Итоги существования многонационального государства. Многонациональный состав населения России: источник силы или слабости? Вопросы для самостоятельной подготовки

В современном мире проживает более трех тысяч различных этнических единиц, а государств насчитывается немногим более двухсот. А это значит, что, за некоторым исключением, большинство составляют многонациональные страны.

Термины и понятия

Для того чтобы подробно разобраться в вопросе, необходимо выделить ключевые понятия, которыми оперируют исследователи при изучении той или иной страны. Такие понятия, как довольно близки по своему смыслу, но вместе с тем имеют определенные нюансы. Достаточно понятно, что все эти термины являются результатом исторического усложнения различных элементов, характеризующих ту или иную этническую общность. Хозяйственное развитие, расширение территории вело к увеличению ареала проживания племени, которое постепенно превращалось в народность или народ. И как высшую стадию этнической единицы можно выделить формирование и появление нации. Многие ученые сходятся во мнении, что определяющими факторами в образовании этой общности являются один язык, территория, культура и экономические связи. Однако по мере развития нации эти факторы утрачивают свое первостепенное значение, и она может продолжать существовать даже тогда когда разделена

Формирование национального самосознания

Действительно, подтверждая данное утверждение, можно обратиться к примеру такого многонационального гиганта, как СССР. Многие нации, существовавшие в составе этого государства, после его крушения оказались по разные стороны границ, но не утратили своей идентификации. Поэтому, сформировавшись единожды, они продолжают существовать, за исключением случаев физического исчезновения. Язык как один из основополагающих признаков нации может перестать быть таковым. По мере увеличения численности людей роль родства уменьшалась, и могло получиться так, что в одной нации появлялось два или несколько языков. При объединении прежних этнических групп во все более многочисленные сохранялись вариации языков (диалекты), порой отличающиеся достаточно сильно от бывшего единого языка. Ярчайшим примером может служить Швейцарская конфедерация. Примерно по такому пути формировались многонациональные страны Европы. Однако не только европейские страны следовали данному пути развития национальных отношений. Многонациональные страны Азии также не могли сразу образоваться как полноценные полиэтничные образования. Череда революций и прочих метаморфоз привела их к необходимости сосуществования, и одно из многочисленных государств Азии - Китай - также сформировано по этому принципу.

Разные трактовки понятия "нация"

Употребляя термин "нация", нужно иметь в виду его двоякое значение. Во-первых, ученые рассматривают ее как совокупность граждан какого-то определенного государства. То есть это поликультурная, социально-политическая, территориальная и экономическая общность представителей разных национальностей, образующих государство. Во втором случае эту дефиницию употребляют как обозначение высшей формы этнического единства. Многонациональные страны, сложившиеся по первому сценарию, в современном геополитическом мире составляют более половины всех государственных образований. Наиболее характерным примером является американская нация. Многие века США называли «плавильным котлом», который успешно растворял этническое многообразие граждан Америки, превращая их в единую нацию. Такой ход событий диктовался историческими реалиями, складывающийся индустриальный тип общества предъявлял жесткие требования в первую очередь экономического характера, и многие национальности должны были объединиться, чтобы успешно конкурировать на международной арене. Так складывались многонациональные страны мира.

Интеграция по российскому типу

Глобализация экономики повлияла на способы интеграции государственно-национальных образований. Динамично развивающееся производство привело к формированию новых вариантов межэтнического сотрудничества. США и РФ - это многонациональные страны, обе они по своему устройству являются федерациями. Однако способы их организации принципиально различаются. Российская Федерация построена по национально-государственному принципу субъектов, ее составляющих. Они обладают определенной самостоятельностью во внутренних делах и совместно представляют российскую нацию.

Альтернативный путь национальной кооперации

Американские штаты также обладают определенной внутренней автономией, но сформированы по территориальному признаку. Россия таким способом организации гарантирует развитие народов, ее населяющих. Соединенные Штаты Америки на основе демократических законов также закрепляют право каждой этнической единицы на национально-культурную самостоятельность. Эти два типа государственных объединений представлены на всем земном шаре.

Глобализация и нации

Вступление мира в информационную эпоху еще более усилило межгосударственную конкуренцию, соответственно, и межнациональную. Поэтому главной тенденцией становится рождение наднациональных государственных образований. Они сформированы по принципу конфедерации и имеют большое национальное и культурное разнообразие. Наиболее типичным примером является Европейский Союз, в состав которого входит более двадцати стран, а жители говорят, по самым приблизительным подсчетам, на 40 языках. Устройство этого объединения максимально приближено к сложившимся экономико-политическим реалиям. На его территории действует общая правовая система, валюта, гражданство. Если присмотреться к этим признакам, то можно сделать вывод о том, что практически сложилась европейская супернация. Количество новых членов ЕС растет. Схожие процессы, но с меньшей степенью кооперации, протекают по всему миру. Первоначальные экономико-политические блоки - это прообразы будущих супернаций. Думается, именно за такими крупными государственно-национальными образованиями - будущее всей человеческой цивилизации.

Национальная политика

Гарантом сохранения единства является в государствах, объединенных в многонациональные страны. Список этих стран достаточно обширен и включает в себя подавляющее количество государственных образований, расположенных на нашей планете. Национальная политика включает в себя комплекс мер по обеспечению равного существования и развития этнических единиц государства. Самая многонациональная страна мира - Индия - тому является примером. Только взвешенная и осторожная политика этой страны позволяет ей быть лидером и успешно конкурировать со своим соседом-гигантом Китаем.

Современные тенденции межнациональных отношений

Именно законодательное закрепление прав служит связующим "раствором" для этих стран. Пути развития национальностей и государства далеко не всегда совпадали. История демонстрирует массу подобных примеров. Многонациональные страны наиболее подвержены распаду именно по причине своей полиэтничности. Двадцатый век стал периодом крушения многих таких государств: СССР, Югославии, и даже бинациональной Чехословакии. Поэтому сохранение паритета национальностей становится основой для сотрудничества и интеграции. Последние два десятка лет некоторую тенденциозность приобретает процесс сепаратизма, это касается и устоявшихся европейских государств, таких как, к примеру, Великобритания, из состава которой озвучила намерение выйти Шотландия, а также искусственно созданных в результате колониальной политики государств Азии и Африки.

Накануне подписания Союзного договора, 19 августа 1991 г., был создан Государственный комитет по чрезвычайно­му положению (ГКЧП). Формально его возглавил вице-президент СССР Г.И. Янаев, который издал указ о временном испол­нении обязанностей Президента СССР в связи с невозможностью выполнять Горбачевым обязанности главы государства «по состо­янию здоровья». В состав Комитета вошли также премьер-ми­нистр B.C. Павлов, министр обороны Д.Т. Язов, министр внут­ренних дел Б.К. Пуго, председатель КГБ В.А. Крючков, замести­тель председателя Совета обороны при Президенте СССР,

О.Д. Бакланов, президент Ассоциации государственных предпри­ятий промышленности, строительства, транспорта и связи СССР, генеральный директор научно-производственного объединения «Машиностроительный завод им. М.И. Калинина» А.И. Тизяков, председатель Крестьянского союза СССР В.А. Стародубцев.

В «Заявлении советского руководства», подписанном Янаевым, Павловым и Баклановым и переданном по Центральному телевидению утром 19 августа, сообщалось, что в отдельных местностях СССР на срок 6 месяцев с 19 августа вводится чрез­вычайное положение с целью положить конец «конфронтации, хаосу, анархии». На этот период высшая власть в стране перехо­дит в руки ГКЧП, решения которого обязательны для неукосни­тельного исполнения всеми органами власти на всей территории СССР. ГКЧП обещал установить на всей территории Союза безус­ловное верховенство Конституции СССР и законов Союза ССР.

ГКЧП еще до официального объявления о своем сущест­вовании в ночь на 19 августа дал указание арестовать Прези­дента РСФСР, который находился на своей даче под Москвой. Спецгруппа КГБ по борьбе с терроризмом «Альфа», оцепив да­чу, ожидала решающего приказа на завершение операции. Он не поступил, ГКЧП дал отбой. В дни августовского путча руко­водство России выступило сплоченно, энергично, наступатель­но. ГКЧП, напротив, действовал нерешительно и пассивно.

