Кто является идеалом женской красоты. Как менялись представления о красотев разные эпохи? В конце XIX века в моде на смену утончённости романтизма приходит яркость и блеск позитивизма, а буржуазия становится законодательницей моды

Стиль / Красота

Как менялись эталоны красоты в разные эпохи

Красота подарок на несколько лет.

Оскар Уайльд

Каждая из нас слышала в свой адрес восторженную фразу: «Вы такая красивая!», часто мы сами говорили такие комплименты подругам или коллегам. Уже десятки лет все стремятся к заветным 90-60-90, шоколадному загару и чувственным губам, а в прошлом веке это считалось образцом безвкусицы. Но что мы вкладываем в смысл слова «красота» сейчас и что вкладывали в него наши предшественники? Если бы мы были рождены лет сто назад, считали бы нас тогда красавицами? Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратились к истории, ведь женская красота ценилась во все времена, но представления об идеале претерпевали существенные изменения.

Понятия о красоте в Древнем Египте во многом совпадали с современными взглядами. Красивой считалась стройная египтянка с полными губами и большими миндалевидными глазами. В связи с этим жительницы Древнего Египта очень ярко подводили глаза, придавая им образцовую форму, и красили губы в красный цвет. В то время они уже использовали множество косметических средств для достижения своих целей. Известны даже письменные работы о косметике, например, трактат Клеопатры «О лекарствах для лица». В макияже особой популярностью пользовался зеленый цвет, так как он считался эталоном красоты, а сам краситель получали из оксида меди. Древние египтянки были большими модницами, ведь ученые считают, что именно они начали первыми пользоваться зеркалами, румянами, ароматами и даже носить полупрозрачную одежду. Яркими представительницами древнеримских красавиц являются Клеопатра и Нефертити.

Для образа настоящей красавицы Древнего Китая как нельзя лучше подойдет всем известная фраза «Красота требует жертв». Крошечная ступня, очень маленькое и хрупкое тело, белое лицо, зубы с оттенком золота – именно так представлял себе идеальную женскую красоту древний китаец. Чтобы соответствовать эталону, уже с детства девочкам приходилось терпеть боль от перематывания бинтами ступней. Раз в неделю их снимали на несколько минут и затягивали еще сильнее. Постепенно пальцы ног становились согнутыми и закручивались под ступню. Эта традиция зародилась сначала среди самых богатых слоев общества, а потом перенялась и средним классом. Ходить на таких крошечных ножках было чрезвычайно сложно, и в окружении благородной красавицы всегда находилось несколько человек, чтобы помогать ей при ходьбе. Также большое внимание китайские женщины уделяли своим волосам: они должны были быть очень длинными и заплетенными в сложную косу.

В Древней Руси залогом красоты тоже считались волосы. Существовало поверие, что чем длиннее волосы, тем больше духовных сил получает женщина. Почти все женщины того времени заплетали себе косы, а расчесывание волос было подобно священному ритуалу. По различным свидетельствам русские женщины лишь тогда считались красавицами, когда достигали веса не менее восьмидесяти килограммов! Очень ценилась в Древней Руси светлая кожа и яркий румянец, такое описание мы с вами не раз встречали в известных с детства сказках. В связи с этим древнерусские красавицы пользовались белилами для лица, а щеки часто просто натирали свеклой. Некоторые женские предпочтения проносятся через века, например, любовь к украшениям. Из ювелирных украшений были широко распространены серьги, гривны, перстни, кольца, ожерелья, браслеты. Их отличала чрезвычайная тонкость работы мастеров ювелирного дела.

В Древней Греции образ идеальной женщины во многом складывался под влиянием науки и спорта. Эталоном женской красоты считалась скульптура легендарной Афродиты: ее рост 164 см, объем груди 86 см, талии – 69 см, бедер – 93 см. Дошедший до нас афоризм «греческий профиль» подразумевает прямой нос и большие глаза. Прежде всего, ценились голубые глаза, золотые кудри и светлая, блестящая кожа. Греческие красавицы очень тщательно ухаживали за телом, которое должно было иметь мягкие и округлые формы, они посещали бани, принимали ванны с травами и ароматическими маслами. Так же, как и в Древней Греции, в Древнем Риме идеалом красоты считались светлая кожа и белокурые волосы. В погоне за эталоном римлянки научились осветлять волосы, использовали сливки и молоко для ухода за телом, изобретали различные способы завивки волос.

