, так и по оценке страховых компаний. В первом случае, работодатель будет иметь точное понимание о навыках квалификации водителя. Знание же классности водителей по КБМ ОСАГО может помочь предприятию сократить расходы, если оно оплачивает страховку сотрудников, а также просто составить понимание о фактической безаварийности езды работника.

Непосредственно законодательство на текущий момент не регулирует порядок получения классности водителей или присвоения данных критериев работникам, занятым в вождении автомобильного транспорта. Соответственно, опираясь на положения трудового законодательства и статьи 8 ТК РФ, работодатель самостоятельно решает, следует ли ему использовать разделение водителей по категориям классности в 2019 году. При этом следует помнить о том, что работодатель обязан соблюдать принятые на предприятии локальные нормативные акты.

На территории РФ действует Квалификационный справочник профессий рабочих, в котором упоминается как работа водителя, так и критерии присвоения классности данным сотрудникам. При этом профстандарт водителя, который должен был бы заменить справочник, пока еще не принят.

Классность водителей по категориям 2019 года

Как было упомянуто ранее, классность водителей по категориям в 2019 году не имеет никаких изменений в сравнении с еще даже советскими нормативами. В данном случае предполагается разделение водителей на три возможных класса. К каждому из классов водителей предъявляются особые требования, а именно:

Работодатель не обязан устанавливать и использовать разделение водителей по категориям классности на предприятии. Однако если он применяет данную систему, ему необходимо следовать и требованиям законодательства в отношении обязательного обеспечения доплат за классность. Также работодатель вправе использовать и собственные системы оценивания и классификации сотрудников, если они не противоречат действующему законодательству.

Как получить классность водителя

Вопрос того, как получить классность водителя, интересует многих занятых в данной деятельности сотрудников. Получение определенного класса возможно исключительно в том случае, если локальные нормативные акты организации предполагают использование законодательных механизмов классности на предприятии. Если же таковое внутреннее правовое регулирование отсутствует, рассчитывать на присвоение определенной классности работник не может и требовать от работодателя данного мероприятия он не вправе.

Если же на предприятии присутствует разделение водителей на классы, то при соблюдении установленных формальных требований, работник вправе подать на имя работодателя заявление с просьбой предоставить ему определенный класс. Чтобы присвоить классность водителю, работодатель в свою очередь должен сформировать на предприятии специальную оценочную комиссию, которая проверит наличествующие у сотрудника навыки и соответствие его формальным требованиям, после чего издаст решение, на основании которого работодатель либо должен будет присвоить класс сотруднику, либо отказать в повышении класса.

Альтернативным методом оценивания работника может стать использование услуг независимых центров оценивания квалификации. При несогласии с результатами оценочной комиссии на предприятии, работник вправе также пройти оценивание за свой счет в таковом центре и работодатель, использующий на предприятии механизм классификации водителей по классности, будет обязан принять решение в соответствии с документом о прохождении квалификации. В случае, если на испытание работник направляется самим работодателем – оплата услуг центра независимой оценки возлагается на работодателя. На время прохождения оценивания работник не может быть уволен за прогул и считается освобожденным от работы с сохранением среднего заработка.

Классность водителей по КБМ ОСАГО

Механизм разделения водителей по классности в страховых компаниях кардинально отличается от присвоения определенных классов в рамках рабочего процесса. В первую очередь классы КБМ по ОСАГО предоставляются всем без исключения застрахованным лицам, вне зависимости от осуществления ими какой-либо трудовой деятельности. При этом количество классов в данной системе составляет 15. Нумерация начинается с класса М, и продолжается от 0 до 13 класса.

Минимальный класс – М предусматривает повышение стоимости полиса на 145% в сравнении с его стандартной ценой. Максимальный, класс 13, предполагает установление стоимости полиса на уровне 50% от стандартной. Повышение класса происходит ежегодно на одну единицу при отсутствии страховых случаев во время действия предшествующего договора ОСАГО.

При этом наличие страховых случаев за предыдущий период снижает класс водителя по КБМ сразу на несколько пунктов. Так, наличие одного ДТП при 13 классе водителя, может привести к переводу его в 6 класс, а 2 ДТП – в третий.

Нумерация классов в данной системе предполагает при первом заключении договора ОСАГО предоставление водителю третьего класса – он не предусматривает ни надбавок к стоимости полиса, ни скидок.

С ростом цен на ОСАГО многие автолюбители уклоняются от оформления полиса. Такое решения нельзя назвать обдуманным, хотя желание экономить понятно. Есть другой, законный способ снижения стоимости полиса - безаварийная езда. В таком случае назначается класс водителя. Как определить и правильно его использовать, читайте далее.