По распоряжению ГКЧП в Москву были введены войска и бронетехника. Уже утром 19 августа здание Верховного Совета России стали окружать москвичи, опасавшиеся разгона россий­ского парламента и готовые защищать его. В обращении «К гражданам России» Б.Н. Ельцин, председатель правительства России И.С. Силаев и и.о. председателя Верховного Совета Рос­сии Р.И. Хасбулатов охарактеризовали действия ГКЧП как реак­ционный, антиконституционный переворот с насильственным отстранением от власти законно избранного Президента страны и объявили «так называемый комитет» и все его решения незакон­ными. Б.Н. Ельцин издал указ: все решения ГКЧП не имеют си­лы на территории России. Символично, что Президент России выступил перед своими сторонниками и огласил этот историчес­кий указ, взобравшись на один из танков, прибывших в столицу по приказу ГКЧП. Вокруг Белого дома развернулось строитель­ство баррикад. Даже ночью у здания Верховного Совета остава­лось около 10 тыс. человек, образовавших живое кольцо. Граждане России были готовы защищать Белый дом. Перед лицом этой решимости ГКЧП так и не осмелился отдать приказ на штурм. После того как под боевые машины пехоты, которые дви­гались по Садовому кольцу, попали трое защитников Белого до­ма (Д. Комарь, И. Кричевский и В. Усов), начался вывод броне­техники и войск из Москвы.

Утром 22 августа 1991 г. Верховный Совет РСФСР вы­слал к Горбачеву в Форос делегацию во главе с вице-прези­дентом РСФСР А.В. Руцким, чтобы привезти Президента СССР в Москву. Одновременно с Руцким в Крым летели Язов и Крюч­ков с целью получить аудиенцию у Горбачева, объясниться и получить прощение, но Горбачев не принял их.

Члены ГКЧП были арестованы (Пуго покончил с собой). В этот же день Президент РСФСР выразил признательность гражданам России за поддержку российского руководства в от­поре «реакционной кучке высокопоставленных путчистов». Вер­нувшись из Фороса, Президент СССР по Центральному телеви­дению отметил «выдающуюся роль Президента России, который стал в центре сопротивления заговору и диктатуре».

23 августа на чрезвычайной сессии ВС РСФСР в присут­ствии Горбачева и вопреки его возражениям Президент России подписал указ «О приостановлении деятельности Коммунистичес­кой партии РСФСР» на том основании, что она поддержала по­пытку государственного переворота. Фактически это был запрет КПСС. Указ от 23 августа был подкреплен захватом в Москве зда­ний ЦК и МГК КПСС. 24 августа Горбачев объявил о своей от­ставке с поста генерального секретаря ЦК КПСС и призвал партию самораспуститься. 6 ноября 1991 г. Ельцин издал указ о запрете деятельности КПСС на территории РСФСР и Компартии РСФСР.

По настоянию российского руководства 25 августа Горба­чев ликвидировал Кабинет Министров СССР. Вместо него был создан Комитет по оперативному управлению народным хозяй­ством во главе с премьер-министром РСФСР И.С. Силаевым.

2 сентября Президент СССР и высшие руководители 10 союзных республик выступили с заявлением, в котором факти­чески приостановили действие Конституции СССР, объявили пе­реходный период для принятия новой Конституции и констатировали создание Государственного совета в составе Президента СССР и высших должностных лиц 10 республик. V (внеочередной) Съезд народных депутатов СССР (2-5 сентября 1991 г.) принял два акта: закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период» и постановление «О мерах, вы­текающих из совместного заявления Президента СССР и высших руководителей союзных республик и решений внеочередной сес­сии Верховного Совета СССР». Под давлением Президента СССР и его сторонников Съезд постановил прекратить деятельность Съез­да народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, т.е. фак­тически распустил высшие органы государственной власти СССР.

6 сентября на первом заседании Госсовета была признана независимость Латвии, Литвы, Эстонии. В том же месяце депута­ты от России и других республик были отозваны из Верховного Совета СССР, председатель которого А.И. Лукьянов также был арестован за поддержку ГКЧП. Союзные структуры власти и уп­равления фактически перестали существовать. На территории России власть была сконцентрирована в руках Президента РСФСР и Съезда народных депутатов России. Попытка Президента СССР возродить новоогаревский процесс по доработке и подписанию Со­юзного договора блокировалась как Россией, так и Украиной.

Финал ГКЧП означал завершение исторического периода, характеризуемого словом «перестройка».

Задуманное окружением Горбачева как мера спасения СССР создание ГКЧП ускорило его распад, позволив руковод­ству России выступить в роли защитника законности.

8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще (Белоруссия) ру­ководители трех республик (Президент России Б. Ельцин, прези­дент Украины JI. Кравчук, председатель ВС Белоруссии С. Шушкевич) подписали Беловежское соглашение, в котором заявили о прекращении существования СССР как геополитической ре­альности и субъекта международного права и о создании Содру­жества Независимых Государств (СНГ) без единых органов влас­ти и управления. 12 декабря 1991 г. после часового обсуждения Верховный Совет РСФСР ратифицировал соглашение (188 - «за», 93% от присутствовавших). 12 декабря 1991 г. в ин­тервью газете «Комсомольская правда» М.С. Горбачев заявил: «Это ненормально, но пусть идет процесс, главное, чтобы в конституционных, нормальных формах... Я уйду в отставку... Я сделал все, что мог». 21 декабря в Алма-Ате 11 республик СССР подписали соглашение о ликвидации СССР и создании СНГ. 25 декабря Президент СССР сложил свои полномочия. В тот же день ВС России установил вместо РСФСР новое офи­циальное наименование государства - Российская Федерация. Над Кремлем был поднят трехцветный российский флаг.

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы.

1.Составьте хронологическую таблицу этапов кризиса централь­ной власти СССР.

2. Почему по мере ослабления власти Центра происходило на­растание межнациональных конфликтов в СССР?

3. Какие меры принимались руководством страны для решения проблемы межнациональных конфликтов? Оцените эффективность этих мер.

4. Как связано ухудшение экономической ситуации в СССР с ростом межнациональных конфликтов? Свою точку зрения обоснуйте.

5. Какое положение «Декларации о государственном суверени­тете России» «запустило» центробежные процессы?

7. Попытайтесь объяснить, почему во время референдума о сохранении СССР большинство проголосовавших высказались за это сохранение. Как это соотносится с проходящим в это же время разва­лом Союза?

8. Каковы были результаты национальных конфликтов в СССР периода перестройки? Оформите анализ в виде таблицы.

9. Кто и почему создал ГКЧП? Возможна ли была победа ГКЧП?

10. На основании дополнительной статистической информации оцените, был ли неизбежен распад СССР. Свою точку зрения обоснуй­те. Аргументируйте выбранные критерии оценки.

11. Найдите в современной научной и публицистической литера­туре примеры, иллюстрирующие конфликты на межнациональной поч­ве в СССР до 90-х гг. Сделайте презентацию.

13. Какие личные и политические качества М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина сыграли роль в развитии событий 1990 - 1991 гг.?

14. Рассмотрите историческую ситуацию. Закончите статью. Сде­лайте вывод.

Перестройка обнажила долго скрываемые противоречия советс­кого строя, в том числе нерешенность национального вопроса и его новое обострение...

15. Заполните таблицу.

Итоги существования многонационального СССР

Позитивные моменты

Противоречия, трудности, негатив

16. Опровергните или подтвердите предложенную точку зрения. Аргументируйте ответ. Выскажите свое мнение.

На рубеже 80-90-х гг. начался фактически распад СССР. Союз­ный Центр во главе с Горбачевым не имел четкой программы действий и терял рычаги управления. Во многих союзных республиках взяли верх сепаратисты. Последней попыткой спасти Союз была подготовка ново­го Союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа.

1. Предложите свой вариант проекта Союзного договора.

Из телевизионного выступления М.С. Горбачева об итогах работы над проектом нового Союзного договора 2 августа 1991 г.

Сохраняется союзная государственность, в которой воплощен труд многих поколений людей, всех народов нашего Отечества.

И вместе с тем создается новое, действительно добровольное объ­единение суверенных государств, в котором все народы самостоя­тельно управляют своими делами, свободно развивают свои культуру, язык, традиции. Конечно, не следует упрощать дело. Договор предус­матривает значительную реконструкцию органов власти и управления. Потребуется разработать и принять новую конституцию, обновить из­бирательный закон, провести выборы, перестроить судебную систему. Пока этот процесс будет разворачиваться, должны активно действо­вать Съезд народных депутатов, Верховный Совет СССР, правитель­ство, другие союзные органы. Мы встали на путь реформ, нужных всей стране. И новый Союзный договор поможет быстрее преодолеть кризис, ввести жизнь в нормальную колею.

