Машина не заводится нету искры. Нет искры с катушки зажигания — возможные причины

Неприятна для любого автовладельца. Неисправности с системой зажигания сопровождаются проблемами в двигателе. Ярким признаком того, что в системе зажигания есть неисправность, является отсутствие искры или же она слишком слабая. Это часто возникает в некоторых моделях ВАЗа: 2106, 2109, 2114, а также 2110. И это, как правило, случается в самый неподходящий момент.

Почему искра может отсутствовать?

Перечень ситуаций, по которым может отсутствовать искра , очень велик, на это повлиять может всё что угодно. Попытаемся выделить наиболее часто появляющиеся причины на моделях 2109, 2114, 2110, 2106 автоконцерна ВАЗ:

  • слабый заряд АКБ;
  • проблема во ВВ-проводах;
  • присутствуют неполадки в катушке зажигания;
  • проблемы с цепью низких напряжений;
  • проблемы с распределителем зажигания.

Также внимание надо обратить на то, какого качества контакты и электрические узлы. Контакты, конечно, можно проверить довольно легко, подёргав их немного пальцами рук. Кроме этого, желательно осмотреть все элементы . Если на них присутствует грязь, масло, вода - их надо тут же вытереть сухой тряпкой. После этого можно попробовать заводить автомобиль.

Проверяем АКБ

Про ситуации, когда имеется проблема с зарядом аккумулятора, сигнализирует тот факт, что звук клаксона стал едва слышным. Также на панели приборов, в момент завода авто, гаснут лампочки. Следовательно, причина, по которой отсутствует искра, - проблемные контакты на клеммах АКБ либо её слабый заряд.

  • Если неприятности возникли из-за окисления одной из клемм - нужно просто произвести очистку и плотненько затянуть её. Также для защиты контактов используют графитовую смазку.
  • Если всё же проблема оказалась в низком заряде батареи - её можно просто зарядить и в дальнейшем следить за уровнем заряда.

Проверяем высоковольтные провода

Ещё одна причина исчезновения искры может быть в высоковольтных проводах. Прежде всего, все провода должны иметь нормальный внешний вид, не должно быть каких-то потрёпанных мест и участков с нарушенной изоляцией. Если устранить это невозможно - нужно произвести замену ВВ-проводов.

Поиск искры нужно начинать с проводов, которые отходят . Нужно внимательно осмотреть все контакты и колпачки, которые надеваются на сами свечи. Свечи же все вместе просто так из строя выходят редко, поэтому сетовать на них не стоит.

Проверяем катушку зажигания

Чтобы провести , нужно достать основной провод из крышки распределителя. Далее, пробуем провернуть стартёр, дабы увидеть искру от провода.

  • Искра образовалась - это говорит об исправности катушки. Значит, проблема заключается в прерывателе.
  • При отсутствии искры неисправность искать надо в катушке зажигания.

Если было определено, что проблема заключается именно в катушке зажигания, то её придётся менять. В «немолодых» автомобилях ВАЗ, особенно 2109, 2106, 2114, 2110, это явление отнюдь не редкое.

Проверяем распределитель зажигания

Если есть вероятность того, что проблема заключается именно в прерывателе, то, чтобы произвести диагностику, нужно проводить осмотр его крышки с внутренней стороны:

  • Визуально крышка цела и не имеет признаков поломки - промыть, лучше бензином, и поставить на место.
  • Есть какие-то видимые признаки поломки или есть какие-либо трещины - требуется замена крышки.

Также нужно проверить на прерывателе центральный его контакт на наличие «зависаний». Это сделать легко: достаточно переместить его угольный наконечник.

Ещё одна проверка, которую можно и даже нужно произвести, - это проверка изоляции ротора прерывателя. Делается это так:

  • Сперва центральный ВВ-кабель располагается на расстоянии пяти - восьми миллиметров от электрода.
  • Далее, нужно замкнуть и разомкнуть несколько раз контакты. Это всё сделать надо при включённом зажигании.