В Индии с древних времен считают, что вся прелесть женщины сосредоточена в ее пышном теле, поэтому индийские женщины никогда специально не ограничивали себя в приемах пищи. На свое лицо женщины накладывали довольно яркий макияж, золотили губы и красили свои зубы в коричневый цвет. Их брови и ресницы должны были быть черными, а ногти – красными. В зависимости от положения женщины в обществе они украшали мочки ушей: чем выше положение, тем больше и массивней украшения. По такому же принципу различалась национальная индийская одежда – сари. На участки тела, не покрытые тканью, наносились разнообразные рисунки хной. А между двух бровей уже тогда наносили всем известную точку – бинди. Она символизирует мистический третий глаз. Как вы заметили, эталон женской красоты и взгляд на внешний вид женщины в Индии не менялся кардинально уже не одно столетие.

В отдельных племенах Африки еще с давних времен существуют, пожалуй, самые необычные обязательные элементы красоты. Женщины вытягивают себе мочки ушей, делают в них дырки и заполняют различными бусинками, палочками, проволками. Хоть для современного модника это и выглядит жутковато, зато не несет сильного вреда здоровью. Чего нельзя сказать о традициях Восточной Бирмы. С детства на шею девочек надевают одно за другим медные кольца. Благодаря этому с возрастом высота шеи достигает 30-35 сантиметров. Все кольца вместе весят больше десяти килограммов, из-за постоянной тяжести происходит сильное опущение груди, мышцы шеи сильно атрофируются, и они не в состоянии сами держать голову. Красота в отдельных регионах Африки не только жертвенна, но и опасна для жизни!

В раннее Средневековье образ современной красивой девушки претерпел сильные изменения, в первую очередь, из-за влияния церкви. Телесную красоту стали воспринимать как источник грехов, поэтому светлые волосы стали покрывать головными уборами, женственную фигуру прятать за платьями свободного покроя. Дева Мария с ее внешностью и покорным характером стала идеалом и примером для подражания. Бледная кожа, маленькие губы, истощенное тело с длинными конечностями – именно такой женский образ будоражил мысли и фантазию мужчин раннего Средневековья. В XIII веке с зарождением рыцарства стали меняться и взгляды на женщин. Рыцарям нужны были музы для совершения подвигов, героини, покоряющие их сердца. Появляется культ Прекрасной дамы. От покорства и отказа от излишеств стали переходить к великолепию. Стройное тело, волнистые светлые волосы, яркие губы, узкие бедра, маленькая грудь и большие ступни – именно такой должна была быть принцесса для своего рыцаря.

Следующая по хронологии эпоха Возрождения привнесла очень большие перемены в понимание женской красоты. Бледность и худоба исчезают из обязательных элементов привлекательности, а им на смену приходят широкие бедра, округлое лицо и полные плечи. Воплощение красоты того времени запечатлены в гениальных работах Тициана, Рембрандта, Рубенса, ну и, конечно же, известная всем картина «Мона Лиза». Во времена расцвета эпохи рококо, особый акцент делается на женские прически. Здесь работал принцип: чем пышнее и сложнее конструкция на голове, тем лучше! Зачастую, чтобы сохранить сложную и дорогую прическу, модницам приходилось не мыться и не расчесываться по несколько недель. Тогда же в моду входят духи, чтобы перебить запах, исходящий от тела.


В начале XIX века образцовой красавицей считалась Жозефина – первая жена Наполеона Бонапарта. Она была поклонницей естественной красоты, завышенной талии в одежде из тонких тканей, украшенной кружевами и оборками. Это была эпоха ампира, которая вернула в моду красоту в греческом понимании. Идеальной считалась фигура «песочные часы», в связи с этим за несколько лет в моду входят корсеты, пышные юбки, оголяются шея и зона декольте. Часто платья для светских выходов весили больше 20-ти килограммов! Также светские красавицы почти всегда носили перчатки и ходили с зонтом. Ведь в этот период загар считался дурным тоном, уделом низшего класса и деревенских жителей.