§ 7. Россия как многонациональное государство

По мере продвижения русского населения за пределы своего первоначального ареала в состав России входили не только новые земли, но и присоединялись новые народы. В XVI в. Иван Грозный обратился к народам, находящимся под властью татаро-монгольских ханов, с приглашением – принять русское подданство. На это предложение челобитной царю откликнулись башкиры (1552 г.) и в 1557 г. они вошли в состав России. В первой половине XVII в. начался переход калмыков в русское подданство (в 1655 г. они приняли присягу охранять русскую границу на юге от крымских татар и турок). В этот же период в состав Русского государства вошли народы, населявшие восточную Сибирь (якуты, буряты, хакасы и др.), во второй половине XVII – первой половине XVIII в. – народы северо-востока Сибири и Дальнего Востока. Таким образом, уже с XVI в. Россия становится многонациональным государством.

Образование мощного централизованного многонационального государства имело большое значение для народов, живущих на границах России (украинцев, белорусов, молдаван) и ведущих борьбу против иноземных захватчиков. В 1655 г. Великая Рада приняла решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией (Правобережная, так же как Восточная Галичина, Закарпатье и Северная Буковина, присоединится позже). В XVIII в. молдавский господарь Кантемир принял решение (1711 г.) перейти под протекторат России. Россия вынуждена была вести изнурительные войны с турками и литовско-польским государством Речь Посполитая, отстаивая свои интересы на землях украинцев и белорусов.

В результате Северной войны (1700–1721 гг.) Россия прорубила «окно в Европу», получив доступ к Балтийскому морю и присоединив территории Эстонии, части Латвии и Карелии (с Выборгом). В ходе русско-шведской войны (1808–1809 гг.) от Швеции к России перешло Великое княжество Финляндское, которое имело особый статус в составе России и пользовалось политико-правовой автономией. В ходе трех разделов Польши (1772, 1793, 1795 г.) между Австрией, Пруссией и Россией в состав последней вошли Белоруссия, Правобережная и Западная Украина (кроме Львова), большая часть Литвы и Курляндии.

Во второй половине XVIII в. в результате российско-турецких войн России отошли Крым и северные побережья Азовского и Черного морей. Россия усиливает свое влияние и на Северном Кавказе , где ей противостоят крымские ханы, Турция и Иран. В XVII–XVIII вв. русское подданство приняли ряд горских народов: кабардинцы, карачаевцы, черкесы, осетины (последние впоследствии в большинстве своем приняли и православие). В 1809 г. ряд народов Дагестана также приняли подданство России. На Северном Кавказе опорой Русского государства становится казачество. Процесс присоединения народов Северного Кавказа не проходил бескровно и был связан в основном с военными методами. В ходе Кавказской войны (1817–1834 гг.) весь Северный Кавказ был поставлен под контроль России. Наместник императора на Кавказе по положению был в своем регионе выше российских министров и имел право не допускать исполнения их решений в своем регионе.

Закавказье подвергалось неоднократным разделам между Ираном, Турцией, Византией, Арабским Халифатом и монголо-татарскими ханами. Народы региона, прежде всего христианские, также искали защиты у сильной России. В результате русско-иранской войны (1828–1829 гг.) Восточная Армения присоединилась к России. На основе подписания Георгиевского трактата (в 1783 г.) Восточная Грузия обратилась к русскому царю за помощью в борьбе против Турции и Персии, а позже (в 1799 г.) присоединилась к России. В этот же период послы Азербайджанского ханства неоднократно направлялись в Петербург также с просьбой о присоединении, которая была удовлетворена в 1801 г., а к концу 1806 г. б?льшая часть земель Азербайджанского ханства стала территорией России.

В середине 60-х гг. XIX в. Россия начала активное продвижение всреднеазиатском направлении . Здесь к этому времени существовали три государственных образования: Бухарский эмират, Хивинское и Кокандское ханства. Присоединение к России казахских земель (в 1846–1854 гг.) вызвало военное столкновение с кокандским ханом. В 1865 г. наступление русских войск завершилось взятием Ташкента, который стал центром вновь образованного Туркестанского генералгубернаторства. В 1876 г. Кокандское ханство вошло в состав России, а Хива и Бухара сохранили свою автономию. Присоединение Средней Азии завершилось в 1885 г. взятием самой южной крепости – Кушки.

Таким образом, на протяжении трех веков – с XVI по XIX – Россия сформировалась как многонациональное государство. В 1721 г. Петру I был присвоен титул императора, а Российское государство стало Российской империей.

Национальная политика в Российской империи

Национальная политика – система законодательных, организационных и идеологических мер, предпринимаемых государством по регулированию взаимоотношений между народами, этническими группами страны, направленных на реализацию их национальных интересов, на разрешение национальных противоречий в сфере межнациональных отношений.

Важной задачей многонационального государства является оптимизация межэтнических и межконфессиональных отношений. В Российской империи складывался определенный тип межнациональных отношений.

Во-первых , более 90 % народов и их территорий добровольно вошли в состав Российского государства. Действительно добровольным было вхождение в состав Российского государства народов, населявших огромные территории Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Армении, Кабарды, Казахстана, Алтая и др. Ни один, даже самый малочисленный народ, находясь в составе Российской империи, не исчез физически, не перестал существовать как этнос. Главной целью Российской империи была не религиозная и культурная ассимиляция народов, а безопасность государства.

Во-вторых , Российское государство являлось единым, территориально целостным государством. Вхождение народов в состав крупного централизованного Российского государства в целом имело прогрессивное значение и создало более благоприятные условия для социально-экономического и культурного развития этих народов.

В-третьих , по существу не было экономического ограбления национальных окраин. Русские переселенцы не отбирали землю у земледельческих народов Поволжья, Закавказья, Средней Азии. Вовлечение новых территорий в орбиту единого всероссийского рынка, а через него – в сферу мирового хозяйства, способствовало экономическому и социальному развитию самых отдаленных окраин, которые, оказавшись в могущественной стране, контактировали с народами, достигшими более высокого социально-экономического и культурного развития.

В-четвертых , несмотря на отдельные ограничения по этническому признаку, в России не было юридически господствующей нации и национального угнетения в пользу русских, не существовало нации имперской и колониальных народов, как это было между западными метрополиями и их колониями. Не отрицая негативных моментов, связанных с фактическим положением некоторых национальных окраин, нельзя не видеть тех очевидных преимуществ, которые обрели народы, будучи в составе Российской империи.

Российская федерация – федеративное государство

Федеративное государство – государственно-правовое объединение, обеспечивающее единство всех входящих в него территориальных единиц, пользующихся определенной политической и правовой самостоятельностью в форме национально-территориальных автономий.

Национально-территориальная автономия (НТА) – одна из форм самоопределения, которая обеспечивает благоприятные возможности для хозяйственного, политического и культурного развития народов. В основе создания НТА лежат исторически сложившиеся границы проживания одного или двух этносов, отличающихся своеобразием хозяйства, культуры, быта, традиций. Исходя из этого, национально-государственные и национально-территориальные образования называются именем самоопределившихся этносов, приобретающих статус титульных этносов .

После Октябрьской революции 1917 г. идея НТА была положена в основу национальной политики в Российской Федерации. В целях обеспечения благоприятных условий для социально-экономического и культурного развития национальностей были созданы НТА различных уровней: автономные республики, автономные области и национальные (автономные) округа. По характеру и объему полномочий НТА в РСФСР осуществлялись в двух формах: политической и административной .

После распада СССР и провозглашения суверенитета РФ произошли изменения в ее внутреннем устройстве. Все автономные республики, автономные области и автономные округа приобрели статус равноправных субъектов. В настоящее время идет процесс вхождения ряда НТА в состав крупных административно-территориальных единиц.

Источники информации

1. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 2003.

2. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб., 1998.

3. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001.

4. Колосов В., Петров Н. и др. Субъекты Федерации: какими им быть // Полис. 1994. № 4.

5. Национальная политика в Российской Федерации. М., 1993.

6. Основы национальных и федеративных отношений / под общ. ред. Р.Г. Абдулатипова. М., 2001.

7. Становление новой российской государственности: реальность и перспективы / под ред. Ю. Веденеева. М., 1996.

Вопросы и задания

1. Как Россия стала многонациональным государством? Как изменялось ее геополитическое положение на разных этапах российской истории?

2. Что отличало национальную политику Российской империи от колониальной политики стран Запада в Азии, Африке, Латинской Америке?

