Правила электрического монтажа ГБО четвёртого поколения. Установка ГБО своими руками ⇒ схема установки Электрическая схема подключения газового оборудования

Высокие цены на бензин заставляют автолюбителей искать альтернативные варианты, позволяющие хотя бы немного сэкономить на топливе и уберечь свой бюджет. При этом чаще всего единственным выходом является установка газобаллонного оборудования на свой автомобиль. Сегодня многие СТО предлагают подобную услугу, но при наличии определенных знаний монтаж можно выполнить и без посторонней помощи. Что касается типа, то лучше устанавливать ГБО 4-го поколения.

Преимущества

Если сравнивать с предыдущими версиями ГБО четвертного поколения имеет целый ряд преимуществ:

Редуктор системы оперативно реагирует на разряжение и удерживает нормальный уровень давления (вне зависимости от режима работы силового узла). Это возможно, благодаря установке широкой диафрагмы 2-й ступени и хорошо продуманной обратной связи;

На выходе системы всегда стабильное давление, что позволяет экономно расходовать газ. Кроме этого, мотор работает стабильно, обеспечивается качественный разгон, и отсутствуют «хлопки»;

Газ никоим образом не попадает в систему охлаждения, благодаря отсутствию связи между диафрагмами и полостью теплоносителя;

Прогрев редуктора осуществляется очень быстро. Это возможно, благодаря высокому уровню отдачи тепла ребристой поверхности;

Клапаны и редукторы выполнены из надежных материалов, а не пластмассы (как это было в прошлых поколениях). Следовательно, даже при эксплуатации в неблагоприятных условиях система четко выполняет свои функции;

Ресурс редуктора составляет около 7-8 лет, что обеспечивается применением качественной резины и литья;

Монтаж ГБО 4-го поколения существенно упрощен, благодаря применению специальных конусных муфт. Для работы достаточно иметь самый обычный инструмент. Кроме этого, подобная особенность упрощает дальнейшее обслуживание и ремонт;

Редуктор ГБО четвертного поколения отличается наличием 4-х мерной регулировки, две из которых четко выставлены еще на заводе (их регулировать нет необходимости). Все, что требуется - подрегулировать обороты ХХ;

Крепление редуктора осуществляется в трех точках, что упрощает поиск места для установки узла и гарантирует качественное соединение с кузовом.

Монтаж ГБО 4-го поколения: шаг за шагом

Давайте кратко рассмотрим, какие шаги необходимо будет пройти при самостоятельном монтаже системы. Это позволит вам выработать свою стратегию и максимально быстро выполнить установочные и регулировочные работы.

Итак, приступим:

  1. Закупите необходимое для установки оборудование:

Комплект ГБО (выбирайте его с учетом своей марки авто). В его состав входят жгуты проводов, «мозги», клапан, множество шлангов, форсунки, датчики температуры газа и давления, кнопка и, собственно, сам редуктор. Комплектация, конечно, может отличаться;

Баллон. Здесь вариантов исполнение множество. Но если ваша цель - компактность, то лучше отдать предпочтение баллону в виде тора. К примеру, можно выбрать турецкий баллон Атикер на 54 литра. Его размер - 630 на 225 мм;

Мультиклапан, в комплекте которого есть само устройств и выносная система для заправки;

Сенсор уровня газа - подключается к «мозгам» вашего ГБО. Его задача - показывать остатки топлива в баллоне;

Универсальный программатор (без его помощи настройка «мозгов» невозможна);

Диск с инструкцией, схемами, прошивкой и так далее. В принципе после изучения этого материала вам многое станет понятным;

Жгут форсунок.

Чаще всего этого оборудования достаточно. Размер затрат может быть различным. Здесь многое зависит от комплекта и стоимости самого баллона. В среднем общие расходы составляют около 20 тысяч рублей.

Хоте нет, кое-что вам еще придется докупить - медный шланг диаметром 8 и 6 мм и длинной 1,5 метра и 8 метров соответственно, датчик давления и разъем к этому датчику. Дополнительно это еще около 1 500-2 000 рублей.

