Технические условия на коммерческий узел учета потребления тепловой энергии. Общедомовой прибор учета тепловой энергии Технические условия на организацию учета тепловой энергии

Ищите ответ? Задайте вопрос юристам!

9995 юристов ждут Вас Быстрый ответ!

Задать вопрос


Вопрос по поводу технических условий для установки счетчиков воды

Здравствуйте. В прошлом письме я писала о техническом задании на счетчики, я чуть ошиблась, в управляющей компании документ называется "технические условия", где прописывается где установлен счетчик и правильно ли он установлен.

Мы обратились в компанию поставляющую ресурсы (воду) и нам юрист компании пояснил, что технические условия на проектирование узла учета делается бесплатно, а им в компанию нужны эти документы согласно постановлению правительства РФ от 4 сентября 2013г номер 776, где прописаны правила организации коммерческого учета воды и сточных вод (пункт 8 установка,эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке: а - получение технических условий на проектирование узла учета, б - проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета и д.р.подпункты). Мы сами установили счетчики, согласно паспорту этих приборов. Управляющая компания требует оплату за технические условия для счетчиков, за то что придет человек и проверит где стоят счетчики, правильно ли стоят и напечатает бумагу об этом. За каждый счетчик просят по 600 рублей. Мы просили предоставить документы регламентирующие оформление данной услуги, нам ответили, чтобы мы в письменной форме написали нашу просьбу о предоставлении приказов. Еще сказали, что это коммерческая организация и мы можем обратиться в любую другую УК города за техническими условиями. Пожалуйста, подскажите, как разорвать этот бюрократический порочный круг? Кто здесь прав? Куда обратиться чтобы нас услышали?

Ответы юристов

Морозов Игорь Владимирович (09.09.2015 в 15:58:16)

Обращайтесь в полицию с заявлением о попытке мошенничества - техусловия на установку счётчиков не нужны. Потребитель имеет право: принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности; требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию; требовать от исполнителя совершения действий по техническому обслуживанию индивидуальных, общих (квартирных) или комнатных приборов учета в случае, когда исполнитель принял на себя такую обязанность по договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг.

Багалова Татьяна Константиновна (09.09.2015 в 18:05:48)

Добрый вечер, Надежда! Вы не должны были подключать приборы учета воды самостоятельно, так как без установленного разрешения Вы не имели право производить указанные работы.

Собственник, желающий установить приборы учета воды, может заключить со специализированной организацией договор на установку приборов учета воды, в котором оговаривает конкретные услуги (проектирование, монтаж-наладка, техническое обслуживание и т.д.). Потребитель либо специализированная организация по его поручению выполняют монтаж поверенного счетчика. Счетчики холодной воды имеют межповерочный интервал от 5 лет службы, а счетчики горячей воды проверяются от 4 лет службы.

Централизованные системы водоснабжения и водоотведения представляют собой комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды; водопроводные и канализационные устройства и сооружения для присоединения к системам коммунального водоснабжения и канализации (водопроводный ввод или канализационный выпуск) - устройства и сооружения, через которые абонент получает питьевую воду из системы коммунального водоснабжения и (или) сбрасывает сточные воды в систему коммунальной канализации.

2. Объективная сторона состава правонарушения выражается в активных действиях, состоящих в самовольном, т.е. незаконном, неразрешенном либо прямо запрещенном подключении с помощью технических средств (устройств) к указанным системам. Самовольное присоединение к системам водоснабжения или канализации означает присоединение, произведенное без разрешительной документации либо с нарушением технических условий.

Разрешительная документация - разрешение на присоединение к системам водоснабжения (канализации), выдаваемое органами местного самоуправления по согласованию с местными уполномоченными органами, и технические условия на присоединение, выдаваемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Поэтому с Вас и требуют разрешительную документацию, т.е. технические условия.

Удачи Вам! С уважением, Татьяна!

Разумовская Тамара Генадьевна (09.09.2015 в 20:45:53)

Доброго вам дня!

Уважаемая Надежда!! В вашем случае нет бюрократии, потому что вы сами пишете, что установили счетчики сами, но для этого работает и служит ЖЭК, ЖСК, и др.организации, которые и имеют уже все тех.условия и составлять их не надо, если они сами всё устанавливают согласно нормативам и потом в дальнейшем заключают с вами договор о техническом обслуживании, ремонте этих счетчиков.А так ввиду того, устанавливали сами, то и ремонт будет обплачиваемым и проверка тех.условий установки счетчиков тоже.В том случае, если вы решите обратиться в суд, то иск либо оставят без движения(в случае если не было попыток досудебного урегулирования), либо компания, поставляющая ресурсы, выиграет суд и взыщет с вас расходы на представление в суде(т.е расходы на юриста от компании).В вашем случае это неприемлимо.Считаю необходимым вам посоветовать мирно урегулировать эти вопросы со счетчиками путем оформления (платного в вашем случае) тех.условий по счетчикам.

Олег Эдуардович (09.09.2015 в 20:58:33)

Добрый день.

Получите от них письменный отказ, имея на руках такой документ будет проще решить, что делать дальше.