В течении XX века взгляды на женскую красоту очень стремительно менялись. В начале века идеальной считались спортивная фигура с широкими плечами, узкие бедра, маленькая грудь. Но уже к 30-м годам столетия ситуация принимает противоположную сторону. Образцом женственности становятся широкие бедра и пышная грудь. В тот период иконами и абсолютными красавицами считались Марлен Дитрих и Грета Гарбо, затем Мэрилин Монро и Джина Лоллобриджида. Их красота сводила с ума миллионы мужчин, а женщины очень старались, чтобы быть хоть чуточку похожими на звездных кумиров.







Эпоха Возрождения проявляется в возвращении женственности. После запрета на всемогущей церковью в средние века, представительницы слабого пола начинают вновь красить глаза, ресницы и брови суриком. Губы и ногти становятся ярко-розовыми. Некоторые девушки подкрашивали даже соски.

В моду входит новый идеал красоты – блондинка с пышными и округлыми формами, здоровым розовым оттенком кожи и светлым лицом. Обязательным нюансом для красавиц того времени являлись золотистые волосы: тонкие, светлые, густые, длинные, рассыпчатые по плечам. Непременным должен быть их опрятный, аккуратный вид. Для осветления волос женщины пропитывали их смесью шафрана и лимона и некоторое время пребывали под палящим солнцем.

Стандартами красоты также считались: длина носа равная длине губ, белые зубы, и , черные брови, ресницы и глаза. Волосы и пальцы рук отличались длиной, руки, икры и бедра - полнотой, соски, нос и голова – небольшими размерами. Специфическим требованием к внешности был высокий лоб, не обрамленный волосами. Брови обязательно выщипывались.

Первым условием красивой груди являлся их небольшой размер и достаточная ширина. В цене были вполне оформленная грудь зрелой дамы, желательно познавшей радость материнства, но не обвисшая. Самые красивые ноги – длинные, стройные, книзу тонкие с сильными икрами. Ступня должна быть маленькой, узкой, но не худощавой. Приветствовались широкие плечи.

Женщины эпохи Возрождения считали своим долгом скрывать недостатки кожи лица свинцовыми белилами или румянами из суримы. Для удаления волос применяли мышьяк и гашеную известь. Эти средства ухода наносили огромный здоровью, но тогда женщинам это было неизвестно.

Маски для лица изготавливались из овсяной крупы, лимонного сока и яичного белка. Для окраски волос применялись ингредиенты, в основном, свежая кожура грецкого ореха. В эпоху Возрождения начали снова чистить зубы. Конечно, применяемые средства не отличались качеством и портили эмаль, зато гигиена полости рта была заметно лучше, чем во времена средневековья.

Косметика составляла единое целое с женским телом. Нанесение грима было возведено в ранг искусства, которым в совершенстве владела практически каждая женщина. Для них писались целые книги о косметических средствах и рецептах красоты.

Фигура женщины, ее манера стоять, ходить, сидеть и все остальные движения не имели ничего общего с мужчиной. Особенным уважением пользовались беременные девушки. Это нашло отражение в моде – одежду начали шить по сборкам выше талии.

Костюмы эпохи Возрождения условно можно поделить на 4 вида, отвечающие элементам четырех стран: Италии, Франции, Англии, Испании. Одежда итальянской женщины представляла собой симару. Сохранилась высокая талия. Огромные до пола рукава сливались со спинкой, которая превращалась в мантию. Подвижная пластичная симара придавала женщине величественный облик.

Силуэт испанского женского платья представлял собою два треугольника, вершины которого пересекались на талии. От нее вверх (на лифе) и вниз (на юбке) расходились лучеобразные складки. Это наглядно расширяло плечи, а фигура казалась стройной, высокой.

Неотъемлемым атрибутом для испанских женщин являлся ряд специфических головных уборов, характерных только для данной страны: трансадо, кофья-де-папос, веспайо. Наличие каркаса, высокого воротника и преобладание обуви на толстой деревянной подошве также было свойственно испанской женщине эпохи Возрождения.

Французский костюм состоял из рубашки с длинными рукавами, чулка из , вертюгаля с лифом на каркасе, кота и роб. Вертюгаль имел форму усеченного конуса, в ткань которого вшивались металлические обручи. Котт находился поверх лифа и вертюгаля. Родом считалось платье с распашной спереди юбкой. В середине 16 века женщины Франции перестали носить декольте. Вырез каре у роб закрывали тонкой рубашкой с воротником-стойкой.