3. Какие формы государственно-территориального устройства существуют в современном мире?

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Из книги Древняя Индия. Быт, религия, культура автора Эдвардс Майкл

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Из книги Многослов-2, или Записки офигевшего человека автора Максимов Андрей Маркович

Из книги Боже, спаси русских! автора Ястребов Андрей Леонидович

Из книги Россия: критика исторического опыта. Том1 автора Ахиезер Александр Самойлович

Из книги Повседневная жизнь папского двора времен Борджиа и Медичи. 1420-1520 автора Эрс Жак

Из книги Руководящие идеи русской жизни автора Тихомиров Лев

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Государство Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести. КОНФУЦИЙ, китайский философ Как возникли первые государства? Давно дело было, уже никто и не

Из книги Как бабка Ладога и отец Великий Новгород заставили хазарскую девицу Киеву быть матерью городам русским автора Аверков Станислав Иванович

Россия богатых. Россия бедных Начнем с гордой здравицы: русская земля богата, обильна, плодородна. А. К. Толстой не возражает, однако придерживается следующего мнения: «Земля наша богата, порядка только нет». Под этими строками хочется подписаться многим русским.Богатство

Из книги автора

Локальный мир и государство В принципе авторитарная власть в том виде, в котором она существовала в древних синкретических формах и в условиях того, что по Марксу иногда называют азиатским способом производства, опиралась на местные локальные патриархальные сообщества,

Из книги автора

Локализм и государство Локализм вышел на последнюю прямую, движимый стремлением уйти от тоталитаризма, авторитаризма, от высших центров власти, от государственности вообще. Процесс шел к атомизации общества, к бесконечному распаду на локальные миры, на сообщества, где

Из книги автора

Глава I ГОСУДАРСТВО ЦЕРКОВНОЕ И ГОСУДАРСТВО КНЯЖЕСКОЕ Рим на европейской «шахматной доске»В воскресенье 29 сентября 1420 года Мартин V торжественно вступил в Рим. Избранный 11 ноября 1417 года на церковном соборе в Констанце и являющийся отныне единственным римским папой, он

Россия и глобализация.

В России в последнее время очень активно идут дискуссии о том, как реагировать стране на те глобальные проблемы и вызовы, с которыми сталкивается наше государство и в своем национальном качестве и как мировая держава. Распад СССР, расширение Европейского Союза и включение в него странВосточной Европы, цветные революции на постсоветском пространстве, которые Россия пытается сохранить в сфере своего влияния, многонациональный характер России, где по данным последней переписи проживает 160 национальностей, народностей и этнических групп, требуют ответа на вопрос о месте и роли России в условиях меняющегося и глобализирующегося мира.

С одной стороны мы видим, как растут глобальные торговые и финансовые потоки, транснациональные предприятия, развивается туризм и интернет, растет миграция и соприкосновение различных культур, возникает необходимость решения таких глобальных проблем как загрязнение окружающей среды и международного терроризма, требующие углубления межгосударственных и межобщественных отношений. С другой стороны, в мире, и особенно на постсоветском пространстве, идет и обратный процесс, характеризуемый обострением национальной идентификацией, сопротивлением культур, идее всеобщего мира и стандартизации. Наиболее ярко это проявилось во время войны в Ираке, выборах на Украине, результатах выборов в некоторых странах Европы и росте популярности националистических сил, голосованиях по Европейской Конституции.

Процесс глобализации разрушает не только барьеры, разделявшие страны и народы, но и оказывает все большее влияние на все области человеческой деятельности. Главные из них- стирание национальных, информационных и культурных границ между государствами и возрастающая зависимость развития любой страны от общемировых и межрегиональных проблем. Наиболее развитой формой объединения национальных государств сегодня является Европейский Союз. Очевидно, что процесс объединения и уменьшения роли национальных государств будет определять мировое развитие на ближайшие десятилетия.

Среди других глобальных тенденций также следует выделить стремление к монополярному миру при лидерстве США, нарастание противоречий между «богатым Севером» и «бедным Югом», сопровождаемое усилением расовой вражды и укреплением крайне правых, националистическихпартий в Европе, росте национализма в самой России, расширением терроризма, вооруженных конфликтов и религиозной розни. Эти проблемы в наибольшей степени захватывают Россию и образуют на ее южных рубежах «глобальную дугу кризиса».

Национальный вопрос в России.

Многонациональная Россия находится в очень непростой ситуации. Ни одна страна мира не переживала за одно столетие таких событий: в 1917г.-распад Российской империи и установление коммунистической диктатуры, а в 1991 году рухнул Советский Союз, результатом которого стало создание независимых государств на постсоветском пространстве. В России появился новый вопрос, которого практически не было ни в России царской, ни в Советском Союзе, а именно – русский вопрос. Оказалось, что в 21 веке процесс идентификации России как государства, как нации еще не завершен.

В России до сих пор не найдена формула соединения народов в новой российской федерации. В Советском Союзе всех пытались объединить под одной коммунистической идеологией. В 1977г. с принятием очередной советской конституции было даже заявлено о формировании новой единой общности- советского народа. В настоящее время этого нет даже на уровне концепции. Многие политики России фактически не признают многонациональность, более того отвергают ее, видя в этническом только конфликтное начало. Так в концепции национальной безопасности России ничего не говорится о народах России как о потенциале развития. Об исламе и этническом факторе упоминается только в разделе «Угроза национальной безопасности», а ведь на территории России проживает почти 20 млн.мусульман. В многонациональной стране фактически не существует палаты в парламенте, представляющей интересы регионов и титульных наций: большинство мест в Совете Федерации- верхней палате российского парламента фактически «выкуплены» разного рода олигархами.

Одной из главных проблем остается постоянно тлеющая война в Чечне. Эту проблему можно было бы решить с участием всех лидеров Северного Кавказа, но их почему-то к этому процессу не подпускают. Многие влиятельные силы в России считают, что только обновленная империя способна установить в России межэтническую гармонию. С такими подходами крайне сложно построить солидарное общество- многонациональный народ Российской Федерации.

Россия все больше тоскует по имперскому прошлому. Маленький пример: в Польше хулиганы избили в парке детей русских дипломатов. Вместо просьбы разобраться с хулиганами мэр Москвы переименовывает улицу, где расположено Посольство Польши в России в улицу генерала Михаила Муравьева, известного своими жестокими действиями при подавлении восстания в Польше в 1863г.

Нарастает угроза настоящего русского этнического национализма и даже русского фашизма. Не случайно на последних выборах в Государственную Думу одним из самых популярных лозунгов был «Мы за бедных, мы за русских!». В общей сложности националистические партии набрали в российский парламент 20 % мест. Почти половина россиян по одному из последних опросов считают, что национальные меньшинства в стране имеют слишком много власти и влияния. Сочетание социальных и националистических лозунгов создают гремучую смесь наподобие той, что привели к власти в Германии Гитлера в 1933году.

Политика Путина, направленная на снижение самостоятельности регионов, подавление национальных и региональных элит и укрупнение регионов, забвение принципов федерализма, сохранение бедности и неопределенности также способствуют росту имперского сознания. Строя вертикаль власти Россия все более теряет горизонтальные связи внутри страны, что угрожает ей как многонациональному государству.

Россия и СНГ.

Если в Европе мы видим объединительные процессы, то, к сожалению, Россия пока не воспользовалась уникальной возможностью интеграции со странамибывшего Советского Союза. В этих странах проживает почти 25млн. русских, поневоле ставших национальными меньшинствами. С другой стороны, в России живет очень много украинцев, казахов, грузин, азербайджанцев, армян и др, которые также заинтересованы в сохранении исторических, культурных и экономических связях. Однако, декларируя стремление к интеграции, практических шагов для этого в России почти не делается. Так и не заработал Союз России и Белоруссии, из Единого экономического пространства в ЕС пытается вырваться Украина.

Из-за дезинтеграции страдает не только Россия, но и другие независимые государства Содружества. Так, если доля Советского Союза в мировой торговле составляла 9%, то сейчас доля всех стран СНГ снизилась до 2%. У России 35% товарооборота приходится на страны ЕС и лишь 17%- на страны СНГ. Фактически Содружество идет по сценарию распада. Не решены национальные проблемы и у Украины, которая, как показали последние выборы, фактически разделена на Западную и восточную Украину, в Грузии остаются проблемы Абхазии, Южной Осетии, Аджарии, усугубляется конфликт в Приднестровской молдавской республике. Народы этих стран также переживают нелегкий период самоидентификации и нации только находятся в начале пути построения полноценных национальных государств.