Захарова Александра Андреевна (09.09.2015 в 22:45:16)

Здравствуйте! Вы имели право поставить счетчики самостоятельно и Ваша Управляющая компания не имеет права требовать с Вас оплаты услуг по введению счетчиков в эксплуатацию, за технические условия.

Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 г. "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"

33. Потребитель имеет право:

и) требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

В соответствии с Правилами оказания коммунальных услуг населению (Постановление Правительства РФ №354) ввод в эксплуатацию установленного сторонней организацией индивидуального (квартирного) прибора учета производится по заявлению жителя, дополнительная оплата не требуется. Аналогично не взимается плата за опломбировку электрических счетчиков, за исключением случаев, когда собственнику квартиры надо перенести электросчетчик на другое место.

Важен также следующий момент, который должен исключить все споры. В соответствии со ст.20 ФЗ №416 "О горячем водоснабжении и водоотведении":

5. Приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего , договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц. Таким образом, Ваши права нарушены как потребителя прежде всего. Вы можете обратиться в Роспотребнадзор, суд, органы прокураторы. Но перед этим напишите претензию в адрес Управляющей компании.

Удачи. Мой ответ - ваш отзыв.

Собственник нежилой недвижимости оспаривает привлечение к ответственности за несоблюдение требований энергоэффективности, оснащенности приборами учета используемых энергоресурсов

1. Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

2. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.

3. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:

1) отсутствие в точках учета приборов учета;

2) неисправность приборов учета;

3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

4. Ввод в эксплуатацию источников тепловой энергии и подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок новых потребителей без оборудования точек учета приборами учета согласно правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя не допускаются. Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета, заключенному со специализированной организацией. Приборы учета во вводимых в эксплуатацию многоквартирных домах устанавливаются застройщиками за свой счет до получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

5. Владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

6. Коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя:

1) установку приборов учета;

2) эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета.

7. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов и должны содержать, в частности:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) требования к приборам учета, включающие особенности учета тепловой энергии, теплоносителя в отношении объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час;

Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергоэффективности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 24 марта 2014 г. № 05-26/1404 и в пределах своей компетенции сообщает.

Согласно пункту 19 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № (далее – Правила) узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. № “Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (далее – Постановление) граница балансовой принадлежности – линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании.

В соответствии со статьей 36 главы 6 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) собственникам помещений в многоквартирном доме (далее – МКД) принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Собственники помещений в МКД владеют, пользуются и, в установленных Кодексом и гражданским законодательством пределах, распоряжаются общим имуществом собственников помещений в МКД.

– контроль качества теплоснабжения при поставке и потреблении тепловой энергии производится на границах балансовой принадлежности между теплоснабжающей, теплосетевой организацией и потребителем.

– контролю качества теплоснабжения подлежат следующие параметры, характеризующие тепловой и гидравлический режим потребителя:

а) при присоединении теплопотребляющей установки потребителя непосредственно к тепловой сети: температура обратной воды в соответствии с температурным графиком, указанным в договоре теплоснабжения; расход теплоносителя, в том числе максимальный часовой расход, определенный договором теплоснабжения; расход подпиточной воды, определенный договором теплоснабжения;

б) при присоединении теплопотребляющей установки потребителя через центральный тепловой пункт, индивидуальный тепловой пункт или при непосредственном присоединении к тепловым сетям: температура теплоносителя, возвращаемого из системы отопления в соответствии с температурным графиком; расход теплоносителя в системе отопления; расход подпиточной воды согласно договору теплоснабжения.

– конкретные величины контролируемых параметров указываются в договоре теплоснабжения.

В зависимости от выбранного способа управления МКД договор с ресурсоснабжающей организацией заключает товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управляющая организация или лица, осуществляющие, в том числе, отопление при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме.

В силу пункта 49 Правил проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета.

Дополнительно сообщаем, что согласно пункту 44 Правил – проект узла учета содержит, в том числе:

– копию договора теплоснабжения с приложением актов разграничения балансовой принадлежности и сведения о расчетных нагрузках для действующих объектов. Для вновь вводимых в эксплуатацию объектов прилагаются сведения о проектных нагрузках или условиях подключения;

– план подключения потребителя к тепловой сети;

принципиальную схему теплового пункта с узлом учета;

– план теплового пункта с указанием мест установки датчиков, размещения приборов учета и схемы кабельных проводок;

– электрические и монтажные схемы подключения приборов учета;

– спецификацию применяемого оборудования и материалов.

Исходя из изложенного, Минстрой России считает, что выдача технических условий (далее – ТУ) для проектирования приборов учета тепловой энергии правомерна только при установке общедомовых приборов учета. Для установки индивидуальных теплосчетчиков получение ТУ и разработка проектной документации не требуется.

Любые здания и квартиры, которые подсоединены к сети централизованного теплоснабжения, используют тепло для организации и поддержания оптимальной температуры у потребителей. Устройство, которое осуществляет организацию контроля количества энергии, называется теплосчетчиком. Подобный прибор должен отвечать требованиям к узлам учета тепловой энергии согласно заключенному договору с представителями теплосети. Он также может осуществлять контроль показаний и параметров при эксплуатации теплоносителей (вода и пар, циркулирующие в нагревательных устройствах) у потребителей.