Костюм английской женщины эпохи Возрождения состоял из 3 или 4 вещей, надеваемых одновременно. Для рукавов характерны огромные, от локтя, воронкообразные манжеты. Лиф котт и платья держались на жестком кожаном корсете. Его надевали поверх рубашки. Платье становится декольтированным, пояс которого представлял собой сочетание металлических и чеканных пластинок. От него спереди спускался конец в виде большой подвеской ювелирной работы, имитирующий четки.

К знаменитым красавицам эпохи Возрождения относятся: Симонема Веспуччи - первая краса Флоренции, Лукреция Борджия – дочь папы римского Александра четвертого и Диана де Пуатье – возлюбленная французского короля Генриха второго. Красоту этих женщин считали божественным даром.

I. Каменный век - Хорошего человека должно быть много

Летом 1908 года в одном из древних захоронений близ местечка Виллендорф, расположенного в Австрии, археолог Йозеф Сомбати обнаружил небольшую статуэтку женской фигуры. Выглядела она именно так. По оценке 1990 года, фигурка изготовлена примерно в 24-22 тысячелетии до нашей эры, и по мнению некоторых исследователей возможно была идолом плодородия, которому поклонялись наши предки. Так или иначе, но из этого следует полагать, что именно так выглядел идеал женщины в эпоху каменного века: большая грудь, широкие бёдра и избыточная (по нашем меркам) масса тела, но тем не менее именно такое сложение, как считалось в ту эпоху, свидетельствовало о том, что женщина хорошо питается и может выносить, родить и воспитать ребёнка. От этого и идол плодородия. А позже появились такие скульпторы-эстеты, которых дамы с чересчур пышными формами не вдохновляли, и они в своих фигурках "воспевали" более стройных женщин, однако с теми же неизменными широкими бёдрами.

II. Древний Египет - красота царицы Нефертити

И полное имя известной египетской царицы подтверждает её красоту - Нефер-Неферу-Атон Нефертити, что в переводе означает "Прекраснейшая из прекрасных Атона, Прекрасная Пришла". Атона египтяне считали верховным богом.

В отличии от пышнотелых идеалов эпохи каменного века, египтяне наоборот ценили в женщинах стройность (но не худобу), а также длинноногость. У настоящей египтянке должны были быть широкие плечи, развитые мускулы, плоская грудь, узкие бёдра, тонкие черты лица. В те далёкие времена у египтян была настоящая "страсть" к зелёному цвету: глаза (обязательно большие и миндалевидной формы) обводили зелёной краской из углекислой меди; из растёртого малахита получали зелёную краску и красили ей ступни ног. Пользовались египтянки также и косметикой, рисовали себе привлекательные губы. Что касается волос, то особой значимости египетские женщины им не придавали, не отращивали, а брились налысо, после чего на голову надевали парики из овечьей шерсти.

А вот последняя египетская царица Клеопатра VII отнюдь не была красавицей, а прославилась благодаря своему обаянию, привлекательности, образованности, смелости и дерзости. Она была невысокого роста, коренастой, имела выдающийся подбородок и узкие губы. Как и многие египтянки того времени, Клеопатра использовала различные благовония, принимала ванны из молока ослиц. Свои длинные ноготки царица окрашивала в терракотовый цвет обыкновенной хной. Не зря считают, что маникюр впервые возник в Древнем Египте.

III. Древний Китай - Красота требует больших жертв

Идеалом красоты в Древнем Китае считалась маленькая, хрупкая женщина с крошечными ногами, поэтому по китайским обычаям, которые вошли в традицию во II тысячелетии, китаянка должна была иметь маленькие дугообразные ножки, напоминающую форму молодого месяца или лилию. Иначе шансы выйти замуж равнялись нулю. Поэтому уже вскоре после рождения девочкам начинали туго бинтовать стопу, добиваясь прекращения её роста. Самостоятельно ходить при этом женщина не могла и её буквально носили на руках. В итоге таким методом можно было добиться того, что длина стопы ограничивалась размером в 10 см.

Кроме маленьких ножек, в китайских женщинах ценили изящество, сдержанность движений, жестов и походки. Смеяться на людях женщине было запрещено, дабы не обнажать свои зубы. Очень высоко китаянки ценили белизну и румянец лица, а чтобы скрыть свою природную смуглость, щедро пользовались косметикой, в том числе белилами.

