Скачать презентацию исаак ильич левитан. Школьные презентации Powerpoint

И.И.Левитан () Тем, кто знает и любит творчество замечательного художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана, знакомо чувство завороженности, которое возникает всякий раз, когда останавливаешься перед его картинами и вдыхаешь в себя воздух удивительного искусства. В его картинах - живая душа природы, они одухотворены любовью и окрашены поэтическим настроением.


И.И. Левитан по характеру дарования тонкий, лирический художник. Как и многие мастера лирического направления, в пейзаже Левитан предпочитает не полдень, а утро и вечер, не лето и зиму, а весну и осень, то есть те моменты, которые богаче сменой и оттенками настроений, не дубы, сосны и ели, а более «отзывчивые» к природным изменениям берёзы, осины и особенно водные поверхности. Первые работы И.Левитана подобны первым робким мелодиям, которые затем сливаются в сложные музыкальные творения. Это и наивное любование будничной жизнью сельского дворика («Солнечный день. Весна»,), и картина унылой осени с размытой дорогой, голыми деревьями, которые будто в отчаянии протянули ветки к небу («Осень. Дорога в деревне», 1877), окрашенная вечерним закатов.


Осенний день. Сокольники 1879 Скромный осенний пейзаж: уходящая вдаль аллея парка, с обеих сторон высокие старые сосны и молодые клены, засыпавшие землю осенней листвой. Ветер гонит по осеннему небу клочья туч, раскачивает верхушки сосен, сметает с кленов листву и обвевает фигуру идущей по аллее женщины. В картине чувствуется гармония и музыкальность. Можно уловить музыкальный ритм, она чем-то напоминала осеннюю песню без слов.


Март Ощущение, создаваемое картиной, можно определить одним словом - праздник. Светлая сторона дома, отражающая солнечный свет, оранжевые столбики крыльца, густо-коричневые тени на двери, голубые – на снегу, светло-фиолетовые рефлексы на кронах молодых деревьев, ярко-синяя глубина неба – таков ликующий, полный жизни колорит картины.


Золотая осень Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора! Весь лес стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Ф.И.Тютчев


С самого начала сквозным мотивом творчества Левитана стала Волга. Она бесконечна не только в физическом смысле, но и в переносном – как Бытие. У Левитана Волга, как некогда богиня-мать, существует в разных ипостасях. Она и символ кипучей жизненной деятельности и золотой мираж мечты о бытийной гармонии и приемлющее всех лоно вечного покоя. Каждый раз Левитан находит единственно возможный для воплощения лика реки композиционно-колористический комплекс. В первом случае энергетика жизни бьет ключом в контрастном сочетании синего, красного и белого, в динамике встречного движения кораблей по диагонали, в вовлеченности зрителя в общее движение. Во втором – река пребывает в инобытии мечты, отодвигается вглубь, оставляя нас томиться на берегу. В третьем – сумеречная серо-сине-зеленная гамма баюкает растянутый до бесконечности овал реки, котором мягкое и безличное напоминание о неизбежности завершения круга жизни. Но при всем отличии образности этих полотен что-то сокровенно сущностное в композиционном строе остается единым. Прежде всего, масштаб задает не человек, а сама река (природный объект). Перед зрителем всегда только часть реки, без обозначения начала и конца, даже без обозначения направления течения.


После дождя. Плес И.Левитан изображает волжский пейзаж с широкими просторами в дальних планах и маленьким городком. Светлая гамма с преобладанием серебряно-серых тонов даёт почувствовать живописное, лирическое богатство пейзажа.


Вечер. Золотой плес Зелень ближнего берега, виднеющаяся церковь, дома – это та реальная, повседневная среда, где проходит жизнь человека; здесь и холоднее краски, и четче силуэты. На втором плане – подернутый дымкой далекий берег, золотистая река, будто опрокинутое в воду золотое небо, как мечта, как иной, волшебный, мир, располагающий к раздумью и вселяющий надежду.