  1. Устанавливайте баллон. Здесь очень важно, чтобы отверстие с мультиклапаном было расположено с боковой части (в стороне заливного отверстия для топлива).
  2. Монтируйте мультиклапан. Он крепится непосредственно к баллону болтами (к слову, последние необходимо закручивать в строго определенном порядке).
  3. Ставьте датчик уровня, который необходим для нормальной работы индикатора на кнопке переключения топлива. Устанавливается этот узел непосредственно на мультиклапан (нюансы монтажа зависят от особенностей комплекта).
  4. Устанавливайте электромагнитный запорный клапан. Его задача - открываться при подаче соответствующего сигнала от «мозгов» ГБО и оставаться закрытым, когда соответствующей команды не поступает.
  5. Монтируйте магистрали и заправочное устройство. При этом учтите, что магистрали зачастую две. Одна - основная, а вторая - заправочная. Используйте для этих целей предварительно купленные трубки. Соединение медных трубок можно осуществлять с помощью специального медного болта и бочонков. Что касается ВЗУ, то его желательно располагать возле основной заправочной горловины. Но здесь уже вы сами принимайте решение, где будет удобнее.

После установки магистралей обязательной является их проверка на герметичность. Для этого понадобится компрессор. Пропускайте через систему 5-6 атмосфер и проверяйте наличие (отсутствие) травления из трубок.

  1. Устанавливайте редуктор. Его место - в подкапотном пространстве. Чаще всего узел размещается около радиатора. Очень важно, чтобы выходное отверстие было сверху и направлено по ходу движения. Кроме этого, редуктор должен находиться ниже уровня ОЖ. В противном случае врезаться в систему охлаждения будет очень сложно.
  2. Монтируйте форсунки и врезайте их в коллектор.
  3. Собирайте магистраль низкого давления - соединяйте форсунки и редуктор с помощью шланга.
  4. Заправляйте бак и производите опрессовку.
  5. Устанавливайте «мозги» и производители подключение проводки (эту работ можно сделать и до опрессовки).
  6. Настраивайте работу системы и проверяйте работу двигателя в различных режимах.

Вывод

Конечно, установка ГБО 4-го поколения - это весьма сложный и трудоемкий процесс. Здесь очень важно внимательно читать инструкцию по монтажу и четко следовать всем рекомендациям. Как правило, у новичка на монтаж и настройку системы может уйти несколько дней. Но это тот случай, когда спешка является лишней. Если же есть сомнения в своих силах, то лучше обратиться к специалистам. Удачи.

Рассмотрим основные правила монтажа на основе электрической схемы подключения газового компьютера TE-PM.

Подключение общего провода (массы) газового компьютера следует к штатному подключению проводов массы к кузову автомобиля. Как альтернатива, возможно подключение общего провода к минусу аккумулятора. Плюсовой провод через предохранитель подключается к цепи питания автомобиля, где +12В появляется при включении зажигания. Очень удобно использовать для этого плюсовой провод бензиновых форсунок. В большинстве случаев, при выключении зажигания, плюс пропадает не сразу. При этом кнопка управления продолжает работать. Это вполне допустимо. Крайне нежелательно, для подключения к плюсу, использовать плюс системы зажигания. Он имеет слабый ток и содержит значительные пульсации напряжения, приводящие к помехам. Некоторые газовые компьютеры, например TE-STREAM, имеют ещё и второй провод питания. Он подключается к плюсу аккумулятора.

Подключение к бензиновым форсункам может быть через стандартные разъёмы (стандарта BOSСH или японские) или непосредственно в разрыв управляющих цепей (показано на схеме). С разъёмами эти работы выполняются быстрее, при непосредственном подключении значительно аккуратнее и красивее. Особенно, когда врезки делаются в жгуте на удалении от самих форсунок. В “японских” разъёмах нет единого стандарта расположения плюса и управляющего провода. Поэтому, придётся ещё разбираться и с этим. Жгуты наших (ТЕ) компьютеров могут быть как с разъёмами, так и без. Это определяется заранее и обсуждается с нашими партнёрами на местах.