К сожалению, в России не всегда учитывается фактор стремления народов к самоопределению, истинное состояние, вес и влияние страны на постсоветском пространстве. События на Украине, например, очень часто подаются в официальных СМИ как заговор, специальную операциюЗапада против России по смене пророссийского режима Кучмы-Януковича. Между тем, найти свое адекватное место России в мире, и да и других стран СНГ, мешает отсутсвие ясных целей и ориентиров национального развития, плохое качество управленческой элиты и качество государства в целом (87 место в мире), низкая политическая и правовая культура населения и отсутствие практики самоуправления, опыта личной ответственности, теневой характер экономических и политических отношений, сырьевой фактор российской экономики и отсутствие достаточных инвестиций для обеспечения новой модернизации. С такими проблемами сложно претендовать на роль центра для притяжения стран СНГ, в которых мы доминировали многие столетия. Именно поэтому, несмотря на наличие многих предпосылок на пространстве СНГ наблюдается процесс, прямо противоположный европейскому: обострение традиционализма, национального и религиозного патриотизма. Политические элиты стран СНГ продолжают курс на дальнейшую суверенизацию государств региона. Так что об идее отмирания национальных государств пока говорить еще очень рано.

В заключение- немного оптимизма.

Спустя 14 лет после российской демократической революции Россия по-прежнему на перепутье. Она стоит как минимум перед тремя выборами: строить новую империю, продолжать интеграцию на постсоветском пространстве или отдать предпочтение в сторону ускоренной интеграции- вступление в ВТО и ЕС.

В российском обществе растет понимание, как устарел принцип индивидуальной защиты национальных эгоистических интересов, что нельзя скатываться к самоизоляции, ведущей к неустойчивости и снижению безопасности, что необходимо развивать честную конкурентную экономику, добиваться внутреннего межнационального единства, реформироватьобщество и политическую систему так, чтобы в полной мере отвечать меняющимся требованиям современного мира, что необходимо серьезное изучение опыта Европы где утверждаются единые духовные ценности, демократические традиции, расширяются экономическое пространство и возможности. Президент России В.Путин признает, что ни одна страна, какой бы она не была богатой природными и иными ресурсами, не может развиваться успешно, если изолирована от остального мира.

Очевидно, что Россия исчерпалапуть самодержавности власти, закрытости страны от внешнего мира, доминирования интересов государства над интересами личности, великодержавных внешнеполитических амбиций- то, что иногда называю «русской системой».Российский народ, а его часто считают не способным к модернизации, все же перерос эту систему, отказав коммунизму в доверие. Сегодня 73% россиян по опросу «Левада-центр» хорошо или очень хорошо относятся к Европейскому Союзу. Это говорит о том, что все же очень много россиян- людей с современными установками, выступающими за приоритет личности, открытость страны, самостоятельность и ответственность за свою жизнь. Вопрос остается к элите: готова и способна ли она управлять свободными людьми?

Геннадий Шейда,

Руководитель Алтайского отделения Фонда

«Российский общественно-политический центр»


Введение

Федеративное устройство и история многонационального государства

Россия - многонациональное государство

Заключение


Введение


Логика политической науки, ее содержание, а следовательно, и специфика по сравнению с другими социальными науками в значительной мере обусловлены пониманием политики как общественного явления.

Термин «политика» (от греческого слова «полис») относится к сущностно оспариваемым понятиям, до сих пор вызывающим острые дискуссии. И это естественно. Появившись более двух тысячелетий назад, политика эволюционировала вместе с развитием общества. Дав права гражданства новому термину, Аристотель понимал его как цивилизованную форму общности, служащую для достижения «общего блага» и «счастливой жизни». С тех пор содержание термина получало различные интерпретации, в которых в зависимости от обстоятельств на первый план выходили те или иные свойства политики как общественного явления. Однако при всех различиях в подходах к ее определению политика имеет сущностные признаки, выделяющие ее из всех форм социальных взаимодействий.

Тоталитарное прошлое и долгие годы невостребованности политической науки в России не позволили широким слоям общества компетентно и осмысленно участвовать в формировании демократических институтов власти, выявили их политическую неразвитость и наивность. Однако, как справедливо заметил лауреат Нобелевской премии М. Фридман, «... общество таково, каким его делаем мы сами... Только от нас зависит создание такого общества, которое охраняет и расширяет свободу человеческой личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за. тем, чтобы правительство всегда оставалось слугой народа и не превращалось в его хозяина».

Решение столь масштабной задачи во многом зависит от сформированности граждански зрелой и политически активной личности, способной жить в условиях свободы и демократии. Созидательный потенциал подобного типа личности обусловлен ее ориентацией на такие ценности гражданской культуры, как права, свободы и достоинство личности; уважение к демократическим институтам власти, политическая терпимость, уважение к оппозиции и инакомыслию; стремление к согласию, предотвращение и цивилизованное разрешение конфликтов и т. д. Усвоение норм демократической культуры позволяет личности реально и компетентно участвовать в общественных преобразованиях. И здесь неоценимую помощь может и должна сыграть политология.


1. Федеративное устройство и история многонационального государства

многонациональный российский государство

Российская Федерация - исторически многонациональная страна, и, следовательно, одной из главных задач государственного устройства России было и остается обустройство ее народов в составе единого государства. Это проблема охватывает как федералогию, так и этнополитологию, а также целый ряд других научных и учебных дисциплин. Для нас важно обосновать преимущества федеративного государства в обустройстве различных народов, способного сохранять их своеобразие и в то же время обеспечивая государственное единство.

В современной России проживает около 200 народов и этнических групп, различных по языку, особенностям своей материальной и духовной культуры, по конфессиональной принадлежности. Россия - это сложившееся на протяжении многих веков общинное государство, состоящее из союза народов и являющееся результатом эволюции народов, имеющих общую историю, на базе которой формируются солидарные социально-политические, духовно-нравственные качества общности, которую прежде называли советским народом, а теперь многонациональным российским народом. При этом неизменно подчеркивать основополагающую роль русского народа в этническом, этнокультурном и политическом становлении российской государственности, которая сегодня представляет результат исторической солидарной общности различных народов на базе русской культуры при сохранении своей самобытности.

Исторические тенденции становления многонационального российского государства. Процесс объединения людей и народов осуществлялся несколькими путями: с одной стороны, Россия, становясь империей, расширялась, присоединяя к себе новые земли и народы, и, конечно, как и другие колониальные империи, стремилась к их ассимиляции. Однако благодаря духовным особенностям, прежде всего русского и других народов страны удалось все же сохранить уникальное многообразие культур, религий и языков. И самое главное, продвигаться по пути построения солидарной общности - многонационального народа Российской Федерации. При этом управление «национальными окраинами» даже в условиях царского самодержавия в той или иной степени велось с учетом их местной и национально-этнической специфики. Например, Великое княжество Финляндское имело особый правовой статус в составе России и пользовалось широкой автономией. У него была собственная конституция, утверждаемая императором. На польских территориях, вошедших в состав России, было образовано Королевство Польское, также имевшее особый статус. Прибалтика имела обычное административно-территориальное деление на губернии без особого вмешательства в социально-этнические и этнокультурные дела. В конце XVIII в. они были объединены в Остзейский край, имевший особое правовое положение. Бессарабская область имела статус автономии. В Средней Азии был образован Туркестанский край во главе с генерал-губернатором. За Бухарским эмиром и Хивинским ханством сохранялись атрибуты самостоятельных государств, находившихся под протекторатом России.

Другая тенденция - жестко-завоевательная - реализовывалась частично на Северном Кавказе, хотя и здесь нельзя все сводить к кавказской войне, как до сих пор делают многие. И задолго до войны народы Кавказа тянулись к России и достаточно мирно уживались с русскими. Посмотрите договор с Аварским ханом 1588 г. или с чеченскими общинами 1708 г. Я уже не говорю о Кабарде и Осетии, Грузии и Армении. Для многих русских людей Кавказ стал родиной, источником вдохновения, творчества и познания дружбы. Щедрая духовная красота народов Кавказа не оставила равнодушными великих русских людей, как и для кавказцев была привлекательна открытость русской души. Хотя законы и традиции времени были весьма жесткие. И трагедий, случавшихся при различных политических режимах, предостаточно. И до сих пор вспыхивают конфликты, которые в переходный период провоцируют разного рода политические провокаторы. Но с годами, как ни странно, из-за архаичности царского политического режима стали снижаться как уровень учета этнонациональных особенностей, так и адаптированность друг к другу, национал-сепаратизм и национал-шовинизм своими агрессивными проявлениями стали разрушать единство России.