Если в этом небольшом зазоре проскакивает хоть малейшая искра - это говорит о неисправности ротора. В подобных ситуациях он идёт под замену.

Проверяем цепь низкого напряжения

Для проведения диагностики подобной цепи можно воспользоваться контрольной лампой на 12 вольт мощностью до трёх ватт. Эту лампочку необходимо включить одним контактом на массу авто, другим - на клемму низкого напряжения. После манипуляций с подключением вручную замыкаются контакты прерывателя и включается зажигание. Если цепь исправна, то при замкнутых контактах лампочка тухнет, при разомкнутых - горит. Когда этого не происходит - нужно начинать поиск проблемы в обмотке катушки или в кабелях.

Если же лампа горит постоянно, то это указывает на один из видов неисправностей:

  • Контакты прерывателя сильно окислены.
  • Провод, ведущий от рычага к клемме прерывателя, оборван.
  • Провод, который соединяет корпус с подвижным диском, оборван.

Окисленные провода нужно очистить, после чего система заработает. В любом другом случае необходимо более углублённое вмешательство.

Пропала искра на двигателях с инжектором

Если рассматривать двигателя с инжектором, то здесь всё гораздо сложнее. Проверить наличие искры в свечах методом «на массу» получается не всегда, а в определённых случаях весьма опасно, можно «убить» весь блок управления электроникой. Поэтому в системе с инжектором лучше проверку производить каким-либо иным способом.

Подведём итоги

Свечи зажигания играют важнейшую роль в работе автомобиля. Если хоть одна свеча выйдет из строя и не будет давать искру, соответственно, один из цилиндров работать не будет, автомобиль будет иметь повышенный расход топлива и будет менее динамичен. Искать причину исчезновения искры весьма непростая задача, так как в этом могут быть «виновны» несколько агрегатов. Однако для нормального функционирования это просто необходимо.

В один прекрасный момент вы можете обнаружить, что ваш двигатель перестал заводиться. Первым делом нужно проверить состояние свеч зажигания. Если выясняется, что нет искры, Ваз 2106 требует ремонта. Эта статья поможет выявить причины и устранить неисправность.

Возможно несколько причин, из-за которых пропала искра. Ваз 2106 чаще всего укомплектован контактной системой зажигания. Но на некоторых моделях встречается и БСЗ. Поэтому рассмотрим оба эти варианта.

Свечи зажигания

Если нет искры, или наблюдается слабая искра, первый элемент, на который обращает внимание владелец авто – это свечи. Нужно проверить, а не перестала ли одна из свечей работать. Сначала просмотрите, не стали ли свечи черные. В этом случае они нуждаются в обязательной замене.

Проверку можно осуществить в любых условиях. Даже прямо на дороге в случае неожиданной поломки. Важно иметь с собой в запасе комплект рабочих свечей на такой случай.

  • устанавливаем новую свечу
  • крутим стартер и смотрим, не появилась ли искра
  • если все работает исправно, запускаем мотор и двигаемся дальше.

Иногда установка новой исправной свечи не помогает – искры по-прежнему нет. В таком случае нужно приступать к проверке следующих элементов системы, чтобы выяснить, почему все же нет искры.

Провода высокого напряжения


После того как свечи были проверены и оказалось, что проблема не в них, нужно протестировать, не случилось ли чего с высоковольтными проводами. Диагностика проводится в четыре простых шага.

  • Если искра отсутствует только на одном цилиндре, меняем провода местами
  • Проверяем, не устранилась ли проблема после этого действия
  • Если на цилиндре искра появилась, но при этом она пропала на другом цилиндре, значит дело однозначно в проводе.
  • Неисправный провод нужно заменить на новый.

Подобным образом не мешало бы проверить, исправен ли центральный провод, который подает ток на катушку зажигания. Иногда искра появляется после того, как этот провод сильнее прижимают к трансформатору, который находится на крышке трамблера.