Подключение к газовым форсункам , как правило, не вызывает проблем. Главное, чтобы номер канала подключения к конкретной бензиновой форсунке, соответствовал номеру газовой. Порядок счёта цилиндров в двигателе не имеет значения. Датчик температуры газа и отвод для МАПа (крестовина) располагается в непосредственной близости от газовой рампы. Иногда этот датчик расположен на самой рампе (OMVL), тогда крестовину можно не ставить.

Подключение провода к лямбда зонду не является обязательным. Все автокалибровки и сбор точек карты при этом будут происходить штатно. Подключение необходимо только для наблюдения визуально, для анализа работы системы. Подключение к широкодиапазонным лямбдам не предусмотрено. В V-образных двигателях следует подключить один из двух лямбда зондов.

Датчик уровня может быть высокоомным (0-30кОм) и низкоомным (0-90Ом). Двухпроводной, резистивный. Для других типов датчиков необходим дополнительный провод для питания.

К редуктору идут провода клапана газа и температуры . Синий провод подключается к одной клемме клапана и одновременно этот провод тянется к клапану мультиклапана. Вторая клемма клапанов соединяется с ближайшей массой. Датчик температуры редуктора подключается через разъём или напрямую, через пайку проводов.

Нельзя путать подключение разъёмов МАП-сенсора и диагностического разъёма . Провод диагностического разъёма значительно короче провода МАП-сенсора. В некоторых компьютерах на разъём диагностики может подключаться ещё и кабель кнопки управления. Одновременно, газовый компьютер, может работать только с одним устройством: либо с кнопкой, либо с диагностическим адаптером.

Сегодня многие в России устанавливают газобаллонное оборудование. В странах бывшего СНГ это делают почти все. Причина – дорогой бензин. Как же подключается ГБО к автомобилю, если на нём установлена карбюраторная система.

ГБО на Газель и Жигули

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

Самыми популярными автомобилями на постсоветском пространстве пока остаются Газель и Жигули. ВАЗ «шестёрка» и «семёрка» — самые востребованные, часто встречающиеся модели. Поэтому будет актуально рассмотреть процесс инсталляции ГБО на эти авто.

В первую очередь перед инсталляцией газового оборудования надо правильно сделать выбор в пользу того или иного варианта. Как известно, оно разнится поколениями, и сегодня уже вышло ГБО 5. Однако такой вариант пока что нам не по карману, заострим внимание на традиционных газовых баллонах 1 и 2. Кроме того, более современная установка на карбюратор не идёт, не подходит. Там электроника, которая потребует наличие разнообразных датчиков.

Так какое же ГБО ставить – 1 или 2? Отметим сразу, что они несильно отличаются между собой. На газовом оборудовании первого поколения шланг топлива соединяется с карбом через специальную проставку. В его роли может быть смеситель или просто предусмотренная врезка на карбюраторе.

Газ поступает внутрь устройства под воздействием разряжённого воздуха из редуктора через дозатор. Внимание: на первом поколении ГБО дозатор оснащён ручным режимом управления. То есть, его можно самостоятельно регулировать. Как правило, выставляется он при настройке один раз, требует обновления не чаще, чем корректируется сам карбюратор.

Второе поколение ГБО оснащёно уже электронным дозатором, имеющим клапан. Он приводится в действие шаговым движком, управляемым сигналами от заслонки карбюратора.

Электронные карбюраторы – удел японских авто 80-х годов выпуска. На советской «классике» и на Газели навороты в виде электронного дозатора не нужны, так как пользы никакой не приносят. Если решено ставить второе поколение оборудования, то электронный порционник надо выбросить, вместо него поставить ручной.

Схема подключения ГБО на Жигулях

ГБО включает в свой состав помимо дозатора, редуктор, клапан, фильтр и другие важные компоненты.

ГБО устанавливается в багажный отсек, хотя на Газели, которая больше в плане объёма салона, баллон можно ставить и в других местах. Он не будет занимать много места.

Обязательно в начале установить мультиклапан , интегрирующий баллон с остальными компонентами оборудования. Через него газовое топливо поступает в систему, а далее в ДВС.

В любом удобном месте надо вмонтировать также ВЗУ (заправочное устройство). Главное правило: чтобы оно было под рукой, в удобном месте, когда придётся заправляться газом на АЗС. Канал к ВЗУ от мультиклапана делается из медной трубки.