Унитаризация государственного строительства и управления как фактор создания революционной ситуации в начале XX в. Национал-шовинистический курс царизма постепенно возрастал. Самостоятельность и особый статус Финляндии и Польши были сведены к минимуму, хотя под давлением обстоятельств какие-то уступки и делались в национальном вопросе. «Обрусение туземцев было призвано первейшей задачей новой кавказской администрации, а школа - лучшим орудием» - таковы были установки царской администрации. Были запрещены даже грузинские и армянские церковно-приходские школы как развивающие «дух национальной обособленности»1, хотя прежде они существовали. В этом плане царизм полностью подготовил народы России к революционному бунту, не оставляя зачастую других форм защиты своего национального своеобразия возможностей его развития. Хваленая чрезмерная централизация государства не укрепила Российское государство, а подготовила к развалу, хотя отношение простых русских людей и части прогрессивной интеллигенции к другим народам империи как и их к русскому народу исторически в целом было дружески-доброжелательным, солидарным. В результате в борьбе против царизма, в равной мере как и на защиту царизма, вставали представители всех национальностей России. Вместе с русским народом, что еще раз подтверждает историческую близость наших народов, общность их судьбы.

Две тенденции государственного устройства России. В сфере обустройства народов в российском государстве предстоит преодолеть диктат двух тенденций: агрессивного национал-шовинизма, национал-унитаризма, с одной стороны, и национал-сепаратизма - с другой. Это объективные тенденции, правда, они опасны в своих крайностях, а не сами по себе. Наибольшую угрозу целостности страны представляет национал-сепаратизм, который сводится к политическим требованиям о выходе из состава Федерации отдельных народов и субъектов Федерации. Условно назовем это попытками разрушения целостности Федерации со стороны ее окраин. Это ярко продемонстрировал трагический опыт легитимизации (прежде всего Россией) развала Советского Союза. Но нередко эта тенденция активизируется на фоне ужесточения унитаризма, где к минимуму сводятся возможности самостоятельного развития территорий и народов. Следует отметить, что такие попытки разрушения целостности Федерации исходят из центра.

Для выхода из состава СССР, как известно, РСФСР использовала в начале 90-х гг. опыт «правовой агрессии». Это был весьма опасный период для российской государственности, ибо он ознаменовал разрыв исторической преемственности в государственном устройстве многонациональной страны, не говоря уже о нарушении конституционной нормы сохранения целостности, а не просто о развале той или иной политической системы. Все это следует учитывать при анализе процессов 90-х гг., а не сводить к этническому фактору. Важно также осознавать и то, что этнонациональный фактор в большей степени был прикрытием для конкретных политических проектов борьбы и развала.

В России будет вполне жизнеспособная Федерация при условии неукоснительного следования Конституции страны от Москвы и далее до каждой деревни. Однако на этой жизнеспособности уже пагубно сказывались ослабление государственной власти в целом, а также биполярность общественного мнения, замкнутого в своих крайностях, и, кроме того, огромное количество общественно-политических организаций (более 3 тысяч), которые в своих программных документах декларируют самые противоречивые и противоположные Конституции страны подходы к решению проблем государственного устройства, и особенно национального вопроса. Соотношение этноса и государства для российских поли- тиков - наиболее непонятная и дискуссионная проблема с массой оскорбительных для единого народов тезисов. Этнонациональная проблематика у нас исторически перегружена ложными предрассудками и стереотипами. Шаги по практической реализации потенциала Федерации в деле укрепления целостности государства предпринимаются новым Президентом России В. В. Путиным, который идет на реформирование федеративных отношений, вплоть до местного самоуправления. Однако вместо демократических, правовых механизмов реализации этой реформы на практике не редко вновь наблюдается перекос в сторону голого администрирования, унитаризма и унификации.

Позиция современных партий и движений в государственном строительстве современной России. Партии и движения национально-патриотической ориентации видят федеративное устройство России как жестко унитарного государства, подчеркивая, что только на такой основе Россия может быть упрочена как «великая держава» (Конгресс русских общин, ЛДПР). Они считают, что вопрос выработки и принятия народами России форм самоопределения надо вообще исключить, в том числе и из Конституции. Это прежняя попытка всех построить по линейке жесткого унитаризма, недопущения принципов демократии в государственное устройство, которая свидетельствует о непонимании того, что речь идет о самоопределении и идентичности прежде всего русского народа. Кроме того, судьба русской нации, сосредоточенной по всей стране в краях и областях, во многом зависит от возможностей как самостоятельного, так и целостного развития в единой стране в союзе со всеми народами Российской Федерации. Основные перспективы развития российского государства и народов России зависят прежде всего от состояния и перспектив развития русского народа.


2. Россия - многонациональное государство


В последнее время сама жизнь подталкивает нас к осмыслению многих назревших вопросов национальной политики. Ставить и обсуждать их непросто, но уходить от этого - значит загонять проблемы вглубь и порождать рецидивы того, что мы уже получили в Кондопоге и на Манежной площади в Москве. К числу приоритетных проблем сегодняшнего дня я отношу необходимость особого внимания к развитию русского народа, русской культуры и русского языка. Мне импонирует то, что эта тема была чётко заявлена президентом России Д.А. Медведевым во время недавней встречи с лидерами парламентских партий. Это важный сигнал. Хочется верить, что он переломит странные тенденции в нашей политической жизни, в частности, нелепую «стеснительность» в употреблении понятий «русский», «русский народ», «русская идентичность» и т.д., доходящую чуть ли не до вытеснения их из политического лексикона. Такая ложно понятая толерантность ведёт к тому, что «русский вопрос» начинают по-своему интерпретировать экстремисты, спекулируя на нём и отравляя сознание молодёжи. Да и никакая это не толерантность! Это глупость и непонимание души многонациональной России, её истории и современных реалий.

С полным правом можно сказать, что слова «Мы, многонациональный народ», с которых начинается наша Конституция, написаны самой Историей. Точно так же исторически обусловлен принцип федерализма, лежащий в основе нашей государственности, принципы равноправия наций и недопустимости межнациональной розни. Россия возникла и развивалась как многонациональное государство. Иначе она и не могла развиваться при том масштабе евразийского пространства от Балтики до Тихого океана, при том уникальном этническом, географическом и природно-климатическом разнообразии, которое ей выпало освоить и объединить. Уместно вспомнить яркую формулу российской самобытности, которая принадлежит Екатерине II: «Россия - это не государство, Россия - вселенная. Сколько в ней климатов, сколько народов, сколько языков, нравов и верований!»

В силу таких особенностей для России были совершенно непригодны стратегии и методы «плавильного котла», которые известны нам по истории других стран. У нас не было ничего подобного тому, что делали, к примеру, белые переселенцы с индейцами в эпоху освоения Северной Америки или что творилось в ходе других колонизаторских эпопей, когда целые этносы бесследно исчезали, ассимилировались более сильной нацией. Находясь в составе России, ни один народ не утратил родного языка. Более того, около ста народов и народностей, не имевших письменности, обрели её вместе с национальными учебниками и школами. Под дланью российской государственности многие народы получили такой государственно-правовой статус, какой вряд ли могли иметь при иных вариантах исторического развития.

Оглядываясь на историю и осмысливая реалии сегодняшнего дня, мы вправе сформулировать три важных тезиса.

Первый. Именно русские всегда были и являются сейчас ядром и объединяющей силой многонационального российского народа. Именно на них лежала и лежит миссия собирателя земель и главного поставщика человеческих ресурсов для выполнения этой миссии. Тот факт, что сегодня более 80% населения России составляют русские, безусловно, должен адекватно учитываться в государственной национальной политике.

Второй. Русскую культуру следует рассматривать в качестве фундамента российской нации. Любой народ, входящий в пространство российской «вселенной», свободно развивает свои национальные традиции. Но одновременно он имеет в полном распоряжении и достижения русской культуры, которую тоже может считать своей. В этом смысле системообразующая роль русской культуры совершенно очевидна.