IV. Древняя Греция - Эстетические идеалы

А вот в Древней Греции, где были популярны Олимпийские игры и спартанское воспитание, идеалом считалась подтянутая женщина спортивного телосложения. Гречанки отнюдь не воспринимались обществом, как только жёны и матери, они занимали важное место в социальной жизни. Эстетические идеалы того времени основывались скорее не на чистой гармонии, а на физическом совершенстве всего тела.

Древнегреческая легенда гласит, что Геракл однажды долго притворялся девушкой, скрываясь среди иониек, что в те времена можно было сделать весьма просто, ибо прекрасный пол был под стать Гераклу. Однако всё-таки классическим примером женской античной красоты считается статуя Венеры Милосской, параметры которой 86-69-93, а рост - 164 см. Ценили среди гречанок также большой лоб с широко расставленными глазами, греческий профиль, широкие плечи, маленький бюст, развитые мускулы, крепкие руки и бёдра.

V. Средние века - Мрачные идеалы

И настали мрачные и грозные Средние века. Пришли времена аскетизма, подчинения христианству и отрешённости от радостей, когда нагота и вообще всё телесное отрицалось, как "греховное", а стремление к красоте попало в список смертных грехов. Идеалом женщины считали Деву Марию и представительницы женского пола, которые жили в ту эпоху, старались полностью соответствовать этому идеалу. Овал лица должен был быть удлинённым, лоб - высоким, глаза - огромными, кожа - бледной, грудь - маленькой. Хотя некоторым женщинам всё же разрешалось иметь большую грудь, но только простолюдинкам, дабы подчеркнуть их безвкусицу и невежество. Благородные же дамы с детства носили железные пластины, чтобы грудь не развивалась, а также брили себе волосы на висках, на лбу и бровях, чтобы придать своему лицо более одухотворённый вид и отсутствующее, кроткое выражение. Рост должен был быть маленьким, как и рот, кисти рук, а также ступни. Ценилась худоба, скрытая под просторными и бесформенными одеждами, но в эпоху готики приобрёл ценность и округлый животик, для чего под платье на живот накладывали специальные простёганные подушечки, которые назывались - босы.

Волосы тщательно скрывались под чепчиками или же накидками, а блондирование волос архиепископ Кентерберийский Ансельм публично провозгласил нечестивым занятием. Столь популярная ранее косметика также оказалась под запретом, в моде только бледность, худоба и полная отрешённость от мира сего.

VI. Эпоха Возрождения - Воскрешение "земной" красоты

В эпоху Возрождения строгие идеалы Средних веков отступили и воскресла "земная" красота, которую прежде считали греховной. В моде светлые и рыжие вьющиеся волосы, длинные и стройные шеи и ноги, широкие и округлые плечи, среднее (а иногда и упитанное) телосложение, накладные бёдра и животы. Идеалом женской красоты считаются красавицы с портретов Боттичелли или же знаменитая Венера Урбинская с картины Тициана.

Одежда становится всё более откровенной, обзаводится смелыми декольте, а представительницам прекрасного пола не запрещается позировать для картин обнажёнными, и красавицы той эпохи всё чаще появляются на полотнах известных мастеров того времени. О строгих идеалах Средних веков уже ничего не напоминает, кроме разве что белого цвета кожи, который со временем также выходит из моды, а кожа по канонам того времени должна была быть слегка красноватой от кровообращения.

VII. Барокко - Величие и пышность форм

Конец XVII века ознаменовался эпохой барокко, которая стала настоящим триумфом для полных дам с весьма округлыми формами. В моде широкие плечи, длинные шеи, большая грудь, пышные бёдра и как не странно это звучит, целлюлит. Канонам эпохи барокко старалась следовать фаворитка французского короля Людовика XIV мадам де Монтеспан. Законодателем моды на пышные формы стал Рубенс, который вывел тот идеал округлой и пышущей здоровьем женщины. В моде всё то же смелое декольте, а также пышная и вычурная одежда - залог женской неотразимости.