ГМВД медная трубка, которая идёт от мультиклапана к силовой установке. Перед подачей топлива непосредственно в двигатель, газ рекомендуется очищать. Поэтому на магистрали ставится фильтрующий элемент и клапан , перекрывающий подачу при переключении на бензин или при остановке машины.

После очищения газ поступает в редуктор . В нём давление понижается до значения 1 атм. Редуктор выполняет особые функции, в том числе и охлаждающие. Жидкость здесь превращается в пар. Тем самым, само устройство тоже не перегревается, работает дольше. В некоторых случаях зимой, если установка была проведена неправильно, можно увидеть редуктор, покрытый льдом.

Чтобы избежать подобных ситуаций, к редуктору советуют интегрировать систему охлаждения Газели или ВАЗ (СО). В холодные дни надо запускать движок на бензине, и лишь после задействовать газ. Это делается для того чтобы прогреть тосол, который поступает в редуктор. Именно по этой же причине устройство подключается к СО поближе к отопителю, чтобы в холодные дни антифриз был горячим.

В задачи дозатора входит регулировка количества газа, подаваемого в силовой агрегат. Как и говорилось выше, на карбюраторных автомобилях ставится механический вариант порционного устройства.

Дозатор состоит из двух отверстий для входа и выхода газа, винта для регулировки и специального входа под вакуумную трубку. С её помощью дозатор интегрируется с коллектором. Последнее соединение тоже имеет большое значение. Когда во впускном коллекторе повышается разрежение, дозатор подаёт газ в большем количестве. Что касается винта, то он служит для ручного регулирования подачи.

Смеситель – особое устройство, отвечающее за передачу газа. Он устанавливается на карбюратор. Для монтажа используется метод прямой врезки, либо он просто надевается сверху, как на фото.

С помощью переключателя топлива осуществляется выбор газ/бензин. Этот регулятор устанавливается непосредственно возле водителя, чтобы удобнее было управлять режимами. Принцип действия сводится к тому, чтобы перекрыть один вид горючего, одновременно открыв подачу другого. В роли закрывающих и открывающих доступ устройств выступают клапаны, поставленные на трубопроводке.

Надо учитывать особенности инсталляции газобаллонного оборудования, чтобы избежать ошибок.

  1. Соединять газовый клапан с редуктором должна специальная трубка, выдерживающая высокое давление. Как правило, это бывает медная деталь.
  2. Патрубки системы охлаждения автомобиля должны быть подключены к редуктору отдельно. Обязательно сделать циркуляцию: с отопителя на редуктор и с него на печку. После редуктора по схеме должен идти газовый регулятор.
  3. На топливопроводе, идущим от регулятора, должна устанавливаться проставка-смеситель или газовая трубка просто врезается в карбюратор.

Особенности врезки газовой трубки

ГБО на карбюраторы Газели, Ваз 2106 и 2107 можно просто врезать. Делается это так:

  • в камере карба просверливаются два отверстия в удобном месте;
  • нарезается резьба с помощью менчика;
  • вкручиваются штуцеры подходящего размера;
  • подсоединяются газовые трубки.

Установка ГБО на автомобиль ничего опасного, в принципе, не сулит. Оборудование должно быть качественным, изготовленным настоящей фирмой. «Левый» товар ставить не рекомендуется. Хорошо показали себя итальянские баллоны, которые редко взрываются.

В конструкции автомобиля практически никаких явных изменений не произойдёт. Трубки ГБО подсоединяются в разрыв родной топливной системы. Получается, что газовое оборудование – это просто дополнение, отлично зарекомендовавшее себя в условиях дороговизны жидкого топлива. Установка ГБО – возможность неплохо сэкономить на активных регулярных поездках.

Видео: установка газа

Для управления топливной системой автомобиля с газовым оборудованием, в его салоне устанавливается переключатель газ бензин. Модели кнопок ГБО различаются в зависимости от и типа двигателя машины.