Вечерний звон Ощущая гармонию бытия в природе, «божественную благодать», Левитан будто грустит о том, чего лишен человек в действительности. На картине вечер, конец уже прожитого дня и своеобразный звон, свойственный именно вечерней службе. Окончание дня жизни и закат солнца не может не навевать некоторую печаль.


Тихая обитель 1890 Тёплый золотистый колорит представлен в картине. В тишине летнего вечера кажется зачарованный дальний лес, недвижимое на воде отражение деревьев и куполов монастырских церквей. Созданный художником образ, как всегда у Левитана. многогранен по своему содержанию. Он вызывает в душе и чувство покоя, и тихую лирическую печаль, восторженное восхищение красотой летнего вечера.






На картинах Левитана о присутствии человека напоминает едва различимый свет дальних селений на берегу («Вечер на Волге»), силуэт церквушки или часовни на погосте («Над вечным покоем»), вечно ожидающая пустота уткнувшихся в берег лодок («На Волге», «Вечер на Волге», «После дождя», «Баржи. Волга») у лодок нет имен, они неразличимы в своей ветхой безличности, так же как и серые избы на картинах Левитана («Золотая осень. Слободка», «Лунная ночь. Деревня»). У Левитана нет дома как чего-то индивидуального, личного, единичного. Дома всегда теснятся деревней. Они имперсональны и относятся скорее к категории множества. Деревянные дома, деревянные лодки, деревянные кресты на могилах – дерево недолговечно. Его век измеряется жизнью человека. Народная традиция предполагает строительство нового дома для обзаводящийся семей сыновей. Поэтому дом в пейзажах Левитана такой же знак недолгого века, как и лодки (время индивидуальное). Что же остается на русских просторах от человека? Оказывается, дорога, исхоженная и истоптанная десятками поколений русских людей.


Несмотря на небольшой размер, картина кажется монументальной. Вдаль уходит дорога, протоптанная ногами многочисленных заключенных. Вокруг расстилается бескрайняя русская равнина. Серое облачное небо нависает над ней – низкая линия горизонта усиливает ощущение нескончаемости дороги, навевает мрачные мысли. Мотив дороги, лежащий в основе картины, заставляет зрителя внимательно рассматривать все детали, как бы втягивает его в пространство живописного полотна. Влекущая сила дороги издавна притягивала Левитана. Владимирка. 1892


В более зрелые годы своего творчества у Левитана проявилось желание философски осмыслить жизнь: его занимают размышления о жизни, о месте человека в большом и сложном мире, о судьбе России и русского народа. Художник продолжает искать монументальный пейзажный образ. Над вечным покоем Левитан поднял пейзажный жанр до глубокой символико-философской картины с размышлениями о человеческой жизни, о вечности… Это картина души человеческой в образах природы

Cлайд 1

Левитан Исаак Ильич (1860 - 1900) Художник-живописец, пейзажист, мастер лирического пейзажа. Преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Представитель реалистической школы. Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в Литве, в местечке Кибарты Ковенской губернии. В сентябре 1876 года Левитан попадает в пейзажную мастерскую А. К. Саврасова, а позже становится учеником В. Д. Поленова.

Cлайд 2

Первое признание таланта С ученической выставки 1880 года П. М. Третьяков приобретает картину девятнадцатилетнего художника "Осенний день. Сокольники". Это было первым признанием таланта Левитана. К первым из дошедших до нас произведениям живописца относятся два небольших пейзажа, показанных на ученических выставках, - "Вечер" (1877) и "Солнечный день. Весна" (1877).

Cлайд 3

Первые работы В летние месяцы 1880-1884 гг. он пишет с натуры в Останкине. К этому времени относятся работы: "Дубовая роща. Осень" (1880), "Дуб" (1880), "Сосны" (1880). «Дубовая роща. Осень» «Дуб»

Cлайд 4

«Волжский период» В 1887 году художник, наконец, осуществляет свою мечту, он попадает на Волгу. Волжский период творчества Левитана продолжается до 1890 года. Левитан - один из самых больших поэтов Волги Пейзажи Волги, созданные Левитаном, многообразны... Торжественной тишиной, величавым покоем веет от полотен: "Вечер на Волге" (1888) и "Вечер. Золотой Плес" (1889).