Контакты распределителя зажигания


К этому шагу приступаем только после того, как безрезультатно выполнили два предыдущих.

Нужно открыть крышку распределителя зажигания. Очень внимательно визуально оцениваем, не возник ли нагар на контактах. Если такая беда присутствует, с помощью ножика очень осторожно убираем этот нагар.

Еще можно проверить, исправно ли работают контакты. Для этого, не закрывая крышку, крутим стартер и смотрим, размыкаются ли все контакты. Если некоторые контакты работают неправильно, придется отрегулировать нужный зазор в свечах зажигания на Ваз 2106.

Катушка зажигания


Итак, если выяснилось, что все свечи работают исправно, высоковольтные провода напряжение подают, центральный провод также исправно работает, а контакты не имеют повреждений, придется углубляться внутрь системы и диагностировать катушку зажигания.

Без специального оборудования здесь не обойтись. Нужно приготовить либо мультиметр, либо омметр. Ваша задача проверить с помощью этих приборов обе обмотки и убедиться, что сопротивление этих обмоток имеет нормальные показатели, соответствующие тем, что описаны в руководстве по Ваз 2106. Если удалось выявить отклонения от нормы, для устранения проблемы нужно будет ставить новую исправную деталь.

Дополнительные моменты для электронного зажигания

Если вы являетесь счастливым обладателем БСЗ на Ваз 2106, то после всех предыдущих шагов можно обратить внимание на следующие моменты:

Некоторые владельцы бесконтактных систем также на всякий случай возят с собой свою предыдущую контактную систему зажигания, которая стояла перед заменой. Это позволит в дороге в случае возникновения неисправности на время поставить ее обратно и доехать до автосервиса, что очень удобно.

Как видите, если нет искры на Ваз 2106, исправить это достаточно несложно. Главное знать, где искать.

Силовая установка транспортного средства не запускается. К сожалению, такая ситуация знакома подавляющему большинству отечественных автолюбителей. И причины, а, следовательно, и решение данной проблемы кроются в работоспособности системы зажигания вашего автомобиля, вернее, в исправности отдельных ее элементов. В частности, катушки зажигания. Итак, в предлагаемой статье мы рассмотрим неисправности катушки зажигания, при которых пуск двигателя автомобиля затруднен или вообще невозможен, а также алгоритм проверки ее (катушки) работоспособности.

Катушка зажигания современного автомобиля, по сути, является унифицированным преобразователем тока.

Поступающий от аккумуляторной батареи ток низкого напряжения с помощью данного устройства преобразовывается в ток высокого напряжения с последующей подачей на свечи зажигания. Исходя из функционального назначения этого элемента, сформулируем основные признаки, указывающие на сбои в его работе:

    Затрудненный пуск силового агрегата автомобиля.

    Рост расхода топлива.

    Нарушение стабильности работы двигателя в режиме «холостого хода».

    Падение мощности и интенсивности работы силовой установки.

    «Провалы» при разгоне автомобиля.

    Резкое уменьшение числа оборотов и остановка силового агрегата, работающего в режиме «холостого хода».

    Прекращение работы группы цилиндров (1-4 или 2-3).

Процедуру проверки катушки зажигания, как правило, начинают с внешнего осмотра. В результате осмотра убедитесь в отсутствии на катушке следов механических повреждений, трещин, черных точек («пробоев»), маслянистых пятен и потеков. Тщательно очистите устройство от грязи и пыли, поскольку их присутствие может спровоцировать утечку тока высокого напряжения, что небезопасно. Внимательно осмотрите провода, подсоединяемые к катушке, на предмет наличия повреждений и изломов, а также следов коррозии и окисления.