Переключатели топлива газовых установок можно разделить на 4 вида:

  1. клавиша предназначенная только для карбюраторного мотора. Входит в комплект ГБО 1-2 поколения, имеет индекс — G;
  2. тумблер для инжекторной машины со 2 и 3 поколением газобаллонного оборудования, маркируется индексом — W;
  3. универсальный переключатель ГБО 2 поколения на инжектор и карбюратор;
  4. кнопка переключения газ бензин 4 поколения.

Принцип работы и отличия кнопок

Кнопка 1-2 поколения на карбюраторе имеет два рабочих положения и одно нейтральное.

Кнопка ГБО 1 поколения на карбюратор

  • I – двигатель запускается и работает только на бензине (газовый клапан закрыт, горит красная лампочка).
  • II – ДВС переходит на газ, при этом бензиновый электроклапан закрывается и загорается зелёная лампа.
  • 0 (Нейтраль) – служит для выжигания бензина из поплавковой камеры карбюратора.

Изменение вида топлива должно происходить только через нейтральное положение. Если включить сразу газ, в камеры сгорания поступит два вида топлива и мотор, скорее всего, заглохнет.

У некоторых экземпляров имеется в баллоне, а также дополнительная кнопка для предпусковой подачи порции газа, которая нужна для обогащения смеси при пуске прогретого мотора на газу (к примеру, кнопки Lovato, Logo для вакуумного редуктора).

В такую клавишу как, например Stag 2-G штатно уже встроена функция предпускового запуска, с возможностью регулировки по времени.

В инжекторном исполнении вместо среднего положения находится автоматический режим (на некоторых видах как, например Стаг 2-W оно может быть крайним). При этой позиции запуск двигателя происходит на бензине, а по достижению определённых оборотов ДВС автоматом включается подача газа.

Кнопка переключения газ бензин 2 поколения на инжектор

Обороты перехода регулируются с помощью потенциометра на боковой поверхности корпуса. Эта клавиша тоже может идти с индикацией уровня.

Универсальный вариант подразумевает монтаж тумблера, как на инжектор, так и на карбюратор. Переход между режимами осуществляется при помощи перемычки/джампера на корпусе (пример переключатель SVG).

Универсальный переключатель

Кнопка ГБО 4-го поколения имеет светодиодную индикацию и 2 режима работы вкл./выкл. Во включенном положении газ включается автоматически после прогрева редуктора-испарителя до 35-45˚C. Температура программируется в контроллере при .

Сигналы кнопки на примере Stag:

  1. горит/не горит светодиод – двигатель работает на газу/на бензине;
  2. мигает с периодичностью в 1 сек. – мотор не прогрет;
  3. мигает каждые 2 секунды – система готова к переходу на газ;
  4. моргает каждые 4 секунды – закончилось топливо в баллоне;
  5. пищит зуммер три раза – система переходит с газа на бензин из-за нехватки топлива;
  6. три коротких сигнала 1 длинный – ошибка ЭБУ (блока управления);
  7. два коротких сигнала 1 длинный (при выключенном зажигании) – требуется техобслуживание газового оборудования.

Ко всему прочему в четвёртой версии ГБО имеется на газу. Активируется режим следующим образом, удерживаем кнопку на выключенном зажигании до момента постоянного горения светодиода. Затем, не отпуская клавишу, запускаем мотор. Деактивация происходит после остановки ДВС.

Типы кнопок (видео):

Таблица подбора (с примерными ценами):

Название/маркировка инжектор/карбюратоор/поколение Индикация уровня, +/- Цена в рублях
REG OMVL Dream XXI King инж./4 + 1020
Logo (ЛОГО) 145 инж./4 - 280
Logo 101 карб./1,2 - 470
Atiker (К01.003.000.020) карб./1,2 + 600
Stag 2-G карб./1,2 - 550
AEB 722 карб./1,2 + 1050
Tamona K-5 карб./1,2 - 520
Lovato карб./1,2 - 590
Torelli карб./1,2 + 630
Stag 2-W инж./2 - 600
Tamona in-3 инж./2 - 540
Stag LED-401 инж./4 + 750
Stag LED-300 инж./4 + 580

Схема подключения кнопки ГБО 2 поколения на инжектор

Установка и подключение кнопки ГБО 2 поколения своими руками на машину с инжектором иногда вызывает затруднение.