Cлайд 5

Расцвет творчества В марте 1891 года Левитан становится членом Товарищества передвижных выставок. С. Т. Морозов (меценат и любитель живописи) предоставляет художнику мастерскую. Стремлением к созданию эпического образа природы, картины-сочинения, отмечен период творчества художника с 1890 по 1895 год. Среди них такие значительные полотна, как "У омута" (1892), "Владимирка" (1892) и "Над вечным покоем" (1894). 1895 год был сложным и трудным в жизни художника. Болезнь сердца подтачивала силы, сопровождалась приступами боли, удушьем... Меланхолия и личные неурядицы порой доводили Левитана до отчаяния, до попыток покончить с жизнью. Однако любовь к природе и искусству явилась той живительной силой, которая не только помогла преодолеть болезнь, но и повела его к новым творческим открытиям. Приезд Левитана в марте 1894 года в Тверскую губернию, в Островно, а затем в Горки открывает последний период творчества художника.

Cлайд 6

«Владимирка» (1892) Бесконечно серая, уходит вдаль, казалось бы, ничем не примечательная дорога. Вокруг пусто, голо, лишь редкие перелески да кусты скрашивают бедность пейзажа. И тучи, беспросветно нависшие над горизонтом, и однотонный колорит картины, и одинокая фигурка странницы подчеркивают мрачный мотив пустынной дороги. Малые тропинки, словно ручейки в реку, вливаются в ее широкое течение, а она господствует над раскинувшейся вокруг степью, и кажется, будто вся Россия пересечена ею.

Cлайд 7

«У омута» (1892) «Природа для художника уже не некий объект деятельности, не враждебная сила, а источник вдохновения и самой жизни. Она прекрасна сама по себе. Природа живет по своим законам, величественная и вечная.» Левитан И.И.

Cлайд 8

«Над вечным покоем» (1894) Эти бедные селенья, Эта скудная природа – Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной. Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исходил, благословляя. Тютчев Ф.И. Композиция ее не имеет себе подобных. На переднем плане, слева, высится край косогора с церквушкой и кладбищем на нем. Дальше, сколько хватает глаза, – тусклая неподвижная вода, окаймленная вдали плавной линией низкого берега, тоскливо пустынного вплоть до самого горизонта. Дальний берег тянется узкой, томительно длинной полосой, однообразной по цвету. Над ним – грозные, тяжелые тучи, бросающие мрачные тени на все окружающее

Cлайд 9

Пробуждение в творчестве В солнечные мартовские дни пробуждается природа ("Март"), по-весеннему поет и звенит ручей ("Весна. Последний снег", 1895), нежно благоухают цветущие яблони ("Цветущие яблони", 1896); в хрустальной осенней ясности сверкает золото листьев, синеют реки, пустеют рощи ("Золотая осень", 1895) и наступает "пышное природы увяданье" ("Осень", 1895). Поэтическая красота природы дана как прославление родной страны, звучит как песня, гимн Родине. «Весна. Последний снег» И только всего, Что, как прежде красна, Пришла, Прилетела, Вернулась весна!

Cлайд 10

«Март» (1895) Словно на глазах у зрителя отступает зима, не в силах сопротивляться молодым и здоровым силам весны. На дороге, что ведет к дому, снег уже побурел, смешался с землей. Около дома, где особенно тепло, снег слоится, становясь похожим на тонкие пластинки слюды. Только на лесной поляне, снег лежит еще почти нетронутый. Ощущение, создаваемое картиной, можно определить одним словом – праздник. Светлая сторона дома, отражающая солнечный свет, оранжевые столбики крыльца, густо-коричневые тени на двери, голубые – на снегу, светло-фиолетовые рефлексы на кронах молодых деревьев, ярко-синяя глубина неба – таков ликующий, полный жизни колорит картины.