VIII. Рококо - Лёгкость и грациозность во всём


На смену барокко в начале XVIII века приходит лёгкое, грациозное и игривое рококо. Женским идеалом перестаёт быть полная женщина, дама той эпохи напоминала хрупкую фарфоровую статуэтку, а законодательницей мод стала знаменитая королевская фаворитка маркиза де Помпадур. В женщинах ценятся округлые лица с приятными щёчками, чуть вздёрнутый носик, гладкие румяные щёчки, маленький пухлый ротик. Однако в моде не худоба, а небольшая упитанность, при которой у дамы и без корсета наличествовала талия. В почёте всё те же светлые волосы, обладательницей которых и была маркиза де Помпадур, именем которой называют не только эпоху, но и обстановку в квартирах, постройки, костюмы, причёску. Именно она задавала всей Европе моду своим умением выглядеть роскошно и вместе с тем как бы непринуждённо.

Что касается причёсок, то в эпоху рококо главный акцент был как раз на них. Торжествовали чудеса парикмахерского искусства, женские причёски становились всё причудливее, сложнее и выше. Так некоторые сооружения были высотой в пол метра. Во время сооружения этого восьмого чуда света, использовали проволоку, яичный белок и множество других вещей, незаменимых для эпохи рококо, которые позволяли возводить на дамских головах "вавилонские башни".

Приобрели большую популярность корсеты, а вслед за этим появился негласный закон, согласно которому обхват талии не должен был превышать обхват шеи любовника её обладательницы, то есть примерно 30-40 см. Носить корсет могли лишь дамы благородного происхождения, а на то чтобы его надеть, затянуть, а потом снять (что было очень проблематично) уходила уйма времени.

IX. Классицизм - естественность и возвращение к античности

За эпохой игривого рококо, когда женщина представляла собой весёлое и грациозное создание, украшенное рюшами и кружевами, и заключённое в "объятия" корсета, настала Великая французская революцию, а вместе с ней и эпоха классицизма. Конец XVIII века ознаменовался снова входившими в моду естественными очертаниями фигуры, возвращением к эпохи Ренессанса, а скорее к античности. Дамы отказываются от ношения корсетов, но меж тем в моде стройная фигура с плавными линиями и естественные пропорции тела, без телесных излишеств и без чрезмерной худобы. Лицо должно было быть симметричным, с ровным носом. Налицо было возвращение Ренессанса, только в более строгой форме.

X. Ампир - эпоха Наполеона

Основной законодательницей мод той эпохи стала Жозефина Богарне, которая была в то время первой модницей Империи. Главным отличием ампира от классицизма является больший блеск и пышность. Если в 1790-х годах в моде был шмиз - полотняная рубашка с глубоким декольте и короткими рукавами, то уже в начале 1800-х в "приложение" к шмизу в моду вошли кашемировые шали. В моде ампира подражание не греческому, а римскому искусству. Дамы перестают пользоваться декоративной косметикой и используют только естественные тона; ценится белизна и нежность рук, поэтому Жозефина перед сном надевала перчатки. Женщины отказываются от париков и сложных причесок, в моде натуральные волосы. Платья эпохи ампир лёгкие, но из-за сурового климата Европы, с длинными рукавами и небольшим вырезом на груди. Для их пошива используют шёлк и бархат и украшают богатой вышивкой в греческом и египетском стилях. Торжествует эпоха античного Рима, эпоха блеска и помпезности.

XI. Романтизм - Глубина сердечных чувств

Бледность считалась глубиной сердечных чувств, а тёмные круги под глазами - признаком духовности. Что касается моды, то греческие платья эпохи классицизма и платья эпохи античного Рима, так популярные при Жозефине Богарне, ушли в прошлое. Юбки стали длиннее, талия ниже, а рукава более присборенными, чтобы усилить визуальный эффект осиной талии. Неотъемлемой частью женского гардероба также стал кринолин и жёсткий корсет, который позволял затягивать талию до 40 см.

XII. Позитивизм - Яркость на смену утончённости

В конце XIX века в моде на смену утончённости романтизма приходит яркость и блеск позитивизма, а буржуазия становится законодательницей моды. В это время существуют два противоположных типа красоты: так в средней Европе, Германии и Америке отдают предпочтение пышным женским формам эпохи барокко, а во Франции и Англии в моде силуэт стройной женщины.

В женском костюме исчезает кринолин, зато появляется тюрнюр - специальное приспособление в виде подушечки, которое подкладывалось дамами сзади под платье ниже талии для придания пышности фигуре. Платья сузились, как и рукава, а в моду вошло жабо.

Зарождается интерес к этническим костюмам, в дамском гардеробе того времени можно было увидеть костюмы с индийскими мотивами, что объясняется тягой ко всему восточному, распространённой в конце века.