Проверку работоспособности катушки в контактной системе зажигания можно выполнить следующим способом:


Эта деталь имеется в силовых агрегатах, работающих на бензине. Она является одним из главных узлов системы зажигания. Выход из строя создаёт проблемы водителю, двигатель отказывается работать, или работает с большими перебоями. В некоторых случаях для устранения проблем понадобиться пару минут, их решение вполне под силу водителям. Но бывают моменты, когда выявить источник неисправности возможно только при помощи специального диагностического оборудования.

Для воспламенения сжатой в рабочей зоне цилиндра горючей смеси бензина с воздухом, необходимо высокое напряжение на свече зажигания. Его величина превышает величину равную30 тысяч Вольт. Бортовое напряжение автомобиля в большинстве случаев равно 12 Вольт. Для получения нужной величины и предназначена катушка зажигания.

Этому узлу автомобиля необходимо уделять должное внимание, при отказах других систем автомобиль может самостоятельно добраться на стоянку, в сервисный центр. В том случае, когда нет искры, сделать это невозможно. Придётся искать буксировщика или вызывать эвакуатор.

Немного об её устройстве

Деталь используется во всех видах устройств зажигания, контактном, бесконтактном, электронном. Представляет собой повышающий трансформатор с двумя обмотками. Одна низковольтная, а вторая повышающая. Их наматывают на железный сердечник. Низковольтная обмотка наматывается толстым проводом, может иметь примерно 150 витков. Для высоковольтной обмотки их число может колебаться от 15 до 30 тысяч витков, наматывают тонким медным проводом.

Они помещены в герметичный корпус, заполненный трансформаторным маслом. Один вывод первичной обмотки подключается к контакту трамблёра, второй соединяют с источником бортового напряжения. К нему подключен один из выводов высоковольтной обмотки. Второй вывод подключен к выходной клемме на корпусе из материала, который не проводит электрический ток. Конструкция и внешний вид этой детали для разных типов зажигания отличаются между собой.

Эти изделия изготавливают индивидуальным или сдвоенным типом конструкции. Индивидуальное устройство устанавливается на каждую свечу двигателя. Сдвоенная катушка выдаёт искру одновременно на две свечи двух цилиндров, находящихся в ВМТ такта сжатия. В одном из них будет вспышка топливовоздушной смеси, а во втором получится простой искровой разряд. Установка на свечи производится так, один вывод одевается на выводной контакт свечи, вторую свечу подключают проводом высокого напряжения.

В последнее время получили широкое распространения блоки, в которых двух выводные конструкции объединены единым узлом, как показано на фотографии. Их называют уже четырёх выводной катушкой.

Как работает этот прибор

Изделие представляет собой двух обмоточный высоковольтный трансформатор, принцип работы основан на законе электромагнитной индукции. Чтобы не лезть в «дебри» школьного курса физики, кратко можно отметить следующий факт работы прибора. Появление кратковременного импульса на первичной (низковольтной) обмотке вызывает в теле железного сердечника мощное магнитное поле. В результате этого действия на вторичной обмотке происходит возникновения высокого напряжения.

Первичная обмотка получает управляющие импульсы в контактных системах от распределителя зажигания. Вращение ротора в определённый момент подключает вывод катушки на «массу» для получения импульса на первичную обмотку. Как недостаток системы отмечают прохождение через контакты тока значительной силы. Это вызывает обгорание контактов, их периодическую чистку, выставление зазора.

В бесконтактных или электронных системах контактная группа отсутствует. Вместо них управляющие импульсы на катушку поступают от коммутатора или электронного блока управления двигателем. Внедрение таких устройств повысило надёжность и эффективность бензиновых двигателей.

Признаки неисправностей

Об этом желательно знать практически всем, чтобы примерно ориентироваться в том, что же случилось с машиной, почему силовой агрегат «захандрил» или совсем не подаёт признаков жизни. Зная об этом, можно избавиться от проблем или не допустить их возникновения. Самый главный признак о проблеме с этим узлом, невозможность запустить мотор машины. Причём, это одинаково невозможно как на горячем, так и на холодном двигателе. Также будут характерные перебои работающего двигателя. Это может стать следствием того, что выдаётся слабая искра катушкой зажигания. Мотор «троит», теряется мощность и динамика, в инжекторных системах может появиться сигнал неисправности на панели приборов.