Cлайд 11

«Золотая осень» (1895) Он находит чистые, звонкие тона для медных крон берез, тусклые, приглушенные для зелени трав, холодные, иссиня-фиолетовые для неподвижной поверхности воды с ясными отражениями берегов в ней. Он уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины, вслед за исчезающим среди полей ручьем. Рисуя тонкие и стройные стволы берез, он создает тот едва уловимый лирический мотив, который заставляет ощутить поэзию русской природы.

Cлайд 12

«Осень» (1895) Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса, Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. А.С.Пушкин

Cлайд 13

"Весна - большая вода" Картина "Весна - большая вода" (1896-1897) завершает цикл лирических пейзажей 1895-1896 годов. Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…

положение и дать детям образование, в начале 1870-х переехал с семьёй в Москву. В 1871 старший брат Исаака, Авель-Лейб, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Осенью 1873 в училище поступил и тринадцатилетний Исаак. Его учителями были художники Перов, Саврасов и Поленов.

«Левитану давалось все легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой» - вспоминал его товарищ, известный живописец Михаил Нестеров. В 1879 году, после покушения Александра Соловьева, отнюдь не бывшего евреем, на царя Александра II, совершённого 2 апреля, вышел царский указ, запрещающий жить евреям в «исконно русской столице». Восемнадцатилетнего Левитана выслали из Москвы.

В 1875 умерла мать Левитана и серьёзно заболел отец. Вынужденный по болезни оставить работу на железной дороге, отец Левитана не мог содержать четверых детей репетиторством. Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь, а в 1876 освободило их от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». 3 февраля 1877 умер от тифа отец. Для Левитана, его брата и сестёр наступает время крайней нужды. Художник учился тогда в четвёртом «натурном» классе у Василия Перова. Друг Перова, Алексей Саврасов, обратил внимание на Левитана и взял его к себе в пейзажный класс. В марте 1877 две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

В летние месяцы 1880-1884 он писал с натуры в Останкино. К этому времени относятся работы: «Дубовая роща. Осень» (1880, Нижегородский художественный музей), «Дуб» (1880, Третьяковская галерея), «Сосны» (1880, частное собрание). Художник создаёт пейзажи в Саввинской слободе под Звенигородом: «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, Третьяковка), «Мостик. Саввинская слобода» (1884, Третьяковка). «Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников», - писал Константин Паустовский. Весной 1885, в 24 года, Левитан окончил училище. Звания художника он не получил - ему был выдан диплом учителя чистописания.

Цель занятия: познакомить обучащихся с творчеством и индивидуальной манерой художника Исаака Ильича Левитана.

Задачи занятия:

  1. Воспитывать любовь к России и национальному искусству.
  2. Развивать художественно-образное мышление, воображение и видение образного языка, использованного художником для передачи смысла картины.
  3. Вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение пейзажных картин: радость, удивление, эстетическое удовольствие и т.д., от изображённой художником красоты.
  4. Способствовать умению соотношения увиденного с собственными чувствами и переживаниями.

Оборудование и материалы:

1. Репродукции картин И.И. Левитана

2. Портрет художника

3. Музыкальный ряд - произведения П.И. Чайковского «Времена года»

4. Литературный ряд - стихотворения И.А.Бунина, Ф.И. Тютчева

5. Интерактивная доска, компьютер

Ход занятия:

Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня наше занятие посвящается жизни и творчеству великого художника Исаака Ильича Левитана (1860-1900г.г.).

Показываю сдайд №1 . Портрет художника.

С именем Исаака Ильича Левитана в отечественную живопись пришло понятие пейзажного построения . Художник не просто изображал пейзаж на холсте, он всё увиденное и нарисованное пропускал через себя. Картины художника затрагивают в душе самые сокровенные струны, заставляя их откликаться на то, что взволновало и самого автора - будь то первое робкое пробуждение весны или печальное увядание осени.