Предпосылки

Сегодня такое понятие, как "класс водителя", больше всего используют «матерые спецы», которые работали еще в Советском Союзе. Тогда и началась градация. Каждый водитель стремился получить права 1-й категории. За это постановлением Госкомтруда была введена премия к окладу. Передовиками гордилось также и предприятие. Сегодня такой обязательной градации уже нет. Но если директор и ввел ее на предприятии, то отменить уже не может. Это прописано в п. 3.8 «Федерального соглашения по автомобильному и наземному транспорту».

Группировка

Как определить класс водителя по старой схеме? Их всего было три и ранжировались они от большего к меньшему. Основой для деления служило количество открытых категорий в правах:

  • «А» - мототранспорт;
  • «В» - легковой автомобиль;
  • «С» - грузовой автотранспорт;
  • «D» - автобус;
  • «СЕ» - тяжелый транспорт с прицепом.

Как определить класс водителя?

3 класс

К данной группе относились водители, у которых были открыты категории «B» и «С». Существовала еще одна градация. Вместо «С» могла быть открыта «D».

2 класс

Наличие прав категории «B» для данной группы не обязательно. При этом обязательно нужно было иметь разрешение на вождение автобуса («D») и тяжелого транспорта с прицепом («СЕ»). Допустимые условия: «B + C + СЕ» или «B + C + D» или «D + СЕ». Права данной категории выдавались после трех лет непрерывного вождения автомобиля.

1 класс

К передовикам относились люди, у которых были открыты все категории. Хотя отмечалось, что наличие разрешения на управление мототранспортом не обязательно. Как и в предыдущем случае, права первой категории выдавались после двух лет непрерывного управления грузовым автомобилем.

Изменения

Такая градация использовалась раньше. Как определить класс водителя сегодня? Процесс усложнился, так как в документе появились новые категории:

Классификация для ОСАГО

«Автогражданка» включает в себя определенный перечень классов. Их всего 13 штук. Существует минимальный класс среди допущенных водителей. Как определить его? Если у водителя нет истории страхования как таковой, то ему по умолчанию присваивается значение «1». Это означает, что при расчете стоимости полиса были учтены все факторы, кроме истории вождения. При уменьшении количества обращений в компанию за выплатами за год класс водителя постоянно увеличивается.

Параллельно рассчитывается показатель КБМ. С его помощью можно снизить ежегодные взносы на 5%. Человек, которому присвоена самая высокая категория «13», может получить скидку в 50% при оплате полиса. Попадание в аварии вызывает повышение цены полиса и уменьшение класса.

Водители, которым присвоен самый минимальный класс (М), приобретают полис с наценкой 45% фиксированной ставки. Данная ситуация возникает, если человек более четырех раз за год обращался за выплатами в компанию.

Стоимость полиса

При расчете стоимости полиса определяющую роль имеет класс водителя. Как определить его, будет детально рассмотрено далее. Суть расчетов сводится к следующему: чем выше класс, тем ниже цена. Стоимость полиса определяется исходя из четырех факторов. Рассмотрим их детальнее.

Тип транспортного средства

Тарифы прописаны отдельно для автобусов, грузовых и легковых автомобилей. Отдельно существует деление по маркам и моделям транспортных средств исходя из статистики их попадания в аварии. Коэффициенты по регионам формируются исходя из данных о происшествиях во всех городах. Начинающим водителям присваивается самый высокий коэффициент, а опытным - более низкий.

История вождения

На основании этого показателя рассчитывается значение КБМ. Как уже говорилось ранее, коэффициент «бонус-малус» влияет на стоимость полиса.

Класс водителя

На каком сайте можно определить класс водителя ОСАГО? РСА. Здесь представлена специальная форма для расчета. Необходимо ввести персональные данные (Ф.И.О., дату рождения) и номер удостоверения. В ответ на запрос появится вся информация на водителя, то есть его страховая история. Данной информацией пользуются не только потребители услуг, но и страховщики. Историю о конкретном человеке можно найти даже если он сменил фамилию. Аналогичная база данных имеется в каждой страховой компании.

Все компании при подписании договора с клиентом должны вносить его данные в базу РСА. При этом не имеет значения, был ли раньше этот человек клиентом компании или нет. Страховая история формируется по данным от всех страховщиков. Это прописано в ст. 9 ФЗ № 40 «Об ОСАГО».

Как определить класс водителя для страховки через сайт? Если человек впервые обращается за оформлением полиса, то сначала вся информация вносится на сайт страховщиков. Если впоследствии он обращается за выплатой, то информация корректируется. Заносятся данные о характере повреждений, сумме выплаты. Даже если через время человек обратится в другую компанию, вся информация о нем сохраняется. Новый страховщик проверит всю историю в базе РСА. Вот как определить класс водителя при ОСАГО по данным РСА.

Проверки

Любой водитель может также проверить информацию о себе на сайте страховщика. Делать это нужно ежегодно при покупке полиса. При расчете стоимости полиса исключить фактор человеческой ошибки невозможно. В договоре прописана последовательность расчетов. Если будут найдены расхождения, то следует обратиться в компанию для получения расшифровки. Обычно такая ситуация возникает при смене страховщиков. Если там откажут в проведении подробных расчетов, то придется обращаться в прокуратуру.