Важно! Нельзя оставлять включённым зажигание на автомобилях с контактной системой зажигания. Катушка может перегреться и выйти из строя.

Проблемы могут возникнуть из-за пробоя изоляции, искра будет убегать на массу машины, минуя свечи. Редко, но всё же случается, когда происходит замыкание витков обмотки, это будет видно по её нагреву. Водителям важно уметь самостоятельно определять исправность прибора, что позволит самостоятельно и быстро устранять поломки. Давайте рассмотрим, как это можно сделать.

Если у вас имеется автомобильный тестер или мультиметр, с их помощью легко определить исправность этого прибора.

Её сопротивление, в зависимости от типа изделия, может колебаться от 300 до 500 Ом. Подобным образом проверяют и высоковольтную обмотку прибора. Слабая искра как раз из-за замкнутых витков, является частым явлением во время эксплуатации двигателя.

Проверить исправность прибора на силовом агрегате с контактной системой зажигания можно непосредственно на двигателе. Для этого достаточно вынуть высоковольтный провод из распределителя и поднести к «массе», одновременно прокручивая стартер. Между корпусом двигателя и проводом должен происходить мощный искровой разряд. Если искра слабая или отсутствует, скорее всего, проблема в катушке.

Важно! Такую проверку категорически запрещено проводить с электронными системами зажигания во избежание выхода из строя электроники. Рекомендуется использовать искровой разрядник.

При таких проверках следует также проверить работоспособность контактной группы и подачу бортового напряжения на низковольтную обмотку.

Слабая отдача высоковольтной обмотки может быть из-за разряженного аккумулятора, что довольно часто случается в холодное время. Искрит катушка зажигания или нет, в мастерских специалисты проверяют на специальном оборудовании, им можно измерить величину высокого напряжения. Иногда можно услышать, особенно от начинающих водителей, что искрит катушка зажигания, а мотор не заводится.

В таком случае обращают внимание на цвет выдаваемой искры. Она должна быть мощной и яркой, как показано на фото.

В том случае, когда цвет искрового разряда имеет отличие от показанного на фото, выясните причину такого явления.

В конце статьи хочется заметить, что источниками подобных проблем могут быть и другие элементы, обеспечивающие работоспособность двигателя.

Функционирование силового агрегата ВАЗ 2106 неразрывно связано с образованием искры, на что оказывают влияние практически все элементы системы зажигания. Появление неполадок в системе отражается в виде проблем с двигателем: возникает троение, рывки, провалы, плавающие обороты и т. п. Поэтому при первых же симптомах нужно найти и устранить причину неисправности, что под силу сделать своими руками каждому владельцу «Жигулей».

Нет искры на ВАЗ 2106

Искрообразование - важный процесс, обеспечивающий запуск и стабильную работу силового агрегата, за который отвечает система зажигания. Последняя может быть контактной или бесконтактной, но суть её работы остаётся одной и той - обеспечить образование и раздачу искры на нужный цилиндр в определённый момент времени. Если этого не происходит, двигатель может либо вовсе не запуститься, либо работать с перебоями. Поэтому на том, какая должна быть искра и каковы могут быть причины её отсутствия, стоит остановиться более подробно.