Родился художник на западных окраинах России в еврейской семье. Отец, знавший несколько иностранных языков, давал уроки в частных домах. Чтобы дать детям достойное образование семья в конце 1860-х годов переехала в Москву.

Относительное материальное благополучие, существовавшее в доме, вскоре рухнуло. В 1873 году Левитан поступает тринадцатилетним подростком в Московское училище живописи, а в 1875 году у Исаака умирает мать, а два года спустя - отец.

Настало трудное время в жизни молодого художника. Вот как описывает жизнь Исаака Надежда Сергеевна Шер (фотографии).

В Москве на Мясницкой улице в училище живописи закончились вечерние занятия - разошлись учащиеся, погасли последние огни. В одном из классов верхнего этажа в углу за мольбертом сидел мальчик. Прислушиваясь к тишине, он ждал, когда сторож, отставной солдат, по прозвищу «Нечистая сила» завершит свой обход. Вот где-то хлопнула одна дверь, другая, раздались тяжёлые шаги по лестнице. Вот шаги ближе, открылась дверь, в глаза мигнул огонёк жестяного фонарика. Дверь захлопнулась, человек ушёл и мальчик в углу остался один.

Оставаться в училище после классов строго воспрещалось, но уже не первый раз Исаак Левитан прятался от сторожа и ночевал в пустых холодных классах. Ему некуда было идти.

Каждое утро не выспавшийся и голодный, осторожно, чтобы не возбудить ничьих подозрений, пробирался он в свой класс и садился за мольберт. Учился он блестяще, но как часто во время классов он вдруг со страхом вспоминал, что нечем платить за учёбу, что прохудились башмаки, не на что купить хлеба.

Однажды в класс вошел инспектор училища и объявил, что воспитанник Левитан исключается из училища за невзнос платы за учение. Исаак знал, что когда-нибудь это должно случиться.

Весь съежился, судорожно собрал папку, кисти, краски и, ни на кого не глядя, ушел из класса

« Тут, - вспоминал позднее один из товарищей Левитана - весь класс, вся сотня загудела, как один человек. Моментально собрали всю сумму и внесли в канцелярию. Кто-то побежал вниз за Левитаном, а он стоял у окна, не решаясь навсегда уйти из училища».

Вскоре совет преподавателей училища постановил воспитанника Левитана, как «оказавшего большие успехи в искусстве» освободить от платы за учение и назначить ему небольшую стипендию, потому что Исаак был в школе одним из талантливейших учеников.

Он обратил на себя внимание современников уже самой ранней своей картиной, которая появилась на ученической выставке Московского училища.

Показываю слайд №2.

Печаль осеннего дня и грустного увядания природы естественно соединяются в картине с чувством глубокого одиночества. Все в картине подчинено общей мелодии. Она слышится в гулко раздающихся шагах одинокой женской фигурки, идущей по пустынной аллее, и в шуме порывистого ветра, что срывает листву с молодых кленов, клонит вершины высоких сосен и подгоняет низко бегущие над землей серые тучи. В общую музыкальную ноту картины включаются и приглушенные краски осени, и влажная дымка воздуха, окутывающая все пространство картины.

Ребенок читает стихотворение:

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья,

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья.

Так описывал осень Иван Бунин.

Не случайно этот пейзаж приобретет с выставки маститый московский коллекционер П.М. Третьяков. И с этого времени будет внимательно следить за каждой работой художника.

Показываю слайд № 3.

К теме Осени великий художник обращался неоднократно. В 1895 году он пишет картину «Золотая осень». И картина Исаака Ильича Левитана точно золотая. Но это - золото осени.

Роща пылает кострами берез, золотыми россыпями светится земля. В холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Осенний воздух свеж и прозрачен.

Левитановская осень - праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты и немного грустный: ведь это красота прощания.