Исковое заявление

Чтобы обжаловать стоимость полиса, нужно предоставить заявление, в котором указать:

  • суть претензии - перечисление нарушенных прав;
  • подробное описание обстоятельств;
  • просьбу принять меры в отношении страховщика и возбудить дело в отношении должностных лиц;
  • персональные данные.

Документы рассматриваются в течение месяца. Обычно после такой процедуры компания поводит все расчеты.

КБМ

Раньше КБМ рассчитывался отдельно по каждому транспортному средству и обнулялся в случае его продажи. Соответственно снижалась скидка на покупку полиса. Человек, купивший новый автомобиль, должен был собирать баллы повторно и еще раз повышать класс. С 2016 года методика расчетов поменялась. Коэффициент присваивается самому человеку, а не автомобилю.

Узнать КБМ можно также, как определить класс безаварийности водителя. Вариант первый - просмотреть информацию на сайте РСА. Вариант второй - посмотреть в таблицу, представленную далее.

Класс в начале года

Класс в конце года (*)

* Если за год водитель раз обращался за выплатой, то на будущий год его класс будет таким, как указано в скобках.

Как определить класс водителя автомобиля на конец года? Нужно найти в таблице значение категории, которая была присвоена водителю в начале года, и сопоставить его с количеством обращений за выплатами. Опытному водителю присваивается самый высокий класс «13» и он получает 50% скидку (КБМ = 0,5) на покупку полиса. Как определить класс водителя на начало года? Он равен количеству лет водительского стажа.

Пример

Страховая компания присвоила водителю класс «5» безаварийной езды и продала полис со скидкой 10% (КБМ 0,9). Если в течение года, пока действует полис, водитель обратится за выплатой, то в следующий раз ему присвоят класс «3». Если за отчетный период обращений в компанию не будет, то присвоится «6» класс с КБМ 0,85. То есть он сможет купить полис со скидкой 15%.

Подвиды КБМ

Страховщики делят данный коэффициент еще на три вида:

  • водительский - определяется по каждому водителю на момент страхования;
  • собственника транспортного средства;
  • расчетный используется при калькуляции стоимости.

Также существует максимальное и минимальное значение показателя. По первому предоставляется скидка на покупку полиса. При минимальном значении полис продается за 100% от своей стоимости. При дальнейшем снижение происходит удорожание стоимости полиса.

Применение

К обязательному и неограниченному применяется по-разному. К первой категории относятся договора, по которым количество лиц, допущенных к управлению авто, ограничено. Соответственно в полисах второй категории никакие лимиты не устанавливаются.

Коэффициент определяется по каждому водителю отдельно. В расчете используется показатель с учетом информации по всем водителям. Допустим, за шофером сохранился класс вождения на текущий год. Скидка будет предоставляться не собственнику, а конкретному водителю. Если за год собственник авто меняется, КБМ пересчитываться не будет. Увеличение значения КБМ на будущий год будет осуществлено в отношении тех лиц, которые стали виновниками ДТП.

Расчет стоимости

Калькуляция осуществляется по такому алгоритму. При первом получении полиса водителю присваивается третий класс. Если за год не было ни одного ДТП с его участием, то на будущий год класс будет увеличен. Если имелось одно обращение за выплатой, то категория останется прежней. Если было два обращения и более, класс уменьшается до «M». С каждым увеличение категории снижается класс КБМ. Соответственно растет скидка. Например, при переходе на класс «4» водителю присваивается КБМ 0,95,что означает право на получение скидки в 5%.

Факторы

КБМ напрямую зависит от безаварийной езды. Присвоение коэффициента осуществляется по полису ОСАГО, срок действия которого закончился год назад. Действующие договоры в учет не берутся. То есть, если нет возможности просчитать КБМ водителя, ему по умолчанию присваивается класс «1».

Также имеет значение опыт водителя. Собственник транспортного средства и допущенные к вождению лица будут рассматриваться отдельно. Класс пересчитывается в момент, когда нужно произвести выплаты по ДТП, в которых виновен водитель. При этом уменьшается Скидка на покупку полиса сохраняется даже если клиент сменил страховую компанию.

Отражение информации в полисе

По закону не требуется вписывать данные КБМ водителя и собственника в полис. Но страховщик может это сделать на основании внутреннего распоряжения руководства. Обычно такая информация прописывается напротив Ф.И.О. собственника авто и каждого допущенного водителя. Иногда запись делается в графе «Особые отметки».

Вывод

Продумано с системой поощрения опытных и аккуратных водителей. При большом стаже и правильной езде клиент получает скидку в 50% на покупку полиса. При проведении расчетов водители делятся на определенные категории. Как определить минимальный класс водителя? Учитывая количество обращений за выплатами и историю вождения, можно просмотреть соответствующий показатель на сайте РСА или в специальной таблице.