Зачем нужна искра

Поскольку на ВАЗ 2106 и другой «классике» установлен двигатель внутреннего сгорания, работа которого обеспечивается за счёт сгорания топливно-воздушной смеси, для воспламенения последней необходима искра. Чтобы её получить, автомобиль оснащается системой зажигания, в которой основными элементами являются свечи, высоковольтные (ВВ) провода, прерыватель-распределитель и катушка зажигания. От работоспособности каждого из них зависит как искрообразование в целом, так и качество искры. Принцип получения искры довольно прост и сводится к следующим действиям:

  1. Расположенные в трамблёре контакты обеспечивают подачу низкого напряжения на первичную обмотку высоковольтной катушки.
  2. Когда контакты размыкаются, на выходе катушки индицируется высокое напряжение.
  3. Высоковольтное напряжение по центральному проводу поступает на распределитель зажигания, посредством которого происходит раздача искры по цилиндрам.
  4. В головке блока на каждый цилиндр установлена свеча зажигания, на которую по ВВ проводам подаётся напряжение, вследствие чего образуется искра.
  5. В момент появления искры горючая смесь воспламеняется, обеспечивая работу мотора.

Какая должна быть искра

Нормальная работа двигателя возможно только с качественной искрой, что определяется по её цвету, который должен быть ярко-белым с голубым оттенком. Если искра имеет фиолетовый, красный либо жёлтый цвет, то это говорит о проблемах в системе зажигания.

Признаки плохой искры

Искра может быть как плохой, так и вовсе отсутствовать. Поэтому нужно разобраться, какие возможны симптомы и что может быть причиной при проблемах с искрообразованием.

Нет искры

Полное отсутствие искры проявляется невозможностью запустить мотор. Причин такого явления может быть немало:

  • мокрые или вышедшие из строя свечи зажигания;
  • повреждённые ВВ провода;
  • обрыв в катушке;
  • неполадки в трамблёре;
  • поломка датчика Холла либо коммутатора (на авто с бесконтактным распределителем).

Видео: поиск искры на «классике»

Слабая искра

Мощность искры также оказывает немалое влияние на функционирование силового агрегата. Если искра слабая, то горючая смесь может возгораться раньше или позже, чем это необходимо. В результате снижается мощность, повышается расход топлива, возникают провалы на разных режимах, также двигатель может троить.

Троение - процесс, при котором один из цилиндров силовой установки работает с перебоями либо вовсе не работает.

Одной из причин, по которым искра может быть слабой, является неправильный зазор контактной группы распределителя зажигания. Для классических «Жигулей» этот параметр составляет 0,35–0,45 мм. Зазор меньше этого значения приводит к образованию слабой искры. Большее значение, при котором контакты в трамблёре полностью не смыкаются, может привести к полному отсутствию искры. Помимо контактной группы из внимания не стоит упускать и другие составляющие системы зажигания.

Недостаточно мощная искра возможна, например, при пробое свечных проводов, т. е. когда часть энергии уходит на массу. То же самое может происходить со свечой, когда пробивает изолятор либо на электродах образовывается значительный слой нагара, препятствующий пробою искры.

Искра не на тот цилиндр

Довольно редко, но бывает, что искра есть, но подаётся не на тот цилиндр. Двигатель при этом работает нестабильно, троит, стреляет в воздушный фильтр. В этом случае ни о какой нормальной работе мотора и речи быть не может. Причин такого поведения может быть не так уж много:

  • перепутаны ВВ провода на крышке распределителя;
  • неправильно установлена крышка на трамблёре;
  • неверно подключены свечные провода к свечам.

Последний пункт хоть и маловероятен, поскольку длина у высоковольтных кабелей разная, но всё же и его стоит рассматривать при возникновении проблем с зажиганием. Перечисленные причины возникают, как правило, по неопытности. Поэтому выполняя ремонт системы зажигания нужно быть внимательным и производить подключение ВВ проводов в соответствии с нумерацией на крышке трамблёра.

Поиск неисправности

Поиск неполадок в системе зажигания ВАЗовской «шестёрки» нужно проводить методом исключения, проверяя последовательно элементом за элементом. На этом стоит остановиться подробнее.