Ребенок читает стихотворение:

Лес точно терем расписной:

Зеленый, золотой, багряный.

Веселой пестрою стеной

стоит над солнечной поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки елочки темнеют,

А между кленами синеют.

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Стремясь к правде видения природы и не только верности создания ее на холсте, но и к душевному созвучию ее с настроением человека, Левитан внимательно изучал окрестности. Он склонял голову к самой земле, чтобы увидеть таяние снега, пробуждение весны.

Показываю слайд № 4.

В 1895 году он пишет одну из лучших картин того времени «Март» (показывается картина).

В этой картины не только соединение белого, голубого, золотистого создает образ ликующей природы, но мы видим открытый, темпераментный, густой мазок, почти скульптурно лепящий пронизанный синевой мартовский снег.

Снег рыхлый, пропитанный влагой, по нему яркие синие тени. Снежная шапка над крыльцом подтаяла - того и гляди заскользит и с шумом упадет на землю. На дорожках рыжеют подталины. Кругом сугробы - но весна уже пришла. Голубое небо, густая зеленая хвоя, светлые стволы, желтая стена дома, деревянные столбы крыльца - все на холсте залита светом. Все будто набралось солнца и теперь светится и дышит теплом.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят.

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят.

Они гласят во все концы:

Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы!

Она нас выслала вперед!

Весна идет! Весна идет!

И тихих теплых майских дней

Веселый, светлый хоровод

Толпится весело за ней!

Одним из преподавателей у Левитана был Алексей Кондратьевич Саврасов. Преподаватели и ученики видели, как страстно любит он природу. Видели, что когда начинается весна - овладевает им беспокойство. И все - равно не удержать его в училище. И почти все занятия переносились из мастерской на природу.

Саврасов всех заражал своей вдохновенной, неутомимой любовью. Как-то поднял к небу свою лохматую голову, прислушался и сказал: «Слушай, жаворонок! Вот и писать надо так, чтобы на картине было не видно жаворонка, а слышно было как поют птицы, дуют ветры, звенят ручьи». И когда Саврасов так говорил, Левитану казалось, что:

С природой одною он жизнью дышал:

Ручья разумел лепетанье и говор

Древесных листов понимал

И чувствовал трав прозябанье.

Была ему звездная книга ясна

И с ним говорила морская волна.

Стихотворений Левитан знал множество и особенно любил стихи о природе. Иногда бросит кисть и читает стихи Пушкина, Тютчева, Некрасова. Читает хорошо, очень просто. Подойдут товарищи, те, что сидят поближе, слушают… А потом снова за работу.

"Левитан - это художник, который так ясно, таким чистым, таким пленительным голосом спел свою песню о русской природе, что противоречивых толкований его творчества мы почти не встречаем в литературе. И трудно даже встретить зрителей, которые, подходя к его произведениям с открытой душой и сердцем, останутся равнодушными, не попадут под обаятельную, удивительную искренность и влюбленность Левитана в русскую природу, не подпадут под обаяние его редчайшей способности передавать все оттенки, все особенности характерных признаков и черт природы средней полосы России.« Иогансон Б.В


Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Его отец окончил раввинское училище, но священнослужителем не стал - в разное время он был преподавателем иностранных языков, железнодорожным служащим. Юношеские годы Левитана прошли в тяжелой нужде и лишениях. Рано оставшись без матери и отца, он испытал всю горечь бедности, унижений и даже гонений. Необыкновенное дарование художника было замечено уже во время обучения его в Училище живописи, ваяния и зодчества, куда он поступил в 1873 году.






В этой ранней работе проявились те неповторимые черты творчества, которые отличают его от других пейзажистов. Умение выразить через пейзаж состояние человеческой души, не отстраненное, но глубоко личностное проникновенное переживание того или иного состояния или мотива природы были драгоценными качествами его дарования. В картине «Осенний день. Сокольники» художник достигает тонкого соответствия внутреннего строя человека с образом природы. Чувствам смятения, какого-то разлада в душе торопливо идущей женщины оказываются созвучными вид пустынной аллеи с трепещущими на ветру молоденькими кленами и неяркие краски последних дней осени.