XIII. Модерн - Прекрасная эпоха

Конец XIX и начало XX ознаменовалось так называемой Прекрасной эпохой, символами роскоши и безмятежности которой стали помпезный бразильский театр "Амазонас" и шикарный лайнер "Титаник". Начинался золотой век автомобилестроения и воздухоплавания, бульваров и кафе, рождения кино и новейших технологий, а также начала суфражистского движения.

Одним из новшеств того периода стало появление S-образного силуэта, который подчёркивал талию путём формирования большого бюста и пышной задней части платья. Дамы всё больше напоминали собой волнообразную линию, а талию утягивали до 42 см. Таким образом в начале ХХ века полностью изменилась структура женского платья. Дам ценили, преимущественно невысоких и желательно пухленьких, тонущих в роскошном декоре различных жабо, воланов и бантов. В моде были пышные шляпы с огромным количеством завитых страусиных перьев и высокие причёски.

Известная французская танцовщица и балерина Клео де Мерод стала создательницей гладкой, на прямой пробор, причёски, совсем закрывающей уши, которой отдали дань все дамские головки Европы. Поговаривали, что балерина вынуждена была прибегнуть к ней из-за того, что у неё была отрезана мочка левого уха, а газетчики уверяли, что мочку отстрелил один из ревнивых любовников Клео - целился в сердце, а попал в ухо. Также благодаря де Мерод, распространилась мода на распущенные волосы, так как когда она танцевала, то распускала свои великолепные волосы, что было непривычно для балета.

Идеалом считалась утонченная и загадочная дама, с лицом, покрытым вуалью, и томным взглядом. Для создания последнего, женщины использовали вместо туши для ресниц толчёный уголь. Приходит мода на нервных, страстных и демонических дам, а также на брюнеток. А любовь к брюнеткам - любовь к экзотике. В начале XX века всем была известна история исполнительницы экзотических танцев и куртизанки голландского происхождения Мата Хари, чьё настоящее имя было Маргарета Гертруда Зелле. Она выдавала себя за экзотическую принцессу или индийскую княжну, и привлекала публику откровенностью и экзотичностью своих танцев.

В моде также были чёрные глаза, и представительницы прекрасного пола, закапывали себе в глаза раствор белладонны, чтобы расширить зрачки и создать "взгляд ведьмы". Но о последствиях никто не задумывался.

XIV. ХХ век - Женская эмансипация

После окончания Первой мировой войны ничего не остаётся от изнеженной леди довоенной эпохи. Грядёт женская эмансипация, идеалом становится самостоятельная девушка-шатенка, которая ни в чём не уступает мужчинам, курит сигары и обожает танцы. В моде коротко стриженные волосы, тонкие выщипанные брови, длинные шеи и ноги, затянутая грудь, короткие юбки, худая фигура мальчишеского типа.

Однако после окончания Второй мировой войны худоба стало порядочно раздражать мужчин, и в моду опять вошли женщины в теле. В 50-х годах на смену холодным дивам с мальчишеской фигурой пришли дамы с покатыми плечами, большой грудью, осиной талией и пышными юбками. Бюстгальтеры были не особо популярны, так как модницы, помешанные на своей красоте, не давали покоя феминисткам. Последние были настолько возмущены этой манией столько времени уделять своему внешнему виду, что бюстгальтеры, которые попались под горячую руку были названы "предметом порабощения", превращающим женщину в куклу. В ходе массовых протестов бюстгальтеры даже сжигали, а их продажа по всему миру сократилась вдвое. Зато в моду вошли эластичные корсеты, которые не стесняли движений и позволяли достигнуть 25 см окружности талии. Что касается причёсок, то в моде были различные конские хвосты, завивки и причёски с начёсом.

А вот после 60-х, когда народ уже отошёл от военных страхов, в моду опять вошли худышки, которые процветают и до сих пор. А вот какая мода будет ещё через пятьдесят лет, остаётся только догадываться.

Идеалы женской красоты постоянно меняются и то, что считалось эталоном 100, 50 и даже 10 лет тому назад сейчас будет казаться уродством, не говоря уже о переменчивости взглядов на протяжении всей истории. На протяжении всех времён женщины постоянно меняли свою внешность и часто кидались в крайности от чрезмерной полноты до болезненной худобы, чтобы соответствовать идеалу присущему тому или иному периоду времени. Стандарты красоты будут меняться бесконечно, такова уж человеческая природа, и на какую фигуру будет «мода» в следующем десятилетии можно только догадываться.