Проверка АКБ

Поскольку при запуске автомобиля источником питания является аккумулятор, то именно с проверки этого устройства и стоит начинать диагностику. Неисправности с АКБ проявляются при попытке пуска двигателя. В этот момент контрольные лампочки на щитке приборов притухают. Причина может быть как в плохом контакте на самих клеммах, так и попросту в слабом заряде батареи. Поэтому состояние клемм следует проверить и если нужно зачистить их, подтянуть крепление. Чтобы предотвратить окисление в будущем, контакты рекомендуется покрыть графитной мазкой. Если АКБ разрядился, то его заряжают с помощью соответствующего устройства.

Свечные провода

Следующими элементами, которые нуждаются в обязательной проверке при проблемах с искрообразованием, являются ВВ провода. При внешнем осмотре кабели не должны иметь никаких повреждений (трещин, разрывов и т. п.). Чтобы оценить, проходит искра через провод или нет, потребуется снять наконечник со свечи и расположить его вблизи массы (5–8 мм), например, возле блока двигателя, и в течение нескольких секунд прокручивать стартер.

В этом время должна проскакивать мощная искра. Отсутствие таковой укажет на необходимость проверки высоковольтной катушки. Поскольку на слух невозможно определить, на какой из цилиндров искра не приходит, проверку следует выполнять поочерёдно со всеми проводами.

Видео: диагностика ВВ проводов мультиметром

Свечи зажигания

Свечи хоть и нечасто, но всё равно выходят из строя. Если неисправность возникает, то с одним элементом, а не со всеми сразу. Если искра присутствует на свечных проводах, то для проверки самих свечей их выкручивают из ГБЦ «шестёрки» и надевают ВВ кабель. Металлическим корпусом свечи прикасаются массы и прокручивают стартер. Если свечной элемент рабочий, то между электродами будет проскакивать искра. Однако она может отсутствовать и на исправной свече, когда электроды заливает топливом.

В этом случае деталь нужно просушить, например, на газовой плите либо установить другую. Кроме этого, рекомендуется проверить щупом зазор между электродами. Для контактной системы зажигания он должен быть равен 0,5–0,6 мм, для бесконтактной - 0,7–08 мм.

Катушка зажигания

Чтобы протестировать высоковольтную катушку, необходимо снять с крышки трамблёра центральный кабель. Путём прокручивания стартера проверяем наличие искры таким же образом, как с ВВ проводами. Если искра есть, значит, катушка исправна и неполадку следует искать в другом месте. При отсутствии искры проблема возможна как с самой катушкой, так и с низковольтной цепью. Для диагностики рассматриваемого устройства можно воспользоваться мультиметром. Для этого:

Цепь низкого напряжения

Высокий потенциал на катушке зажигания формируется в результате подачи низкого напряжения на её первичную обмотку. Чтобы проверить работоспособность цепи низкого напряжения можно задействовать контрольку (лампочку). Подключаем её на клемму низкого напряжения трамблёра и массу. Если цепь рабочая, то лампа при включённом зажигании должна загораться в момент размыкания контактов трамблёра и гаснуть при их замыкании. Если же свечения нет вообще, то это говорит о неисправности катушки либо проводников по первичной цепи. При свечении лампы независимо от положения контактов проблема может быть в следующем:

  • повреждение проводника, который идёт от клеммы распределителя к рычажку. Устраняется путём восстановления повреждённого проводка;
  • обрыв проводника, идущего от подвижного диска к корпусу. Неисправность лечится, как и в предыдущем пункте;
  • образование окиси на контактах. В этом случае требуется очистка и регулировка элементов.

Проверка контактного трамблёра

Необходимость проверки прерывателя-распределителя появляется в том случае, если с искрообразованием возникли проблемы, а в ходе диагностики элементов системы зажигания неполадку выявить не удалось.