Левитан любил природу до восторженного поклонения ей, он как никто другой глубоко чувствовал, понимал ее, умел настроиться на ее состояния. Свое восхищение перед солнечным светом и любование многообразной игрой красок в природе лучше всего художнику удалось запечатлеть в своих небольших, простых по мотиву, но прелестнейших произведениях:


Не столько рассказ о жизни природы, сколько естественное впечатление от увиденного и поразившего чуткую к красоте душу художника передано в картине «Березовая роща» (). Используя приемы пленэрной и отчасти импрессионистской живописи, художник предлагает зрителю вместе с ним наблюдать за прихотливым движением и вибрацией света, постоянно меняющего цвет предметов, игрой солнечных зайчиков на белых стволах берез и зелени травы и листвы.


Излюбленными местами Левитана для летней работы на этюдах и отдыха в это время были Саввинская слобода под Звенигородом или усадьба Киселевых «Бабкино», на реке Истре, недалеко от Нового Иерусалима, где он провел не одно лето вместе с семьей Чеховых. С А.П.Чеховым он был связан глубокими узами дружбы и взаимной привязанности многие годы.


"Левитан любил природу как-то особенно. Это была даже и не любовь, а какая-то влюбленность... Любил ли Левитан свое искусство? В этом, разумеется, не может быть сомнений. Если он любил что-нибудь в жизни всеми фибрами своего существа, то именно искусство. Он любил его как-то трепетно и трогательно. Искусство было для него чем-то даже святым. Верил ли он в себя? Конечно, да, хотя это и не мешало ему вечно сомневаться, вечно мучиться, вечно быть недовольным собой. Левитан знал, что идет верным путем, верил в этот путь, верил, что видит в родной природе новые красоты, но в то же время ему вечно казалось, что он не передает и доли всего найденного, всего, что жило в его душе.»,- писал младший брат Чехова - Михаил


Но поистине раскрыться дарованию Левитана помогли поездки художника на Волгу. Могучая русская река подарила художнику новые мотивы и образы. По этюдам, написанным в небольшом волжском городке Плесе, была создана первая крупная картина Левитана «После дождя. Плес» (1889).


Особой мягкостью интонации, поэтичностью отличается одно из самых задушевных произведений художника, «Вечер. Золотой Плес» (1889). Изображая как бы с высоты птичьего полета мерно несущую свои воды реку и ее пологие и обрывистые берега, художнику удалось передать то особое состояние тишины и покоя, которые воцаряются в природе в предвечерний час перед заходом солнца. Тончайшими цветовыми переходами мастер добился золотисто-розового свечения воздуха и иллюзии легкой влажности, когда предметы словно тают, теряя четкость очертаний. Чудный дар Левитана запечатлевать трудные для передачи едва уловимые красоты природы и создавать настроение в пейзаже обнаружился здесь в полной мере.


К концу 1880-х годов имя Левитана становится знаменитым. Наступает время расцвета таланта, когда его кисть достигает пределов совершенства и он создает один шедевр за другим. Пейзажные образы 1890-х годов обогащаются более глубокими мыслями и чувствами, в них приоткрывается внутренний мир художника.




Это не только прекрасные пейзажи, но и картины души человеческой. Художник погружает зрителя в созерцание затерявшегося среди лесов монастыря, церкви и колокольня которого купаются в лучах заходящего солнца и отражаются в тихой водной глади. В этих удивительных по красоте и ощущению благости образах художник словно воплощает свою мечту, идеальное представление о жизни, лишенной тревог и волнений, праздной суеты, жизни, подчиненной законам высшей гармонии, когда человеческое сливается с божественным.