И, наконец, третий. Русский язык - это важнейшая скрепа народов России, фактор, обеспечивающий их единство. И не только потому, что он имеет статус государственного, но в силу жизненных потребностей самих граждан. Ведь именно на русском языке идёт повседневное общение миллионов россиян разных национальностей. А кроме того, для многих он ещё является проводником в мировую культуру. Можно вспомнить ёмкий афоризм поэта Расула Гамзатова: «Мне без русского языка, как без крыльев». Великий аварец знал, что говорил: ему, писавшему стихи на родном языке, именно переводы на русский язык принесли широчайшую известность и славу.

Всё сказанное отнюдь не означает, что речь должна идти о каком-то национальном превосходстве русского народа над другими или особых привилегиях для него. Тем более это не повод для проявлений узколобого, радикального национализма. «Национализм - это проявление слабости нации, а не её силы», - говорил академик Д.С.Лихачёв. В том-то и величие русского народа, что в его национальном характере всегда превалировали уважительное, благородное отношение к другим народам, дружелюбие и желание жить в ладу с соседями, общаясь с ними на равных. Тут многое идёт от природы «русскости», которая сама имела огромное множество истоков. Достаточно почитать древние летописи, чтобы поразиться тому, из какой разноплемённости выкристаллизовалась Русь. Ну а если мы возьмём всю нашу историю в целом, то найдём бесконечное множество свидетельств того, что «русская идея», о которой говорил философ Н.А. Бердяев, веками неразрывно связана с идеей межкультурной интеграции с народами Кавказа, Поволжья, Севера, Сибири и многими другими. И неслучайно одним из символов русской души стала великая река Волга, вбирающая в себя множество других рек и речушек и в то же время отдающая живительную влагу всему, что только есть в её ареале. Историческая самореализация русского этноса, его цивилизационная мощь стали возможны именно в силу этой открытости и щедрости, а отнюдь не в силу стремления замкнуться в себе, избавиться от «чужеродных» влияний.

Этой истины совершенно не понимают те деятели, которые вбрасывают в общество лозунг «Россия - только для русских». Тут не просто политиканство и провокация. Тут дремучее невежество и безнравственность. Лозунг, подаваемый как защитительный, по сути, унижает русский народ. Потому что широкое русское сознание пытаются подменить узкоэтническим. Великому народу навязывают комплексы какого-то забитого племени. Если «Россия - только для русских», то, что нам делать с Пушкиным и его примесями африканской крови? Что делать с Ахматовой, которая по рождению Горенко, а псевдоним взяла по имени далёкого золотоордынского предка? Что делать с великим православным философом Флоренским, если он по матери армянин?

Когда-то выдающийся учёный Владимир Даль, создавший «Толковый словарь живого великорусского языка», в ответ на предложение прибалтийских немцев самоидентифицироваться в их общине ответил: «Я мыслю и говорю по-русски - значит, принадлежу русской культуре и русскому миру». Это поистине высокое понимание «русскости», в основе которого не столько «зов крови», сколько духовно-гражданские начала. А вот если определять «русскость» только антропологическими признаками, «чистотой расы», то мы лишаем себя Гоголя, Лермонтова, Куприна, Блока, художников Левитана и Айвазовского, полководца Багратиона, мореплавателя Беллинсгаузена. Да что там говорить! Целые дворянские роды, имеющие кавказские или татарские корни, целые пласты русской интеллигенции по этой ущербной логике выпали бы из русской истории. И ведь, к сожалению, такое примитивное сознание удаётся навязывать той части молодёжи, которая, видимо, несильна в знании русской истории и культуры.

Возникает традиционный русский вопрос: что делать? Любая национальная проблема требует исключительной взвешенности не только в решениях, но даже в тональности обсуждений. Поэтому когда некоторые политики всё сводят лишь к вскрикам о «геноциде русского народа» или ещё хуже - к грубым выпадам в адрес конкретных национальных республик, подобных тем, что допустил недавно г-н В.В. Жириновский, это способно лишь разжигать страсти и заводить ситуацию в тупик.

Можно не согласится с теми, кто считает, что корень зла якобы в каких-то «изъянах» нашей Конституции. Дескать, все беды от того, что русский народ в ней не назван государствообразующим. Не возбраняется, конечно, обсуждать: есть ли смысл в подобных уточнениях или нет? Но вряд ли в этом главное. Разве мало сказано самим наименованием государства - «Российская Федерация»? Тут, уже выражена вся диалектика нашей государственности: понятие «Федерация» отражает многонациональный характер её, а определение «Российская» совершенно ясно указывает на фундаментальную, объединяющую роль русского народа.

Вообще поиски простых и быстрых решений в национальном вопросе - занятие малоперспективное. Можно критически относится, к примеру, к эпатажным призывам чохом упразднить национальные автономии и заменить их губерниями дореволюционного образца. Такими грубыми вторжениями в деликатную ткань национально-государственного устройства можно наломать немало дров, но ведь сами-то народы никуда не денутся, а стало быть, никуда не денутся и проблемы межнациональных отношений, и то, что их порождает.

Важно понять: сами межэтнические противоречия и конфликты, с которыми мы сталкиваемся сегодня, - это только верхушка айсберга. А главные, глубинные причины их кроются в нерешённости социально-экономических проблем, огромном социальном расслоении, массовой бедности, безработице, отсутствии жизненных перспектив у многих людей. Когда человек унижен и оскорблён фактом своего нищенского существования, его очень легко подтолкнуть к мысли, что в этом якобы виноват кто-то с другим цветом волос, разрезом глаз и т.д. Кто в основном буйствовал на Манежной и в ходе последующих несанкционированных акций? Какие-то матёрые, «идейные» ксенофобы? Отнюдь нет. В основном это были 14-15-летние подростки с окраин Москвы и из малых городов Подмосковья, ребята из не очень обеспеченных семей, судьбой которых, судя по всему, всерьёз не занимаются ни родители, ни школа, ни местные власти, ни соответствующие госструктуры по работе с молодёжью. Видеть в этом лишь всплеск экстремизма - неверно. Это, несомненно, был социальный протест, хотя и выраженный в совершенно неадекватной форме. Ну а в качестве детонаторов межнациональной розни сработали ещё и такие факторы, как непрофессионализм и коррумпированность правоохранительных органов, бесконтрольность миграционных процессов и т.д.

Вот почему, говоря о национальной политике, мы не должны всё сводить лишь к какому-то узкому кругу вопросов. Нужен широкий, масштабный взгляд на неё. Необходим не поиск каких-то чудодейственных панацей, а системная, комплексная и скоординированная работа. К сожалению, пока то, что у нас выдаётся за национальную политику, больше похоже на имитацию. Долгое время даже соответствующей строки в бюджете не было. С трудом мы добились, чтобы в бюджете-2011 она наконец появилась. Но те 80 млн. рублей, которые значатся в графе «национальная политика», - капля в море. На них можно немного поддержать национально-культурные центры, провести какое-то количество мероприятий. А вот решить масштабные и сложные задачи, встающие в сфере межнациональных отношений, с таким хилым замахом нереально. Тем более всё это возложено на Министерство регионального развития РФ, у которого и без того много крупных забот, связанных со строительным комплексом страны, ЖКХ и т.д. Национальная политика, получается, изначально отставлена на какую-то второстепенную, «факультативную» позицию.

Между тем недооценка национальной политики негативно сказывается на всех народах и народностях России - и малых, и больших. Все в той или иной степени это чувствуют, все ощущают неудовлетворённость. Вот и у русских это порождает непонимание, а то и ощущение некоей системной несправедливости. Тем более есть целый ряд факторов, добавляющих щемящей остроты и тревоги. Давайте не будем забывать, что развал СССР больнее всего ударил именно по русскому народу: миллионы соотечественников в один момент оказались отделены границами от своей исторической родины. Не надо забывать и о последствиях «парада суверенитета» 90-х годов, когда из ряда национальных республик произошёл массовый исход русских, и о демографическом «русском кресте» - горьком символе, свидетельствующем, что с начала 90-х годов кривая смертности среди русского населения пересеклась с кривой рождаемости и устремилась вверх от неё. Не всякий народ способен выдерживать такие удары судьбы. Государству надо бы по-настоящему заняться врачеванием всех этих тяжёлых социальных и психологических травм, а оно пока всё уклоняется и сторонится.

К огромному сожалению, у довольно значительной части нашей политической и деловой элиты, многих чиновников федерального и регионального уровней нет понимания остроты национальных проблем. Эти деятели называют Россию не Россией, а «этой страной». Они страшно оторваны от насущных забот обычных россиян, мыслят исключительно категориями макроэкономических показателей, прибыли, эффективности. А вот от понятий «дух народа», «национальные традиции», «культурное развитие» воротят нос, рассматривая их как нечто второстепенное, а то и вообще ненужное.