Древний Египет

Начнем с азов. В Древнем Египте царило равноправие полов, общество было раскрепощенным и свободным. Но при этом существовал весьма определенный идеал красоты эпохи - стройное тело с удлиненной талией и узкими плечами, длинные черные волосы, классические строгие черты лица и выразительные глаза, подведенные черной краской.

Древняя Греция

Идеал женской красоты мы можем увидеть в сохранившихся древнегреческих скульптурах,в частности, в скульптуре Афродиты. В то время активно продвигалась идея физического совершенства, греки даже рассчитали формулу красоты женского тела,в которой приводится соотношение размера стоп, кистей и других частей тела друг к другу. Лицо греческой красавицы должно было быть симметричным и ровным,с большими глазами, а также прямым носом. Идеальным типом фигуры считалась «груша» с небольшой грудью,но объемными бедрами.

Идеал красоты Средневековья

В средние века отношение к внешности по сравнению с античностью сильно поменялось. Красота в этот период считалась греховной. Но некий канон все же существовал. Идеал красоты Средневековья - это девушка с очень бледной, белоснежной кожей, худая и изможденная. Овал удлиненного лица обрамлен светлыми волнистыми волосами. Рот маленький и скромный, глаза - большие и слегка навыкате. Чтобы достичь бледности,девушки не только натирали лицо лимоном, но и делали кровопускания. В Средневековье многие также сбривали брови. Так что портреты красоток тех времен выглядят довольно странно.

Эпоха Возрождения

Классический примеры идеала женской красоты в эпоху Возрождения - Мона Лиза, а также Венера Боттичелли. Все та же бледность и высокий лоб, но выражение лица становится загадочнее, а волосы теперь свободно уложены. Пышная фигура становится одной из главных ценностей этого периода. Полные руки, широкие бедра, мягкие и плавные черты - все это ценилось в эпоху Возрождения. Что касается прически, то идеальным вариантом были светлые волнистые волосы.

Барокко и рококо

17−18 века диктуют новые правила женской красоты. Одно из основных - это тонкая талия. Наступает эпоха корсетов, некоторые девушки умудряются стянуть свою талию до 33 см. При этом в пару к корсету всегда идет очень глубокое декольте. Красавицы тщательно охраняют себя от солнца, ведь в моде белоснежная кожа. Дамы в кружевных оборках напоминают красивые статуэтки из фарфора.

19 век

Приходит время стиля ампир, в котором ценится естественная красота. Девушка должна быть стройной, в легком платье из муслина, с большими глазами и белой кожей. Одновременно с этим в 19 веке было и другое направление - пышные платья с тугими корсетами и сложные укладки. И в том, и другом стиле в моде была так называемая болезненная женственность: бледность, слабость и обмороки.

20 век

Эта эпоха подарила нам немало разных идеалов женской красоты. В 20-е годы в моду вошла андрогинная внешность - корсет был забыт, ценились мальчишеские фигуры с небольшой грудью, а также впервые за многие столетия женщины начали носить короткие стрижки.В 30−50-е, в эпоху золотого Голливуда, в моду вернулась женственность. Фигура «песочные» часы с тонкой талией, большой грудью и объемными бедрами, пышные укладки с локонами,длинные ресницы, румянец и алые губы - идеалом красоты эпохи была Мэрилин Монро и другие актрисы.

В 60-е годы самой популярной моделью была Твигги с ее стройным телом, длинными ногами и маленькой грудью. В 80-е идеал снова стал другим: в моду пришла аэробика, а также супермодели - высокие, спортивные и подтянутые. К 90-м идеал сместился немного в другую сторону, в моду вошла болезненная худоба и бледность.

21 век

Современный идеал красоты - понятие довольно сложное. Сегодня ценится здоровье и стройность, но не анорексичная худоба, как в 90-е годы. Плоский живот, большая грудь и упругая попа считаются идеальным вариантом. Который, как мы знаем, практически недостижим. К счастью, все больше людей склоняются к идее естественной красоты во всем ее многообразии. Но для того, чтобы эта идея действительно стала популярной,понадобится еще немало времени.