На самом деле всё намного проще, чем кажется. В заводской инструкции для монтажа переключателя указываются следующая распиновка:

  • белый провод должен идти к датчику уровня на (если такой указатель установлен);
  • жёлтый идёт к плюсу бензинового клапана (при наличии эмуляции бензиновых форсунок этот провод не подключается);
  • синий соединяется с плюсовыми клеммами газовых клапанов и дополнительного выносного с фильтром. В эту цепь также врезается эмулятор форсунок;
  • красный идет к плюсовой клемме катушки зажигания (обязательно с предохранителем);
  • чёрный — масса;
  • коричневый на минусовую клемму катушки.

Инжекторная схема

С первыми тремя пунктами сложно не согласиться. Но по остальным внесём рекомендации:

  • Красный провод лучше всего подключать к плюсу от замка зажигания. Потому что катушки могут иметь скачки напряжения. Чтобы не разбирать панель, контакт можно найти на колодке предохранителей.
  • Черный провод следует крепить только на кузове автомобиля, как и все минусовые кабеля оборудования.
  • Коричневый, необходимо намотать на центральный высоковольтный провод катушки.

Желательно делать 10-15 витков, без применения изоленты. Изолента со временем высыхает и отваливается, лучше сделать узел подобный завязке рыболовного крючка.

Правильное подключение коричневого провода

Если система зажигания состоит из раздельных катушек, необходимо навить провод на первые два бронепровода (для более точного сигнала), при этом, не разрывая коричневый, т.е. сначала на первый затем на второй.

После подключения кнопки ее надо отрегулировать. Периодически повышая обороты двигателя акселератором, необходимо плавно поворачивать винт потенциометра по часовой стрелке и обратно. Нужно добиться включения подачи газа в режиме «автомат» при показании тахометра 2000-2500 об/мин.

Схема подключения кнопки ГБО 2 поколения на карбюратор

Для карбюраторного мотора подключение выглядит аналогично:

  1. Красный – через предохранитель к катушке/замку зажигания.
  2. Голубой (синий) – плюс газового клапана.
  3. Жёлтый – плюс бензинового клапана.
  4. Чёрный – минус (кузов авто).
  5. Коричневый идет к бронепроводу катушки зажигания. Нужен для передачи импульса на клавишу, которая определяет, работает мотор или нет.

Карбюраторная схема

Если у Вас ещё остались вопросы по подключению или подбору кнопок на ГБО, задавайте их в комментариях. Мы с радостью на них ответим.

Кнопка выбора между газом и бензином – неотъемлемый атрибут ГБО, без которого переключение с одного вида топлива на другое, а с ним и экономия на расходах, станут невозможными. Данная кнопка (или переключатель) даёт возможность перейти с одного топлива на другое без необходимости останавливаться и открывать капот авто.

Кнопка управления ГБО

Кнопка управления, или переключатель для режима ГБО, выполнена в виде небольшого бока с двухпозиционным выключателем, у которого имеется общая шина и две крайние. Индикация газа – синяя или зелёная подсветка, для бензина же переключатель светится жёлтым, оранжевым или красным.

Несмотря на неоспоримые преимущества – относительную дешевизну по затратам на заправку машины топливом, до десяти раз более чистый выхлоп и заботу об экологии, гораздо более редкое сервисное обслуживание и ремонт двигателей, — у ГБО имеются и слабые стороны, и одно из таких «узких мест» — кнопка или переключатель, позволяющий машине переходить от бензинового «пайка» к газовому и обратно. Смонтировать кнопку можно либо рядом с приборным щитком, либо рядом с педалями, либо в другом удобном месте.

Кнопка ГБО для карбюратора

Для карбюраторных моторов рассматривается упрощённая схема подключения, соответствующая 1-му поколению ГБО. Именно с этого частные автовладельцы стали переводить свои машины на езду от газа. Здесь полностью отсутствует какая-либо электроника – система работает лишь на электромеханике.

Кнопка ГБО 1-го поколения обладает тремя положениями: 1 – бензин, 2 – газ, средняя (нулевая) позиция является нейтральной. В последнем случае бензин и газ перекрыты соответствующими клапанами, при этом подсветка переключателя отключена.