Правила организации коммерческого учета тепловой энергии

При использовании теплосчетчика по договору потребитель платит только за произведенное количество теплоэнергии. Это устройство нужно для организации экономии объема потребляемого тепла и уменьшения расходов топлива в соответствии с подписанным договором после принятия акта. Технический учет тепловой энергии – это необходимая в современном здании организация контроля оборудования энергосетей.

В требованиях к коммерческим узлам учета тепловой энергии говорится, что это устройства для организации измерения температуры и объема теплоэнергии. По правилам они состоят из расходомера, датчиков температуры на входе и выходе и электронного калькулятора. Учитывая информацию о массе потока, потребитель по счетчику может определить объем воды и пара, который производит оборудование.

Чтобы организовать измерения параметров, потребителями может использоваться следующая формула: производимая масса теплоты равна объему тепла, подаваемого через расходомер, умноженному на разницу в температуре в подающем и обратном трубопроводах. Этот показатель умножается на коэффициент теплопередачи, который характеризует параметры оборудования согласно договору эксплуатации.

Действующие технические условия и паспорт узла учета тепловой энергии определяют правила установки. Например, тепловой счетчик необходимо включить в реестр измерительных приборов, как и любое другое метрологическое устройство.

Расходомеры согласно техническим условиям на организацию установки приборов учета тепловой энергии монтируют на прямых участках системы, а температурные датчики – на трубопроводах диаметром не менее 70 мм с включением дополнительных фитингов (фильтры, шаровые краны, измерительные манометры и термометры). Работы выполняют представители теплосети.

Этот комплект оборудования системы теплоснабжения по правилам организации называется коммерческим измерительным узлом. Требования к работам по его установке регламентированы в статье 19 (Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя ФЗ «О теплоснабжении»).

Монтаж измерительного оборудования

По правилам установки приборов учета тепловой энергии существует два способа монтажа измерительных устройств:

  1. Измерение температуры и энергомассы требует осуществлять организацию теплосчетчиков на каждом теплоносителе. Чтобы получить общий расход массы тепла для квартиры, потребителю нужно добавить данные обо всем оборудовании в отчетный период.
  2. Организация одного прибора учета расхода тепла на стояке и датчиков температуры осуществляется на каждом теплоносителе у потребителей. При этом объем работ по перепрограммированию определяется представителями теплосети. Также они добавляют данные по каждому трубопроводу для получения общего расхода потребителями.

Только однотрубные горизонтальные системы позволяют осуществлять измерение одним теплосчетчиком. Однако подобные устройства оборудуют лишь в промышленных и производственных зданиях. Поэтому эффективным решением проблемы, которое не требует значительных капиталовложений и реконструкции помещения, является монтаж коммерческих приборов измерения температуры.

Требования к приборам учета тепловой энергии

Согласно техническим условиям на трубы монтируют коммерческие измерительные устройства в специально отведенных помещениях. Необходимо предоставить доступ к теплосчетчикам и оборудованию для учета и контроля.

Требования к установке приборов учета основаны на необходимости признания их в качестве коммерческого оборудования, которое осуществляет контроль за системой теплоснабжения в течение нескольких лет. Они включают:

  • обязательную регистрацию в реестре измерительных устройств;
  • организацию защиты от несанкционированного вмешательства в работу оборудования в подотчетный период;
  • минимальное количество регистрируемых параметров расчета измерений объема энергии;
  • автономные источники питания, которые проработают не менее 5-6 лет;
  • соблюдение нормативного периода времени калибровки (в зависимости от типа счетчика).

Выбор узла учета осуществляют по характеристикам теплоносителя. Пределы допустимых относительных погрешностей для счетчиков, регистрация времени эксплуатации и простоя регламентируются проектом. Эти параметры определяются требованиями организации коммерческих узлов учета.

Инженерное оборудование выбирают следующим образом:

  • потребители определяются с типом оборудования, включенного в реестр, или тех приборов, которые прошли государственную метрологическую сертификацию;
  • для измерительного устройства необходимо обеспечить удобные помещения, в которые невозможен несанкционированный доступ. Также нужна надежная гидроизоляция и доступное освещение, при которых легко проводить считывание показаний счетчиков.

При разработке проекта узла учета необходимо определиться с техническими данными и учитывать требования и рекомендации по организации и сборке измерительных приборов, фитингов для труб, средств защиты от загрязнения и соединительных элементов. Установка должна выполняться по договору, затем акт принимает руководитель теплосети. С подробной информацией можно ознакомиться в паспортах изготовителей и нормативных документах на оборудование. Также в договоре эксплуатации определяются формы отчетных ведомостей показаний приборов учета.

Начало организации работы измерительного устройства контроля проводит представитель теплоснабжения вместе с потребителем после приемки прибора. Составляются две идентичные копии акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, при этом один экземпляр предоставляется потребителю, другой – сотруднику теплосети. Акт ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителей одобряет руководитель теплосети в течение нескольких дней.