Крышка и ротор

В первую очередь осматриваем крышку и ротор устройства. Проверка состоит из следующих шагов:


Контактная группа

Основными неисправностями контактной группы распределителя зажигания являются подгоревшие контакты и неправильный зазор между ними. В случае подгорания контакты зачищают мелкой наждачной бумагой. При сильном повреждении лучше их заменить. Что касается самого зазора, то для его проверки необходимо снять крышку прерывателя-распределителя и провернуть коленвал мотора, чтобы кулачок на валу трамблёра максимально разомкнул контакты. Щупом проверяем зазор и если он отличается от нормы, то производим регулировку контактов путём отворачивания соответствующих винтов и перемещения контактной пластины.

Конденсатор

Если на трамблёре вашей «шестёрки» установлен конденсатор, то иногда деталь может выходить из строя в результате пробоя. Проявляется неисправность следующим образом:

  • проблемы с запуском мотора;
  • внезапная остановка двигателя во время движения.

Проверить элемент можно такими способами:


Проверка бесконтактного трамблёра

Если «шестёрка» оснащена , то проверка таких элементов, как свечи, катушка, и ВВ провода выполняется таким же образом, как и с контактной. Отличия заключаются в проверке коммутатора и датчика Холла, установленного вместо контактов.

Датчик Холла

Наиболее простой способ диагностики датчика Холла - установить заведомо рабочий элемент. Но поскольку деталь не всегда может оказаться под рукой, приходится искать другие возможные варианты.

Проверка снятого датчика

В процессе проверки определяется напряжение на выходе датчика. Исправность снятого с машины элемента определяем согласно представленной схеме, подавая напряжение в пределах 8–14 В.

Схема для проверки снятого датчика Холла: 1 - распределитель зажигания; 2 - резистор 2 кОм; 3 - вольтметр с пределом шкалы не менее 15 В и внутренним сопротивлением не менее 100 кОм; 4 - штепсельный разъём, присоединяемый к датчику распределителя зажигания

Помещая в зазор датчика отвёртку, напряжение должно меняться в пределах 0,3–4 В. Если трамблёр был снят полностью, то прокручивая его вал, измеряем напряжение таким же образом.

Проверка датчика без снятия

Работоспособность датчика Холла можно оценить без демонтажа детали с автомобиля, воспользовавшись приведённой схемой.

Схема для проверки датчика Холла на автомобиле: 1 - распределитель зажигания; 2 - переходный разъём с вольтметром, имеющим предел шкалы не менее 15 В и внутреннее сопротивление не менее 100 кОм; 3 - штепсельный разъём, присоединяемый к датчику распределителя зажигания; 4 - жгут проводов автомобиля

Суть проверки сводится к подключению вольтметра к соответствующим контактам на разъёме датчика. После этого включаем зажигание и специальным ключом проворачиваем коленвал. Присутствие напряжения на выходе, которое соответствует приведённым выше значениям, укажет на исправность элемента.

Видео: диагностика датчика Холла

Коммутатор

Поскольку от коммутатора также зависит образование искры, поэтому необходимо знать, каким образом можно проверить и это устройство.

Можно приобрести новую деталь либо выполнить следующую последовательность действий, используя контрольную лампочку:

  1. Откручиваем гайку и снимаем провод коричнево цвета с контакта «К» катушки.
  2. В получившийся разрыв цепи подключаем лампочку.
  3. Включаем зажигание и несколько раз прокручиваем стартером. При исправном коммутаторе лампочка загорится. В противном случае диагностируемый элемент нужно будет заменить.

Видео: проверка коммутатора системы зажигания

Работоспособность систем и узлов ВАЗовской «шестёрки» нужно постоянно контролировать. Возникновение проблем с искрообразованием не останется незамеченным. Для поиска неисправностей и их устранения не потребуются специальные инструменты и навыки. Минимального набора, состоящего из ключей, отвёртки и лампочки, для диагностики и ремонта будет вполне достаточно. Главное, знать и понимать, как образуется искра, и какие элементы системы зажигания могут повлиять на её отсутствие либо плохое качество.