Недопустима подача бензина или газа сразу в одном из данных режимов. Переключаться водитель может, не минуя никак нейтральный режим. Если перейти из «газа» в «бензин» или обратно, минуя «нейтраль», напрямик – в двигатель сразу подаются оба вида топлива. Бензин не может воспламениться из-за того, что газ не даёт ему это сделать. Газ, в свою очередь, не сгорит, а разложится на углерод и водород, возникнут отложения (закоксовывание) на клапанах и поршнях. Двигатель, даже если и завёлся весьма успешно, сразу же остановится.

Схема для кнопки ГБО

В качестве примера – всё то же ГБО 1-го поколения. Прежде чем подключать более «младшее» поколение, нелишне узнать, как подключалось «старшее». У блока кнопки здесь имеется 4 провода:

  1. Красный служит как «+» катушки зажигания.
  2. Чёрный – «масса», общий.
  3. Коричневый – проходит через фильтр помех, гасящий скачки тока; 10 витков навиваются нацентральный сердечник от катушки зажигания.
  4. Жёлтый – служит как «+» от устройства, отприющего и запирающего клапан подачи бензина.

Случайно перепутав полярность, вы рискуете сжечь устройство, коммутируемое кнопкой. Все провода и дорожки рассчитаны под свои ток и напряжение.

Кнопка ГБО 2-го поколения

Переключатель (включение и выключение режима ГБО) обладает следующей цветомаркировкой проводов – их также несколько:

  1. Коричневый - идёт на схему искроподжига, или мотается на проводе высокого напряжения, соединяющемся с первым цилиндром. Необходимо в последнем случае обмотать не менее 10 витков.
  2. Чёрный – общая шина, соединяется с кузовом авто.
  3. Красный – положительный, соединяется с катушкой искроподжига, заведён через предохранитель.
  4. Жёлтый – питает бензоподкачку.
  5. Синий – управляет редуктором нагнетания газа, заводится на замещающий форсунки узел.
  6. Белый – управляет датчиком оставшегося газа в баллоне.

Последнее является опциональной функцией — не во всех ГБО 2-го поколения такие датчики применяются. Большая часть устанавливаемых систем ГБО 2-го поколения применяет самые обычные переключатели режимов газа и бензина – им вряд ли потребуется индикация остатка газа в баллоне. Но переключение – по сравнению с управлением в карбюраторном ГБО 1-го поколения – немного разнесено иначе, хотя и режимов также всего три;

  1. 1 – бензин, ГБО полностью отключено, и не может включиться ни при каких обстоятельствах.
  2. 2 – машина заводится на бензине, но после прогрева движка сразуже переходит на потребление газа.
  3. 0 – «завод» на бензине, переход на газ лишь при определённых оборотах, выше которых продолжать работать на жидкостном топливе нецелесообразно.

Вы можете настроить работу мотора на газе так, как сами посчитаете нужным. Бывают случаи, когда ГБО или бензин временно не нужны – возможно даже полностью исключить их из работы, но в случае режима «только газ» потребуется замена свей на более жаростойкие, изначально рассчитанные на газ. Дело в том, что поджиг на газе осуществляется на 150-200 градусов выше, чем при температуре воспламенения бензина.

Кнопка ГБО 3-го поколения

Отличие кнопки ГБО 3-го поколения от такого же устройства 2-го состоит в следующем. Они не настолько существенны, как это может показаться на первый взгляд. Здесь подкачка газа или газосмеси производится через заводскую систему питания. У 3-го поколения, в отличие от 2-го, газ закачивается прямо во втяжной коллектор. В общем и целом, схема остаётся той же – кнопки для 2-го и 3-го поколений подключаются приближённо одинаково.

Кнопка переключения ГБО 4-го поколения

Для кнопок ГБО 4-го поколения промежуточная позиция целиком убрана. Данный переключатель имеет лишь два положения: для газа и для бензина.