То в полотне «Вечерний звон» как будто отсутствует возможность такого соединения. Здесь река в своем плавном, словно круговом движении уходит мимо монастыря вдаль. Никогда еще в образах природы Левитан не достигал такой пронзительности в выражении сугубо личных переживаний и размышлений о жизни.


Грустно-возвышенное настроение этих картин сменяется драматическим в полотне «У омута» (1892). Картина была написана в Тверской губернии в имении Панафидиных «Покровское». Основой сюжета послужило местное предание об утопившейся в омуте девушке, которое в свое время и А.С.Пушкина вдохновило на написание его «Русалки». Для Левитана легенда стала отправной точкой создания исключительного по силе трагического образа. Монументальный характер картины (по своим размерам она самая большая в творчестве художника) с ее темными сгущенными цветовыми аккордами поднимает обычный пейзажный мотив до звучания его как темы человеческой судьбы. Левитан был натурой необыкновенно впечатлительной. Тяжелые страдания в юные годы, по-видимому, оставили свой след в сердце художника, он часто переходил от высокого подъема к депрессии, к приступам тоски. Болезненное душевное состояние дважды приводило художника к попытке самоубийства. В картине «У омута» выразилось что-то сокровенное, глубоко пережитое самим художником.


Способность мыслить средствами пейзажной живописи помогла создать Левитану его знаменитую картину «Владимирка» (1892), которую порой называют «историческим» пейзажем. Однажды, возвращаясь с охоты, художник вышел на старое Владимирское шоссе и вдруг понял, что это та самая дорога, по которой прошли в Сибирь тысячи и тысячи несчастных каторжан. В результате была написана одна из самых популярных у современников Левитана картин, рождающая скорбные думы о многострадальной России и ее народе.


Своего апогея достигает философская мысль Левитана в картине «Над вечным покоем» (1894). Грандиозность водной и небесной стихий, безграничность пространства - и здесь же открытый всем ветрам маленький островок земли с заброшенным кладбищем и часовней, в окне которой едва теплится огонек... Все рождает мысли о жизни и смерти, о ничтожности человека и его бренной судьбе перед лицом извечной величественной природы. Но в картине нет тяжелого безысходного чувства.


Об этом полотне Левитан писал П.М.Третьякову: «В ней я весь, со всей моей психологией, со всем содержанием». Хотя при создании полотна мастер использовал натурные наблюдения, проводя лето под Вышним Волочком, близ озера Удомли, пейзаж не производит впечатления абсолютно реального, как в других его произведениях. Для выражения столь отвлеченных идей Левитан прибегнул к более условному языку живописи, упрощая формы и цвет, придавая им почти символическую многозначность.







Природа здесь предстает в полноте своих сил. Яркий солнечный свет становится основным средством, создающим приподнятое настроение. Так же, как в ранних этюдных работах, художник стремится передать свежесть, непосредственность своего зрительного восприятия увиденного в природе, но выражает это иными средствами. Детальное, подробное, порой описательное воспроизведение натуры уступает место более простому, лаконичному, но в то же время более емкому, выразительному. Художник смело использует яркие, звонкие краски, плотную открытую фактуру живописи.


Незаконченным осталось монументальное полотно «Озеро» (), над которым он начал работать в конце своей жизни и которое намеревался назвать «Русь». Многочисленные подготовительные этюды и эскизы говорят о том, сколь важное значение придавал художник этому произведению, пытаясь обобщить свои многолетние разнообразные наблюдения в синтетическом образе русской природы. Изображая высокое голубое небо с выплывающими откуда-то с края земли белоснежными облаками, голубое широкое озеро, засеянные поля, деревни, белые храмы и колокольни на дальнем плане, художник разворачивает праздничную всеохватную панораму родной земли. Привольем, радостью жизни полнится созданный художником ясный просветленный образ. Быть может, именно здесь он сумел выразить то, о чем мечтал всю жизнь.


В 1887 году он написал: «Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник. Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором - пускай! Они благоразумие... Но это мое прозрение для меня источник глубоких страданий. Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти большие ощущения».