«Велико незнание России посреди России!» - горестно воскликнул когда-то Н.В. Гоголь. Похоже, будь он жив, повторил бы то же самое, глядя на некоторые реалии современной жизни. Например, на то, как равнодушно относятся чиновники к российскому селу, видя в нём лишь одну из многих отраслей экономики. Отсюда и циничные воззрения, что сельского населения у нас якобы избыточно. Отсюда хроническая скупость на меры господдержки сельхозпроизводителей, бездумное урезание социальной сферы, массовые закрытия сельских школ под маркой «оптимизации». Нет понимания того, что село - это уникальный уклад жизни миллионов людей, который доныне является хранителем многих исконно русских традиций и обычаев. Что это то заповедное место, из которого бьют родники нашего национального характера. Если не уберечь всё это от деградации, то в конце концов окажутся подрубленными корни нашего национального сознания и все мы начнём превращаться в Иванов, не помнящих родства.

А возьмём нашу систему образования. Диву даёшься, почему общественность вынуждена воевать с чиновниками за то, чтобы не урезалось количество часов на преподавание русской литературы и русского языка, чтобы наше подрастающее поколение выходило из школы грамотным и духовным, а не тупо зазубрившим ответы на тесты ЕГЭ. Последняя история с проектом образовательных стандартов вообще выглядит апофеозом бюрократического маразма. Как можно было додуматься до того, чтобы русский язык (являющийся государственным!) не включить в число обязательных предметов? Такое, на мой взгляд, могут предлагать только те, кто вообще забыл, в какой стране он живёт.

Абсолютно антинациональная и антикультурная модель выстроилась сегодня и на нашем телевидении. Тут тоже всё определяют утилитарная логика, узкоэкономический интерес, рейтинги, доходы от рекламы. Хочешь приобщиться к знаменитому русскому балету и опере, к экранизациям русской классики? Иди на канал «Культура» - эдакую резервацию для интеллигентной публики. Все остальные каналы заняты другим - беспрестанными «мыльными операми», криминальными сериалами, чернухой, развлекухой, «клубничкой». Обратите внимание: даже русская народная песня практически исчезла из массового теле- и радиоэфира. Всюду властвует безнациональная, безродная попса.

А ведь во всём этом есть двойная опасность. С одной стороны, агрессивная, разлагающая масскультура, подменяющая культуру истинную, больно бьёт по нравственному здоровью русских. Но с другой - она бьёт и по тем вековым узам, которые связывают их с другими народами России. Ведь что всегда нёс русский язык нерусским народам? Свет, добро, просвещение. И это воспринималось с благодарностью. А какой может быть реакция представителей, допустим, исламской культуры на потоки грязи и безнравственности, льющиеся с телеэкранов, со страниц «жёлтой прессы», из Интернета? Как минимум этой реакцией будет желание отгородиться от зла, транслируемого на русском языке. Но не исключено и другое - ответная агрессия ко всему русскому. В этом смысле шоумен, матерящийся с телеэкрана, или «звезда», публично демонстрирующая свои голые прелести, такие же провокаторы, как скинхед, порывающийся бить инородцев. Всё тут взаимосвязано, и этот порочный круг надо в конце концов разорвать.

Стране нужен закон «Об основах национальной политики». В Совете Федерации активно идёт работа над соответствующим законопроектом. Но проблема настолько сложная и многогранная, что вряд ли возможно сразу выдать абсолютно готовый продукт. Учитывая особую важность вопроса, потребуется широкое общественное обсуждение, как это было с законопроектами «О полиции» и «Об образовании».

Нам необходимо не только сформулировать правильные идеи и принципы, но и заложить действенные механизмы, обеспечивающие учёт национального фактора при решении любых социально-экономических и иных задач. А также создать регуляторы межэтнических отношений, которые эффективно обеспечивали бы профилактику и разрешение конфликтных ситуаций, налаживание системы межкультурных коммуникаций и просвещения граждан о традициях и обычаях разных национальностей, живущих в России. В нашей стране всё-таки должен существовать специальный госорган, который отвечал бы за все эти вопросы. Конечно, мы не имеем в виду создание очередного бюрократического монстра, лишь плодящего циркуляры и осваивающего бюджетные средства. Нет, нужна по-настоящему живая, оперативно функционирующая структура, которая, во-первых, координировала бы деятельность всех остальных министерств и ведомств с точки зрения национальной политики, а во-вторых, занималась бы выработкой этой самой национальной политики и претворением её в жизнь.

Никуда не денешься от той реальности, что в условиях рыночной экономики, при демократической свободе передвижения число контактов между людьми разных национальностей резко возрастает. Не говорится в данном случае о мощных потоках трудовой миграции, идущих в Россию из-за рубежа: это отдельная тема, требующая особого разговора. Но у нас ведь нарастает и внутренняя миграция. И тут жёстких барьеров, которые заставляли бы людей сидеть по «национальным квартирам», не создашь. Да, надо стремиться, чтобы на том же Северном Кавказе, в других регионах уменьшалась безработица, чтобы у людей было больше возможности реализовывать себя в местах традиционного проживания. Но рынок есть рынок, он неизбежно будет стимулировать внутреннюю миграцию, а значит, пора учиться извлекать из неё не только минусы, но и плюсы.

Пока же слишком многое у нас идёт стихийно. В традиционно русских местностях возникают анклавы из приезжих другой национальности, которые, не интегрируясь в местные сообщества, начинают конкурировать за «место под солнцем», создают мощные клановые связи из земляков, находя покровителей среди местных коррупционеров. В итоге у русского населения это вызывает острое неприятие и раздражительное «Понаехали тут!». Никто толком не учитывает, кто, откуда, куда и зачем «понаехал», не ведётся анализ этих процессов, не делается прогнозов. Нет системной работы с национальными диаспорами, а за налаживание конструктивного межнационального диалога власти, политики и общественность берутся зачастую лишь от случая к случаю, от одного ЧП до другого. Для того чтобы во всех этих вопросах не возникало вакуума, нам и нужен своего рода «штаб», вырабатывающий национальную политику и повседневно отвечающий за её реализацию.


Заключение


Сегодня многие довольно часто вспоминают о советском опыте решения межнациональных проблем. Одни с ностальгией говорят о былой «дружбе народов», а другие, наоборот, ёрничают по этому поводу. Ёрничать не стоит: дружба, сплочение народов не были мифом. Достаточно вспомнить историю Великой Отечественной, посмотреть хотя бы на список Героев Советского Союза, состоящий из представителей самых различных национальностей. Всё лучшее из советского опыта мы должны изучать и использовать. Но вот, скажем, опыт по созданию «общности нового типа - советский народ» вряд ли пригоден. Потому что это был главным образом идеологический проект. Что в конечном счёте подразумевалось? Сначала ты коммунист (комсомолец, пионер), а потом уже русский, башкир, осетин, чуваш, якут и т.д.

Мы живём в демократическом государстве, поэтому нам не следует изобретать искусственных идеологических конструкций. А вот наполнять реальным смыслом понятие «многонациональный российский народ», конечно, необходимо. Но сделать это можно, только находя выверенный баланс двух равноправных, взаимообусловленных начал - национального и гражданского. Нет ничего плохого в том, чтобы в людях росло и проявлялось национальное самосознание. «Я русский! Какой восторг!» - говорил когда-то полководец Александр Суворов. Чем может навредить такое искреннее чувство, если оно обращено прежде всего к самому себе и не имеет целью никого обидеть или унизить? Пусть русский гордится тем, что он русский, татарин - что он татарин, чеченец - что он чеченец. Важно другое: чтобы наряду с этим самоощущением жило и крепло в душах людей ещё одно, столь же значимое и сильное - гордость за Россию, за принадлежность к уникальной семье народов, за общую историю, ценности, сформулированные в нашей Конституции, и т.д. И вот на этом поле надо максимально концентрировать усилия государственных органов, партий, общественных организаций, школы, семьи, деятелей науки и культуры.


Список используемых источников


1. Мухаев Р.Т. Политология:учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. - М.: Издательство «ПРИОР», 2000

Национальные интересы: сущность, структура, политические механизмы формирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Современная Россия: проблема толерантности в многонациональном государстве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Тавадов Г.Т. Политология: учебник. - М.: Издательство «Омега-Л», 2011

Штанько М.А. Региональные конфликты в современном мире: учебное пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 2006


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.