Чтобы переключиться с бензина на газ, водитель может сделать это уже при движении, ничего не выжидая – было бы нужное количество бензина в бензобаке и газа в газобаллоне, только тогда система будет работать чётко. Для этого нужно нажать на кнопку. Лампочка бензина при этом светится, лампочка газа – замигает. Как только движок достигнет нужной температуры, а редуктор газа установит в газоподаче необходимое давление, газофорсунки откроются автоматически, а бензофорсунки – закроются. Это завершает переход с бензина на газ. На кнопке при этом погаснет индикатор бензина, а индикатор газа из мигающего режима перейдёт в режим постоянного свечения.

Электронный блок управления в системах ГБО 4-го поколения достаточно универсален – по сравнению с предыдущими системами более «старших» поколений. Однако отличающиеся друг от друга системы подачи газа в разных моделях имеют разный режим светового предупреждения о переходе с бензина на газ и обратно. Перейти между режимами можно свободно – пока вы ещё не тронулись с места, или уже в пути, это значения не имеет. В случае, когда мотор уже (или ещё) тёплый, желательно на газ переключаться минимум через несколько секунд после успешного запуска.

Когда вы переключаетесь с газа на бензин – при движении машины вместе с вами по дороге, нажмите на кнопку, чтобы перейти с газа на бензин. При нажатии кнопки бензофорсунки включаются, а гаофорсунки – перестают срабатывать. При этом индикация газа погаснет, а для бензина – засветится. Также вы можете перейти с газа обратно на бензин и во время стоянки – никаких ограничений на скорость здесь нет. Индикация режимов газа и бензина на разных моделях с ГБО 4-го поколения может оказаться разной: где-то это мигающие светодиоды, а где-то – непрерывно светящиеся.

Машина может перейти с бензина на газ, если первый закончился – а второго ещё предостаточно. Или наоборот. Все современные авто стараются подводить под автопереключение. Это позволяет быть не застигнутым врасплох окончанием топлива – кончилось одно, дожигайте другое, но посреди трассы, в сотнях километров от А(Г)ЗС в глуши вы вряд ли встанете.

Двигатель не может работать исключительно на газе, когда для газа не установлены специальные свечи, не переведена с 14 на 16 киловольт схема искроподжига. Если ЭБУ поддерживает аварийный запуск на газе, например, когда нет бензина или бензиноподача не работает – такое возможно, однако при этом машина запускается и работает исключительно на газе, как новейшие «КамАЗы», где соляровая подача топлива исключена самим заводом-изготовителем. ЭБУ в таком случае «прошит» изначально под режим «только газ», и это является, можно сказать, велением времени. Данные правила справедливы для всех систем ГБО. В зимнее время запуск на газе может не сработать, оттого режим «только газ» является вынужденным, экстренным. Перед включением стартера кнопку перехода с бензина на газ надо держать нажатой.

Кстати, с перегоревшим предохранителем, стоящим в системе ГБО, переход на газ и запуск от газа не осуществляется. При этом клапан газа закрывается, а клапан бензина открыт. Это позволяет перейти на бензин – и продолжить свою дорогу на сегодня.

Купить кнопку ГБО

Кнопка ГБО – один из самых дешёвых аксессуаров в газобаллонной системе. По сути, это один или два выключателя, помещённые в небольшую коробку, дополненную навесными радиодеталями и проводами. Она стоит не более 300 р. Ни одна кнопка не обходится без световой индикации — это позволяет вам увидеть выключатель даже ночью в салоне авто, припаркованного даже на той улице, где нет фонарей. Хотя товар весьма просто и надёжен, даже его пытаются подделать, продавая автовладельцам хлипкие и непроверенные устройства. Экономить на таком простом товаре не стоит.

Не пытайтесь поставить кнопку 1-го поколения в систему с 3-м или 4-м поколением. Если вы видите разное количество проводов кнопки на переключателях разных поколений, то это как раз тот самый случай: вроде и собрали, ничего лишнего, а система с ГБО работает нештатно или не переключает тип и вид топлива совсем.

Заказать товар можно как по Сети, так и отыскать (если вы хорошо знаете, как эта кнопка выглядит, и не спутаете её с другими аналогичными переключателями) в ближайшем автомагазине или на авторынке. Главное, чтобы она работала – а пользоваться ею было предельно комфортно.